С чем у большинства из нас ассоциируются три "веселые" буквы? Вот именно. Может быть, поэтому "реформа ЖКХ" долгое время оставалась своего рода нецензурным выражением, запрещенным к употреблению. Характерно и то, что вспоминали о необходимости ее проведения лишь в моменты локальных катастроф, когда других слов для выражения эмоций не находилось. Однако, похоже, жилищно-коммунальное хозяйство уже вступило в зону системного кризиса, который не только приводит к взрывам эмоций, но и вынуждает приступать к принятию конкретных решений. Осознают ли это власти? В определенной степени, безусловно, да. И тот факт, что Правительство выдвинуло собственный проект реформы отрасли, прямо об этом свидетельствует. Тем не менее, нельзя отрицать, что ответственность за реализацию реформы федеральная власть стремиться по мере возможности преложить на региональный уровень, а регионы - на местное самоуправление, у которого нет средств на ее проведение.
Проблема заключается в том, что обсуждение реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) всегда лежало в первую очередь в политической плоскости. Оппозиция атакует правительство за рост тарифов, за развал коммунального комплекса, за низкий уровень услуг. К оппозиции часто присоединяются муниципальные власти, которые остаются "крайними" и вынуждены общаться с замерзшим или. оставшимся без воды населением, и губернаторы, обвиняющие федеральный центр в отсутствии финансирования на должном уровне. К чему это ведет? Да все к тому же: обсуждаются, как правило, не пути реализации реформы, а ее следствия. Вместо того, чтобы решать конкретные проблемы, руководители разных уровней пытаются повысить свой рейтинг. Именно поэтому мы решили обратиться к политику, который не обременен проблемой переизбрания в ближайшие несколько лет и потому далек от переведения проблемы в плоскость политических деклараций.
О проблемах ЖКХ и возможных путях их решения говорит депутат Московской городской Думы, заместитель председателя. Комиссии по экономической политике Степан Владимирович ОРЛОВ:
- На мой взгляд, одной из ключевых проблем в жилищно-коммунальном комплексе является финансовая нестабильность предприятий отрасли. Во-первых, они убыточны и, как правило, имеют огромную задолженность перед бюджетом. Во-вторых, экономическая самостоятельность данных предприятий серьезно ограничена существующей правовой базой. Причины - и несовершенство договорных отношений между предприятиями ЖКХ и органами местного самоуправления, и отсутствие механизмов внесения изменений в уставные документы предприятий коммунального хозяйства с целью "развязать" им руки. Иначе говоря, на повестке дня вопрос о повышении доходности предприятий ЖКХ.
Вместе с тем, налицо серьезное противоречие: на сегодняшний день предприятия ЖКХ увязли в долгах перед бюджетом, и, чтобы выйти на уровень самофинансирования, они должны погасить эти долги. Вопрос этот не простой, поскольку накапливание долгов происходит по двум причинам: с одной стороны, за счет задержек платежей со стороны населения и организаций, а с другой стороны - за счет непрогнозируемого повышения тарифов со стороны естественных монополий. В данном случае задача государства - не только регулировать или по крайней мере прогнозировать изменения в тарифной политике, но и создать правовые условия для возможного погашения задолженности.
Попробуем абстрагироваться от тарифной политики и сосредоточиться на вопросе погашения задолженности предприятиям ЖКХ со стороны потребителей их услуг. На мой взгляд, важно подвести правовые основы под систему регрессивно-прогрессивной оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ). Первое. Предоставить возможность предприятиям коммунальной сферы ввести новую услугу "предоплаты" или "право ускоренной оплаты". Иначе говоря, если, например, семья или организация готовы оплатить услуги вперед, то они получают определенную скидку, и, наоборот, любая задержка оплаты автоматически увеличивает стоимость услуг. В этом плане можно было бы ввести систему дисконтирования для потребителей, готовых фактически кредитовать коммунальную сферу. Вполне очевидно, что такого, рода "кредиты" позволят предприятиям ЖКХ сократить накапливание долгов.
Второе. Предприятиям коммунальной сферы необходимо согласовать введение регрессивно-прогрессивной системы оплаты с естественными монополиями путем подписания договоров, В этом случае и энергетики, и предприятия тепло- и водоснабжения заинтересованы в том, чтобы быстрее получить деньги, и потому они смогут предоставить со своей стороны скидки предприятиям ЖКХ. Безусловно, при реализации подобной схемы предприятия ЖКХ должны гарантировать "право ускоренной оплаты" со своей стороны естественным монополистам. И здесь вторая задача законодателей - обязать коммунальные службы давать точный прогноз относительно платежей со стороны потребителей услуг ЖКХ. Т. е. закон должен обозначить ответственность предприятий ЖКХ за срыв сроков проплаты.
С проблемой погашения задолженности тесно связан вопрос повышения экономической самостоятельности предприятий коммунальной сферы. Здесь необходимо выделить сразу несколько проблем.
Первая проблема - отсутствие конкурентной среды между поставщиками ЖКУ. С одной стороны стоимость услуг постоянно растет, с другой стороны, их качество остается весьма низким. Для того чтобы качество услуг соответствовало их стоимости, необходим контроль со стороны потребителей. Но как осуществлять этот контроль, если ни у населения, ни у предприятий нет возможности выбрать между поставщиками услуг ЖКХ? Более того, если возможность выбрать поставщика появляется, то необходимо соблюсти еще одно непростое условие - жильцы дома должны согласиться с привлечением нового поставщика.
Мне думается, что одним из шагов решения проблемы может стать расширение спектра предлагаемых услуг со стороны коммунальщиков для состоятельных людей. Поясню, каким образом, на примере Москвы. Во-первых, в Москве, да и в других крупных городах, есть не только элитные дома, но и целые элитные микрорайоны. Вполне вероятно, что люди, проживающие в элитных комплексах, будут готовы доплатить за качество предоставляемых услуг или купят дополнительные услуги. Например, дополнительная очистка воды - установка технических фильтров, дезинфекция, облагораживание подъездов и придомовых участков и т.д. Я уже не говорю о том, что на счетах предприятии ЖКХ можно размещать рекламу, в которой будут заинтересованы многие рекламодатели; поскольку она адресная. Все эти услуги востребованы, однако вопрос в том, чтобы заставить жильцов всем вместе осуществлять проплату за эти услуги.
Хочу пояснить, на чем базируется мое убеждение о востребованности дополнительных услуг. Правительство Москвы, реализуя программу добровольной 100% оплаты ЖКУ, выяснило, что около 10% москвичей готовы оплачивать услуги в полном объеме. Так, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в январе 2002 г. добровольцев насчитывалось около 3,5% от числа плательщиков. Вполне вероятно, что на самом деле доля таких лиц, по крайней мере, в Москве, значительно выше. И в этом смысле задача законодателей подготовить правовую основу для расширения услуг: тщательно разработать договорную базу, регулирующую взаимоотношения между органами местного управления и предприятиями ЖКХ.
В заключение хочу отметить, что, безусловно, это лишь небольшая часть задач, которые важно решить в жилищно-коммунальной сфере, но даже эта часть требует серьезной проработки на правовом уровне.
Владислав Жаров
25/02/2003
Комсомольская правда (Московский выпуск) No034-п. C.31.
http://www.orlov.ru/publication/reforma_na_tri_veselie_bukvi