Международная миграция населения является сложным социально-экономическим процессом. В современных условиях она играет всевозрастающую роль в развитии стран, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств, усиливает значимость изучения миграционных проблем, однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, в настоящее время сложилась явная недооценка роли демографических изменений, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста.
В современных условиях международные миграционные потоки населения складываются под влиянием разнообразных причин, основными среди которых являются экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получение образования, в связи с замужеством и т.п.). Существенную значимость приобрели также политические, национальные, религиозные, военные, экономические и другие причины. В результате усиления их влияния значительно увеличилось число перемещений людей, связанных с постоянным или временным изменение места жительства по независящим от них причинам. Важно учитывать, что миграционные потоки формируются в условиях резкого изменения численности населения нашей планеты. Так, за 1900-2000 гг. эта численность увеличилась с 1,6 млрд.чел. до 6 млрд. чел. и по расчетам экспертов ООН к 2005 г. она достигнет 9,4 млрд. чел. Данный процесс можно охарактеризовать как демографическую революцию, которая крайне противоречивым образом оказывается связана с разрешением насущных проблем. При этом на фоне значительного роста численности населения, сложившегося прежде всего в странах третьего мира, в России возникла особая ситуация, вызванная незавершенностью адаптации воспроизводства населения и процессом его старения в связи с действием разнообразных исторических, экономических и социально-политических факторов.
Усиливающаяся в условиях глобализации динамизация процессов международной миграции населения оказывает весьма противоречивое воздействие на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она приводит к росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объемов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим появляется необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров, ее адаптированию к меняющимся условиям. С другой стороны, миграция населения способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона. Эти и другие проблемы, связанные с миграцией населения, должны найти адекватное отражение в системе мер государственной миграционной политики. Однако разработка данной системы мер во многом затрудняется формированием в значительных масштабах нелегальной миграции.
Возрастание масштабов нелегальной миграции является важнейшей отличительной особенностью современных процессов, международной миграции населения. В настоящее время согласно данных МОТ в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Это обусловлено как развитием глобализационных процессов, которые сопровождаются возрастанием мобильности населения и все большего числа людей в международном перемещении, так и ростом ограничений и запретов на пути легальных форм миграции во многих странах, наиболее привлекательных для мигрантов. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что потоки международной миграции остаются трудно контролируемыми и введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.
При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты, обычно, стремится избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, нерегистрируемой форме. Экспертные оценки общей численности нелегальных мигрантов варьируются от 1 до 10% от общей численности населения нашей страны. Десятикратная разница в оценках свидетельствует не просто о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый подпольный характер, но также о том, что у служб, призванных заниматься борьбой с незаконной миграцией, отсутствует сколько-нибудь четкое представление о масштабах явления, что уже само по себе таит высокую вероятность неудачи этой борьбы. Представляется, что основной причиной такой неопределенности оценок является отсутствие скоординированности в работе разных ведомств, которые пользуются принципиально различными методами сбора данных, не обмениваются информацией, а иногда жертвуют точностью данных во имя ведомственных интересов. Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4-5 млн. человек. Подавляющее большинство из них, если не по форме, то по сути, являются трудовыми мигрантами, поскольку, какова бы ни была их цель прибытия в Россию (транзит в Западную Европу, вынужденная миграция, собственно нелегальная трудовая миграция), они в поисках средств к жизни ищут возможности трудоустройства, причем чаще всего в неформальном, теневом секторе экономики [1, с. 237; 2, с.37].
Значительное преобладание в трудовой миграции "нелегальной составляющей" во многом обусловливается своеобразием сложившейся модели социально-экономической трансформации способствующей формированию в российской экономике обширного теневого сектора, в котором производится примерно четверть валового внутреннего продукта (ВВП) и занято 15-30% от общего числа работающих. Незаконные мигранты в большей степени заняты в тех отраслях национальной экономики, в которых значительна доля теневого сегмента. Так, в настоящее время около половины иностранных рабочих занято в строительстве, в торговле - шестая часть, в промышленности - десятая часть, в меньшей степени они заняты в сфере бытового обслуживания, сельского хозяйства, на транспорте, здравоохранении, лесном хозяйстве, культуре и др. отраслях. Другим важным фактором, способствующим росту масштабов потока нелегальных мигрантов, является сложившиеся недостатки в законодательной базе и практике, регламентирующей и контролирующей движение данного потока.
Негативные последствия нелегальной миграции для России хотя и являются во многом типичными как и для других стран, однако масштабы и характер их таковы, что они выступают в качестве угроз национальной безопасности. В значительной степени это связано с той ролью, которую играет "криминальная составляющая" нелегальной миграции. При криминальной миграции лица созна¬ют, что они перемещаются в пространстве, нарушая уголов¬но-правовые нормы или намереваясь сделать это в обозри¬мом будущем. Именно это придает криминальной миграции свойство общественной опасности. Криминальной миграции присуща массовость. В на¬стоящее время речь идет о целых потоках лиц, перемещаю¬щихся в самых различных направлениях в огромном про¬странстве (вплоть до межконтинентального) в целях совер¬шения преступлений.
Криминальная миграция - явление латентное, что вы¬ражается в скрытости, невыявляемости (непринципиальной) самих территориальных перемещений в целях совершения преступлений. Латентность криминальной миграции во мно¬гом определяется ее конструктивностью. Криминальная миграция имеет объективное содержа¬ние и субъективное значение. С объективной точки зрения она "вбирает" в себя процессы территориального перемеще¬ния правонарушений, как внутри страны, так и между госу¬дарствами. С субъективной точки зрения она представлена движущими мотивами (как явными, так и скрытыми), кото¬рые определяют потоки территориальных перемещений. Криминальная миграция "вплетена" в контекст раз¬личных явлений: социально-экономических, политических, национально-этнических, демографических. С точки зрения социально-экономической, крими¬нальная миграция, во-первых, есть неотъемлемая часть раз¬витой инфраструктуры криминального бизнеса. Во-вторых, учитывая высокие показатели криминализации легального бизнеса, перемещения правонарушителей сказываются на состоянии всей системы экономических отношений в той или иной стране (регионе). С политической точки зрения криминальная мигра¬ция является своеобразным средством обеспечения устрем¬лений отдельных групп, государств, которые используются для достижения определенных целей. С национально-этнической точки зрения криминаль¬ная миграция выражается в территориальном перемещении тех наций и этнических групп, которые отличаются повы¬шенной мобильностью в криминальном плане. С точки зрения социально-демографической, крими¬нальная миграция нередко "сливается" с естественной миг¬рацией.
В детерминации криминальной миграции выделя¬ются субъективные и объективные факторы. Исследуя субъективный фактор можно констатировать, что у криминаль¬ных мигрантов движущим мотивом их перемещений высту¬пает, чаще всего, стремление к обогащению, мотив корыс¬ти, стяжательства. При этом важное значение имеет геополитический фактор, в котором выделяются три вектора: ближневосточный, дальневосточный и запад¬ный. Ближневосточный наиболее агрессивен. Внешне он имеет мусульманскую идеологию, хотя, по существу, реали¬зует политические притязания отдельных государств (наи¬более заметное - Турция). Именно по этому вектору поддер¬живался режим Дудаева, осуществляются поставки оружия и наркотиков, направляются отряды наемников. Дальневосточный вектор криминальной миграции ха¬рактеризует активное перемещение китайских, вьетнамских, монгольских, японских групп в целях совершения преступ¬лений. Наибольшее беспокойство вызывает поток правона¬рушителей китайского происхождения. Западный вектор широко представлен в стимуляции криминогенных процессов, проникновении в Россию крими¬нальных технологий, контрабанде и пр. Геополитический фактор определяет криминальную миграцию, поскольку терроризм и насилие, мафия и нарко¬мафия - суть инструменты разрушения "традиционного об¬щества" (к числу которых отнесена и Россия).
В числе объективных факторов выделяются: эконо¬мический (криминальный бизнес очень выгоден), демогра¬фический ("естественная" миграция). Связь "естественной" миграции с миграцией крими¬нальной прослеживается по ряду направлений: криминальный характер самой миграции (депорта¬ция, "перекачка" рабочей силы принудительно); маскировка криминальных мигрантов под бежен¬цев и вынужденных переселенцев; "очистка" крупных городов от нищих, бродяг, по¬прошаек (что ставит людей на грань выживания и является, следовательно, криминогенным обстоятельством); переселение в мегаполисы представителей кримина¬литета, разбогатевших на криминальном бизнесе; миграция в сельскую местность лиц, освободивших¬ся из мест лишения свободы; транзитная миграция иностранцев через Россию; нелегальная миграция иностранцев в Россию. Таким образом, демографическая миграция тесно связана с криминальной миграцией: первая выступает свое¬го рода фоном второй, которая, в свою очередь, повышает криминогенность миграции как таковой и способствует кри¬минализации миграции в целом [3].
Для успешного решения насущных задач трансформации российской экономики и формирования механизмов ее устойчивого и динамичного роста в современных условиях особое значение приобретает разработка с учетом международного опыта и российских реалий системы мер борьбы с нелегальной миграцией. Миграционная политика должна стать более результативной на основе обеспечения рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия. К числу важнейших направлений формирования новой модели миграционной политики, отвечающей потребностям перехода к постиндустриальной экономике и адекватной угрозам и вызовам XXI века, необходимо отнести следующие.
Во-первых, изменение законодательства в области трудовой миграции относительно миграции российских граждан за рубеж и иностранных граждан в нашу страну на основе принятия миграционного кодекса РФ, совершенствования национальной правовой базы, введения визового режима со странами СНГ и заключения двухсторонних межправительственных соглашений для обеспечения социальных прав граждан, работающих в двух странах и подготовке условий для присоединения России к международным правовым актам о защите прав мигрантов; облегчение процедур получения гражданства для некоторых категорий граждан. Во-вторых, формирование эффективных механизмов защиты российского рынка труда и приоритетного права граждан страны на занятие рабочих мест на основе создания министерства по миграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, усиления миграционного контроля на границах государства и всей территории страны, применение жестких санкций к транспортным организациям, которые ввезли нелегальных мигрантов, повышение ответственности предпринимателей за использование нелегальной рабочей силы и иностранных граждан за незаконное пребывание в стране, формирование действенного контроля за использованием работодателями иностранной рабочей силы и соблюдение ими установленных законодательством условий данного использования. Отсутствие должной правовой защиты мигрантов, социальных гарантий, медицинского облуживания и профессиональной учебы толкает их в криминальную среду, под патронаж этнических диаспор. В-третьих, формирование единого информационного пространства, позволяющего эффективно взаимодействовать различным федеральным, региональным и местным органам власти, осуществляя своевременный обмен информацией. В-четвертых, создание стимулов возврата на родину мигрантов, ранее выехавших за рубеж, прежде всего высококвалифицированных мигрантов. В-пятых, развитие международного сотрудничества в целях улучшения регулирования процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как проблемы пространстводействия нелегальной миграции имеют значительные региональные особенности.
Литература
1. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 2005.
2. Незаконная миграция в России: открытие дискуссии. Открытый форум МОМ. Московская исследовательская программа по миграции. М.: июнь-август 2001.
3. Метелев С.Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение. Омск; юридический институт МВД России, 1997.