Эксклюзив
Гореликов Лев Александрович
08 июня 2022
859

Русский мир: в преддверии завтрашнего дня

Социальный мир утверждается ныне как глобальный социум, стремящийся в своей жизнедеятельности к следованию универсальным закономерностям. Эти законы мирового сообщества выражаются в диалектике единства и борьбы противоположностей, раскрываются в соотношениях согласия или конфронтации социальных сил. Данные силы получают свое концентрированное социальное выражение в жизни мировых цивилизаций - Южной, Восточной, Западной и Северной, которые привязаны в своем функционировании к особенностям окружающей природной среды. 

Если Южная цивилизация руководствуется принципом тождества, неизменности собственных идейных оснований, представленных догматами индуизма, иудаизма, ислама, то Восточный мир исповедует в своей социальной практике идеологию единства, взаимосвязи противоположностей как продолжения и духовного развития семейно-брачных отношений между людьми. Западный мир, раздробленный природной средой своего обитания на малые социальные объединения, утверждает борьбу противоположных сил в качестве руководства собственных действий, освящая в культе Папы Римского индивидуальный облик человека, получивший себе социальную канонизацию в протестантизме с его обожествлением всякого человека. Северная цивилизации, утвердившая самобытные исторические черты в развитии Российского социума, вынуждена особенностями окружающей природы интегрировать в своей жизни черты Востока и Запада, сохраняя склонность к восточному коллективизму как условию выживания в северных условиях природного окружения и развивая интеллектуальные способности как индивидуальный фактор в творческом освоении природной реальности.

Но Россия как социальное ядро северной цивилизации не сразу уяснила свою особенность в мировом сообществе, изначально следуя путями уже развитых социальных систем Юга, Запада и Востока. Если на первоначальном этапе истории восточнославянских племен в их мировоззрении доминировали локальные представления о божественных природных стихиях, управляющих жизнью людей и народов, то с образованием древнерусского государства возникла социальная необходимость в выборе всемирной веры как нравственного залога единства русского сообщества в пространстве мирового социума. Первым шагом в этом направлении стало принятие Русью в 988 году от представителей греческого православия христианского вероучения. Главным свойством принимаемой религии стало для русского народа признание ее истины, а значит незыблемости ее утверждений в руководстве обществом. Поэтому рядом с княжеской фигурой в качестве духовного наставника русского общества возникает фигура священника. Особенно возросла роль церкви в условиях распространения в русских землях княжеской усобицы, позволяя русскому народу сохранять духовное единство. Это церковное влияние получило социальное закрепление в освобождении Московской Руси от Золотоордынского ига и освящения страны в качестве единственного православного царства, предназначенного нести православную истину до скончания веков. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать» — зафиксировал в 16-го веке игумен Филофей всемирное значение Русского государства.

Однако во второй половине ХVII века происходит раскол русской православной церкви, пошатнувший принцип тождества в качестве главной черты русской религиозной веры. Ослабление престижа русского православия позволило Петру Первому отвергнуть значение церкви в руководстве обществом и утвердить западноевропейский принцип самодержавного абсолютизма в качестве единственного руководства Российской империей. Западный ориентир «борьбы», расхождения, поляризации различий продержался в управлении жизнью императорской России до ХХ столетия, когда в феврале 1917 года была свергнута самодержавная монархия и утверждена вновь по лекалам западноевропейских стран республика. Однако она просуществовавшая до октября того же года, когда была ликвидирована в ходе большевистской революции с утверждением «братской», «советской организации» общества на восточный манер.

Советский Союз в ходе своего развития как реализации планов построения коммунистического, «справедливого общества» добился значительных успехов, став к 70-м годам прошлого века вровень по военной мощи с передовыми странами Запада, представленными прежде всего англо-саксонским миром. Однако догматизм в трактовке марксистского учения как универсального ориентира в построении грядущего общества «социальной справедливости», односторонний экономизм в понимании главных рычагов общественного прогресса и мировоззренческий материализм в проектировании будущего стали роковым идейным препятствием в поступательном развитии советского социума, приведя его в 80-е годы к социальному застою. Начало 90-х годов прошлого века обозначило точку распада исторической России, отвергшей усилиями своего руководства принцип «братства» в организации постсоветского социума, а после расстрела Белого Дома закрепившей в Конституции страны от Ельцина принцип «государственной безыдейности» как важнейшего ориентира российского общества, лишенного собственной воли в современном мире. 

Эта «безыдейность» сохранила свой определяющий статус для новой России и в реалиях двух первых десятилетий XXI века, подавляя своим политическим весом всякий интеллектуальный рост общественного самосознания. Именно такая безыдейная жизнь постсоветской Росси и стала главной причиной утраты Русским миром духовного единства, направившей Украину в объятия Западной цивилизации, что подтолкнуло Россию к проведению специальной военной операции. Эта операция обнажила продолжение и углубление деструктивных процессов 90-х годов, когда вслед за распадом СССР и нарастанием конфликтов на окраинах Российской цивилизации разрушительная энергия социального кризиса ударила в самое сердце Русского мира, настоятельно требуя от Кремля неотложных мер по идеологическому воспитанию населения: безыдейная стратегия России заводит ее в исторический тупик. Принцип «интеллектуального творчества» должен быть положен в основание будущей русской идеологии как генеральный идейный императив страны в реалиях глобального социума и научного руководства социальной практикой.

Важнейшим социальным ориентиром в осуществлении творческого императива российского общества должен стать в условиях глобализации мирового сообщества принцип целостности. Разумные контуры мировой целостности были указаны человечеству две тысячи лет назад в начальных строках Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог». Но Слово многолико по своим этнокультурным воплощениям: какой язык должен сегодня указать  человечеству новые пути в будущее? Среди всех мировых культур лишь Северная цивилизация еще не сказала в определении исторического вектора развития человеческого сообщества своего веского Слова, первоистоком которого должны стать духовные способности русского народа. 

К сожалению, надо признать, что на протяжении всего новейшего времени правящие круги российского государства исповедовали в своей массе русофобские настроения. Социальным свидетельством этого стало во времена российской империи освобождение русских крестьян как основной массы русского народа от крепостной зависимости лишь в 60-е годы XIX века, практически одновременно с устранением в США рабовладения. Духовным показателем русофобии явилось в те же времена идейное влияние «западничества» в формировании отечественной интеллигенции, отвергшей православные каноны воспитания населения. В годы советской власти наглядным показателем русофобии стал воинствующий атеизм коммунистической власти, нацеленной на подавление духовных начал самосознания русских масс, разорвавшей братские узы малороссов, великороссов и белорусов государственными перегородками.

Сегодня прямым результатом этой государственной русофобии стал военный конфликт между Украиной и Российской Федерацией, показавший отсутствие каких-либо духовных скреп Русского мира. И тем не менее статья №13 все еще продолжает во втором параграфе запрещать россиянам иметь государственную идеологию. Кремль наконец должен понять, что без идеологического самоопределения в современном мире Россия обречена на гибель, что никакие «гениальные» руководители не спасут страну от духовного развала. Сражаться со всем Западом без разумной идеологии – это социальное безумие. Чтобы кремлевские «мифотворцы» не теряли впустую время на поиски «удобных» для них проектов на Западе или не конструировали собственных схем «оболванивания» российского населения, надо обратиться к уже апробированным концептуальным наработкам известных отечественных мыслителей, соответствующим запросам завтрашнего дня. 

Характер этих запросов однозначно указывает на науку как главную сферу современного общественного сознания в созидании глобального будущего мирового сообщества. В этой перспективе наиболее развитую систему научной организации общества дает нам научно-философская система «ноосферизма», имеющая в лице В.И. Вернадского отечественные интеллектуальные корни своего рождения и плодотворно развиваемая на протяжении последних тридцати лет А.И. Субетто. Думаю, что научная общественность страны поддержит меня в требовании от Кремля признания идеологии «ноосферизма» идейным каноном по организации российского общества в реалиях глобального социума.

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован