27 февраля 2003
5327

Проблемы регулирования судопроизводства по экономическим спорам в рамках СНГ

В.Ф. Яковлев,
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации

Целью создания Экономического союза, образованного в 1993 г., является формирование условий стабильного развития экономик стран в интересах повышения жизненного уровня их населения (ст. 2 Договора "0 создании Экономического союза").

Реализация этой цели возможна лишь при широком взаимодействии стран СНГ, объединении усилий для решения актуальных задач, в том числе проблемы установления равных возможностей и гарантий для всех субъектов экономической деятельности создания экономического пространства, единого для всех участников Содружества, имея в виду единые правила перемещения и контроля за перемещением товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, лиц на территориях государств-участников СНГ. Последовательная реализация указанных условий будет способствовать развитию процессов экономической интеграции между странами СНГ.

Расширение взаимодействия в рамках СНГ необходимо не только по линии учреждений и органов СНГ, но и на уровне взаимодействия и развития экономических связей между субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое взаимодействие требует эффективных способов реализации прав предпринимателей и способов их защиты, в том числе судебной защиты и через использование альтернативных способов, таких как третейские суды и арбитражи, посредничество и др.

В условиях повышения значимости судебной защиты как наиболее эффективного средства соблюдения прав предпринимателей, особенно представителей малого бизнеса, вызывает определенное беспокойство наметившаяся тенденция упразднения экономических (арбитражных, хозяйственных) судов в государствах-участниках СНГ. В мировой практике создание судов со специальной юрисдикцией свидетельствует об определенном уровне развития экономики, права и общественной жизни. Чем выше этот уровень, тем сильнее потребность общества и государства в специальных механизмах разрешения споров, адекватных складывающимся материально-правовым отношениям и учитывающих их специфику. Дифференциация способов судебной защиты через создание судов со специальной юрисдикцией предполагает высокий уровень профессионализма судей, качество правосудия, что создает гарантии его эффективности.

Создание и развитие экономических (арбитражных, коммерческих, хозяйственных) судов в странах СНГ оправдано также существованием объективной необходимости приведения судебных процедур в соответствие с европейскими и мировыми стандартами. Кроме того, отказ от экономических судов не отвечает целям экономической интеграции.

Как показывает европейский опыт, определяющая роль в процессе интеграции отводится именно судебным органам интеграционной международной организации.

Роль и значение Экономического Суда СНГ в условиях развития межгосударственных экономических связей заключаются в обеспечении единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений (п. 1 Положения "Об Экономическом суде Содружества Независимых Государств").

Представляется также оправданным временное расширение юрисдикции Экономического Суда СНГ за счет предоставления ему полномочий Суда Евразийского экономического сообщества, созданного в соответствии с Договором об утверждении Евразийского экономического сообщества.

Таким образом, совершенствование деятельности Экономического Суда СНГ является непременным условием достижения эффективности интеграционных процессов в рамках Содружества.

Развитие межгосударственных экономических связей и формирование судебных межгосударственных органов предопределяют необходимость проведения унификации судебных процедур в сфере экономики, совершенствование национального процессуального законодательства.

В Российской Федерации принят целый ряд актов процессуального законодательства в истекшем году.

Новый кодекс Российской Федерации (2002 г.) получил высокую оценку экспертов Совета Европы, его положения можно было бы также использовать при разработке модельного кодекса судопроизводства по экономическим спорам.

В новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации с учетом европейских и мировых стандартов сформулирован важнейший функциональный принцип арбитражного процесса - принцип состязательности.

Особое место в Кодексе занимает подготовка дела к судебному разбирательству, причем именно эта стадия создает предпосылки качественного осуществления правосудия за счет увеличения сроков подготовки, установления правил представления доказательств (активный сбор доказательств на основе встречной инициативы сторон) и т.д.

Иначе решаются в новом Кодексе вопросы подведомственности. Основным критерием разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами является характер правоотношения, из которого возник спор или требование. Все споры, связанные с осуществлением экономической, в том числе предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Таким образом, новый Кодекс закрепляет статус арбитражного суда как органа правосудия в сфере экономики. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации значительно расширена в связи с отнесением к их ведению всех дел по спорам, возникающим из корпоративных правоотношений, защите деловой репутации, дел с участием иностранных лиц, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, если они связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, и др.

Новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации ориентирует участвующих в деле лиц на использование альтернативных способов разрешения споров как до обращения за защитой в арбитражный суд, имея в виду процедуру третейского разбирательства, так и после такого обращения, используя посреднические и иные примирительные процедуры, заключение мирового соглашения. Таким образом, создаются предпосылки для реализации задачи содействия становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (п.6 ст. 2 Кодекса), что является очень важной гарантией развития экономических связей в рамках СНГ.

Дифференциация судебных процедур - важное нововведение Кодекса. Для каждой категории дел, подведомственных арбитражному суду, установлен свой порядок судопроизводства, специальные правила рассмотрения: по делам административного судопроизводства, искового производства, упрощенного производства, особого производства и т.д.

Наконец, модернизировано надзорное производство. Поводом для рассмотрения дел в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является не акт должностного лица, а судебный акт коллегиального состава судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Основаниями для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в порядке надзора являются нарушения единства судебной практики, интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов. Это согласуется с ролью Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в системе арбитражных судов в Российской Федерации, которая заключается в обеспечении единообразия в применении арбитражными судами норм права, защите публичного порядка Российской Федерации.


cis.minsk.by

27.02.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован