Русская стратегия в реалиях глобального социума

 

«Русские всего более нуждаются в закале характера. Русская доброта часто бывает русской бесхарактерностью, слабоволием, пассивностью, боязнью страдания».

Николай Бердяев

Современное мировое сообщество пытается утвердить себя в качестве глобального социума, живущего по «всеобщим», универсальным канонам разумной организации коллективных действий людей в их стремлении к «лучшему» будущему. В своей исторической динамике глобальный социум раскрывается как объединение этнокультурных цивилизаций практической деятельности людских масс в направляющем контексте духовно-идеальных и природно-натуральных условий жизни народов южных и северных, западных и восточных стран. Цивилизация представляет собой максимально широкий способ организации региональных сообществ, обусловленный взаимодействием внешних особенностей природной среды и внутренних духовных устремлений людей к лучшему будущему.

Общая динамика становления глобального социума демонстрирует процесс углубления религиозно-идеологических и научно-философских оснований коллективной жизни народов в понимании своих нравственных идеалов и законов развития природного окружения. Если «тепло» южных стран наставляет народные массы к соблюдению проверенных традиций в следовании за природными циклами, утверждая принцип «неизменности», «тождества» определяющим фактором разумной жизни людей, а благодатная ширь восточных земель закрепляет в социальном укладе главенство общих интересов над частными, то раздробленность природной среды в жизненной практике западноевропейских этносов способствует распространению идеологии индивидуализма, когда личные интересы служат генеральным стимулом коллективных действий людей. Народы Северной цивилизации, политически собранные в социальном пространстве российского государства, были вынуждены суровостью окружающей природы к религиозному освящению традиций коллективистского образа жизни и постепенному освобождению от природной зависимости конструктивной мощью научного познания.

Гражданский коллективизм и научный разум – таковы универсальные ориентиры в развитии глобального социума. Историческая логика общественного прогресса человечества раскрывается как поступательное движение общественной практики от освоения наиболее простых для производственного успеха земель к наиболее тяжелым для хозяйственного использования. Глобальный социум и должен стать тем этапом развития общественной практики, на котором происходит интенсивное освоение наиболее сложных «северных территорий», а цивилизация народов севера оказывается лидером мирового прогресса, подготавливая своими практическими успехами освоение ближайшего космоса.

Сущностное ядро поступательного развития российского социума обозначено жизнедеятельностью русского этноса в единстве украинских «малороссов», российских «великороссов» и «чисто русских» белорусов. Современное состояние практической жизни русского народа определяется общей динамикой его исторического развития, обозначенной тремя стадиями нравственного самоопределения русских масс на этапах, во-первых, «религиозно-духовного» становления Киевской Руси, во-вторых, пространственного разрастания Московско-Питерской, российско-советской империи и, в-третьих, постсоветского «угасания» потенциалов ее телесного роста с одновременным интеллектуальным углублением творческих ресурсов общественной практики. Возникает вопрос о духовно- психологических особенностях малороссов, великороссов и белорусов как этнокультурных субъектов исторического генезиса «творческих сил» Русского мира.

Общая структура человеческого самосознания представлена единством трех духовных потенциалов – эмоционально-чувственным настроем психики, социально-регламентированным характером «локальных установок» рассудка и универсально-всеобщими способностями интеллекта, скрепленных друг с другом творческим, высшим даром человеческой души. Жизненным средоточием созидательных ресурсов общественной практики выступает личность человека как самодеятельного существа, способного к творческой импровизации. Но эта способность реализуется на фоне природно-психологической, социальной и общекультурной детерминации. В соответствии с этими тремя факторами формируется первоначально «естественная», импульсивно-чувственная натура малороссов-украинцев, обусловленная «приоритетно-чувственной» натурой украинского этноса как наиболее привязанного к природным импульсам родной земли. Вторым шагом в развитии творческих потенциалов «русской души» становится социально-державная личность великоросса, нацеленная на укрепление своего государства и следующая в этом стремлении законам рассудка. Третьим этапом в развитии личностных потенциалов русского народа должно стать формирование «экзистенциально-раскрепощенной» личности, наиболее приближенной к реализации универсальных потенциалов в развитии мировой целостности.

Таким образом, генеральной задачей по разработке стратегии русского пути в реалиях глобального социума является воспитание «творческой личности». Именно белорусский народ и должен стать идейным зачинщиком в реализации «творческого будущего» Русского мира и всего глобального социума. Поэтому главной сферой социальной организации республики Беларусь оказывается духовно-образовательная система развития общественной практики.

 

Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован