Наш корреспондент взял интервью у члена Общественной палаты РФ Дмитрия Сладкова - Дмитрий Владимирович, как состоялась Ваша поездка на Сахалин? - Некоторое время назад я получил приглашение Сахалинской епархии приехать с лекциями. У епархии есть договоренность с Фондом Андрея Первозванного - он оплачивает ее гостям одну поездку в месяц. И отправился. - Какие цели Вы ставили перед собой? - Правильнее говорить о тех целях, которые поставила передо мной приглашающая сторона. Первая цель очень простая. Неясно, является ли на Сахалине православие верой большинства. Так, в Южно-Сахалинске с его численностью населения чуть более 170 тысяч человек - пять или шесть крупных недавно отстроенных протестантских храмов на два православных собора, один из которых возводился 12 лет и четыре года назад был завершён. Во всей Сибири протестантизм очень силен. Несколько лет назад я был в Сургуте, там картина примерно та же, но на Сахалине она выражена куда более рельефно. Очень сильное влияние Южной Кореи. Оттуда поступают деньги, протестантская литература, приезжают миссионеры. В этой ситуации надо показывать местному начальству и всему населению, что у православных людей Сахалина и Курил есть друзья и это известные, влиятельные люди. Это целенаправленная политика, и за последние пять лет она дала свои результаты - влияние Православной церкви на Сахалине постепенно растет. Там уже побывали с лекциями многие известные богословы, историки, культурологи. В какой-то момент политологу Егору Холмогорову пришла идея сделать гостями епархии и членов Общественной палаты. Все это означает, что епархия становится мостом, который как в культурном, так и в политическом плане соединяет Сахалин с Большой землей. Вторая цель приглашающей стороны - просветительская. За шесть дней удалось прочитать семь лекций и провести довольно много встреч. Каждый такой приезд - серьёзное событие для относительно небольшого города (вдвое больше Сарова), где, тем не менее, живет треть населения Сахалина. - Какова была тематика Ваших лекций? - Она полностью определялась "заказом", который я получил. Я читал в вузах, - их в Южно-Сахалинске шесть, в основном гуманитарные. Шесть лекций из семи слушали совершенно светские, не воцерковленные студенты, люди со всеми болезнями современной молодежи. И поэтому если начать что-то откровенно "поповское", нет шансов, что тебя услышат. Поэтому я избрал культурологическую тему "Границы человеческого в человеке на пороге XXI века". Лекция состояла из трех частей. Первое - что такое человек, как он устроен, каковы отношения тела, души и духа, откуда у нас способность различать добро и зло и так далее. Вторая часть лекции была посвящена миру, в котором живет современный человек. А в этом мире очень много (и с каждым днем все больше) больных, жестоких вещей. Молодые прекрасно про них знают, но когда соберешь все признаки расчеловечивания мира вместе, это производит сильное впечатление. А третья часть лекции была очень простая - что делать, как жить человеку в таком мире? И я говорил о воле к жизни, о свободе воли и вводил такую категорию, как проект. Борьба за будущее, конкуренция проектов, проектная готовность, признаки творчества, открытость к сотворчеству - вот примерно такой была канва рассуждений. - Как воспринимали слушатели Ваши тезисы? - С одной стороны, молодые вообще не привыкли и не умеют об этом говорить, с другой - они испытывают острый душевный голод по такому разговору. Молодые люди очень хотят на эту тему говорить, хотя не приучены совсем, многие быстро устают и отключаются. Отсюда и жадное внимание, и разного рода неожиданные реакции. Великолепные студенты, общение с которыми прошло на одном дыхании, это Институт востоковедения, экономики и африканистики, так называемая "Вост#972;чка", вуз, который готовит переводчиков, экономистов, юристов, ориентированных на работу с зарубежными партнерами. Это, безусловно, тамошняя студенческая элита. Они умеют, в отличие от других, хотя бы вопросы задавать. Между прочим, внятный вопрос чужому дядьке с бородой задать - это тоже не хухры-мухры. В студенческие годы сам я этого не умел. Последняя лекция - публичная, для всех желающих - была уже не в вузе, а в культурном центре. По просьбе устроителей я говорил на тему "Церковь и государство: что впереди?" И раскрывал эту тему главным образом на нашем саровском опыте, на материале тех процессов, которые мне хорошо знакомы и в которых принимал непосредственное участие. Рассказывал о нашем Институте как инструменте государства и об истории его отношений с Церковью, которая началась не вчера. Рассказывал, как собираются влиятельные люди вокруг владыки Георгия в Нижнем и Дивееве, что происходит у нас в Сарове. На фоне сильнейшего отчуждения власти и большинства народа те процессы, которые идут сейчас в Церкви, вызывают умеренный оптимизм. Для плохого отношения к имущим власть и деньги много самых серьезных оснований, уходящих корнями в 90-е годы. Но взаимная неприязнь власти и народа не может продолжаться вечно, она разрушит страну и в ее продолжении заинтересованы в первую очередь внешние силы, противники и конкуренты России. Наша Церковь в этой ситуации - одна из немногих действительно консолидирующих сил. - Какие Вам задавали вопросы? - О том, что ВНИИЭФ и Саров есть, сахалинцы знают, но больше не знают практически ничего. Были вопросы об Институте, о Сахарове, о том, что такое ядерное оружие с церковной точки зрения... Вроде бы мы для себя все эти вопросы решили и сняли еще в 90-е годы, а там для многих людей они актуальны. Обстановка была очень теплой, благожелательной. - Вы упоминали что была еще одна цель Вашей поездки, чисто светская. - В Южно-Сахалинске живёт и работает директор Центра развития детей "Гармония" Елена Анатольевна Степанская, она также является членом Общественной палаты России, и я ее попросил собрать тех, кто знает, как обстоят дела в сфере местного самоуправления. Поскольку мероприятие с участием членов Общественной Палаты РФ на Сахалине вещь знаковая и нечастая, местные власти приняли в его организации активное участие. В итоге встреча, прошедшая в большом зале областной администрации, оказалась вполне заорганизованной. Пригласили работников городских администраций, они приехали издалека, но молчали, а слово преимущественно брали южно-сахалинские, "столичные" руководители. Видно было, что это люди опытные, и суждения их по поводу недостатков местного самоуправления были вполне резонные и разумные. Действительно, имеет место вопиющий перекос - полномочий у местного самоуправления много, а своих денег мало. Деньги доходят до мест в основном через региональные бюджеты, что означает тотальную зависимость местной власти от вышестоящих начальников. В результате конституционная норма, говорящая о том, что местное самоуправление не является частью государственной власти, на деле не выполняется. Понятно, что к этой норме надо подходить с умом. Местное самоуправление должно быть там, где есть живое сообщество, способное так или иначе на своем уровне управлять делами. К сожалению, сегодняшний порядок и, прежде всего, устройство бюджетного процесса все это блокирует, за единичными исключениями. - Вернёмся на Сахалин, на встречу с начальством... - К сожалению, живого разговора так и не случилось. Единственным утешением было то, что вечером того же дня состоялась неформальная встреча с местной общественностью. Вот тут мы действительно неплохо поработали. Были и другие встречи по теме регионального и местного развития. Живые деятельные люди на Сахалине, безусловно, есть. - А как они там живут? - За 15 лет численность населения упала в полтора раза - с 750 тысяч человек примерно до 500. Народ оттуда уезжает, потому что уже нет ни реально компенсирующих затраты надбавок, ни быстрого получения квартиры за счет целевого строительства. Дороги жуткие. Единственные пристойные дороги ведут из Южно-Сахалинска в портовые города Корсаков и Холмск. Остальные - либо разбитая бетонка, иногда встающая дыбом, либо просто грунтовка. Железная дорога на север острова есть, но нет автомобильной, проезжей в любое время года. Тысяч 50 сахалинцев живут неплохо - там, где качают нефть и газ. Но острову в целом и его южной части, где сосредоточена основная часть населения, не достается ничего. Я видел страшные руины заводов вдоль разбитых дорог, невероятные хибары, где живут люди. Все контрастно - многие развалюхи с просевшими крышами увенчаны ажурными антеннами спутниковой связи. - Как люди настроены? - Понятно, что мой круг общения был весьма невелик. Он исчерпывался несколькими десятками человек. Те, с кем я общался, настроены там жить и биться за достойное будущее этой удивительной земли, красивой и богатой. Именно в этой компании оказался востребован наш саровский опыт клубной работы. Вот его мы с ними и обсуждали. И даже придумали несколько очень любопытных проектов. - Можно о них рассказать? - Сейчас известный в Сарове Вячеслав Столяров с коллегами готовит выставку в Госдуме "Соловки - северный форпост России". Мы хотим попробовать организовать аналогичную выставку по Сахалину, а вслед за ней - парламентские слушания. Как их проводить? Выделять не нефтяную составляющую, а гуманитарно-культурную, научную, образовательную, историческую, богословскую, если хотите (история Церкви в этом месте, она же есть). И, возможно, надо рассматривать связку "Сахалин - Калининград". Это два региона, где проблема их принадлежности России так или иначе раскачивается. В Калининграде я не был, но хорошо известно, что проблема связи этого анклава с Россией также существует. - А Сахалин - российский? - Он российский, безусловно. Присутствие японцев в экономике пока достаточно слабое. Я не был на Курилах. Как говорят, на южных островах присутствие японской экономики уже весьма серьезно. В то же время жители Курил крепко держатся за российскую идентичность, а экономика японская, да, им нравится, одно другому не мешает. Но они хотят быть российскими гражданами и ясно выражали это желание на плебисцитах. А проблемы у людей те же, что и везде. Плюс дороговизна всех товаров с Большой земли. Так, Великим постом на трапезе верующим разрешена рыба - овощи и фрукты уж больно дороги. И в целом люди живут небогато. Новое офисное и жилищное строительство есть, но объемы небольшие. Огромная проблема - отсутствие собственных инженерных и технических школ. С Большой земли приток кадров нарушен, а хозяйство работать без инженеров не может. Огромный дефицит квалифицированных специалистов и в системе местного самоуправления. Конечно, все это - личные впечатления нескольких дней и они никак не могут быть серьезным экспертным суждением. Я был там совсем недолго и собственными глазами, помимо Южно-Сахалинска, видел лишь расположенные на самом юге Корсаков, Невельск, Холмск и Охотск. - Где же выход? - Есть мегапроект, который сахалинцы начинают продвигать. Это мост на Сахалин, строительство которого повлечет за собой цепную реакцию перемен. Вполне качественный сайт на эту тему уже есть (www.mostsakhalin.ru). Японцы готовы обсуждать строительство моста Сахалин - Хоккайдо, если мы построим мост через узкий пролив Невельского. А там мелководье, нет никаких технических проблем его поставить. Не туннель, а именно мост, который и в эксплуатации лучше, и символически гораздо сильнее. Сейчас Южно-Сахалинск в конкуренции с Хабаровском и Владивостоком не имеет никаких шансов. А тогда все могло бы очень даже сильно повернуться. Он у них, конечно, хлеб не отбил бы, но свой импульс развития получил бы сильнейший, оказавшись на транзите Лондон - Токио. В этой связи мне сразу вспомнилось выступление главы РЖД Владимира Ивановича Якунина на недавних слушаниях по экономической стратегии России у нас в Общественной палате. Он тоже говорил об этих инфраструктурных коридорах. Может пригодиться и опыт грантового конкурса "Православная инициатива", который уже несколько лет проводит наш Фонд преподобного Серафима Саровского. Но там должен быть конкурс не просто любых культурных, информационных, медийных, социальных и иных проектов, а тех, которые бы целенаправленно работали на повышение связности Сахалина с Россией. Сейчас сахалинские коллеги собираются писать положение о таком конкурсе, искать нормальных благодетелей, которым это было бы интересно, в том числе и политически. - Ваше самое главное впечатление? - Усеянный льдинами берег Охотского моря, до самого горизонта разводья - половина белого, половина ярко-синего. И совсем недалеко от берега посреди мелкого белого льда плавают два десятка таких же белых лебедей, плавно раскачиваясь на немаленькой волне. А над ними летают чайки и огромные, чуть не с метровым размахом крыльев угольно-черные вороны. На самом-то деле, Сахалин близко. Я удивился, что билет в оба конца стоит всего от 16 тысяч рублей. Это, конечно, очень дорого, но если из Москвы до Соловков в один конец - 5 тысяч... Такое ощущение, что главное самолету - взлететь...
14.05.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/183/publications/1090