Шуйский В.Ф., Максимова Т.В., Петров Д.С. Биоиндикация качества водной
среды, состояния пресноводных экосистем и их антропогенных изменений //
Сб. научн. докл. VII междунар. конф. "Экология и развитие Северо-Запада
России" - С.-Петербург, 2 -7 авг. 2002 г. - СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2002 г.
_______________________________________
БИОИНДИКАЦИЯ КАЧЕСТВА ВОДНОЙ СРЕДЫ, СОСТОЯНИЯ
ПРЕСНОВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ И ИХ АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
В.Ф. Шуйский, Т.В. Максимова, Д.С. Петров
Санкт-Петербургский государственный горный институт
(технический университет), Санкт-Петербург)
Как известно, оценка качества среды и антропогенных изменений водных экосистем
может производиться и по их абиотическим параметрам, и по биотическим (т.е. с
применением биоиндикации). Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.
Абиотические параметры удобнее тем, что непосредственно характеризуют состав среды, в частности, ее конкретные негативные изменения, причем имеют строгое количественное выражение. Однако получить по ним полную характеристику среды невозможно, т.к. главный критерий - реакция на нее биоты - остается неучтенным. Кроме того, современные антропогенные воздействия на водные экосистемы, как правило, весьма сложны, и даже при контроле значительного количества абиотических параметров всегда остается сомнение, что какие-либо влиятельные факторы все же остались неучтенными. Наконец, реакция экосистем существенно зависит не только от состава факторов, но и от их взаимодействия. Все это весьма затрудняет оценку состояния экосистемы и качества водной среды по одним лишь абиотическим параметрам.
Преимущество использования биотических параметров (биоиндикации) заключается
в их большей надежности и объективности. Состояние биоты определяется всем
состоянием среды и четко реагирует на негативные воздействия любого происхождения, независимо от их учета и степени изученности (Дьячков, 1984; Алимов, 1989, 1994; Криволуцкий, 1990; Соколов и др., 1990; Chaphekar, 1991; Aviles, 1992; Шуйский, 1997; и др.). Но, адекватно отражая степень негативного воздействия в целом, биоиндикация не объясняет, какими именно факторами оно создается.
Наиболее эффективным оказывается сочетание обоих подходов. Этот прием все
шире входит в практику оценки качества воды (Harsany, 1986; Верниченко, 1988;
Reynoldson, Zarll, 1989; Bervoets e.a., 1989; Масленникова, Скорняков, 1993; и др.).
Определение ряда биотических показателей, наряду с традиционными абиотическими, уже предусмотрено нормативными природоохранными документами (например, ГОСТ
17.1.3.07-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков"; ГОСТ 17.1.2.04-77. Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных объектов"; "Временные методические указания по комплексной оценке качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям".
Указание Госкомгидромета N250-1163 от 22.09.86г.; и др.). Однако обычно при этом абиотические и биотические параметры рассматриваются по отдельности, без учета их взаимосвязи. Несомненно, простое расширение перечня учитываемых параметров тоже в какой-то мере повышает надежность оценки качества среды. Но для адекватного экологического нормирования необходимо не только выбирать наиболее показательные абиотические и биотические характеристики экосистемы, но и обязательно учитывать закономерности реакции биоты на изменения среды.