19 ноября 2007
4851

Сергей Метелев: Нелегальная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие страны

Международная миграция населения является сложным социально-экономическим процессом. В современных условиях она играет всевозрастающую роль в развитии стран, оказывая при этом на них весьма противоречивое влияние. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств, усиливает значимость изучения миграционных проблем, однако в ходе поиска учеными путей изменения парадигмы устройства жизнедеятельности отдельных стран и мирового сообщества, отвечающей угрозам и вызовам постиндустриальной эпохи, в настоящее время сложилась явная недооценка роли демографических изменений, непосредственно оказывающих огромное воздействие на формирование новых факторов экономического роста.
В современных условиях международные миграционные потоки населения складываются под влиянием разнообразных причин, основными среди которых являются экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получение образования, в связи с замужеством и т.п.). Существенную значимость приобрели также политические, национальные, религиозные, военные, экономические и другие причины. В результате усиления их влияния значительно увеличилось число перемещений людей, связанных с постоянным или временным изменение места жительства по независящим от них причинам. Важно учитывать, что миграционные потоки формируются в условиях резкого изменения численности населения нашей планеты. Так, за 1900-2000 гг. эта численность увеличилась с 1,6 млрд.чел. до 6 млрд. чел. и по расчетам экспертов ООН к 2005 г. она достигнет 9,4 млрд. чел. Данный процесс можно охарактеризовать как демографическую революцию, которая крайне противоречивым образом оказывается связана с разрешением насущных проблем. При этом на фоне значительного роста численности населения, сложившегося прежде всего в странах третьего мира, в России возникла особая ситуация, вызванная незавершенностью адаптации воспроизводства населения и процессом его старения в связи с действием разнообразных исторических, экономических и социально-политических факторов.
Усиливающаяся в условиях глобализации динамизация процессов международной миграции населения оказывает весьма противоречивое воздействие на социально-экономическое развитие современных государств. С одной стороны, она приводит к росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объемов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим появляется необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров, ее адаптированию к меняющимся условиям. С другой стороны, миграция населения способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона. Эти и другие проблемы, связанные с миграцией населения, должны найти адекватное отражение в системе мер государственной миграционной политики. Однако разработка данной системы мер во многом затрудняется формированием в значительных масштабах нелегальной миграции.
Возрастание масштабов нелегальной миграции является важнейшей отличительной особенностью современных процессов, международной миграции населения. В настоящее время согласно данных МОТ в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Это обусловлено как развитием глобализационных процессов, которые сопровождаются возрастанием мобильности населения и все большего числа людей в международном перемещении, так и ростом ограничений и запретов на пути легальных форм миграции во многих странах, наиболее привлекательных для мигрантов. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что потоки международной миграции остаются трудно контролируемыми и введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождаются лишь ростом масштабов нелегальной миграции.
При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты, обычно, стремится избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, нерегистрируемой форме. Экспертные оценки общей численности нелегальных мигрантов варьируются от 1 до 10% от общей численности населения нашей страны. Десятикратная разница в оценках свидетельствует не просто о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый подпольный характер, но также о том, что у служб, призванных заниматься борьбой с незаконной миграцией, отсутствует сколько-нибудь четкое представление о масштабах явления, что уже само по себе таит высокую вероятность неудачи этой борьбы. Представляется, что основной причиной такой неопределенности оценок является отсутствие скоординированности в работе разных ведомств, которые пользуются принципиально различными методами сбора данных, не обмениваются информацией, а иногда жертвуют точностью данных во имя ведомственных интересов. Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4-5 млн. человек. Подавляющее большинство из них, если не по форме, то по сути, являются трудовыми мигрантами, поскольку, какова бы ни была их цель прибытия в Россию (транзит в Западную Европу, вынужденная миграция, собственно нелегальная трудовая миграция), они в поисках средств к жизни ищут возможности трудоустройства, причем чаще всего в неформальном, теневом секторе экономики [1, с. 237; 2, с.37].
Значительное преобладание в трудовой миграции "нелегальной составляющей" во многом обусловливается своеобразием сложившейся модели социально-экономической трансформации способствующей формированию в российской экономике обширного теневого сектора, в котором производится примерно четверть валового внутреннего продукта (ВВП) и занято 15-30% от общего числа работающих. Незаконные мигранты в большей степени заняты в тех отраслях национальной экономики, в которых значительна доля теневого сегмента. Так, в настоящее время около половины иностранных рабочих занято в строительстве, в торговле - шестая часть, в промышленности - десятая часть, в меньшей степени они заняты в сфере бытового обслуживания, сельского хозяйства, на транспорте, здравоохранении, лесном хозяйстве, культуре и др. отраслях. Другим важным фактором, способствующим росту масштабов потока нелегальных мигрантов, является сложившиеся недостатки в законодательной базе и практике, регламентирующей и контролирующей движение данного потока.
Негативные последствия нелегальной миграции для России хотя и являются во многом типичными как и для других стран, однако масштабы и характер их таковы, что они выступают в качестве угроз национальной безопасности. В значительной степени это связано с той ролью, которую играет "криминальная составляющая" нелегальной миграции. При криминальной миграции лица созна¬ют, что они перемещаются в пространстве, нарушая уголов¬но-правовые нормы или намереваясь сделать это в обозри¬мом будущем. Именно это придает криминальной миграции свойство общественной опасности. Криминальной миграции присуща массовость. В на¬стоящее время речь идет о целых потоках лиц, перемещаю¬щихся в самых различных направлениях в огромном про¬странстве (вплоть до межконтинентального) в целях совер¬шения преступлений.
Криминальная миграция - явление латентное, что вы¬ражается в скрытости, невыявляемости (непринципиальной) самих территориальных перемещений в целях совершения преступлений. Латентность криминальной миграции во мно¬гом определяется ее конструктивностью. Криминальная миграция имеет объективное содержа¬ние и субъективное значение. С объективной точки зрения она "вбирает" в себя процессы территориального перемеще¬ния правонарушений, как внутри страны, так и между госу¬дарствами. С субъективной точки зрения она представлена движущими мотивами (как явными, так и скрытыми), кото¬рые определяют потоки территориальных перемещений. Криминальная миграция "вплетена" в контекст раз¬личных явлений: социально-экономических, политических, национально-этнических, демографических. С точки зрения социально-экономической, крими¬нальная миграция, во-первых, есть неотъемлемая часть раз¬витой инфраструктуры криминального бизнеса. Во-вторых, учитывая высокие показатели криминализации легального бизнеса, перемещения правонарушителей сказываются на состоянии всей системы экономических отношений в той или иной стране (регионе). С политической точки зрения криминальная мигра¬ция является своеобразным средством обеспечения устрем¬лений отдельных групп, государств, которые используются для достижения определенных целей. С национально-этнической точки зрения криминаль¬ная миграция выражается в территориальном перемещении тех наций и этнических групп, которые отличаются повы¬шенной мобильностью в криминальном плане. С точки зрения социально-демографической, крими¬нальная миграция нередко "сливается" с естественной миг¬рацией.
В детерминации криминальной миграции выделя¬ются субъективные и объективные факторы. Исследуя субъективный фактор можно констатировать, что у криминаль¬ных мигрантов движущим мотивом их перемещений высту¬пает, чаще всего, стремление к обогащению, мотив корыс¬ти, стяжательства. При этом важное значение имеет геополитический фактор, в котором выделяются три вектора: ближневосточный, дальневосточный и запад¬ный. Ближневосточный наиболее агрессивен. Внешне он имеет мусульманскую идеологию, хотя, по существу, реали¬зует политические притязания отдельных государств (наи¬более заметное - Турция). Именно по этому вектору поддер¬живался режим Дудаева, осуществляются поставки оружия и наркотиков, направляются отряды наемников. Дальневосточный вектор криминальной миграции ха¬рактеризует активное перемещение китайских, вьетнамских, монгольских, японских групп в целях совершения преступ¬лений. Наибольшее беспокойство вызывает поток правона¬рушителей китайского происхождения. Западный вектор широко представлен в стимуляции криминогенных процессов, проникновении в Россию крими¬нальных технологий, контрабанде и пр. Геополитический фактор определяет криминальную миграцию, поскольку терроризм и насилие, мафия и нарко¬мафия - суть инструменты разрушения "традиционного об¬щества" (к числу которых отнесена и Россия).
В числе объективных факторов выделяются: эконо¬мический (криминальный бизнес очень выгоден), демогра¬фический ("естественная" миграция). Связь "естественной" миграции с миграцией крими¬нальной прослеживается по ряду направлений: криминальный характер самой миграции (депорта¬ция, "перекачка" рабочей силы принудительно); маскировка криминальных мигрантов под бежен¬цев и вынужденных переселенцев; "очистка" крупных городов от нищих, бродяг, по¬прошаек (что ставит людей на грань выживания и является, следовательно, криминогенным обстоятельством); переселение в мегаполисы представителей кримина¬литета, разбогатевших на криминальном бизнесе; миграция в сельскую местность лиц, освободивших¬ся из мест лишения свободы; транзитная миграция иностранцев через Россию; нелегальная миграция иностранцев в Россию. Таким образом, демографическая миграция тесно связана с криминальной миграцией: первая выступает свое¬го рода фоном второй, которая, в свою очередь, повышает криминогенность миграции как таковой и способствует кри¬минализации миграции в целом [3].
Для успешного решения насущных задач трансформации российской экономики и формирования механизмов ее устойчивого и динамичного роста в современных условиях особое значение приобретает разработка с учетом международного опыта и российских реалий системы мер борьбы с нелегальной миграцией. Миграционная политика должна стать более результативной на основе обеспечения рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия. К числу важнейших направлений формирования новой модели миграционной политики, отвечающей потребностям перехода к постиндустриальной экономике и адекватной угрозам и вызовам XXI века, необходимо отнести следующие.
Во-первых, изменение законодательства в области трудовой миграции относительно миграции российских граждан за рубеж и иностранных граждан в нашу страну на основе принятия миграционного кодекса РФ, совершенствования национальной правовой базы, введения визового режима со странами СНГ и заключения двухсторонних межправительственных соглашений для обеспечения социальных прав граждан, работающих в двух странах и подготовке условий для присоединения России к международным правовым актам о защите прав мигрантов; облегчение процедур получения гражданства для некоторых категорий граждан. Во-вторых, формирование эффективных механизмов защиты российского рынка труда и приоритетного права граждан страны на занятие рабочих мест на основе создания министерства по миграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, усиления миграционного контроля на границах государства и всей территории страны, применение жестких санкций к транспортным организациям, которые ввезли нелегальных мигрантов, повышение ответственности предпринимателей за использование нелегальной рабочей силы и иностранных граждан за незаконное пребывание в стране, формирование действенного контроля за использованием работодателями иностранной рабочей силы и соблюдение ими установленных законодательством условий данного использования. Отсутствие должной правовой защиты мигрантов, социальных гарантий, медицинского облуживания и профессиональной учебы толкает их в криминальную среду, под патронаж этнических диаспор. В-третьих, формирование единого информационного пространства, позволяющего эффективно взаимодействовать различным федеральным, региональным и местным органам власти, осуществляя своевременный обмен информацией. В-четвертых, создание стимулов возврата на родину мигрантов, ранее выехавших за рубеж, прежде всего высококвалифицированных мигрантов. В-пятых, развитие международного сотрудничества в целях улучшения регулирования процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как проблемы пространстводействия нелегальной миграции имеют значительные региональные особенности.
Литература
1. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 2005.
2. Незаконная миграция в России: открытие дискуссии. Открытый форум МОМ. Московская исследовательская программа по миграции. М.: июнь-август 2001.
3. Метелев С.Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение. Омск; юридический институт МВД России, 1997.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован