Современная Россия в поисках будущего

Главный недостаток постсоветского этапа жизни Российского социума состоит в отсутствии внятной, общегосударственной идеологии, способной нравственно связать граждан в созидании будущего, законодательно запрещенной пунктом №2 статьи №13 Конституции РФ от 1993 года. Общим итогом такого запрета на общероссийскую идеологию и стал отказ Украины от консолидации своей воли с невнятной идеологической системой Русского мира и уход в социальное пространство Западной цивилизации, направляемой культом «золотого тельца». Сегодня Россия пытается восстановить на Украине влияние Русского мира силовым путем посредством специальной военной операции по демилитаризации и денацификации украинского социума. Но какую идеологию способна Россия предложить украинскому народу, когда у нее самой нет никакой понятной концепции духовного союза граждан страны в претворении будущего? 

До ХХ столетия духовной первоосновой для России служила христианско-православная мировоззренческая доктрина. Большевистская революция отвергла религиозные воззрения как заблуждения людских масс в понимании действительности. Советское общество утвердило в качестве идеологического руководства социальной практики«научное мировоззрение» и достигло в его разработке существенных результатов, реализовав индустриализацию страны и проведя успешную коллективизацию сельского хозяйства, разгромив фашистскую Европу и милитаристскую Японию, овладев ядерной энергией и обеспечив выход советского человека в Космос. Однако отказ руководства СССР от идеологии «созидания» в пользу идеологии «потребления» пробудил в 80-е годыэгоистические настроения среди граждан советского общества, когда основные социальные слои стремились не к объединению своих усилий в созидании будущего, а к соперничеству в присвоении общественных богатств, приведя страну в конечном счете к развалу. 

Постсоветская эпоха российского общества, лишенная идейных ориентиров, стремится, в первую очередь, удержать Россию в кругу великих держав. Основным руководством в этой стратегии стало для страны укреплениесвоих военно-стратегических сил как гаранта безопасности от внешних угроз. Но СССР в свое время рухнул не в результате внешнего удара, а по причине внутреннего разложения социума. Эта опасность угрожает сегодня и России, свидетельством чего стал отказ Украины поддержать Россию в ее стремлении к проведению самостоятельной международной политики, независимой от воли США: сегодня в братском союзе с Россией осталась лишь Беларусь. Но для духовного укрепления русско-беларуского союза Россия должна предложить всему Русскому миру внятную и передовую идеологию, способную соединить граждан духовными узами,выражающую все идейное богатство ее тысячелетней истории и современной научной практики.

На первый взгляд кажется, что мы ставим перед собойсовершенно неразрешимую задачу – соединить абсолютно противоположные взгляды, так как до ХХ столетия Россия исповедовала религиозно-православную доктрину, а при советской власти руководствовалась научно-атеистическиммировоззрением: однако такая несовместимость лишь иллюзия воинствующего атеизма советских времен, направляемого идеологией классовой борьбы с утверждением непримиримости социальных противоречий. Возможность согласования и примирения классовых интересов определяется их историческим характером, когда время стирает их антагонизм и утверждает возможность примирения. А что представляет собой историческая субстанция такого примирения? 

Философ, отвечая на данный вопрос, указывает на Разум как предельную основу мировой целостности: разум является общим основанием как религизно-православногомировоззрения, так и научно-атеистического. Только первое утверждает универсальным основанием разумной полнотыбытия абсолютные принципы религиозной веры, а второе ищет следы мирового разума в локальных конфигурациях чувственно зримой действительности. Необходимые очертания мировой реальности получают свое выражение всимволических формах описания ее разумной конфигурации – математических, нацеленных на фиксацию внешних парамеров предметного бытия, и вербальных, представляющих внутренние основания организации мировой целостности в ее способности к саморазвитию.

Таким образом, Слово оказывается всеобщим орудием разума как в реализации научного мышления, так и в объективации религиозных воззрений. Максимально отчетливо эта вербальная организация мировой целостности представлена в первых пяти определениях Евангелия от Иоанна. «1. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. 2. Оно было в начале с Богом, 3. Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло. 4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям. 5. И свет во тьме светит, и тьма его не объяла». Современное научно-философское понимание этой вербальной доктрины мировой целостности было мной представлено в концептуальной системе «онтологического символизма» (Л.А. Гореликов, Онтологический символизм как мировоззренческая парадигма глобального синтеза // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18069, 13.06.2013). Следовательно, природа Слова должна стать в наступившем веке генеральным объектом и когнитивным руководством научно-философского познания глобальной целостности мировой реальности в ее разумных конфигурациях. 

Руководствуясь этой вербально-символическойпарадигмой, мне удалось наметить новые контуры мировой целостности, представленные возрастом Вселенной в 1 трлн259 млрд лет в отличие от величины в 10-20 млрд летданных космологии прошлого века и распространением электро-магнитного сигнала с предельной величиной ускорения в 300000 км/сек2 (в квадрате) (См.: Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011; Л.А. Гореликов, Возраст Вселенной в эмпирическом измерении мировой истории // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27402, 07.11.2021; Л.А. Гореликов, Глобальный Факт, не замеченный наукой ХХ века // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.27361, 12.10.2021), а также признанием свастической, крестообразной организации звездных миров, вращающихся в соответствии с общей динамикой глобального космоса. Именно эта новаяпарадигма и должна стать в XXI веке идейным основаниемнаучных исследований, направляя их к познанию мировой целостности. И чем быстрее отечественная наука обратится к разработке символических параметров мировой целостности, тем решительнее Россия утвердит свои приоритеты в глобальной политике. 

 

Гореликов Л. А. — д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован