01 декабря 2006
4147

Ралиф Сафин: Межнациональные отношения: не допустить кризиса


Выскажу два положения, которые вряд ли будут кем-то оспариваться, настолько они очевидны. Положение первое. Россия - многонациональная и многоконфес-сиональная страна. По этой причине любое "нестроение", любые обострения межнациональных и межконфеcсио-нальных отношений создают угрозу стабильности, государственному и территориальному единству России. Положение второе. Такая угроза сейчас не кажется чем-то абстрактным. Состояние межнациональных и межрелигиозных отношений в нашем Отечестве, мягко говоря, оставляет желать лучшего.



Запаздывающая реакция власти

Многочисленные случаи столкновений, конфликтов, насилия на этнической почве, акты вандализма в отношении национальных и религиозных символов и на бытовом уровне, и в публичном пространстве сегодня можно встретить практически везде. Конкретнее, это антисемитизм, исламофобия, русофобия, неприязненное отношение к народам Кавказа, Центральной Азии и неприятие всего, что ассоциируется с Западом, воинственный национализм и его противоположность - национальный нигилизм, провозглашающий национальное чувство, национальное сознание атавизмом.

После периода некоторого затишья вновь возникают многочисленные организации национально-радикального толка. Сейчас они, скорее, крикливы, чем влиятельны. Но сам факт их возникновения - свидетельство того, что в определенных слоях общества вновь появился спрос на выдвигаемые ими идеи, предлагаемые действия.

Нельзя сказать, что общество не реагирует на происходящее. События в Кондопоге всколыхнули власть и общество. Тем не менее, как это часто у нас бывает, правильные слова, благие намерения в практически дела не превращаются. Свежих идей, новых подходов, крупных решений в сфере национальной политики пока не отмечено.

Вызывает недоумение и тревогу тональность ряда комментариев, в том числе со стороны власти, в которых Кондопога предстает досадным эпизодом на фоне стабильных в целом межэтнических отношений. Основная вина за конфликт в этих комментариях возлагается на республиканские и местные власти, в первую очередь, на местную милицию, не выполнившую свои обязанности.

Спору нет, ответственность местных властей велика. Вместе с тем позиция, согласно которой во всем виновата милиция, не выглядит убедительной. Аналогичные события происходили и в других населенных пунктах России. По данным Фонда "Общественное мнение", 32 процента опрошенных отметили, что в их городе, поселке конфликт на этнической почве имел место хотя бы однажды. 62 процента считает, что въезд в их регион представителей некоторых национальностей должен быть ограничен. 52 процента одобрило бы выселение представителей некоторых национальностей за пределы своих регионов.

Вполне закономерно, что в такой атмосфере криминальные "разборки" приобретают этническую окраску, воспринимаются значительной частью населения в первую очередь как межнациональные конфликты. А в политике, как известно, решающее значение имеет не то, чем является событие на самом деле, а то, как оно воспринимается, оценивается теми или иными социальными слоями, обществом в целом.

Установка на "редукцию", сведение межэтнических конфликтов к столкновениям криминальных групп или плохой работе местных властей несостоятельна с точки зрения реального положения дела и опасна в политическом плане, так как уводит от подлинных причин межэтнической напряженности. Процессы, создающие "горючий материал", известны. Это масштабная, во многом стихийная миграция, ведущая к резким изменениям этнической структуры населения территорий, росту напряженности на рынке труда, в социальной сфере, сложностям во взаимоотношениях коренного и приезжего населения. Это значительное отставание в уровнях социально-экономического развития ряда республик, возникновение очагов застойной бедности, что побуждает часть населения искать "врагов", виновников своих невзгод и находить их в лице "чужих" - представителей иной национальности, иной веры. Это стремление части национальных элит смягчить недовольство людей, вызванное социальными и экономическими причинами, идеями радикального национализма, акцентированием этнического и религиозного начала в образовании, воспитании, культуре.

Неблагополучие в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений ощущается давно. Еще в 2002 году комиссия Совета Федерации, проводившая парламентское расследование межэтнических конфликтов в ряде населенных пунктов на Юге России, отметила в итоговом документе обострение этих проблем, сформулировала ряд предложений, направленных на изменение складывающейся ситуации.

На неотложную необходимость разработки и проведения гораздо более эффективной государственной национальной политики, учитывающей современные реалии, постоянно указывают региональные власти, которым приходиться непосредственно решать эти вопросы. Заметным выступлением на эту тему стало обращение в январе 2006 года депутатов Государственного Совета Республики Татарстан к Президенту Российской Федерации, председателю Правительства РФ, председателям обеих палат Федерального Собрания РФ, в котором подчеркнута необходимость принятия действенных мер, призванных предотвратить угрозу межнациональному и межрелигиозному миру в России.

Было бы в корне неправильно полагать, что власть не видит или недооценивает ключевое значение для такой страны, как наша, взвешенной государственной национальной политики. В 1996 году утверждена "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации". В 2002 году президент РФ В.В. Путин дал поручение правительству внести коррективы в эту концепцию с учетом современной этнополитической ситуации и долгосрочной перспективы. Ждать исполнения пришлось почти четыре года. Лишь осенью 2006 года Министерство регионального развития РФ, ответственное за подготовку обновленного варианта концепции, сообщило, что работа закончена. Однако новая редакция концепции до сих пор не утверждена. Также до сих пор не принят Федеральный закон "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации".

Таким образом, с одной стороны, напряженность в межнациональных отношениях приблизилась к опасной черте. А с другой, до сих пор нет принятой концепции государственной национальной политики, отвечающей современным условиям, нет основополагающего закона, который призван определять цели, задачи, механизмы ее реализации. Нет поэтому и последовательных, выверенных действий органов власти всех уровней. Российская власть отстает от хода событий, запросов времени.



ЧЕМ ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВАКУУМ

Нужна национальная политика, которая не разбирает завалы, а упреждает их возникновение. Хотел бы высказать некоторые соображения о путях решения проблем, которые представляются актуальными в складывающейся ситуации.

Цель государственной национальной политики - обеспечение существования и полнокровного развития всех народов России, создание атмосферы мира, дружбы, гармоничного взаимодействия в их взаимоотношениях. С этим согласны власть, все ответственные политические силы страны, российское общество в целом. Расхождения - в вопросе о путях достижения данных целей, приоритетности встающих задач.

Я считаю, что, при всей важности экономических и социальных аспектов национальной политики, не они сегодня играют первую скрипку. Думаю, что мы недооценили глубины последствий изменений в сознании людей, вызванных распадом Советского Союза. Одним из таких последствий явилась утрата "советскости", когда человек осознавал себя не только представителем того или иного народа, но и гражданином СССР. В основе "советского сознания" лежал объективный процесс становления советского народа как новой, наднациональной по своей природе, исторической общности. Этот процесс открыл возможность двойного самоопределения личности: этнического и выходящего за рамки этнического, гражданского. Межнациональные конфликты, вспыхнувшие в СССР в конце 1980-х годов, показали, что советские политические руководители, идеологи, ученые переоценивали степень зрелости и прочности новой исторической общности.

В обстановке возникшего в начале 1990-х годов так называемого идеологического вакуума доминантой самоопределения, отнесения себя личностью к определенному сообществу, стало национальное и религиозное самосознание. Этот процесс был поддержан и усилен национальными элитами, преследовавшими собственные цели, что не могло не привести к отдалению и отчуждению друг от друга прежде тесно взаимодействовавших народов.

Плоды этого мы и пожинаем сегодня. Наиболее зримый показатель отчуждения, разобщения народов - быстрый рост ксенофобии. Традиционно она не имела широкого распространения в российском обществе, однако за последние годы положение существенно изменилось. Если в 1989 году о своем негативном отношении к представителям иных народов заявляло 20 процентов населения, то сегодня этот синдром есть более чем у половины российских граждан. Притом он наблюдается не только на бытовом уровне, но и в политической среде.

Ксенофобия стала чертой немалой части русского населения, которое всегда отличал высокий уровень национальной и религиозной толерантности. Согласно данным социологических опросов, лозунг "Россия - для русских" поддерживало в той или иной степени 53 процента граждан в 2005 году и 52 процента в 2006 году. Если принять во внимание, что русские составляют четыре пятых населения России, что это народ, который и исторически, и в наши дни является становым хребтом российской государственности, то понятно, чем чревато укоренение в нем подобных настроений.

Тем самым во главу угла государственной национальной политики выдвигается задача восстановления и укрепления чувства единения россиян на основе осознания своей "российскости". На мой взгляд, в действующей концепции государственной национальной политики, в ее практической реализации этот момент выделен недостаточно. Упор по-прежнему делается на экономические и социальные факторы развития этносов.

Безусловно, это важные факторы. Однако их абсолютизация ведет к тому, что в современной России собственно национальная, этническая политика подменяется политикой региональной, растворяется в последней. Между тем, далеко не все межнациональные проблемы имеют экономические и социальные корни, полностью решаются средствами экономической и социальной политики. По сообщению уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, в 2006 году особенно увеличилось число жалоб, связанных с межэтническими и межконфессиональными отношениями.

Таким образом, задача номер один национальной политики - формирование сознания российского гражданина, сознания принадлежности к единой российской нации. Если это не будет достигнуто, то сам по себе социально-экономический прогресс народов не только не устранит их отчужденности, но, напротив, как свидетельствует опыт ряда стран, будет стимулировать сепаратистские настроения. Пример тому - бывшая Югославия, распад которой начался с выхода из ее состава наиболее экономически развитых республик. Можно вспомнить и "развод" Чехии и Словакии.

Не случайно на рабочем совещании по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений, прошедшем в Чебоксарах в феврале 2004 года, президент РФ В.В. Путин, напомнив о советском народе, подчеркнул необходимость формировать российскую нацию как гражданское сообщество более чем 160 народов. Место "советскости" должна занять "российскость", осознание того, что это не унификация этнических различий, а те общие для всех народов цели, ценности, ориентиры, которые возникают поверх этнической и религиозной самобытности того или иного народа, накладываются на эту самобытность.



СКРЕПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В решении задачи превращения многонационального населения России в российскую нацию, осознающую себя чем-то большим, чем множество этносов, живущих в составе России, мы можем опираться на многовековую общую историю наших народов, которая зримо присутствует в нашей жизни. Можем опираться на систему ценностей, запечатленных в Конституции РФ. Можем опираться на формирующийся единый общероссийский рынок, единое информационное пространство, высокую мобильность населения, восстановленную властную вертикаль. Можем опираться на такие не утратившие своей силы скрепы, как русская культура и русский язык. Несмотря на все перипетии, они остаются одной из несущих конструкций сознания всех российских народов, а не только русского.

Важно восстановить мобильность населения страны, попросту говоря, человеческое общение. Сегодня оно находится на крайне низком уровне: за последние три года 37 процентов россиян ни разу не покидали места своего жительства. А число тех, кто посетил Москву и Санкт-Петербург, составило 13 и 6 процентов соответственно. Почти 60 процентов россиян за 10 последних лет не бывали ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Причина - высокие тарифы на все виды транспорта, острая нехватка доступных по цене гостиниц, свертывание туризма, доступного малоимущим слоям населения. Следствие - региональная и этническая разобщенность.

Значительный потенциал сплочения российских этносов заключен в идее суверенной демократии. Она является не только идеологической основой партии "Единая Россия", хотя и это очень значимо с точки зрения ее роли в политической жизни страны, но и концепцией, близкой многим гражданам России. Лежащие в основе идеи суверенной демократии ценности свободы, справедливости, высокого качества жизни, уважения прав и достоинства каждого человека, каждого народа работают на интеграцию российских народов в единую российскую нацию.

Когда речь заходит о межнациональных отношениях, многие политики, ученые провозглашают главным принципом достижения стабильности в этой сфере принцип толерантности. Он заимствован из международных документов, теоретических исследований, политической практики зарубежных государств. Сам по себе принцип правильный, поскольку направлен на утверждение в межэтнических отношениях атмосферы терпимости, то есть такой обстановки, для которой характерно отсутствие неприязни, вражды, агрессивности. Если вдуматься, это нечто вроде нейтралитета в межгосударственных отношениях, который в зависимости от конкретной ситуации может быть дружественным, а может быть и вооруженным, базирующимся на взаимном сдерживании с опорой на силовые факторы.

История Российского государства знает периоды, когда межэтнические отношения наполнялись гораздо более богатым содержанием, чем просто толерантность. Они включали в себя открытость, доверие, тесное взаимодействие во всех областях, начиная с экономики, торговли и заканчивая общением, дружбой простых людей различных национальностей. Видно, что этот мощный пласт не стерт бесследно, не погребен под завалами межэтнических конфликтов 1980-1990-х годов, напряженности нынешнего времени. Он дает себя знать, в том числе в повседневной жизни, в чем я имел возможность убедиться в ходе своей деятельности как член Совета Федерации. На мой взгляд, нужно попытаться вновь восстановить, оживить эту атмосферу, а не довольствоваться одной лишь терпимостью в отношениях российских народов друг к другу.



ПАРТИЙНАЯ ПОЗИЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА

Вижу две проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы желаемое стало реальностью. Первая проблема - поставить прочный заслон любым экстремистским проявлениям в этнической и религиозной сфере. На мой взгляд, не так опасны его уличные проявления вроде выступлений так называемых скинхедов - в конце концов для успешной борьбы с ними достаточно добиться надлежащего выполнения своих обязанностей правоохранительными органами и силовыми структурами. Гораздо опаснее политические организации, политические партии, сделавшие ставку на отстаивание превосходства, приоритета той или иной нации, разжигание национальной и конфессиональной розни.

Известно, что в иных случаях грань между здоровым национальным сознанием, национальным патриотизмом и этническим экстремизмом бывает довольно зыбкой, не всегда очевидной. Лихая кавалерийская атака со стороны правоохранительных органов здесь нежелательна.

Вместе с тем действующее избирательное законодательство содержит правовые нормы, позволяющие пресекать участие в выборах экстремистских объединений. Этому способствует и обновленное законодательство о политических партиях, предусматривающее их идеологическую и финансовую прозрачность. Правоохранительные органы, суды должны более решительно и юридически грамотно применять имеющуюся нормативную правовую базу.

Нужны также солидарные усилия и со стороны политических сил, общественных организаций. Многонациональное и многоконфессиональное российское общество должно знать и постоянно чувствовать, что у партий есть четкая и консолидированная позиция по этому вопросу. Все, кто проповедует расовую, национальную или религиозную вражду, должны знать, что их взглядам будет дан адекватный отпор.

Проблема вторая - взвешенная позиция национальных элит, особенно тех ее представителей, которые во многом формируют общественное сознание своих народов. Это в первую очередь - деятели культуры, работники средств массовой информации.

Нужно признать, что на протяжении последних 15-20 лет некогда глубокие и прочные связи национальных культур, национальных творческих организаций заметно ослабли. Это не на пользу, прежде всего, самим культурам народов России, которые на протяжении столетий сохранялись, крепли, достигали мировых вершин благодаря своему взаимодействию, взаимообогащению. Это также не на пользу общественной атмосфере. Нам нужно вернуться к практике всестороннего культурного сотрудничества, восстановить все его формы, в особенности сотрудничество в деле подготовки и стажировки творческих кадров, работников средств массовой информации.



СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДОВ

Непреходящая задача национальной политики - сохранение народов, содействие их всестороннему развитию или, пользуясь популярным ныне выражением, сбережение народов. Обычно, "по умолчанию" предполагается, что это относится в первую очередь и главным образом к национальным меньшинствам, к субъектам Российской Федерации, образованным по этническому признаку.

Такое понимание сбережения представляется слишком узким, опасным с точки зрения будущего России как многонациональной страны. Возрождение и обогащение национальной культуры, традиций, сознания русского народа, содействие развитию "русских" регионов, которые сталкиваются с экономическими и социальными трудностями, ничуть не менее актуально. Потому что благополучие народа, являющегося опорой нашего общего государства - важнейшее условие сохранения единства, жизненной силы, конкурентоспособности России.

Разумеется, данная задача не должна решаться за счет нерусских народов. Вместе с тем национальные элиты должны полностью преодолеть, изжить "презумпцию вины" русского народа перед другими народами России, народами бывшего СССР, прекратить выступления, заявления с требованиями от него извинений, покаяния, компенсаций. Должны быть прекращены оскорбительные для русских нападки на национальную символику, историю, культуру.

Надо понять, что разжигание русофобии - во-первых, политически опасно, это игра с огнем, во-вторых, русофобия несправедлива в историческом плане и оскорбительна в плане этическом. Русский народ ни в чем не провинился перед другими народами. Он никогда не имел преимуществ перед ними, а что касается тягот, невзгод, которых в истории России было с лихвой, то на его долю их пришлось не меньше, а то и больше, чем на долю любого другого российского народа. Сильная Россия - это, прежде всего, активный, уверенный в себе, жизнеспособный русский народ.

Все это делает в высшей степени актуальным выработку и реализацию стратегии, обеспечивающей оптимальный баланс интересов всех субъектов Российской Федерации, всех населяющих ее народов. Российское государство, его институты, органы обязаны руководствоваться в своей деятельности не только рыночными ценностями, макроэкономическими показателями, но и соотносить их с целями и задачами национальной политики, помнить, что Российская Федерация, ее субъекты - это не только территория хозяйственной деятельности, но и территория совместного проживания, взаимодействия различных народов.

На мой взгляд, сегодня такое национальное измерение в деятельности Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, отвечающих за стратегическое планирование и прогнозирование социально-экономического развития страны, региональную политику, выражено слабо. В связи с этим стоит обратиться к опыту Европейского Союза, который строит свою политику регионального развития с учетом не только социально-экономических, но и национальных факторов, а также к опыту советского времени.

Только смятения в умах вызывают звучащие время от времени заявления о необходимости проведения "сплошной губернизации" России, преобразования ее в унитарное государство. Считаю, что "сбережение" этносов требует сохранения конституционной модели федеративного устройства российского государства, которая предусматривает существование субъектов Российской Федерации, образованных по национальному признаку.

Исключением являются "матрешечные" субъекты Российской Федерации, поскольку данная конструкция породила серьезные правовые и управленческие проблемы. Важно, что упразднение таких образований путем объединения субъектов Российской Федерации проводится с учетом интересов населения бывших автономных округов в сфере языка, культуры, традиций и обычаев.

Все социологические опросы показывают, что население республик не хочет отказываться от своего статуса. Убедительное тому подтверждение - реакция жителей Республики Алтай, которую некоторые высокопоставленные чиновники на волне в принципе правильной политики укрупнения субъектов Российской Федерации попытались "влить" в Алтайский край. Руководство республики, все политические силы, значительное большинство жителей решительно воспротивились этой попытке. И это притом, что коренное население составляет в республике меньшинство, большинство ее жителей - русские. В Кремле с пониманием отнеслись к позиции граждан, вопрос об упразднении республики снят с повестки дня.



ФЕДЕРАЛИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ

Этнический федерализм в России имеет прочные исторические основания. Он стал эффективным механизмом собирания не только территорий, но и народов, обеспечения их равноправия, солидарности и сотрудничества, соблюдения неотъемлемых прав и свобод граждан. Он обладает значительным потенциалом предупреждения возникновения этнополитических конфликтов или их мирного разрешения. Он в состоянии обеспечивать динамичное экономическое и социальное развитие страны.

Короче, равноценной замены федерализму сейчас в России нет. Любая попытка преобразования России в федерацию без субъектов Российской Федерации, образованных по национальному признаку, или в унитарное государство неминуемо сопряжена с угрозой политических потрясений и потери управления страной. По этой причине государственная национальная политика должна предусматривать совершенствование федерализма, а не его ликвидацию.

Негативные явления в межнациональных отношениях, отсутствие закона об основах государственной национальной политики, промедление с обновлением концепции государственной национальной политики - свидетельство того, что российская власть ослабила внимание к регулированию этой сферы. Ничего хорошего это ее самоустранение не дало.

Однако нужно не просто усиление государственного воздействия на межнациональные отношения. Нужно, чтобы такое воздействие было эффективным. Вряд ли целесообразно в очередной раз воссоздавать специальное федеральное министерство или агентство по вопросам национальных отношений, поскольку такая структура, как показывает жизнь, не имеет ни четкого очерченного предмета ведения, ни специфических инструментов управления. Реальная национальная политика претворяется в жизнь по линии других министерств и ведомств, осуществляется субъектами Российской Федерации и местного самоуправления.

Вместе с тем очевидно, что вовсе без властного органа, занимающегося национальными отношениями, тоже нелегко. Эти вопросы настолько политически значимы, деликатны, потенциально взрывоопасны, что их нельзя оставлять на произвол рынка, текущего политического процесса, в котором немало пустопорожней риторики и безответственной демагогии, равно как и на усмотрение министерств, ведомств, для которых регулирование национальных отношений - побочная задача. Словом, нужна структура, которая бы вела мониторинг состояния межнациональных отношений, готовила практические рекомендации, проекты решений для Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, осуществляла контроль над выполнением принятых решений.

Представляется, что такой структурой, вырабатывающей национальную политику и контролирующей ее осуществление, мог бы стать Совет по вопросам межнациональных отношений при Президенте Российской Федерации. Информационное, аналитическое, организационное обеспечение деятельности совета должно стать функцией специально созданного для этого подразделения Администрации Президента России.

В выработке и осуществлении национальной политики все еще недостаточно используется такой инструмент, как постоянный диалог органов власти всех уровней с национальными общественными объединениями (национальные центры, общины, ассоциации и т. д.) и культурно-национальными автономиями. Как показывает опыт многих государств, эти структуры гражданского общества могут выполнять ряд функций в обеспечении интересов и потребностей этносов, гармонизации межнациональных отношений более успешно, чем властные структуры. В частности, существует положительный опыт передачи им ряда функций, которые прежде считались прерогативой государства, например, обеспечения образования на языках национальных меньшинств, профессиональной подготовки, психологической и социальной адаптации вновь прибывших мигрантов, поддержки и развития национальных культур.

Естественно, такая политика расширения сферы действия национальных общественных объединений предполагает соответствующее правовое обеспечение, выделение бюджетных средств на реализацию ими согласованных с властью конкретных программ и мероприятий. Стоит предпринять шаги по более широкому применению этого опыта на российской почве, прежде всего на уровне регионов и муниципалитетов.

Предметом пристального внимания государства, включая правоохранительные органы, должна стать политика, направленная на обеспечение права человека любой национальности быть избранным в представительные органы власти, работать в органах исполнительной власти федерального, регионального, местного уровня, свободно проявлять себя в науке, технике, искусстве, заниматься бизнесом и т.д.

Казалось бы, это само собой разумеется, поскольку это права, зафиксированные в Конституции РФ. Тем не менее, немало случаев, когда национальность человека становится позитивным или негативным фактором его продвижения в системе государственной или муниципальной службы, в сфере культуры, предпринимательской деятельности. Этнократические тенденции полностью не изжиты. Принцип приоритетности представителей титульной нации публично вроде бы не провозглашается, но явочным порядком осуществляется. Может быть, стоит реализовать уже давно высказываемое многими предложение о введении института уполномоченного по правам народов.



ОПАСНОСТЬ СТЕРЕОТИПОВ

Один из особенно значимых факторов роста ксенофобии, разобщенности российских народов - постепенное формирование в нашем обществе устойчивого стереотипа "исламской угрозы". В ходе социологического опроса, проведенного в 2005 году, на вопрос: "Считаете ли вы ислам агрессивной религией?" определенно утвердительно или скорее утвердительно ответило 49,7 процента российских граждан.

Негативный образ ислама трансформируется в такой же образ тех, кто его исповедует. В первую очередь, это относится к мигрантам. Согласно опросам, в основном отрицательные или резко отрицательные чувства к выходцам с Кавказа, Центральной Азии, дальнего зарубежья испытывают свыше 60 процентов россиян.

Главную причину такого положения я вижу в том, что образ ислама, образ мусульман формируется в ситуации, когда в нашей стране, как, впрочем, и в мировом сообществе, упор делается на идеологию и действия религиозных экстремистов, террористических организаций, мусульманских радикалов, эксплуатирующих ислам на свой лад и толк. Остается без должного внимания то, что природа ислама в корне иная, что, как и любая религия, он не может нести ответственность за использование его политиками, экстремистами в своих целях.

Это опасно для России, которая является родиной примерно 15 миллионов приверженцев ислама. Добавим к ним, как минимум, 2-3 миллиона легальных и нелегальных мигрантов-мусульман из стран ближнего и дальнего зарубежья. Цифры достаточные внушительные для того, чтобы сделать вывод: негативное отношение к исламу, к мусульманам необходимо искоренять.

Вместе с тем я далек от того, чтобы представлять ислам, мусульман исключительно страдающей стороной. Негативное отношение к исламу, мусульманам во многом питается публичными высказываниями исламских духовных лиц, исламских политиков, которые независимо от субъективных намерений их авторов задевают чувства представителей других конфессий, неверующих граждан. Таковы, например, раздающиеся время от времени заявления о неизбежности торжества ислама в России, о придании шариату официального статуса в субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство или наиболее многочисленную часть населения, о запрете брака мусульман с приверженцами иной религии. Многие локальные конфликты на этнической и конфессиональной почве возникают из-за того, что некоторые мигранты-мусульмане не желают с должным уважением относиться к местным традициям и обычаям, ведут себя вызывающе.

Короче, формирование в мусульманской среде, в российском обществе в целом толерантности к иным конфессиям, образу жизни, традициям и обычаям других народов - задача в высшей степени актуальная. Решить ее можно только совместными усилиями государства, институтов и структур гражданского общества. И начинать эту работу следует в школе.

Мне представляются взвешенными предложения Общественной палаты на этот счет. Их суть в том, что проживающие в стране представители православия, ислама, иудаизма, иных религий и мировоззренческих групп, традиционных для России, имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Преподавание курсов по истории и культуре конкретных религий должно осуществляться на основе добровольности их выбора и при обязательном соблюдении прав нерелигиозной части общества. При этом необходимо обеспечивать баланс между изучением соответствующей религиозной культуры и их воспитанием как граждан единой многонациональной и многоконфессиональной России.



***



При всей сложности проблем, с которыми сталкивается сегодня наша страна в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, они вполне решаемы. Все, что для этого нужно, - это скорейшая выработка государственной национальной политики, адекватной современным реальностям, ее активное и последовательное претворение в жизнь скоординированными усилиями власти и гражданского общества.



Сафин Ралиф Рафилович,

член Комитета по делам Содружества Независимых Государств,

член Комиссии по делам молодежи и спорту Совета Федерации,

представитель от законодательного (представительного)

органа государственной власти Республики Алтай



http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован