Металлургическое производство в Нижегородской области занимает около 19% в структуре промышленного производства региона. Одним из крупных представителей металлургического комплекса области является Группа компаний "Горьковского металлургического завода" (ГМЗ). Поэтому особое внимание правительства Нижегородской области вызвало непростое положение, в котором на сегодняшний день оказалось предприятие. Корреспонденту РИА "Время Н" удалось узнать у областного министра промышленности и инноваций Николая Сатаева о ситуации, сложившейся на предприятии, причинах ее возникновения и мерах, предпринимаемых областным правительством для ее разрешения.
- Николай Петрович, какая ситуация сложилась в настоящее время на предприятии?
- Ситуация у ГК "ГМЗ" непростая. Предприятие находится в сложном финансовом положении: кредиторская задолженность предприятия в настоящее время составляет порядка 2 млрд. рублей, дебиторская задолженность - порядка 1 млрд. рублей.
ГК "ГМЗ" включает 10 предприятий, среди которых распределены основные обязанности. В настоящее время решается вопрос о самоликвидации и банкротстве одного из них - ОАО "ГМЗ", которое имеет на своем балансе основные средства и активы этих 10 предприятий. Основные функции ОАО "ГМЗ" заключаются в сдаче в аренду оборудования, зданий и сооружений предприятиям группы. Кроме того, ОАО "ГМЗ" занимается производством пара, горячей воды, распределением электроэнергии и газа между этими предприятиями. Коллектив ОАО "ГМЗ" составляет порядка 300 человек.
- По какой причине, на Ваш взгляд, у ГК "ГМЗ" сложилась кредиторская задолженность в таком объеме?
- Трудно сказать, что повлияло на создание такой ситуации. Порядка 1 млрд. рублей кредиторской задолженности и порядка 1 млрд. рублей дебиторской задолженности приходятся на внутренние предприятия управляющей компании ГК "ГМЗ" - это их собственная задолженность друг перед другом. Здесь есть вопросы к руководству управляющей компании ГК "ГМЗ", потому что кредиторская задолженность, накопленная между предприятиями группы, может в случае банкротства предприятий стать основным козырем для того, чтобы те же люди распоряжались банкротством предприятий.
- Если банкротом объявят ОАО "ГМЗ", возможен ли вариант, что на него спишут все долги ГК "ГМЗ", а остальные предприятия группы останутся с чистым балансом и смогут нормально продолжать деятельность?
- Все это возможно, только в рамках закона. Мы следим за тем, не кроется ли здесь какая-то хитрость по продаже-покупке этих основных средств на предприятии. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поручил серьезно следить за процедурой банкротства даже на одном предприятии группы. Мы сейчас изучаем обстановку: сколько активов находится на балансе данного предприятия, как банкротство в целом повлияет на деятельность управляющей компании ГК "ГМЗ". И, конечно, сейчас встает вопрос, что будет дальше с предприятием, и в какую сторону оно будет двигаться.
- Видите ли Вы некие финансовые схемы, которые позволят предприятию освободиться от долгов?
- Схема одна - работать, а не ставить цели украсть или обанкротить предприятие.
- Возможно ли, что возникшая на предприятии ситуация стала результатом неэффективного управления?
- Если говорить о ситуации на предприятии в целом, то здесь многие причины сложились воедино. Я не исключаю, что здесь есть и неэффективное руководство компании всеми предприятиями группы "ГМЗ". Также в какой-то степени мог повлиять постоянный рост цен на энергоносители и сырье и неучет процента инфляции. Все это наложило определенный отпечаток на то, что предприятие оказалось в сложной финансовой ситуации. Хотя при нормальном управлении у нас сотни крупных и тысячи мелких предприятий не имеют такого сложного финансового положения, как у управляющей компании ГК "ГМЗ", где кредиторская задолженность достигает 2 млрд. рублей. Поэтому есть вопросы, над которыми следует достаточно серьезно поработать.
- "ГМЗ" наметила большую инвестиционную программу, часть которой уже реализована в 2007 году. Эти активы попадают под банкротство?
- Ситуация с самоликвидацией ОАО "ГМЗ" не говорит о банкротстве "ГМЗ" в целом и не относится к той новой технологии, которая там разрабатывается. Речь идет пока о банкротстве части группы компаний - ОАО "ГМЗ". Но, повторяю, основные средства и энергоносители, которыми питают все структуры группы компаний, находятся на балансе ОАО "ГМЗ". Если этот блок выпадет из общей цепи работы ГК "ГМЗ", то это очень серьезно может повлиять на дельнейшее развитие ситуации на предприятии в целом. Здесь вопрос достаточно серьезный, поэтому мы эту ситуацию отслеживаем.
- Какие действия правительство Нижегородской области принимает для разрешения сложившейся на предприятии ситуации?
- Мы уже достаточно давно активно занимаемся этим предприятием и пристально следим за происходящей там ситуацией, так как ГК "ГМЗ" достаточно серьезно представляет блок металлургии в Нижегородской области. Кроме того, на предприятии работают 1,2 тыс. человек.
Повлиять на ситуацию можно только финансовыми вливаниями, что правительству не позволено делать в отношении частных предприятий. ГК "ГМЗ" может брать помощь только в виде банковских кредитов. Областное правительство, в свою очередь, может участвовать в переговорах с налоговой инспекцией на предмет налоговых послаблений и реструктуризации налогов в рамках законодательства РФ для предприятий группы.
Процесс не таков, что, к примеру, сегодня будет принято решение о банкротстве ОАО "ГМЗ" и тут же 300 сотрудников предприятия будут уволены. Естественно, так не будет происходить, потому что есть определенная процедура внешнего наблюдения, процедура самого процесса банкротства - это вопрос не одного дня. Поэтому министерство промышленности и инноваций четко отслеживает ситуацию на каждом этапе, чтобы понимать, как может происходящее повлиять на дальнейшую судьбу остального производства.
Кроме того, сложившейся ситуацией достаточно плотно заминается не только региональное правительство, но и правоохранительные органы, которые проверяют, нет ли здесь умышленного банкротства. Мы не можем этого допустить и должны предостеречь руководство ГК "ГМЗ" и других предприятий от таких шагов.
Алексей Ермаков
РИА "Время Н"