01 августа 2007
2606

С каждого творца - по паре

Айдан-галерея отметила 15-летие выставкой достижений

В центре современного искусства "Винзавод" открылась выставка "XV лет", которой отметила свое 15-летие одна из ведущих и старейших московских галерей современного искусства - с недавнего времени переехавшая на "Винзавод" Айдан-галерея. Что произошло за подотчетный период в отечественном современном искусстве, вместе с галереей вспоминала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Отмечая дату, Айдан-галерея не ограничилась ни своим пространством, ни своими художниками. Вместо того чтобы выставить ожидаемый best of художников галереи, Айдан Салахова, стоявшая у истоков отечественного галерейного дела (до открытия Айдан-галереи госпожа Салахова была одним из соучредителей по праву называвшейся Первой галереи современного искусства в Москве), решила напомнить, что вообще произошло в российском искусстве за эти полтора десятилетия, для чего попросила всех участников выставки (а ими стали более двух десятков заметных современных деятелей современного искусства) представить по две работы: одну - совсем новую, а другую - 15-летней давности. Собранного оказалось достаточно, чтобы занять не только пространство самой галереи, но и просторный зал, называющийся "Цех белого".

Кураторы выставки (Айдан Салаховой помогал Станислав Шурипа) уверяют, что в данном случае они действовали прежде всего как художники (каковыми оба изначально и являются) - то есть не концептуально, а интуитивно. "XV лет" вовсе не претендует на статус музея новейшей истории российского искусства - мероприятие сохранило все подобающее дню рождения обаяние приватности. Что-то вроде встречи бывших одноклассников с ритуальным разглядыванием старых классных фотографий и разговорами о том, кто совсем не изменился, а кто, напротив, стал совершенно на себя не похож.

Так, например, группа АЕС, в 1990-е запомнившаяся инсталляциями из прозрачных лекал, увеличенными снимками послеоперационных швов и гиньольными автопортретами с выпущенными кишками, здесь оказалась представленной огромными живописными полотнами с сонмами юных ангелов в нарочито приторном, олеографическом стиле. Тем не менее старые картины отлично рифмуются с их новым произведением - дигитальной фотографией, на которой столь же ангелические отроки представлены вооруженными до зубов на фоне апокалипсического ландшафта. Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, по состоянию на текущий момент представленные большим парадным портретом восседающей на пышном кресле обезьяны, 15 лет назад вообще еще не составляли творческого дуэта - в "Цехе белого" можно увидеть произведения 1992 года двух разных авторов. Владимир Дубосарский представлен казенными, как из школьного класса, портретами до неразличимости бородатых Льва Толстого и Леонардо да Винчи на фоне одинаковых сиротских советских обоев. Куда менее похожим на творчество известного дуэта выглядит произведение Александра Виноградова - вид какого-то окраинного двора с потрепанным грузовиком, похожий на честную советскую живопись, однако не лишенную смутного обаяния.

Среди участников выставки есть и персонажи, успевшие сменить не то что стиль - род занятий. Так, Рауф Мамедов, за нынешний год отчитавшийся постановочной фотографией на евангельский сюжет с участием модели с психическими отклонениями (именно такими работами и известен этот художник), в качестве своего прошлого представил произведение 1987 года, которым оказался советский мюзикл по роману Александра Беляева "Остров погибших кораблей", который он поставил вместе с Евгением Гинзбургом. Есть те, кто ничуть не изменился, как Константин Звездочетов или Константин Латышев. И те, кто не без авантюрности экспериментировал с самыми разными техниками и идеологиями. Например, Сергей Мироненко, за 1990-е представивший табличку, напоминающую дорожный знак на выезде из населенного пункта - только вместо названия города красной чертой перечеркнуто слово "Пиздец", а за 2000-е - увеличенную копию компьютерной микросхемы, детали которой сделаны из муранского стекла.

Есть на выставке и те, кто именно за "отчетный период" нашел себя: как, например, Марина Белова и Алексей Политов, за 15 лет проделавшие путь от невнятной вторичной живописи к отличным скульптурам-мобилям. На юбилей позвали и авторов, которых 15 лет назад, казалось, еще в природе не существовало. Например, Диана Мачулина, показавшая глиняный кувшин-противогаз, сделанный ею на занятиях детской керамической студии в возрасте 11 лет. И те, кто в 2000-х годах практически отошел от искусства. Так, рядом с работами 1990-х годов Евгения Митты и Гии Абрамишвили Айдан Салахова поначалу собиралась вешать их визитные карточки с указанием нынешнего рода деятельности - дизайн и ресторанное дело. Но в последний момент они все же принесли новые работы - то ли продолжали рисовать "в стол", то ли сделали специально к выставке.

Айдан Салахова настаивает на том, что никакой специальной цели показать эволюцию художника или представить его самые знаковые произведения не было - на выставку попало в основном то, что удалось найти по мастерским художников и запасникам галереи. Но сама случайность "среза" только способствует чистоте эксперимента, в результате которого получается непредвзятая и неожиданная картина того, что же на самом деле произошло с нашим искусством за последние 15 лет и как за это время угасли некоторые старые и зажглись совсем новые звезды, а кто-то перешел в разряд вечнозеленой классики.


01.08.2007

www.kommersant.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован