30 июня 2008
4372

Следствие ведут одни знатоки

Руководитель управления СКП РФ: "Штат не укомплектован, но мы выбираем только лучших"

Одна из ключевых перестановок в Следственном комитете при прокуратуре России - недавняя смена руководства Главного следственного управления - до сих пор вызывает массу вопросов и домыслов. О том, что же на самом деле сейчас происходит в основной структуре СКП, в эксклюзивном интервью "МК" рассказал новый руководитель одного из управлений ГСУ Сергей Маркелов.

- Ваше назначение связано с самым крупным скандалом с момента создания СКП. Ваш предшественник Довгий практически прямо говорил, что под него "копало" управление собственной безопасности СКП. Вы бывший сотрудник УСБ. Что же происходит в СКП? Как вы можете описать эту ситуацию?

- Возможно, своим ответом на ваш вопрос о ситуации в Следственном комитете я не оправдаю ожиданий и даже огорчу некоторых "любителей жареного", поскольку сенсации не будет.

Информации о нас публикуется немало, скорее даже много, что в целом вроде бы неплохо, однако информация эта неоднородная, а нередко тенденциозная и провокационная. Особенно охотно муссируется (я бы даже сказал, эксплуатируется) получившая скандальный оттенок тема недавних отставок в руководстве нашего главка, для чего в некоторых случаях используются скомпрометировавшие себя лица из числа бывших наших "коллег по цеху", что, по замыслу творцов информационных скандалов, должно придавать их сочинениям некую правдоподобность.

С 7 сентября 2007 года, с момента образования Следственного комитета (СК) и до назначения 11 марта 2008 года в Главное следственное управление, я работал в управлении (ныне Главное управление) собственной безопасности, физической защиты и служебных проверок СК, которое, как вы говорите, "копало" под бывшего руководителя главка. Однако к его отстранению от должности и последующему увольнению из СК я отношения не имею.

Я не буду комментировать ни обстоятельства, приведшие к его увольнению, ни вопросы его виновности или невиновности. Все эти вопросы будут исследованы в установленном законом порядке, им будет дана правовая оценка, поэтому давайте не будем мешать спокойному завершению расследования и при необходимости решению суда.

Тем не менее полагаю, что создание в СК подразделения собственной безопасности и его деятельность имеют большое положительное значение. Оно позволяет отфильтровывать ненужное и чуждое, имея целью, как раньше говорили, сохранить "чистоту рядов", что весьма непросто с учетом усилий разных, извините за армейский сленг, "постановщиков помех".

А в целом обстановка в СК, в частности в Главном следственном управлении, нормальная, напряженная, т.е. работы хватает. Причем работаем мы не как белка в колесе, а предметно и невзирая на лица.

- Очень много говорят о качестве работы следователей и их нехватке.

- Штатная численность следователей ГСУ - 98 человек, в том числе старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и старших следователей. При этом штат укомплектован на две трети. Но дефицита кадров нет. Наоборот, кандидаты на должности проходят тщательный отбор, и не только по своим профессиональным и деловым качествам, но и по другим параметрам, поскольку следователь - профессия уникальная, требующая самоотдачи и колоссальной работоспособности в нередко стрессовых ситуациях и чисто человеческих качеств. В производстве следователей ГСУ находится около 150 уголовных дел. По большей части это дела о преступлениях, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, а также имеющих большой общественный резонанс, по которым под стражей содержится 150 человек. Более 56% из их числа составляют преступления экономической и коррупционной направленности.

Для того чтобы реально ощутить нагрузку на следователей главка, достаточно упомянуть об объемах этих дел. К примеру, объем уголовного дела по обвинению руководителя коммандитного товарищества "Социальная инициатива" Карасева и четверых членов товарищества составляет 1472 тома (из них 450 томов с материалами выделенного дела направлены в суд), а количество потерпевших - 7714 человек.

А дело о контрабанде из КНР - более 600 томов. Для работы по делу была создана следственная группа в количестве 19 человек. Они же процессуально оформляют изъятые по делу вещественные доказательства (более 64 тыс. наименований).

- Что происходит с "делом Политковской"? Отпущен в том числе наиболее одиозный фигурант - Шамиль Бураев. Многие СМИ утверждают, что дело разваливается. А председатель СКП говорит, что дело готово к передаче в суд.

- Следствие по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" продолжается. Установлена группа лиц из четырех человек, причастных к убийству Политковской. Собранных по делу доказательств достаточно для составления обвинительного заключения в отношении этих фигурантов, поэтому в отношении их предварительное следствие окончено. Но в ходе дальнейшего расследования необходимо провести ряд следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на установление других соучастников преступления, в том числе и его инициатора (заказчика).

- А какие подвижки по другим "громким делам"?

- В производстве только одного из следователей по особо важным делам ГСУ находятся четыре уголовных дела, в том числе так называемое "дело ЮКОСА" по обвинению Ходорковского и Лебедева в хищении путем обмана с подготовкой подложных документов 38% акций ОАО "ВНК", принадлежащих России, общей стоимостью более 3 млрд. 621 млн. 563 тыс. руб., акции ОАО "НК ЮКОС" на общую сумму более 222 млн. 334 тыс. руб., а также в легализации имущества, добытого преступным путем в 1998-2004 годах, на общую сумму более 487 млрд. руб. и более $7 млрд. В другом деле по факту причинения имущественного ущерба ОАО "Апатит" и присвоения зарубежных активов "НК ЮКОС" путем перевода в специальный фонд, учрежденный в Голландии, соединено более 20 уголовных дел по обвинению Спиричева, Черниковой, Карташова, Горбачева, Чернышевой, Дубова, Маруева, Брудно, Елфимова, Ивлева, Невзлина, Бурганова, Гололобова (все обвиняемые объявлены в международный розыск, по делу планируется предъявить также обвинение еще 5 лицам из руководства ОАО "НК ЮКОС", объем дела составляет более 3000 томов). А объем уголовного дела, возбужденного в отношении находящейся в международном розыске главного бухгалтера ОАО "НК ЮКОС" Голубь, составляет 2800 томов.

Неоднократно Следственный комитет при прокуратуре информировал общественность о ходе расследования уголовных дел в отношении заместителя министров финансов России Сторчака, которое возбуждено 9 ноября 2007 года в отношении конкретных лиц по приготовлению к хищению денежных средств из федерального бюджета Российской Федерации под предлогом покрытия затрат, якобы понесенных ЗАО "Содэксим".

В ходе предварительного следствия установлено, что с 11 апреля 1996 года Министерство финансов Российской Федерации предоставило ЗАО "Содэксим" право на использование квоты в сумме 90,8 миллиона долларов США на поставку товаров из Алжира по заключенным АООТ "Внешинторг" контрактам.

29.05.1996 между ЗАО "Содэксим" и АОЗТ "ПКК "Санта-Рат" был заключен договор комиссии N21/96, согласно которому "Содэксим" по поручению "Санта-Рат" должно заключить контракты с инофирмой на поставку товаров. При этом комитент - ПКК "Санта-Рат" - взял на себя обязательство произвести предоплату товара и осуществить иные платежи.

Однако поступившие в распоряжение следствия документы о перечислении на счет Министерства финансов Российской Федерации во Внешэкономбанке денежных средств за право использования квоты в общей сумме 121 393 920 000 неденоминированных рублей, что составило на тот период 24 240 000 долларов США, вызвали сомнения в их подлинности.

В дальнейшем квота не была использована ни ЗАО "Содэксим", ни АОЗТ "ПКК "Санта-Рат". Кроме того, 22.06.2004 ПКК "Санта-Рат" признано банкротом и ликвидировано.

Члены организованной преступной группы, куда входил и Сторчак, решили использовать эту ситуацию и похитить денежные средства из федерального бюджета Российской Федерации под предлогом покрытия затрат, якобы понесенных ЗАО "Содэксим". При этом Сторчак, зная о неправомерности требований ЗАО "Содэксим" к Правительству РФ, обеспечил подписание и направление в Правительство РФ письма о необходимости включения статьи в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2007 год", которая позволила бы осуществить расчеты с ЗАО "Содэксим" в общей сумме 43 миллиона 400 тысяч долларов США.

Кроме того, Сторчаком был подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий погашение в 2007 г. задолженности перед ЗАО "Содэксим", включая проценты, в общей сумме 40 миллионов долларов США.

Действия Сторчака и др. не были доведены до конца по независящим от них причинам, т.к. были пресечены в результате возбуждения уголовного дела с последующим их задержанием. В частности, Сторчак задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ 15 ноября 2007 г., а 16 ноября 2007 г. Басманным районным судом г. Москвы в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 23 ноября 2007 г. Сторчаку предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Вина Сторчака в инкриминируемых деяниях подтверждается материалами уголовного дела. Следствие по делу продолжается.

Проведенным расследованием по уголовному делу по факту убийства губернатора Магаданской области Цветкова и покушения на убийство замруководителя представительства администрации Магаданской области при Правительстве России Шапки, возбужденному 18 октября 2002 г., установлено, что это преступление совершено устойчивой преступной группой из более 8 человек, созданной в Москве в августе 2002 г. В ходе расследования были установлены факты других преступлений, совершенных этой группой. Расследование по делу завершено, с декабря 2007 г. содержащиеся под стражей четверо обвиняемых знакомятся с материалами дела.

- СКП часто упрекают в том, что под стражей содержатся подозреваемые, к которым могли быть применены более мягкие меры.

- Упреки в чрезмерно широком и необоснованном использовании такой меры пресечения, как заключение под стражу, в наш адрес раздаются нередко. Безусловно, это стресс для любого человека. Но это законная мера, и применяется она нами по расследуемым делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, когда налицо особая общественная опасность, очевидны возможность "развала" дела, противодействие следствию, запугивание участников процесса, что обуславливает необходимость изоляции от общества. И надо сказать, что суды с нашими аргументами соглашаются.

Тем не менее к вопросу об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу мы стараемся подходить ответственно и взвешенно, памятуя, что причиненный в результате уголовного преследования ущерб может быть возмещен государством в результате реабилитации в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

- Должен ли следователь нести материальную ответственность - возмещать по суду гражданину ущерб за неправомерное задержание, помещение под стражу? За это так ратует генпрокурор.

- Естественно, что такое возмещение наносит ущерб бюджету страны. С учетом этого я не исключаю возможности полной материальной ответственности следователя, но только в том случае, если ущерб реабилитированному причинен в результате преступных действий (бездействия) следователя, установленных приговором суда.

- Каким вы видите механизм контроля за следствием? Какова роль в этом общественных организаций, гражданского общества?

- Механизм процессуального контроля в стадии досудебного производства по уголовному делу предусмотрен в УПК РФ. И если выполняется соответствующим образом, обеспечивает как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Вмешательство в этот процесс общественных организаций, тем более гражданского общества, законом не предусмотрено. Законодатель четко определил участников уголовного судопроизводства как со стороны обвинения, так и со стороны защиты. Я же, как один из сотрудников СКП РФ, обязан точно следовать, как говорится, духу и букве закона и требовать этого от подчиненных, что я и делаю.

Термин "независимость следственных органов" применительно к стадии досудебного производства неприменим по объективным причинам. В ходе предварительного следствия по большинству уголовных дел, хотим мы того или нет, следователи зависят от надлежащей и эффективной работы экспертных учреждений, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, своевременного и полного исполнения соответствующими компетентными органами иностранных государств запросов о правовой помощи и даже от того, насколько своевременно и полно осуществляется их материально-техническое обеспечение.

- Как вы оцениваете работу СКП сегодня?

- Прошло девять месяцев с момента начала работы СКП РФ, решение о создании которого вызревало долго и непросто, хотя необходимость создания этого нового следственного органа, казалось, была очевидна и диктовалась положением дел в нашем обществе в целом и в правоохранительной системе в частности.

В 90-е годы прошедшего века, в период кризиса госвласти, чувство безнаказанности породило разгул организованной преступности, доходивший до открытых войн между преступными группировками, которым с отчаянным упорством противостояли наши коллеги. Их работа в тот период нередко не была оценена по достоинству, и, надо признать, незаслуженно.

В это непростое время ушло немало грамотных, опытных профессионалов (этот исход с трудом, но все же удалось остановить). Именно тогда со всей очевидностью проявилась необходимость реформирования правоохранительных структур с целью повышения эффективности борьбы с преступными проявлениями в стране.

СПРАВКА "МК"

Сергей Иванович Маркелов родился в 1963 году в Калужской области, с 1982 по 1984 год проходил срочную военную службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, командиром группы захвата в отряде специального назначения ГРУ.

После окончания Харьковского юридического института в 1989 году 16 лет проработал на прокурорско-следственных должностях в прокуратуре Москвы. Начинал с должности стажера-следователя, затем работал следователем, следователем по особо важным делам, заместителем и первым заместителем районного прокурора, прокурором района столицы, а также в центральном аппарате Генпрокуратуры РФ в должности начальника отдела - замначальника управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью органов ФСБ.

Имеет награды: орден Красного Знамени, медаль "За отвагу", именное оружие. Государственный советник юстиции III класса.

30.06.2008
Олег Фочкин
www.mk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован