13 апреля 2006
1955

Сергей Сучков: Малому бизнесу стали больше давать в долг

Кредитование малого бизнеса в этом году обгонит по темпам прироста потребительское кредитование. Так утверждает агентство "Эксперт РА" в своем исследовании этого рынка. Банкиры оценивают неудовлетворенный спрос в этом сегменте в $25 млрд, однако не спешат соглашаться с мнением экспертов. Несмотря на высокую доходность они осторожно подходят к кредитованию малых компаний из-за отсутствия методики оценки рисков.

Аналитики "Эксперт РА" считают, что рынок кредитования малого бизнеса начнет свой бурный рост именно в этом году. По их оценкам, совокупный объем кредитов малому бизнесу составил около $5 млрд по итогам 2005 года, а его прирост находился на уровне 40-50%. Есть основания полагать, что в 2006 году сектор КМБ окажется рекордсменом по темпам прироста и отнимет у потребкредитования статус хита года, говорится в исследовании.

"Эксперт РА" прогнозирует, что уже в этом году скорость роста сектора КМБ возрастет до 70-80%. Фаза бурного роста продолжится в течение пяти-семи лет, после чего на рынке кредитов малому бизнесу наступит период стабильности с ежегодным приростом в 30-35%.

"Предположительно, по итогам этого года объем рынка составит $8,5 млрд при росте в 70%",- прогнозирует один из авторов исследования, руководитель банковского направления "Эксперт РА" Павел Самиев. Он признает, что даже при таком росте рынок кредитов малому бизнесу пока слишком мал по сравнению с объемом кредитования крупных предприятий ($140 млрд) и даже потребительским кредитованием ($40 млрд). Но в этом, по словам Самиева, и преимущество: в таком сегменте пока ниже конкуренция.

В то же время темпы прироста потребительского кредитования, до сих пор бившие рекорды, в этом году, по мнению исследователей, снизятся. Если по итогам 2005 года объем выданных потребкредитов увеличился на 90,5%, то в этом году, по мнению Самиева, он не превысит 50%, а если исключить быстрорастущий сегмент ипотеки, то и 40%.

Главным фактором роста КМБ, по мнению "Эксперт РА", станет увеличение конкуренции в секторе кредитования крупного бизнеса и физических лиц. "Это ведет к возрастанию рисков и снижению маржи банков. В сегменте КМБ маржа для банков выше, а рискиневозврата - ниже, так как большинство кредитов обеспечены",- объясняет Самиев. По его данным, доля просроченных кредитов в секторе КМБ не превышает 1-2% от числа выданных кредитов, в то время как в потребительском кредитовании она составляет как минимум 3,5%, а зачастую и выше.

Банкиры частично согласны с "Эксперт РА". "Темпы прироста этого сектора будут значительны, так как потенциальный спрос на кредиты малому бизнесу составляет $25-30 млрд, а он удовлетворен пока на $6-7 млрд",- отмечает член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Сергей Сучков.

"Качественный скачок произойдет благодаря развитию микрокредитования (кредиты на $10-12 тыс.), которым ранее банки не интересовались",- считает зампред правления Импэксбанка Алексей Коровин. "В сфере микрокредитования (до 1 млн руб.) маржа банка может быть выше, так как здесь выше процентная ставка, по остальным кредитам маржа ниже, чем в потребкредитовании",- считает Сергей Сучков.

Мало того, что эти кредиты доходней, по ним еще и выше возвратность. "Что касается просроченных кредитов, нормой просрочки по кредитам малому бизнесу считается 1-2%, а по потребкредитам традиционно 5-7%",- добавил он. Это подтверждают и данные Импэксбанка - у него доля просроченных потребительских ссуд составляет 1,5% от числа выданных, тогда как по корпоративному блоку - менее 1%.

"Наибольший процент проблемных кредитов у физлиц наблюдается среди беззалоговых кредитов. Если это ипотека и автокредиты, то процент невозврата мало отличается",- отмечает начальник управления кредитования СДМ-банка Сергей Козлов.

Банкиры согласны, что рынок КМБ будет расти высокими темпами, но вряд ли обгонит розничное кредитование.

"Пока говорить о насыщении рынка КМБ очень преждевременно. Я согласен, что темпы прироста этого сектора будут значительны",- отмечает Сучков. Сравнивать темпы с сектором потребительского кредитования он отказался.

"Я не уверен, что темпы прироста в секторе кредитования малого бизнеса будут выше, чем в потребительском кредитовании",- полагает Козлов. По его мнению, рынок потребкредитов еще далек от насыщения, а кредитных продуктов в этом сегменте больше. Он обращает внимание на главные проблемы всех банков, работающих на этом рынке: сложность оценки кредитоспособности малого предприятия из-за непрозрачной отчетности, отсутствие приемлемых по размеру и качеству залогов, низкая финансовая грамотность предпринимателей. "Хотя прогресс очевиден, у банков еще мало корректной статистики, чтобы оценивать риски в этом сегменте кредитного рынка",- резюмирует он.


13.04.2006
allmedia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован