С.В.Лавров: Уважаемый господин Найто,
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство Совета дружественных обменов за приглашение выступить перед столь представительной аудиторией. Вижу в такой инициативе
Совета, который объединяет видных деятелей политики, бизнеса, культуры и медиа-кругов Японии, - подтверждение искреннего, глубокого интереса к моей стране и развитию российско-японских отношений.
Сегодня, когда мир сталкивается с беспрецедентными вызовами, для меня особенно важна и своевременна возможность поделиться с вами оценками ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Регионе, который является для наших стран общим домом и который не избежал, да и не мог избежать воздействия глобального финансового кризиса. Эти потрясения лишь подтверждают, что мы живем в глобализирующемся мире, где нет места национальному эгоизму, где возможны лишь коллективные решения общих для всех нас проблем.
Финансовый кризис, как и недавние события на Кавказе, высветил проблему неадекватности сложившихся в иную эпоху глобальных механизмов хозяйственного регулирования и региональных архитектур безопасности, равно как и глобальной системы безопасности. Международное сообщество оказалось перед необходимостью выработки новых принципов и механизмов самоорганизации, отвечающих реалиям многополярного мира.
Россия, безусловно, как и Япония, - часть формирующейся многополярной реальности. За последние годы наша экономика заметно окрепла, повышаются роль и ответственность России в международных делах. Наша внешняя политика, как подчеркивается в Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Д.А.Медведевым в июле этого года, остается открытой, предсказуемой и прагматичной. Отличительной чертой российской внешнеполитической линии является ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено, в первую очередь, геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы.
В рамках многовекторного внешнеполитического курса Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион. Активная вовлеченность России в политические и экономические процессы регионального сотрудничества позволяет уверенно говорить о том, что интеграция России в АТР стала свершившимся фактом. Зримым свидетельством этого станет саммит АТЭС, который в 2012 году, по решению Форума, будет проведен во Владивостоке. Рассматриваем это решение как еще одно признание странами региона России в качестве фактора стратегической стабильности и устойчивого экономического роста в АТР.
Интересный штрих: многие автомобилестроительные корпорации Японии одним из определяющих на сегодня факторов своего развития считают производство своей продукции в России и ее реализацию на российском рынке. А если учесть, что основные сбытовые площадки и сборочные мощности находятся в европейской части России, то становится ясно, что моя страна способствует процветанию Азии и, в частности, Японии, всем своим потенциалом - от Балтики и Черного моря до Дальнего Востока.
Россия готова внести свой вклад и в преодоление глобального финансового кризиса - не только интеллектуальный, но и накопленными финансовыми ресурсами. Достаточно сравнить: одна Россия обладает золотовалютными резервами, сопоставимыми с соответствующими средствами МВФ. Кстати сказать, это же отличительная черта и Японии, поэтому в новых дискуссиях, которые открываются 15 ноября в Вашингтоне, о реформе международной финансовой системы, наши страны, думаю, будут иметь совпадающие или очень близкие интересы среднесрочного и долгосрочного порядка. Внушительный массив свободных финансовых ресурсов, помимо России и Японии, сосредоточен в руках правительств других стран АТР, что выдвигает регион в число основных игроков в поиске ответов на те вызовы, с которыми сталкивается сегодня мировое сообщество, вызовы, связанные с путями реформирования глобальной финансовой архитектуры. Неважно, как это будет называться. Например, г-н Н.Саркози, Президент Франции, назвал это "перестройкой капитализма", но может быть и какое-то другое определение. Важен результат, которого мы хотим в конечном итоге достичь.
В подходе к Азиатско-Тихоокеанскому региону Россию и Японию многое объединяет. Не в последнюю очередь нас роднит уважение к его многообразию.
В культурно-цивилизационном и ином многообразии - жизненная сила нашего региона. Однако это разноцветье красок сложится в гармоничную картину только в том случае, если все страны АТР будут объединены в своем стремлении обеспечить региональную безопасность и экономическое процветание.
В регионе стремительно разворачиваются интеграционные процессы. За последние годы здесь была создана сеть диалоговых структур, форумов и механизмов экономического взаимодействия. Это - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества, АСЕАН, Форум по безопасности АСЕАН (АРФ), "АСЕАН плюс три", Восточноазиатские саммиты, Диалог по сотрудничеству в Азии, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Такая "мозаика", по сути, является отражением процессов регионализации глобальной политики и экономики, когда каждый регион стремится самостоятельно решать свои проблемы, и это отражает здоровую тенденцию демократизации международных отношений.
Вместе с тем наш регион по-прежнему стоит перед необходимостью построения оптимальной системы безопасности. Задача, прямо скажем, не из легких. Ведь, в отличие от Европейского континента, где, кстати, мы видим позитивные отклики наших партнеров на идеи Президента Д.А.Медведва о создании в Евро-Атлантике новой системы подлинно коллективной безопасности, в Азии нет договорно-правовой основы для обеспечения безопасности наподобие Хельсинкского Заключительного акта, Венских документов по мерам доверия. Не случайно, что страны региона, в частности, премьер-министр Австралии г-н К.Радд, высказываются в последнее время в пользу разработки чего-то подобного и для АТР.
Здесь хватает угроз безопасности. Хотя в целом ситуация, я бы сказал, относительно стабильная, но не могут не беспокоить неурегулированность пока ядерной проблемы Корейского полуострова, нерешенные взаимные территориальные претензии и пограничные споры между целым рядом стран региона. Серьезную угрозу представляют терроризм, опасность распространения оружия массового уничтожения, сепаратизм, религиозный экстремизм, морское пиратство. В свете мирового экономического кризиса все большую остроту приобретают проблемы продовольственной, финансовой и энергетической безопасности.
Казалось бы, аксиома, что парировать новые вызовы и решать планетарные проблемы можно только сообща, на путях широкого международного сотрудничества и только политико-дипломатическими средствами. Конфронтационные подходы сегодня не годятся и, более того, вредны, а спрос на услуги военных альянсов времен "холодной войны" падает.
Тем не менее, устаревшие блоковые структуры, порожденные эпохой биполярного идеологического противостояния, сохраняются как в Европе, так и в Азии. Они стремятся к укреплению и расширению. И мы не понимаем зачем. Так ли уж эффективно они укрепляют безопасность? Линия, которую мы наблюдаем на консолидацию замкнутых двусторонних военно-политических альянсов, на формирование новых "многоугольников" оборонного взаимодействия в АТР диссонирует с императивами нашего времени и ведет, по-моему, к отчуждению, закрепляет старые и прочерчивает или, по крайней мере, пытается прочертить, новые "разделительные линии".
В России внимательно следят за интенсивным развертыванием в регионе системы ПРО Театра Военных Действий (ТВД). Ряд стран региона воспринимает эти планы не иначе как угрозу своей национальной безопасности. Не говоря уже о том, что под вопрос ставится глобальная стратегическая стабильность - ведь ни для кого не секрет, что система ПРО в АТР является частью создаваемой нашими американскими коллегами глобальной ПРО. Наши оценки этой глобальной линии хорошо известны.
В последнее время мы часто слышим призывы к объединению государств АТР на основе "ценностного подхода", на основе общих ценностей. Критерием участия в этом "едином фронте", как отмечают инициаторы этого подхода, должна стать приверженность государств демократии и правам человека. В общих словах я не вижу никаких проблем, расхождений, но понимаются эти высокие и неоспоримо важные идеалы исключительно в однобокой, порой навязчивой интерпретации тех, кто неизвестно на каком основании присваивает себе право культивировать соответствующие институты во всех уголках мира исключительно по своим, отнюдь не универсальным, рецептам. Это - очень опасная философия, особенно здесь в АТР с его давними традициями уважения многообразия и толерантности. Нельзя допустить новой идеологизации международных отношений в регионе, позволить, чтобы государства произвольно делились на "цивилизованные" и "все остальные".
Такому подходу есть разумная альтернатива - коллективная воля государств региона к равноправному сотрудничеству на основе совпадающих интересов. В ряде случаев эта воля уже воплотилась в реальные механизмы равноправного взаимодействия.
Один из таких примеров - Региональный форум АСЕАН по безопасности, а это ни много ни мало 27 государств, включая ключевые страны региона. Сегодня этот форум утвердился в качестве ведущего общерегионального диалога по вопросам предупреждения и урегулирования конфликтов, выработки мер доверия, противодействия угрозам нового поколения. Многие видят в этом форуме прообраз будущей системы безопасности в АТР.
Другой пример - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Несмотря на молодость, она уже добилась очевидного прогресса в координации усилий России, Китая и четырех центральноазиатских государств в самых разных сферах - от обеспечения стабильности и безопасности до экономики, культуры и образования. При этом ШОС - не замкнутый блок, а региональная организация, открытая для подключения других стран, в том числе в качестве наблюдателей или партнеров по диалогу.
Разумеется, следует быть реалистами и отдавать себе отчет в том, что создание полноценной системы безопасности и сотрудничества в АТР - дело не одного года и даже, возможно, не одного десятилетия, тем более с учетом культурного, ценностного, конфессионального, экономического и политического многообразия расположенных здесь стран. Но начинать думать и двигаться в этом направлении надо уже сейчас. Мы приглашаем все страны АТР к широкой и откровенной дискуссии о будущем нашего региона, об идеях и механизмах, которые могли бы обеспечить неделимость безопасности, эффективное региональное взаимодействие, универсальное применение норм международного права, всех других согласованных "правил игры".
У России нет готовых рецептов. Можем лишь поделиться своими размышлениями и будем, конечно же, готовы самым внимательным образом уважительно воспринять конструктивные идеи наших партнеров.
Прежде всего, считаем необходимым отказаться от блоковых подходов как пережитка "холодной войны". Он сегодня, в эпоху глобализации, стал вредным анахронизмом. Нельзя обеспечивать собственную безопасность за счет безопасности других. Это фундаментальный принцип, который лежит в основе всех дискуссий об обеспечении безопасности, будь то в Евро-Атлантическом регионе, в отношении которого Президент нашей страны Д.А.Медведев выдвинул соответствующую инициативу, или здесь в АТР. Никто не должен стараться обеспечить свою безопасность за счет ущемления безопасности других. В этом - ключ к решению очень многих проблем.
Решение региональных задач возможно лишь на основах равноправия, взаимного уважения и полной прозрачности.
Мы считали бы важным, чтобы все страны АТР и региональные объединения подтвердили приверженность принципам неприменения силы в межгосударственных отношениях и мирного урегулирования споров. Эти принципы отнюдь не чужды историческому и культурно-цивилизационному контексту региона: они зафиксированы в Балийском Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА 1976 года, полноправным участником которого стала Россия, а также в китайско-асеановской Декларации о поведении в Южно-Китайском море, в ряде других субрегиональных документов. Эти принципы, конечно же, должны стать нормой поведения в масштабах всего региона.
Считаем важным шире практиковать меры доверия - как в двусторонних отношениях, так и в рамках многосторонних структур. Насколько это необходимо, показала возникшая в последнее время напряженность на границе между двумя дружественными государствами-членами АСЕАН - Таиландом и Камбоджей.
Мы выступаем за укрепление связей между региональными объединениями и создание в масштабах АТР широкой партнерской сети. Предлагаем идти по пути заключения между действующими в регионе организациями соглашений о сотрудничестве и перекрестного предоставления ими друг другу статуса наблюдателя. Первые шаги в этом направлении делаются, в частности, заключен соответствующий меморандум между ШОС и АСЕАН.
Особого внимания заслуживает всемерное развитие сотрудничества по вопросам безопасности в рамках АРФ. Я уже упоминал об этом форуме. Он, разумеется, нуждается в модернизации, следует больше нацеливать его деятельность на конкретный результат. Однако мы видим стратегически выверенный вектор развития Форума по безопасности АСЕАН - от свободного диалога по проблемам поддержания мира и стабильности к формированию в регионе системы коллективной безопасности.
Необходимо вести дело к созданию на базе шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова механизма обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Россия как председатель соответствующей рабочей группы в рамках переговоров подготовила проект "Руководящих принципов", которые могли бы лечь в основу такого механизма. Считаем важным поскорее начать их рассмотрение.
Сегодня, когда общение государств становится более гибким, многовариантным, опирающимся на реально понятные национальные интересы, следует смелее апробировать новые форматы взаимодействия, особенно когда речь идет о соседях, связанных общей судьбой и "обреченных" жить вместе.
Россия в своей политике придает первостепенное значение развитию сбалансированной системы двусторонних связей со всеми государствами региона. При этом мы опираемся на взаимодействие как с традиционными партнерами, чья надежность доказана многолетней историей взаимного общения, так и с новыми, с которыми мы имеем развитые торгово-экономические связи, стратегический диалог, растущий уровень взаимопонимания.
Отношения стратегического партнерства Россия установила и развивает с Китаем, Индией, Республикой Корея, Вьетнамом. Одним из наших важнейших партнеров в АТР являются США, отношения с которыми мы выстраиваем с учетом не только огромного потенциала сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Нацелены на дальнейшее развитие диалогового партнерства Россия-АСЕАН, наращивание многопланового сотрудничества с Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Сингапуром и другими странами Юго-Восточной Азии. Хорошие перспективы есть в отношениях России с Австралией и Новой Зеландией.
Российско-японские отношения неизменно играют особую, по-своему уникальную роль в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона. Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться, что наши страны образуют "мост", пролегающий как над сухопутной, так и над морской частью региона. Наша общая задача - сделать его мостом дружбы и взаимовыгодного сотрудничества.
Отношения с Японией являются одним из приоритетов российской внешней политики в АТР, что отражено в Концепции внешней политики Российской Федерации. Япония - наш сосед в стратегически важном для интересов России регионе. Это - наш партнер по "Группе восьми", который в этом году, как известно, является ее председателем. Взаимодополняемые экономические потенциалы России и Японии создают широчайшие возможности для двустороннего сотрудничества в различных областях.
Оценивая нынешнее состояние российско-японских отношений, следует сказать, что они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим принципам, отсутствием идеологической и, конечно, военной конфронтации, объективной взаимной заинтересованностью в сотрудничестве, в том числе, на международной арене.
В последние годы в наших отношениях с Японией достигнут заметный прогресс. Ведется активный политический диалог на всех уровнях. Быстрыми темпами растет торговля, которая в этом году, скорее всего, превысит отметку в 30 млрд. долл. Развивается взаимодействие в международных делах. В этой связи хотел бы поздравить Японию с недавним избранием в непостоянные члены Совета Безопасности ООН и выразить надежду на конструктивное сотрудничество с ней в этом формате в интересах укрепления международного мира и безопасности.
Отмечу также начавшиеся и расширяющиеся контакты по линии военных и правоохранительных ведомств двух стран. Лишь месяц назад очередной дружественный заход в Японию совершил российский военный корабль. Развивается взаимодействие пограничных служб, включая такие формы, как совместные учения по спасению на море.
Во многом это стало возможным благодаря сообща избранному нами курсу на строительство отношений созидательного многопланового партнерства на основе принятого на высшем уровне в 2003 году Российско-Японского плана действий. Хотел бы особо отметить, что на нынешнем этапе реализации Плана обе стороны отдают приоритет осуществлению взаимовыгодных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока. У этой работы есть надежная опора - это принятая Правительством России в прошлом году Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". В ее рамках мы готовы предметно и конструктивно рассматривать выдвинутую японской стороной в 2006 году в Хайлигендамме инициативу о налаживании двустороннего сотрудничества в дальневосточных регионах России.
Убежден, что активные усилия по всестороннему поступательному развитию отношений на основе Российско-Японского плана действий и других договоренностей на высшем уровне позволят вывести отношения между Россией и Японией на качественно новый этап. Они будут способствовать взаимоприемлемому решению любых, в том числе самых сложных вопросов, включая проблему мирного договора, о которой так эмоционально говорил сегодня наш ведущий.
У России имеется серьезное, искреннее намерение и желание продвигаться к устраивающему обе стороны решению проблемы мирного договора. Убежден, что обеспечивать такое движение легче и эффективнее, если действовать в атмосфере самого глубокого многообразного сотрудничества, нацеленного на строительство стратегических партнерских отношений. Отличительными чертами этих отношений должны стать масштабные торгово-экономические и научно-технические, технологические связи, глубокое доверие в области политики и безопасности, широчайшее общение в области культуры и образования, тесные гуманитарные обмены, реальное взаимодействие и даже взаимовыручка в сложных международных ситуациях, тем более, что от таких ситуаций в наше время не застрахован никто. Словом, критически важное значение будет иметь тот контекст двусторонних отношений, региональной и глобальной политики, который мы сможем обеспечить в рамках нашего взаимодействия.
Мой нынешний визит в Японию приходится на время, когда наши страны отмечают сразу две юбилейные даты - 150-летие открытия первой российской дипломатической миссии в Японии в октябре 1858 года и десятилетие подписания Московской декларации об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией от 13 ноября 1998 года. Первая дата касается периода налаживания дипломатических контактов и начала процесса формирования доверия между нашими странами. Вторая - связана с событиями недавней истории двусторонних отношений, открывшими новый путь их развития, свидетелями и в немалой степени участниками которого мы сейчас являемся.
Между старой и новой историей отношений наших стран лежит ощутимый исторический отрезок. Его можно охарактеризовать как исторический путь к доверию. Этот путь ярко иллюстрирует альбом на русском и японском языках, подаренный Президентом Д.А.Медведевым Премьер-министру Японии во время их июльской встречи в Тояко. Очевидно, что о положительных примерах из прошлого российско-японских связей мы должны больше рассказывать нынешним и будущим поколениям россиян и японцев, формируя, тем самым, благоприятное восприятие наших стран в общественном мнении друг друга.
Надеюсь на заинтересованный и предметный разговор с собравшейся здесь аудиторией по этим и любым другим вопросам.
Вопрос: Вы подчеркиваете необходимость установления нового миропорядка. Сейчас в США проходят президентские выборы. Какие надежды Россия возлагает на нового президента США? Какую роль, на взгляд России, может иметь Япония в этом новом миропорядке?
С.В.Лавров: Это достаточно простой вопрос. Мы исходим из основ международных отношений, миропорядка, который все мы хотим видеть. Эти основы закреплены в Уставе ООН, многочисленных принципах международного права, одобренных мировым сообществом как на глобальном, так и на региональном уровнях, будь то в Евро-атлантическом или ином регионе. Хотя, повторяю, наиболее значимое развитие эти принципы получили именно в Евроатлантике. Речь о том, чтобы не только строго следовать этим принципам, но и уважать международное право, уважать на этой основе своих партнеров и те договоренности, которые между ними заключаются. Важно держать данное один раз слово и не нарушать его. Казалось бы, это звучит достаточно просто, однако, к сожалению, мы не видим этого на практике. В своем выступлении я не случайно особое внимание уделил принципу неделимости безопасности, когда никто не должен обеспечивать свою безопасность за счет других, создавая угрозу их безопасности. Этот принцип, между прочим, заложен в документах ОБСЕ и основополагающих документах, на основе которых осуществляется деятельность Совета Россия-НАТО. Несколько лет назад он был закреплен в качестве базового в наших отношениях с Североатлантическим альянсом, но, к огромному сожалению, в апреле этого года на саммите Россия-НАТО в Бухаресте наши натовские партнеры, как нам объяснили, из-за позиции одной - двух стран, не смогли этот принцип подтвердить. То есть получается, что кто-то в НАТО имеет в виду обеспечивать свою безопасность за счет ущемления безопасности других. На эти вопросы мы хотим получить ответы, когда выступаем с выдвинутой нашим Президентом инициативой о начале предметного разговора о коллективной безопасности, прежде всего в Евро-атлантическом регионе. Так что здесь не требуется каких-то сверхъизобретательных действий, каких-то неожиданных рецептов. Речь идет о том, чтобы проинвентаризировать принципы международного права, с которыми мы все когда-то согласились и честно сказать друг другу, готовы ли мы на этой основе действовать и впредь или кто-то считает себя несвязанным этими принципами. Думаю, если мы все займем честную позицию в пользу выполнения обязательств, под которыми мы когда-то подписались, тем самым мы все внесем свой вклад в укрепление международной безопасности. Мы хотим, чтобы все страны действовали таким образом, и будем сами поступать точно так же. Когда все это сойдется в одной точке, тогда, наверное, наступит полное спокойствие в сегодняшнем мире, но путь к этому нелегкий.
Вопрос: Россия в ближайшем будущем будет очень серьезным поставщиком энергоносителей в Японию. Япония для Россия является очень стабильным рынком. Отчасти за счет такой взаимозависимости будут развиваться и наши двусторонние отношения. Это приятно, но не будет ли такая зависимость Японии от энергетики России использоваться Россией в каких-то целях. Например, проект "Сахалин-2". Российское правительство владеет контрольным пакетом акций участника этого проекта - корпорации "Газпром". Нет ли, например, планов полной приватизации этой корпорации?
С.В.Лавров: На эти вопросы ответы давались не раз. Все те, кто говорит, что Россия использует свои энергоресурсы в качестве средства политического давления, ни разу не смогли привести хотя бы один факт, когда Россия нарушила свои контрактные или договорные обязательства в сфере поставки углеводородов зарубежным потребителям. При этом продолжают жонглировать простыми лозунгами, которые легко вбить в голову обывателям, но которые не подкрепляются конкретными данными и сведениями. Например, энергетическое оружие. Некоторые страны Евросоюза упоминают этот термин, он периодически на различном уровне используется нашими американскими партнерами. Мы тут же обращаемся с вопросом: дайте нам хотя бы один факт, когда какой-либо контракт по поставке энергоносителей из России был сорван по вине российской стороны. Нет таких фактов.
Что касается проектов "Сахалин-2" и других, то основа, на которой они реализуются, - здоровая. Недостатки, которые проявились в документах, заключенных в начале 90-х гг. прошлого века и составлявшихся на дискриминационных по отношению к России условиях, преодолены. На сегодняшний день, насколько я знаю, все партнеры удовлетворены условиями, на которых осуществляется сотрудничество. Здесь не должно быть никаких сомнений и опасений. Если у японских коллег имеются какие-то конкретные озабоченности, мы открыты для их обсуждения, в том числе и по линии наших правительств, тем более, что Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству активно возобновила свою работу. Мы готовы их обсуждать и на другом уровне, на уровне наших экономических операторов. Но не думаю, что у японцев найдется хотя бы один пример, когда мы их в чем-то в торгово-экономических связях подвели, не выполнили договоренности, которые мы заключаем. В конечном итоге, решать, разумеется, японским компаниям, правительству. Мы ощущаем на уровне правительственных контактов живой и прагматичный интерес к дальнейшему развитию сотрудничества в этой сфере. Хотели бы, чтобы наши отношения не ограничивались только энергетической сферой. Здесь в последние годы есть немало позитивных процессов, связанных с расширением нашего взаимодействия на сферу высоких технологий. Мы с г-ном Х.Накасонэ сегодня договорились ускорить работу над новым соглашением о сотрудничестве в космосе, соглашением о мирном использовании ядерной энергии и по многим другим направлениям, где высокие технологии играют возрастающую роль. Чем богаче и разнообразнее будут наши связи, тем устойчивее будет наше взаимовыгодное партнерство. Г-н Найто, когда открывал сегодняшнюю дискуссию, сказал, что экономические потенциалы наших стран взаимодополняемы. Это именно так и это огромное конкурентное преимущество. В этом - серьезные предпосылки для того, чтобы наши отношения развивались к обоюдной выгоде и на пользу обеим странам и обоим народам.
Вопрос: При оценке ситуации с Грузией японская сторона говорила, что существуют проблемы между Россией и США. Теперь в США новый президент, в России президент тоже относительно новый. Во всем мире сейчас финансовый кризис, который может превратиться в глобальную экономическую депрессию. Для того, чтобы ее предотвратить, необходимо, чтобы новые президенты этих двух стран стремились к сотрудничеству. В Договоре о нераспространении ядерного оружия говорится о том, что страны-участницы обязаны проводить переговоры на эту тему. На самом деле такие переговоры не проводятся. Россия и США являются ядерными державами, обладающими наибольшим количеством боеголовок. Могло бы их сотрудничество в этой сфере способствовать ограничению разработки ядерного оружия такими странами, как арабские страны, Иран и другие?
С.В.Лавров: Вы, по-существу, прочитали небольшую лекцию. По-моему, это был не столько вопрос, сколько политическое заявление, которое Вы зачитывали по бумажке. Постараюсь ответить без шпаргалок. Я, правда, не понял, причем здесь Грузия. Это отдельная тема, которая лишний раз подтверждает абсолютную неприемлемость попыток применения силы в нарушение Устава ООН. Именно к этому прибег президент М.Саакашвили, и именно это послужило причиной гибели сотен людей. Ради спасения дополнительных жизней Россия вынуждена была вмешаться с тем, чтобы не допустить уничтожения осетинского народа. На очереди была такая же акция против Абхазии. Так что, надеюсь, все сделали выводы из того, что произошло. Если и требовались дополнительные доказательства, то нынешний грузинский режим абсолютно бесповоротно доказал, насколько пагубно нарушать международное право и пытаться в нарушение своих обязательств, международных договоренностей урегулировать конфликты путем применения грубой силы против мирного населения.
Мы, кстати, хотели бы, чтобы те факты, которые сейчас как-то стыдливо признаются, в том числе и на Западе, получили должную оценку. Думаю, что Япония с ее глубокими традициями справедливости и приверженности международному праву сделает так, чтобы и ее голос был также услышан.
Что касается проблематики нераспространения ядерного оружия и в целом стратегической стабильности, безусловно, по понятным причинам в течение десятилетий эта тема являлась предметом "эксклюзивного" диалога, переговоров между Москвой и Вашингтоном. Один из результатов такого диалога - Договор о стратегических наступательных вооружениях - действует. Его действие истекает в декабре следующего года. Мы еще год назад поставили перед нашими американскими партнерами вопрос о том, что необходимо подумать, как дальше, после декабря 2009 года обеспечивать процесс контроля над стратегическими наступательными вооружениями и их сокращением. Консультации какое-то время проходили достаточно интенсивно, но американская сторона выступила против того, чтобы продолжать ограничивать ядерные боеголовки и, самое главное, носители ядерного оружия. Американская сторона не хотела сохранять никаких ограничений на любые носители. Единственное, что она была готова сделать, - это сохранить примерный общий потолок для уже оперативно развернутых ядерных боеголовок. Это означает, что боеголовки, ядерные боезаряды на складах могут накапливаться без каких-либо ограничений.
Мы были категорически против такого подхода, поскольку он означал бы прекращение контроля над стратегическими наступательными вооружениями, прямое снятие юридических барьеров на пути безоглядной гонки ядерных вооружений, что не отвечает интересам ни России, ни США, ни международного сообщества в целом. В Сочи в апреле этого года президенты России и США договорились предпринять усилия, чтобы после истечения действия Договора СНВ-1 выработать такой режим, который сохранял бы важнейшие его компоненты. Прошло уже много месяцев, прежде чем мы смогли получить реакцию от американских партнеров. Совсем недавно мы получили их реакцию и сейчас ее изучаем.
Однако первое ознакомление показывает, что их позиция в своем корне не изменилась. Разумеется, я веду речь об Администрации, которая сейчас находится в Вашингтоне. Конечно, мы хотели бы, чтобы новый президент, назначив соответствующих официальных лиц на те должности, которые будут отвечать за это направление, проанализировал ситуацию, и чтобы мы услышали от наших американских коллег позицию, которая учитывала бы, в том числе, и те озабоченности, о которых Вы упомянули. Это крайне важно в контексте не только поддержания стратегической стабильности и недопущения возникновения в этой сфере новых угроз, но и глобального нераспространения ядерного оружия, соблюдения режима нераспространения, установленного Договором о нераспространении.
Очередная обзорная конференция действия этого Договора должна вскоре состояться, подготовка к ней уже началась. И, конечно же, ядерные державы, прежде всего Россия и США, должны ощутить свою ответственность за выполнение той части Договора о нераспространении, которая говорит о необходимости принятия конкретных мер в сфере ядерного разоружения. Безусловно, это должно учитываться. Последнее, что я хочу сказать в этой связи. Думаю, что будет трудно дальше продолжать диалог по стратегической стабильности исключительно в двустороннем формате - Россия - США. Этот формат, безусловно, важен, поскольку действительно наши страны обладают двумя самыми крупными в мире потенциалами ядерного оружия и средств ядерного сдерживания, но мы за то, чтобы подключить к процессу согласования ограничений стратегических наступательных вооружений и другие ядерные державы. Здесь я веду речь не только об официально признанных ядерных державах.
6 ноября 2008 года
www.mid.ru