В современных условиях все более настоятельной становится проблема выбора эффективной стратегии пространственного развития, исходя из того, что важным является не только использование факторов динамизации темпов роста экономики, но и ее существенная трансформация ее структуры, обеспечивающая развитие конкурентных преимуществ. Как свидетельствует мировой опыт, решающее значение для изменения сложившейся ситуации к лучшему имеет не столько сами по себе количественные показатели экономического роста, сколько его качественные параметры. Необходим поворот в сторону решения стратегических задач повышения производительности экономики на основе формирования инновационной модели ее развития, активного использования природно-ресурсного потенциала и полномасштабного освоения высоких технологий.
Переход на инновационный путь развития российской экономики потребует наращивания инвестиций в человеческий капитал, повышения его качества и изменения структуры в профессионально-квалификационном составе при сокращении доли работников с низкой квалификацией. Однако данный процесс не следует абсолютизировать, так как по прежнему будет сохраняться в значительных размерах спрос на работников с невысокой квалификацией. Так, согласно прогнозу к 2025 г. доля работников умственного труда в общем контингенте занятых увеличится с 41 до 50%, доля квалифицированных рабочих индустриальных отраслей экономики - с 36 до 43% (исключая работников сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности). В условиях сокращения трудоспособного населения, которое будет составлять 8-10% в каждом пятилетии после 2010 г., важное значение будет иметь привлечение иностранной рабочей силы даже с невысокой квалификацией. Возрастанию угроз экономическому росту будет способствовать как недостаточное использование труда международных мигрантов, которое возникает при проведении рестрективно-ограничительной политики, так и избыточное их вовлечение, которое превышает иммиграционную емкость страны и может сложиться при реализации радикально-либеральной миграционной политики.
Противоречивость последствий международной миграции указывает на то, что она может способствовать как социально-экономическому развитию страны, так и ее деградации, как стимулировать реформы, так и затруднять их ход. Соблюдение требований геополитической, социальной и экономической безопасности предполагает переход к управлению миграционными потоками с учетом институционально-технологических особенностей пространственного развития страны. При этом потоки
международных мигрантов должны направляться на те территории, на которых они, во-первых, критически не меняют социокультурное пространство принимающего сообщества; влияние чужих культур на основе диалога наций должно быть в целом положительным и не наносить ущерб национальным ценностям; во-вторых, где спрос на рабочую силу превышает ее предложение и имеются вакансии рабочих мест; в-третьих, миграционный приток должен способствовать росту производительности экономики регионов в результате повышения качества человеческого капитала, улучшения его структуры и активизация инновационных процессов.
В современных условиях как свидетельствует мировая практика высокие темпы экономического роста в странах достигаются на основе реализации пространственно-поляризованной модели, а не в результате политики поддержания равномерного развития территорий. Инновационная волна при этом во многом формируется в отдельных "опорных регионах" за счет высокой концентрации научно-технических, финансовых, административно-управленческих, социокультурных и других ресурсов и в дальнейшем распространяется на другие регионы страны.
С точки зрения потребности привлечения миграционных потоков в нашей стране имеются различные типы территорий - территория города-мегаполиса, территория инновационного развития и технологического трансферта, староиндустриальная территория, территория незавершенной индустриализации, сырьевая территория, приграничная территория и т.д. В связи с этим следует осуществлять селективную миграционную политику с учетом геополитических культурно-исторических, природно-географических, производственно-технологических и других особенностей регионов. Важным фактором социально-экономической дифференциации пространства современной России и ее ускоренного развития может стать реализация Федерального закона от 22 июля 2005 г. "Об особых экономических зонах". Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация особых экономических зон в благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства и активно привлекать частные капиталы. При этом могут создаваться промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны.
В современных условиях все более настоятельной становится проблема выбора эффективной стратегии развития регионов, исходя из того, что важным является не только использование факторов динамизации темпов роста экономики, но и ее существенная трансформация ее структуры, обеспечивающая развитие конкурентных преимуществ и производительности предприятий. Как свидетельствует мировой опыт, решающее значение для изменения сложившейся ситуации к лучшему имеет не столько сами по себе количественные показатели экономического роста, сколько его качественные параметры, зависящие от динамики конкурентоспособности предпринимательских структур. Это предполагает осуществление поворота в сторону решения стратегических задач повышения производительности экономики на основе формирования инновационной модели ее развития, активного использования потенциала научно-технических знаний и полномасштабного освоения высоких технологий.
Оценивая перспективы развития промышленного комплекса в регионах следует учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, подъём экономики регионов невозможен без её структурной трансформации, приведения производственно-технологической базы в соответствии с ресурсными возможностями. Структурные сдвиги во многом определяют будущий облик хозяйств регионов и в этой связи - перспективы, их будущую роль и место в России и во внешнеэкономических связях, а также возможности решения социальных проблем регионов. Во-вторых, современная экономическая ситуация остаётся достаточно сложной в ближайшие годы имеются весьма ограниченные возможности увеличения масштабов производства без возможности задействования инновационных факторов. В настоящее время для промышленных предприятий основной проблемой является не отсутствие на товарных рынках оборудования, машин, сырья, материалов, топлива как таковых, а нехватка финансовых средств для их приобретения от реализации продукции и услуг. Именно данный фактор приобретает решающее значение при формировании региональных, межрегиональных и межреспубликанских связей. Решение проблем развития регионов уже в среднесрочной перспективе будет, прежде всего, зависеть от того, в какой степени удастся смягчить возникшие противоречия, восстановить финансовую дееспособность предприятий и снизить финансовое напряжение. В-третьих, каждый регион не является замкнутой экономической системой. Поэтому их развитие неизбежно будет складываться в результате взаимодействия федеральной и региональной политики. Динамические и структурные изменения в промышленном комплексе территорий будут осуществляться в рамках сложившихся демографических сдвигов, а также тенденций научно-технического процесса, связанными с технологиями 5 и 6 укладов, которые уже известны и могут быть освоены в долгосрочной перспективе. Вместе с тем весьма сложным является улавливание тех изменений в экономике регионов, которые возникают в реальной жизни под влиянием демографических, научно-технических и природно-ресурсных детерминант.
Для выработки адекватной российским реалиям и вызовам ХХI в. стратегии развития национальной экономики и иммиграционной политики следует пересмотреть утвердившиеся подходы, в которых недооценивается значимость человеческого капитала и дефицита человеческих ресурсов, как факторов экономического роста и изменения его качества. Важно учитывать, что связь между производительностью и качеством человеческих ресурсов в российской экономике в стратегической перспективе не будет являться жесткой. Производительность труда в существенной степени будет зависеть и от численности трудовых ресурсов, привлекаемых для производства природно-территориальной и научно-технической ренты, а при их значительном дефиците могут возникнуть дополнительные трудности, ограничивающие рост производительности труда. Поэтому, например, привлечение иностранной рабочей силы даже невысокой квалификации в границах иммиграционной емкости страны создает дополнительные источники не только для увеличе6ния масштабов национальной экономики, но и активизации инновационных процессов и повышения выпуска ВВП на одного занятого при улучшении территориально-отраслевой структуры занятых и увеличения на данной основе производства научно-технической и природно-территориальной ренты.
В связи с этим необходимо отказываться от ошибочных подходов, которые возникают на основе представлений о наличии жесткой связи между производительностью национального труда и качеством человеческого капитала и абсолютизируют положение о том, что увеличение в экономике количества рабочей силы невысокого качества, например, за счет привлечения иммигрантов, всегда негативно сказывается на росте производительности труда совокупного человеческого капитала. Сложившийся в стране миграционный обмен между регионами, обусловленный их миграционной привлекательностью, способствует возрастанию неравномерного распределения населения по огромной территории России, что усиливает диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потенциалов. Такая направленность потоков населения создает значительные социально-экономические и геополитические угрозы.
Глубокие изменения демографических процессов в стране, которые неразрывно связаны с модернизацией хода воспроизводства человеческих поколений в условиях социально-экономической трансформации, порождают вызовы, относящиеся к числу главных, на которые предстоит ответить российскому обществу в XXI веке. Оно успешно сможет это сделать, если соединит ответы двух типов, которые позволяют развивать социально-экономические преимущества стран при эффективном использовании возможностей осуществления благоприятных качественных и количественных изменений в человеческом капитале России на основе радикального улучшения динамических и структурных параметров процесса воспроизводства населения страны и движения международных мигрантов.
Человеческие ресурсы, качественные и количественные параметры в современных условиях становятся решающим фактором, определяющим успехи конкурентной борьбы национальных хозяйств и изменений их конкурентных позиций. В свою очередь, в связи с этим особую значимость приобретает конкуренция стран на мировых рынках труда. Вместе с тем в стратегической перспективе возникают угрозы появления второй волны иммиграции из России из-за существенного ее отставания от ведущих стран мира и слабости ее позиций на мировых рынках труда, ограниченных возможностей осуществления положительных изменений в естественном воспроизводстве населения, депопуляции и старения для укрепления позиций страны в конкурентной борьбе, для снижения уровня геостратегических и социально-экономических угроз и формирование благоприятных динамических и структурных параметров развития национального хозяйства важным является повышение эффективности участия страны в процессах международной трудовой миграции на основе максимального использования возникающих при этом возможностей.
Выработка адекватного вызовам XXI в. ответа требует перехода к качественно новой системе экономических и социальных институтов, соответствующей меняющимся для России демографическим условиям, кардинального изменения социально-экономического строя, исходя из резкого повышения ценностей человеческих ресурсов и их приоритетной роли в хозяйственном развитии страны; отказа от сложившейся его модели, основанной на низкой ценности человеческого капитала, пренебрежительного отношения к человеку его нуждам и потребностям. Для этого необходима смена, с одной стороны, приоритетов распределения экономических ресурсов в пользу тех, которые наилучшим образом способствуют осуществлению благоприятных изменений в социально-демографическом потенциале страны, с другой стороны, важно перенести центр тяжести с традиционных на инновационные формы и методы хозяйственного развития, обеспечить максимальную отдачу ресурсов, направляемых в экономику, образование, здравоохранение, науку и т.д. Подобное изменение качества роста может позволить добиваться социально-экономических успехов и компенсировать неблагоприятные демографические сдвиги.