Переход на расчет имущественных споров с кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, вызывает много жалоб и недовольств. Суды и комиссии при Росреестре в буквальном смысле слова завалены исками от граждан и представителей бизнеса.
Минэкономразвития РФ разработало законопроект, согласно которому возможности владельцев недвижимости по установлению справедливой кадастровой стоимости могут сократиться.
НИКТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУДЬЕЙ В СОБСТВЕННОМ ДЕЛЕ.
Эту известную со времен Древнего Рима истину собирается оспорить Минэкономразвития. Согласно законопроекту, не согласный с кадастровой стоимостью, должен обратиться непосредственно в ГБУ (государственное бюджетное учреждение), которое эту оценку и производило.
Напомним, что от величины кадастровой стоимости зависит размер налогов, собранных в региональные и муниципальные бюджеты. Поэтому учреждение, как часть региональной системы власти, не будет заинтересовано в снижении кадастровой стоимости.
Есть также опасность того, что принятие этого закона спровоцирует рост коррупции. Вопрос определения кадастровой стоимости в размере рыночной передается на откуп единолично руководителю ГБУ. Это значит, что, согласно российской традиции, велика вероятность появления фирм, зарегистрированных на родственников руководителя ГБУ или его друзей, которые будут предлагать услуги по снижению кадастровой стоимости.
И отчеты об определении рыночной стоимости, выполненные «специалистами» таких фирм будут приниматься ГБУ. А отчеты, выполненные другими оценщиками, приниматься не будут.
ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!
Если все же собственник будет не согласен с решением ГБУ, он, конечно же, может обратиться с заявлением в суд, но… Законопроект предлагает ему лишь обжаловать отказ ГБУ (!), тогда как, напомним, собственник заинтересован в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Получив отказ ГБУ, с каким заявлением должен обращаться правообладатель в суд? По тексту и логике законопроекта правообладатель не может обращаться непосредственно в суд с установлением кадастровой стоимости в размере рыночной. Он должен лишь доказать необоснованность отказа ГБУ.
Рассмотрение иска о признании отказа необоснованным сопряжено с большими трудностями. Во-первых, процессуальное законодательство не знает таких исков. Суд может решить – законно или нет то или иное решение. Но не может решить является оно обоснованным или нет. Никаких критериев обоснованности/или необоснованности законом не установлено.
Одним словом, чиновники, видимо считают, что налоги на недвижимость должны платиться как транспортный налог – получил платежку, оплатил. И нечего отвлекать судей на жалобы.
Подобный подход, увы, не создает благоприятного инвестиционного климата в РФ и существенно снижает привлекательность владения российской недвижимостью.
Ирина Радченко