Перспективы развития человеческого сообщества определяются в общем плане двумя факторами — сознательным усилием коллективной воли людей в достижении желанного будущего, в утверждении самостоятельности своего коллективного существа в мировом сообществе, или же стихийным, безыдейным процессом удовлетворения насущных потребностей людских масс, обеспечивающих лишь возможность их выживания, но не приближающих к лучшему будущему. Поскольку статья 13 Конституции от Ельцина запрещает россиянам иметь общенациональную идеологию, способную направить российский социум по пути разумного самосовершенствования, постольку постсоветская Россия, лишенная идейных ориентиров, живет в современном мире не по своей воле, а под внешним управлением «инородных сил». «Безыдейность» жизни постсоветской России не означает отсутствие «направляющего центра» ее исторических изменений, а лишь его скрытность от контроля со стороны российского общественного сознания: «свято место» пусто не бывает — если ты не хочешь или не можешь сам устанавливать практические ориентиры своего будущего, то за тебя это сделают другие.
Неясность исторических перспектив, отсутствие общенационального проекта будущего России и вмешательство в ее развитие «чужого разума» провоцируют в российском социуме усиление центробежных настроений, когда территориальные и этнические сообщества начинают искать для себя собственные пути развития, стремясь к взаимному обособлению и подрывая социально-политическое единство страны. Наиболее явным свидетельством этой перспективы скорого нравственного распада российского социума стала Киевская «революция достоинства» 2014 года, провозгласившая «европейский выбор» украинской нации, отвергшая ее общероссийскую природу и признавшая русскую речь языком национальных меньшинств. Нынешний антироссийский демарш Украины подтверждает старую истину, что исторический процесс идет по кругу: где начиналась история Великой России, там она ныне и заканчивается.
Сегодня мы воочию наблюдаем крушение духовного единства русского народа как этнокультурной первоосновы российского социума, как религиозно-нравственного объединения великороссов, малороссов и белорусов в созидании лучшего будущего. Если вчера украинцы с безумным ожесточением стали истреблять свои русские корни, то завтра и белорусы будут вправе отвергнуть узы восточнославянского братства, утратившего внутреннее созвучие душевных переживаний народных масс. Русская православная церковь оказалась неспособной обеспечить согласие и сотрудничество восточнославянских народов в условиях становления глобального социума, требующего от людей всемерного культивирования интеллектуального, рационально-научного осмысления динамики общественной жизни. Другими словами, Россия переживает ныне состояние «душевного кризиса», «гражданского безумия», обрекающего ее на скорую гибель.
Это состояние «безыдейной», бездумной жизни людских масс становится особенно опасным для будущего России в условиях ее нарастающей конфронтации с Западным геополитическим блоком во главе с США как лидером современного этапа в развитии мирового сообщества. Наши «советские отцы и деды» смогли в годы Великой Войны разгромить европейских фашистов и японских милитаристов лишь силой колоссальной самоотверженности, героическим духом самопожертвования: они знали, за что идут умирать в битве с врагом. Сегодня у россиян нет той веры в «светлое будущее» своих родных и близких, которая вдохновляла советских людей. Поэтому в предстоящей схватке с Западом современной РФ не стоит особо надеяться на «жертвенный дух» своих граждан: лишь высокая идеология «духовного братства и социальной справедливости», а не меркантильный дух капитализма, способна воодушевить россиян на новые подвиги во имя Величия грядущей России. Для достижения победы над врагом Кремль должен срочно представить российскому обществу более-менее ясную идеологическую концепцию исторического будущего современной России, способную обеспечить сознательное единение россиян в защите своего отечества.
Л.А.Гореликов – д.ф.н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук