17 ноября 2001
3019

С.МИРОНОВ. Новый УПК России необходим

Однако некоторые его положения по-прежнему вызывают споры.

Законопроект нового Уголовно-процессуального кодекса был внесен в Госдуму еще четыре года назад. Все это время интерес к этому документу то уменьшался, то возрастал. На ближайшее время запланировано третье, последнее, чтение проекта УПК, после которого он будет либо отклонен, либо принят и передан на рассмотрение Совета Федерации.

Действующий в настоящее время Кодекс был принят в 1960 году. Разумеется, он во многом устарел, потому что за эти сорок лет не только в нашей стране, но и в мире произошли серьезные социально-экономические преобразования. По-другому взглянуть на уголовно-процессуальную деятельность пришлось и после принятия новой Конституции РФ.

Определенные требования к законодательству налагает также участие России с 1998 года в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Надо сказать, что УПК подвергался постоянным изменениям: они вносились в документ более 90 раз. И Конституционный суд признавал его некоторые нормы не соответствующими Основному закону государства. Таким образом уголовно-процессуальное законодательство становилось противоречивым и чрезвычайно сложным в применении, хотя в силу своей специфики оно не должно допускать наличия каких-либо противоречий. В этой ситуации принятие нового УПК не только целесообразно, но и крайне необходимо. Именно изучая нормы уголовного процесса, можно четко понять взаимоотношение власти и общества, власти и отдельного гражданина. Принимаемый Кодекс должен защищать человека от произвола, гарантировать или по крайней мере сводить к минимуму возможность ошибки, задержания или содержания под стражей невиновного лица. И от того, насколько будут соблюдены указанные требования, во многом зависит отношение наших сограждан к правоохранительным органам, к суду, к государственной власти в целом. Представляется абсолютно правильным понимание назначения уголовного судопроизводства, нашедшее законодательное закрепление в статье 6 проекта: "уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод".

Следует обратить внимание и на положение пункта 1 статьи 10 нового УПК, в соответствии с которым до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Подобная норма содержится в Конституции РФ с 1993 года. Вместе с тем в Заключительных и переходных положениях Конституции указывается, что до приведения уголовно-процессуального законодательства России в соответствие с положениями Основного закона сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Таким образом, только с принятием нового УПК у конституционной нормы появится шанс начать реально действовать.

Среди нововведений необходимо упомянуть и исключительное право суда принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Действующий же УПК предоставляет подобное право также лицу, производящему дознание, следователю, прокурору. Особо хочется подчеркнуть наличие раздела XI, регламентирующего особенности производства у мирового судьи. Необходимость данного раздела обусловлена положением Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому "мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает... уголовные дела в качестве суда первой инстанции". Кроме того, ряд норм направлен на расширение возможностей прекращения уголовного преследования по инициативе потерпевшего. Так, проект Кодекса предоставляет следователю и органу дознания право с согласия прокурора на основании соответствующего заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении лица, впервые совершившего преступление средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред, хотя в действующем УПК допускается примирение только по преступлениям небольшой тяжести.

Данное положение нового УПК, впрочем, не бесспорно. С одной стороны, государство увеличивает роль потерпевшего, предоставляет возможность разгрузить следственные органы и суды. Но, с другой стороны, нужно учитывать и негативные последствия данной нормы - общеизвестны факты жесткого давления на потерпевших, принуждение их к примирению. Где гарантия, что преступники не воспользуются этим нововведением?

Изучая проект нового УПК, можно обнаружить и ряд других спорных положений, хотя следует признать, что Госдумой была проделана большая работа по улучшению уголовно-процессуального законодательства. Необходимость в новом Уголовно-процессуальном кодексе не вызывает сомнений, и я надеюсь, что его неукоснительное соблюдение обеспечит эффективную защиту интересов наших сограждан, государства и благополучное развитие России.

Сергей Михайлович Миронов,
член Совета Федерации,
заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам


"Независимая газета"
17.11.2001
www.mironov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован