21 октября 2007
3321

Сергей Метелев: Международная трудовая миграция и развитие сравнительных преимуществ российской экономики

В современных условиях все более настоятельной становится проблема выбора эффективной стратегии пространственного развития, исходя из того, что важным является не только использование факторов динамизации темпов роста экономики, но и ее существенная трансформация ее структуры, обеспечивающая развитие конкурентных преимуществ. Как свидетельствует мировой опыт, решающее значение для изменения сложившейся ситуации к лучшему имеет не столько сами по себе количественные показатели экономического роста, сколько его качественные параметры. Необходим поворот в сторону решения стратегических задач повышения производительности экономики на основе формирования инновационной модели ее развития, активного использования природно-ресурсного потенциала и полномасштабного освоения высоких технологий.

Переход на инновационный путь развития российской экономики потребует наращивания инвестиций в человеческий капитал, повышения его качества и изменения структуры в профессионально-квалификационном составе при сокращении доли работников с низкой квалификацией. Однако данный процесс не следует абсолютизировать, так как по прежнему будет сохраняться в значительных размерах спрос на работников с невысокой квалификацией. Так, согласно прогнозу к 2025 г. доля работников умственного труда в общем контингенте занятых увеличится с 41 до 50%, доля квалифицированных рабочих индустриальных отраслей экономики - с 36 до 43% (исключая работников сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности). В условиях сокращения трудоспособного населения, которое будет составлять 8-10% в каждом пятилетии после 2010 г., важное значение будет иметь привлечение иностранной рабочей силы даже с невысокой квалификацией. Возрастанию угроз экономическому росту будет способствовать как недостаточное использование труда международных мигрантов, которое возникает при проведении рестрективно-ограничительной политики, так и избыточное их вовлечение, которое превышает иммиграционную емкость страны и может сложиться при реализации радикально-либеральной миграционной политики.

Противоречивость последствий международной миграции указывает на то, что она может способствовать как социально-экономическому развитию страны, так и ее деградации, как стимулировать реформы, так и затруднять их ход. Соблюдение требований геополитической, социальной и экономической безопасности предполагает переход к управлению миграционными потоками с учетом институционально-технологических особенностей пространственного развития страны. При этом потоки

международных мигрантов должны направляться на те территории, на которых они, во-первых, критически не меняют социокультурное пространство принимающего сообщества; влияние чужих культур на основе диалога наций должно быть в целом положительным и не наносить ущерб национальным ценностям; во-вторых, где спрос на рабочую силу превышает ее предложение и имеются вакансии рабочих мест; в-третьих, миграционный приток должен способствовать росту производительности экономики регионов в результате повышения качества человеческого капитала, улучшения его структуры и активизация инновационных процессов.

В современных условиях как свидетельствует мировая практика высокие темпы экономического роста в странах достигаются на основе реализации пространственно-поляризованной модели, а не в результате политики поддержания равномерного развития территорий. Инновационная волна при этом во многом формируется в отдельных "опорных регионах" за счет высокой концентрации научно-технических, финансовых, административно-управленческих, социокультурных и других ресурсов и в дальнейшем распространяется на другие регионы страны.

С точки зрения потребности привлечения миграционных потоков в нашей стране имеются различные типы территорий - территория города-мегаполиса, территория инновационного развития и технологического трансферта, староиндустриальная территория, территория незавершенной индустриализации, сырьевая территория, приграничная территория и т.д. В связи с этим следует осуществлять селективную миграционную политику с учетом геополитических культурно-исторических, природно-географических, производственно-технологических и других особенностей регионов. Важным фактором социально-экономической дифференциации пространства современной России и ее ускоренного развития может стать реализация Федерального закона от 22 июля 2005 г. "Об особых экономических зонах". Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация особых экономических зон в благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства и активно привлекать частные капиталы. При этом могут создаваться промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны.

В современных условиях все более настоятельной становится проблема выбора эффективной стратегии развития регионов, исходя из того, что важным является не только использование факторов динамизации темпов роста экономики, но и ее существенная трансформация ее структуры, обеспечивающая развитие конкурентных преимуществ и производительности предприятий. Как свидетельствует мировой опыт, решающее значение для изменения сложившейся ситуации к лучшему имеет не столько сами по себе количественные показатели экономического роста, сколько его качественные параметры, зависящие от динамики конкурентоспособности предпринимательских структур. Это предполагает осуществление поворота в сторону решения стратегических задач повышения производительности экономики на основе формирования инновационной модели ее развития, активного использования потенциала научно-технических знаний и полномасштабного освоения высоких технологий.

Оценивая перспективы развития промышленного комплекса в регионах следует учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, подъём экономики регионов невозможен без её структурной трансформации, приведения производственно-технологической базы в соответствии с ресурсными возможностями. Структурные сдвиги во многом определяют будущий облик хозяйств регионов и в этой связи - перспективы, их будущую роль и место в России и во внешнеэкономических связях, а также возможности решения социальных проблем регионов. Во-вторых, современная экономическая ситуация остаётся достаточно сложной в ближайшие годы имеются весьма ограниченные возможности увеличения масштабов производства без возможности задействования инновационных факторов. В настоящее время для промышленных предприятий основной проблемой является не отсутствие на товарных рынках оборудования, машин, сырья, материалов, топлива как таковых, а нехватка финансовых средств для их приобретения от реализации продукции и услуг. Именно данный фактор приобретает решающее значение при формировании региональных, межрегиональных и межреспубликанских связей. Решение проблем развития регионов уже в среднесрочной перспективе будет, прежде всего, зависеть от того, в какой степени удастся смягчить возникшие противоречия, восстановить финансовую дееспособность предприятий и снизить финансовое напряжение. В-третьих, каждый регион не является замкнутой экономической системой. Поэтому их развитие неизбежно будет складываться в результате взаимодействия федеральной и региональной политики. Динамические и структурные изменения в промышленном комплексе территорий будут осуществляться в рамках сложившихся демографических сдвигов, а также тенденций научно-технического процесса, связанными с технологиями 5 и 6 укладов, которые уже известны и могут быть освоены в долгосрочной перспективе. Вместе с тем весьма сложным является улавливание тех изменений в экономике регионов, которые возникают в реальной жизни под влиянием демографических, научно-технических и природно-ресурсных детерминант.

Для выработки адекватной российским реалиям и вызовам ХХI в. стратегии развития национальной экономики и иммиграционной политики следует пересмотреть утвердившиеся подходы, в которых недооценивается значимость человеческого капитала и дефицита человеческих ресурсов, как факторов экономического роста и изменения его качества. Важно учитывать, что связь между производительностью и качеством человеческих ресурсов в российской экономике в стратегической перспективе не будет являться жесткой. Производительность труда в существенной степени будет зависеть и от численности трудовых ресурсов, привлекаемых для производства природно-территориальной и научно-технической ренты, а при их значительном дефиците могут возникнуть дополнительные трудности, ограничивающие рост производительности труда. Поэтому, например, привлечение иностранной рабочей силы даже невысокой квалификации в границах иммиграционной емкости страны создает дополнительные источники не только для увеличе6ния масштабов национальной экономики, но и активизации инновационных процессов и повышения выпуска ВВП на одного занятого при улучшении территориально-отраслевой структуры занятых и увеличения на данной основе производства научно-технической и природно-территориальной ренты.

В связи с этим необходимо отказываться от ошибочных подходов, которые возникают на основе представлений о наличии жесткой связи между производительностью национального труда и качеством человеческого капитала и абсолютизируют положение о том, что увеличение в экономике количества рабочей силы невысокого качества, например, за счет привлечения иммигрантов, всегда негативно сказывается на росте производительности труда совокупного человеческого капитала. Сложившийся в стране миграционный обмен между регионами, обусловленный их миграционной привлекательностью, способствует возрастанию неравномерного распределения населения по огромной территории России, что усиливает диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потенциалов. Такая направленность потоков населения создает значительные социально-экономические и геополитические угрозы.

Глубокие изменения демографических процессов в стране, которые неразрывно связаны с модернизацией хода воспроизводства человеческих поколений в условиях социально-экономической трансформации, порождают вызовы, относящиеся к числу главных, на которые предстоит ответить российскому обществу в XXI веке. Оно успешно сможет это сделать, если соединит ответы двух типов, которые позволяют развивать социально-экономические преимущества стран при эффективном использовании возможностей осуществления благоприятных качественных и количественных изменений в человеческом капитале России на основе радикального улучшения динамических и структурных параметров процесса воспроизводства населения страны и движения международных мигрантов.

Человеческие ресурсы, качественные и количественные параметры в современных условиях становятся решающим фактором, определяющим успехи конкурентной борьбы национальных хозяйств и изменений их конкурентных позиций. В свою очередь, в связи с этим особую значимость приобретает конкуренция стран на мировых рынках труда. Вместе с тем в стратегической перспективе возникают угрозы появления второй волны иммиграции из России из-за существенного ее отставания от ведущих стран мира и слабости ее позиций на мировых рынках труда, ограниченных возможностей осуществления положительных изменений в естественном воспроизводстве населения, депопуляции и старения для укрепления позиций страны в конкурентной борьбе, для снижения уровня геостратегических и социально-экономических угроз и формирование благоприятных динамических и структурных параметров развития национального хозяйства важным является повышение эффективности участия страны в процессах международной трудовой миграции на основе максимального использования возникающих при этом возможностей.

Выработка адекватного вызовам XXI в. ответа требует перехода к качественно новой системе экономических и социальных институтов, соответствующей меняющимся для России демографическим условиям, кардинального изменения социально-экономического строя, исходя из резкого повышения ценностей человеческих ресурсов и их приоритетной роли в хозяйственном развитии страны; отказа от сложившейся его модели, основанной на низкой ценности человеческого капитала, пренебрежительного отношения к человеку его нуждам и потребностям. Для этого необходима смена, с одной стороны, приоритетов распределения экономических ресурсов в пользу тех, которые наилучшим образом способствуют осуществлению благоприятных изменений в социально-демографическом потенциале страны, с другой стороны, важно перенести центр тяжести с традиционных на инновационные формы и методы хозяйственного развития, обеспечить максимальную отдачу ресурсов, направляемых в экономику, образование, здравоохранение, науку и т.д. Подобное изменение качества роста может позволить добиваться социально-экономических успехов и компенсировать неблагоприятные демографические сдвиги.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован