Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
27 марта 2014
7117

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Эволюция военных способов и средств достижения военно-политических целей

Main podberezkinin3a

Угроза глобальной ядерной войны отодвинулась,
но возрос риск ядерного нападения[1]

Оценка стратегической обстановки в Стратегии
использования ядерного оружия США


Переоценка способов и средств ведения вооруженной борьбы является естественным и непрекращающимся процессом во всех странах. Ситуация начала XXI века, когда стратегическая обстановка в мире существенно изменилась, неизбежно диктует очередную переоценку. Для США, в частности, это означает, что они уже не заинтересованы в применении ядерного оружия в традиционных войнах и вооруженных конфликтах, оставляя за ним роль "гаранта" эффективного применения иных способов и средств вооруженной борьбы. Как отмечается в документах США, в указаниях президента перечислены принципы, которые определяют роль ядерных сил США. Такими принципами, в частности, являются:

- Основным предназначением ядерного оружия США остается сдерживание ядерного нападения на Соединенные Штаты, их союзников и партнеров;

- Соединенные Штаты будут рассматривать применение ядерного оружия только в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов Соединенных Штатов, их союзников и партнеров;

- Соединенные Штаты будут поддерживать надежные средства ядерного устрашения, способные убедить любого потенциального противника, что неблагоприятные для него последствия нападения на Соединенные Штаты или их союзников и партнеров значительно превысят любые потенциальные выгоды, которые противник может попытаться получить от такого нападения;

- политика США заключается в обладании заслуживающим доверия потенциалом устрашения (сдерживания) с минимально возможным количеством ядерного оружия, соответствующим сегодняшним и будущим потребностям безопасности США, их союзников и партнеров.

Этот пример ведущей в военном отношении страны очень характерен. Он свидетельствует о том, что существующие военно-политические цели правящие круги США будут добиваться другими способами и средствами. В этой связи ключевыми становится уже не вопрос о военно-политических целях, а именно о новых способах и средствах, с помощью которого они будут стремиться добиться по существу тех же целей.

Особое значение в этой связи приобретают те национальные приоритеты и ценности, которые доминируют в правящей элите того или иного государства. Во многом именно они определяют сегодня военно-политические цели и способы и средства будущей войны для каждого субъекта ВПО. Так, на рисунке, расположенном ниже, важны не столько абсолютные суммы военных расходов, а их соотношение между отдельными государствами, которые демонстрируют именно приоритеты тех или иных правительств и правящих элит.

[2]

В список включены визиты заместителя председателя Центрального военного совета Китая, министра обороны, начальника Генерального штаба, заместителя начальника Генерального штаба, командующего ВВС НОА и командующего ВМС НОА.

В частности, руководство Индии и Германии, чьи ВВП не только выше, чем у Франции и Великобритании, но и растут существенно быстрее, тратит на реализацию своих военно-политических целей существенно меньше.

На мой взгляд, это свидетельствует не о "миролюбии" Германии и Индии и отсутствии у них военно-политических целей, а об их стремлении использовать для их достижения иные способы и средства, оставляя за военными способами и средствами роль гаранта эффективного применения новых подходов.

В этой связи не может не обратить внимание, например, стремительное расширение форм военного сотрудничества между странами, которое стало общепризнанной нормой современных МО, подтверждающей стремление к предсказуемости использования военной силы.

Список государств, которые руководители НОА Китая
посетили в течение 2005-2009 гг.[3]



Другая, невоенная, политическая сторона характера будущей войны определяется переносом акцентов противоборства с государством на нацию и ее систему ценностей. Надо отчетливо понимать, что переход противоборства из сферы межгосударственных в межнациональную, межцивилизационную форму ставит совершенно по-другому и проблему роли собственно военной силы, сокращая объемы и способы ее прямого использования в пользу невоенных силовых методов. Победить государство с помощью военных средств можно, но нацию - нет. Это можно отобразить на следующем рисунке.



Как видно из рисунка, невоенные силовые методы начинают очевидно превалировать с появлением ОМУ, а тем более военно-стратегического паритета. После ликвидации СССР и ОВД стремление использовать силовые методы вновь усилилось, однако даже на этом фоне невоенные силовые методы становились доминирующими. Так, в сирийском конфликте США и их союзникам удалось привлечь от 40 тыс. до 120 тыс. наемников[4], но избежать самостоятельного участия непосредственно.

В зависимости от скорости процесса, его масштабов и последствий будут находиться способности государства к силовой политике, в том числе выборе силовых средств. Так, если признать, что конечной политической целью войны становится навязывание своей системы ценностей (а не захват территории, как прежде), то очевидна эволюция развития силовых средств, в пользу невоенных средств насилия, т.е. "мягкой силы":

- информационных;

- психологических;

- общественных и т.д., о чем уже всерьез говорится на совещаниях ОДКБ.



Их приблизительный перечень очень большой, но он требует тщательного анализа и мониторинга с точки зрения развития возможностей их использования. Так, некоторые российские исследователи приводят, например, следующий набор таких мер:

Требует особого внимания и появление "полувоенных", военно-политических силовых средств, имеющих промежуточное значение. Их пока еще нельзя назвать военными, но уже нельзя назвать только невоенными силовыми средствами. Речь идет, например, о средствах специальных идеологических и киберопераций, способности нарушать систему государственного и общественного управления, воздействовать на сетевые сообщества, коммуникации, нарушать системы общественных связей.

Происходит таким образом "вытеснение" традиционных военно-силовых средств вооруженной борьбы новыми, "контрценностными", имеющими силовое, в т.ч. военное значение, но не относящихся сегодня к средствам вооруженной борьбы. Речь идет о навязывании чужих представлений, образов, штампов, норм поведения (в том числе в области безопасности), концепций, не отвечающих национальным интересам России и т.п.

Другими словами, традиционный подход к оценке и эволюции военных угроз, тем более в его упрощенном "танково-сухопутном" варианте, требует серьезного пересмотра. Будущие угрозы вероятнее всего будут соответствовать новым парадигмам развития человечества и военного дела. В этой связи анализ взаимосвязи системы национальных ценностей и военного строительства имеет ключевое значение для понимания способности России нейтрализовать внешние угрозы. Разделение деятельности воск (сил) против отдельных государств и даже на отдельных ТВД уже фактически произошло. Схематично это можно представить на следующем рисунке[5].

При этом возникает принципиальный вопрос о том, кто в стране, какая структура ее военной организации должны заниматься нейтрализацией этих угроз?



Но это, как показывает практика последних лет, отнюдь не является очевидным для лиц, принимающих ключевые военно-политические решения. Так, эффективное военное строительство (включая ГОЗ) возможно только на основе сохранения и опережающего развития национальной системы ценностей, в т.ч. - научных и технологических школ, на базе которых нужно развивать военное строительство и иметь в виду при формировании ГОЗ. Тем более на долгосрочную перспективу в 30-50 лет. Этот вывод также справедлив ко всей национальной политике "модернизации и инноваций". В частности, сказанное означает, что:

- нельзя опираться в промышленной, а тем более инновационной политике на "внешних технологических заимствованиях". Ставка на опережающее технологическое развитие и новые виды и системы ВиВТ возможна только при условии опережающего развития национальной фундаментальной науки, НИОКР, образования и технологий[6].

Кроме того, важно понимать необходимость опережающего развития гражданских технологических отраслей и технологий двойного назначения, которые создают фундамент для будущих систем ВиВТ:

- необходимо созидательное формирование национальных институтов развития и бережное отношение к уже существующим. В том числе в военной организации страны, где требуются сознательные и серьезные усилия по воссозданию научных школ в НИИ, академиях и на предприятиях. Причем делать это надо в тесной кооперации с гражданскими ведомствами. Создание институтов развития требует десятков, иногда сотен лет, поэтому приоритетное значение имеет их сохранение и развитие. Так, РАН, Инженерное общество, Палестинское общество и т.п. создавались, увеличивали свой культурно-информационный и материальный потенциал десятилетиями (и даже столетиями). Их уничтожение или неумное реформирование имеет колоссальное негативное значение для НЧК России, в т.ч. для военного потенциала России.

Это видно в том числе и из того, что в последние десятилетия сместился акцент между двумя видами деятельности ВС - боевым и небоевым - в пользу последнего И. Попов и М. Хамзатов образно показали это на следующем рисунке.



На другом рисунке может быть отображена взаимозависимость эффективности ВС страны и основных факторов, определяющих будущие национальные силовые возможности России: Как видно из этой (заведомо упрощенной схемы), эффективность ВС России будет зависеть в долгосрочной перспективе от 3-х групп ключевых факторов:



Во-первых, качества личного состава, которое определяется прежде всего его профессиональной подготовкой и личным человеческим капиталом (уровнем культуры, образования, нравственности, творческими способностями и т.д.), которое поддается в т.ч. и количественному измерению и должно быть значительно выше, чем ныне существующий не только в отдельных подразделениях, но и в целом, во всех родах и видах ВС.

Во-вторых, эффективностью ВиВТ, которая в первую очередь определяется уровнем развития:

- науки;

- технологий;

- промышленной базы;

- модернизационным ресурсом;

- уровнем развития национального ОПК и ВС.

В-третьих, эффективностью институтов государства и управления ВС, в частности, уровнем военного искусства, способностью быстрее, чем в других странах развивать управленческие навыки. При этом особо следует сказать о новом качестве воинских коллективов, их способности творчески решать поставленные задачи, максимально использовать существующий человеческий потенциал.

По-прежнему огромное значение имеет профессионализм и нравственные качества военно-политического руководства, МО и Генштаба, видов и родов ВС, соединений и частей. Не секрет - и события на Украине в 2014 году это ясно показали, - что даже боеспособное соединение, оснащенное достаточно современными ВиВТ, оказывается недееспособным если его руководство и л/с деморализованы и не способны принимать самостоятельные решения.


_________________

[1] Доклад о Стратегии использования ядерного оружия Соединенными Штатами Америки. 2013. 12 июня. С. 3.

[2] Официальный сайт SIPRI / URL: http://www.sipri.org/

[3] Военный потенциал Китая, вопросы глобальной и региональной безопасности. Доклад конгрессу в соответствии с законом о финансировании на оборону на 2010 финансовый год, стр. 104 / URL: http://www.iss-atom.ru/articl_iss/report_usa_china.pdf

[4] Тьерри Мейсан: США развязали в Сирии войну четвертого поколения / "Евразийская оборона". 2014. 17 января / URL: http://eurasian-defence.ru/

[5] См. подробнее: Попов И.,

[6] Подберезкин А.И. Из заочников в руководители // Независимая газета. 2013. 23. Декабря. С. 7.

 

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован