В современном мире наблюдается эскалация такого специфического криминологического явления со своей статистикой и динамикой как криминальная миграция. Так, миграция в целом и криминальная миграция (криминальные перемещения), в частности, в последние два десятилетия XX века и начале XXI стали для многих отраслей науки весьма популярным объектом для исследований: от влияния обозначенных процессов на демографическую ситуацию в нашей стране до их влияния на отдельную личность. По мнению Е.А. Костылева, мобильность населения, одной из форм которой является миграция, может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество. [1] Так, в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 31.07.2004 г. N 927-IV ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о некоторых мерах по упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации" отмечено, что по мере возрастания масштабов миграции трансформируется политическое, социально-экономическое и культурное значение ее последствий, как в позитивном, так и в негативном аспектах. [2]
В связи с тем, что данное исследование имеет целью рассмотрение обозначенного вопроса путем криминологического анализа, по нашему мнению, на национальном уровне миграция, став неотъемлемой частью происходящих в стране процессов, постепенно занимает доминирующее положение среди угроз общественной и национальной безопасности России, то есть является фактором, во многом детерминирующим преступность. Развивая идею о том, что миграция несет в себе положительный заряд лишь в случае ее подконтрольности государственным механизмам, Президент Российской Федерации В.В.Путин в феврале 2004 года заметил, что "Вопросы миграции для России очень важны... впрочем, - продолжал глава государства, - не только для России. Нужна грамотная миграционная политика - эту проблему Россия пока не решила". [3] Сегодня в России механизмы контроля над законностью миграционных процессов либо работают не в полную силу, либо отсутствуют. Это приводит к тому, что эффективность контрольных функций государственных органов практически сводится к нулю и это несмотря на то, что, согласно выступлению Президента России на расширенной коллегии МВД еще в 2001 году, контроль над миграционными процессами, пресечение нелегальной (криминальной) миграции - одна из ключевых задач МВД, [4] а регулирование и управление миграционными процессами становится насущной потребностью государства.
В свете рассмотрения вопроса понятия и сущности криминальных перемещений, прежде всего, следует установить, не приводя их детального анализа, какое содержание вкладывается в понятия "миграция", "незаконная миграция", "криминальная миграция" в источниках современного международного и внутригосударственного права, а также в работах ученых-криминологов, исследовавших проблемы миграции, и как эти понятия соотносятся с понятием "криминальные перемещения".
Логика научного исследования диктует начать рассмотрение поставленного вопроса с уяснения положений науки, которая предметно изучает закономерности движения (в различных аспектах) населения. Так, в демографии, науке изучающей явления и процессы в структуре, размещении и динамике населения, миграция (от лат. "migratio") - это переселение, перемещение, передвижение. При этом в юридической и криминологической литературе часто понятие "миграция" употребляется исключительно в смысле перемещения людей (мигрантов или их группы) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. [5]
Однако, не опровергая вышеприведенного определения, отметим, что понятие миграции в данном случае необходимо толковать расширительно, например, миграция капитала.
Приведенные выше положения демографической науки составляют основу для уточнения понятия незаконной и криминальной миграции.
Из текста ст. 1 вступившего в силу 14.06.1999 года (для России 24.08.2000 года) Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, [6] следует, что под незаконной миграцией необходимо понимать нарушение гражданами третьих государств и лицами без гражданства правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территории сторон Соглашения, а также нарушение гражданами сторон правил пребывания на территории одной из сторон, установленных ее национальным законодательством.
Таким образом, незаконная миграция, иногда ее еще называют нелегальная миграция, [7] представляет собой одну из форм территориального перемещения населения.
Отметим, что сегодняшняя миграционная реальность была подготовлена процессами, происходившими во второй половине ХХ века, когда природа и структура межстрановых перемещений претерпели значительные изменения. Так, в последней четверти ХХ века в мире сложился определенный глобальный миграционный режим, в котором криминальная миграция как следствие и в то же время индикатор неблагополучия, как в стране, так и в отдельном регионе, играет особую роль. Так, более пристальный интерес представляет миграция с целью совершения преступлений или криминальная миграция, которую естественно отнести, в смысле классификации, к миграции по причинам.
Понятие криминальной миграции было нами рассмотрено, а его существование аргументировано еще в 1997 году в монографии "Криминальная миграция: характеристика и предупреждение". Итак, не вдаваясь в повторные дискуссии по поводу обозначенного понятия, по нашему мнению, криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий.
Рассмотрев содержания трех взаимосвязанных понятий "миграция", "незаконная миграция" и "криминальная миграция" мы можем констатировать тот факт, что все они включают в себя такое емкое и содержательное понятие как "перемещение".
Перемещение - в рассматриваемом контексте должно быть организованным. Это предполагает предумышленность и целеустремленность криминальных действий, направленных на перемещение чего (кого)- либо. Криминальное по существу поведение может быть законным, например, когда внутри государства или на определенной его территории действует закон, грубо нарушающий международно-правовые стандарты в области прав человека. Таким образом, говоря о криминальном перемещении, следует опираться на критерии международного права.
Так, все обозначенные понятия имеют объективное содержание и субъективное значение. С объективной точки зрения, следует отметить, процессы территориальных криминальных перемещений, тенденции которых необходимо отслеживать в рамках контроля развития преступности. С субъективной точки зрения, существенное значение имеет информация о движущих мотивах, определяющих потоки криминальных перемещений, значение которых обладает значительным прогностическим потенциалом и позволяет разрабатывать меры упреждающего характера.
Проводя параллель с понятием криминальных миграций криминальные перемещения можно рассматривать в контексте различных явлений: а) социально-экономических; б) политических; в) нациально-этнических; г) демографических. Такие подходы ориентированы на выделение сущностных сторон процессов криминальных перемещений, позволяют понять их истоки и глубже познать их сущность и содержание.
Так, с точки зрения социально-экономической, криминальные перемещения, во-первых, есть неотъемлемая часть достаточно мощной социальной инфраструктуры криминального бизнеса. Во-вторых, легальный бизнес также во многом криминализирован, так что криминальные перемещения сказываются на состоянии всей системы экономических отношений в той или иной стране. В-третьих, особенности экономического развития вызывают потоки различных видов криминальных перемещений, в частности, потоки мигрантов, включая те группы из них, которые прямо ориентированы на совершение преступлений.
В политическом смысле криминальные перемещения сопряжены с влиянием геополитических факторов, а также с локальными войнами и вооруженными конфликтами, которые притягивают к себе потоки тех или иных видов криминальных перемещений.
В национально-этническом аспекте криминальные перемещения сводятся в основном к такому виду криминальных перемещений как криминальное перемещение людей, а если быть более точным, то к территориальным перемещениям тех наций и этнических групп, которые отличаются повышенной мобильностью в криминогенном плане.
Социально-демографический подход, казалось бы имманентно присущ самой методологии изучения криминальных перемещений. Это конечно верно, однако тут требуются определенные уточнения. Дело в том, что криминальные перемещения, впрочем, как и криминальная миграция, выходит за рамки чисто социально-демографического процесса; в их сущности просматриваются те свойственные им характеристики, которые придают рассматриваемому феномену качественное своеобразие, которое не исчерпывается описанием социально-демографических признаков криминальных перемещений или традиционным приемами анализа территориальных перемещений. Это обусловлено тем, что криминальные перемещения находятся на "стыке" преступности и миграции. Так, исследователями выявлена закономерная связь между интенсивностью криминальных перемещений в различных регионах страны и неблагоприятными показателями преступности, в том числе в сфере криминального рынка. [8] Тем не менее, открытых вопросов гораздо больше. Однако, существенное расширение масштабов перемещений, в том числе их криминального (нелегального) сегмента обусловлено общим процессом глобализации и связанными с ней известными негативными последствиями. В этом плане эффективное противодействие росту криминальных перемещений возможно только в комплексе с глобальными скоординированными мерами на уровне мирового сообщества в целом. Важным здесь, на наш взгляд, является сдерживание криминальных перемещений путем определенных изъятий в этом смысле в миграционной политике, особенно связанной с криминальным бизнесом, незаконным оборотом оружия, наркотиков и т.д. Конечно, названная проблема нуждается в углубленном специальном исследовании. Пока же бесспорно одно: криминальные перемещения в современном мире стали глобальным феноменом.
Метелев С.Е.,
кандидат юридических наук,
директор Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-
экономического университета