О рефлексивности применительно к экономике в последнее время говорить стало модно. Это заметно и по тем мероприятиям, которые проводятся в Вышке: буквально неделю назад на праздновании десятилетия МИЭФ профессор Ариэль Рубинштейн рассказывал о том, что ответ на когнитивный (требующий сложного логического построения, или другими словами рефлексивный) вопрос требует больше времени, чем ответ на вопрос инстинктивный. Бывший советник Президента Андрей Илларионов на недавнем семинаре "Теория и практика экономических реформ конца ХХ века в СССР и России" говорил, что поведение индивидуума или социальной группы вплоть до целого государства может быть рефлективным (не путать с рефлексивным) или институциональным (что как раз очень близко именно к рефлексивному поведению). На этом он, по сути, построил свою теорию развития человечества. И вот теперь на заседании Экспертного Клуба мировой политической экономики 5 июня состоялся мастер-класс главного научного сотрудника Института философии РАН профессора Владимира Лепского на тему "Рефлексивные технологии в мировой экономике и мировой политике". Заседание клуба прошло в здании Государственного университета - Высшей школы экономики на Покровском бульваре и было организовано совместно с Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) и редакцией журнала "Россия в глобальной политике". Модератором дискуссии уже традиционно выступил вице-президент Клуба, заведующий кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Кортунов.
"У нас сегодня сложная тема, может даже показаться, что скучная, но нескучный докладчик, я бы даже сказал, веселый, умеющий даже об очень сложных вещах говорить интересно и с юмором", - начал заседание Клуба мировой политической экономики Сергей Кортунов и предоставил слово докладчику.
То, с чего начал свое выступление профессор Лепский, могло неподготовленному слушателю показаться несколько неожиданным. "Сегодня мы наблюдаем явный кризис в управлении. Российская академия наук ни в одной сфере не имеет отношения к управлению. Научная база, с помощью которой до сих пор изучались эти процессы, не удовлетворяет практиков. Наука просто не успевает. Нормативный подход не работает. Нормой уже стал выход за рамки нормы. В результате целостность социального управления потеряна". Говоря об управлении, Владимир Лепский имел в виду по большей части управление на предприятиях. Казалось бы, при чем тут такая тема, как рефлексивные технологии в политике и экономике? Речь должна была бы идти о глобальном, о государстве, о международной политике, о глобализации, а вовсе не о том, как устроить производственный процесс. Но именно на уровне предприятий и могут быть разработаны и опробованы новые технологии в управлении. По словам профессора Лепского, в науке сейчас разрабатывается новое нетрадиционное направление, которое позволит преодолеть возникший кризис. "Объектный подход уже никого не удовлетворяет. Объект изучения влияет на теорию о нем, а наличие теории в свою очередь влияет на объект. Рефлексия - это способность систем строить модели самих себя и других систем и видеть себя строящими такие системы. Это основа рефлексивных технологий", - начал объяснять, о чем идет речь, Владимир Лепский. "Например, есть так называемый "принцип дополнительности" Бора, который говорит, что объект может быть рассмотрен объективно только с разных точек зрения одновременно. Неклассическая наука рассматривает в комплексе и объект, и инструмент изучения, и субъект".
За счет использования этих принципов были разработаны рефлексивные технологии, которые могут использоваться как на микро, так и на макроуровне, даже на уровне ядерного сдерживания. Например, возможно рефлексивное управление, рефлексивное программирование или рефлексивное имитационное моделирование.
То есть у каждого объекта системы стимулируется рефлексивное поведение, в результате все - от высшего менеджера до последнего уборщика - начинают руководствоваться в своей деятельности не просто соображениями получения личной прибыли, но интересами системы, в которую, каждый из них включен. Люди начинают думать, как сделать так, чтобы система развивалась и процветала. Владимир Лепский привел в пример Японию с ее корпоративной культурой. Он считает, что на японских предприятиях успешно и уже давно применяются именно рефлексивные технологии, то есть то, о чем в России сейчас только начинают говорить. "В управлении на предприятии может быть реализован реактивный или рефлексивный подход. Реактивный подход предполагает, что сотрудник, столкнувшийся с проблемой, начинает искать один из типовых способов ее решения. Если типового способа решения не находится, то он оказывается в тупике. Рефлексивный же подход заставляет каждого сотрудника в этой ситуации вставать над проблемой и переходить на качественно иной уровень ее понимания", - говорил Лепский. "Но если все увлекутся рефлексией, то работать будет некому, именно поэтому необходимо научиться ею управлять", - заметил он.
Еще один пример использования рефлексивного поведения, приведенный Лепским, - это история финансиста с мировой известностью Джорджа Сороса. Его знаменитое высказывание о том, что доллар продолжит падать, привело к тому, что все участники валютного рынка бросились скупать евро. В результате Сорос существенно выиграл. По сути, было использовано рефлексивное поведение игроков рынка, для которых Сорос был непререкаемым авторитетом. По законам рынка падение доллара должно было уже закончиться, но заявление такого признанного специалиста, как Сорос, привело к его продолжению. Да и сам Сорос повел себя рефлексивно.
После общей части своего доклада профессор Лепский перешел к рассмотрению российских реалий. Он объяснил многие неудачи в российской политике, экономике и управлении следующими фактами. По данным Левада-центра, 62% россиян считают, что не влияют на происходящее в стране, 35% - что влияют крайне мало, и лишь 3% считают, что влияют довольно существенно. По мнению Лепского, эти три процента состоят из той элиты, которая была сформирована в 1990-е годы. По классификации профессора, это менялы, либералы-идеалисты, разрушители и мародеры-мифологи. "То есть не было у нас субъектов российского развития", - сделал вывод Владимир Лепский. "Все эти элиты просто не были ориентированы на развитие, у них были другие задачи".
По этой же причине у нас так тяжело реализуется переход на инновационный путь развития. "Блестящие инновационные идеи не проходят просто потому, что у нас властвует объектный подход, который порождает неэффективность и откаты", - сказал Лепский. Нет у нас и нормальной организации экспертизы, без которой невозможно эффективное развитие инноваций. То есть не решен вопрос создания экспертного сообщества, и он не будет решен, пока не произойдет переход к объектно-субъектному управлению.
Аналогичная ситуация наблюдается и в политике. Профессор Лепский привел в пример Китай, где детям еще в школе преподают стратагемы, которые используются при ведении войн, и не только обычных, но и информационных. Такие технологии активно использовались во время Второй мировой войны как Гитлером, так и Сталиным, но они это делали на интуитивном уровне. А у китайцев это происходит на уровне рефлексов. "Если придется на информационном поле воевать с Китаем, то это будет возможно только при условии технической инновационной поддержки, просто потому, что на человеческом уровне китайцы будут принимать правильные решения гораздо быстрее любого европейца.
К концу лекции, когда профессору Лепскому начали задавать вопросы, разговор пошел уже не столько о рефлексивных технологиях, сколько вообще о России, ее роли в мире и о ее будущем. "Россия не сможет стать лидером, если не будет выработана светская духовность. Я предлагал православной церкви выстроить социальную оболочку для этого, но у них слишком неповоротливая структура. Однако только в случае создания системы светской духовности мы сможем предложить миру новые способы и основы жизнедеятельности. И заметьте, только у России есть основы для этого. Ни ислам, ни Китай, ни США не способны предложить ничего для гармонизации мира. Во всех этих культурах есть деление мира на людей и недочеловеков, а в российской культуре, в православии нет", - говорил Владимир Лепский. Однако времени для таких кардинальных качественных изменений практически не осталось. "Есть мнение, что если ничего не изменится, то через пару лет Россия развалится, а сборка начнется только к 2015 году", - сказал Лепский. Если этот прогноз верен, то, скорее всего, Россия обречена, ведь необходимые изменения - это не только технический или научный вопрос, но и культурная проблема, а значит, на ее решение требуется немало лет. Быстро такие процессы не происходят.
И те наблюдения российской действительности, которые представил аудитории профессор Лепский, только подтверждают, что быстрого решения тут нет. "Необходимы государственные стратегические центры, а у нас только негосударственные, но они слабы. Некоторые из них пытаются заниматься выработкой стратегии, но большинство (центр Глеба Павловского, к примеру) - это технологические центры, которые делают ровно то, за что платят", - говорил Лепский.
Есть у профессора претензии и к российским журналистам. Он рассказал, что на встрече в Доме журналистов он пытался объяснить нашим акулам пера и микрофона, что можно быть субъектом развития, а можно субъектом рыночной экономики. Последнее означает затачивать потребителя под свои цели, "чтобы бабла срубить". Владимир Лепский с сожалением отметил, что наши журналисты именно такие. "Это ужасно!", - сказал он.
И в заключение мастер-класса профессор Лепский с грустью заметил, что у нас нет "духовной аристократии": "Абрамович - это не аристократия. Он способен только вместо дачи придумать очень большую дачу, а вместо байдарки - яхту с противоракетной обороной". "Капитализм - это тупиковое направление. Будущее за социализмом, но мягким, как в Норвегии", - резюмировал он.
Сложно сказать, оправдаются ли в ближайшем будущем кризисные ожидания профессора Лепского. Однако подход, о котором он рассказывал на мастер-классе в Клубе мировой политической экономики, без сомнения, заслуживает самого пристального внимания со стороны российского экспертного сообщества. Тенденции и проблемы, которые отмечает профессор, - это объективная реальность, и даже если они не приведут к глобальному краху в масштабах государства, это вовсе не означает, что на них можно закрывать глаза.
Дмитрий Европин, обозреватель Экспертного канала ВШЭ-OPEC
5 июня 2007 г.
www.p1.hse.ru