Эксклюзив
28 сентября 2009
9584

Светлана Липина: Эксперты и ученые участвуют в дискуссии по заданной теме Президента России Д.А. Медведева `РОССИЯ, ВПЕРЕД!`

24 сентября 2009 года в ГД ФС РФ прошел семинар по проблеме: "Национальная безопасность. Социальный аспект". Организаторы: Комитет Государственной Думы Российской Федерации по безопасности, Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд (Россия) при содействии Программы Фулбрайта (США).

Предметом дискуссии на семинаре было выявление комплекса проблем социального характера, влияющих на состояние национальной безопасности. В семинаре приняли участие законодатели, политики, российские и зарубежные ученые, представители различных организаций, представляющих гражданское общество. В мероприятии приняли участие свыше 200 специалистов, из 12 стран мира. Прозвучали 25 докладов и выступлений.
Более подробно: www.waaf.ru

Светлана Липина.

Доклад.

Добрый день, глубокоуважаемые коллеги, друзья и единомышленники!

Глобализационные процессы последних десятилетий не только привели к проблемам регионализации, но и подвели мир к новому периоду - ресурсоориентированной экономике. В России живет 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. По расчетам специалистов Института экономики РАН, выполненным на базе данных Всемирного банка, на начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн долл. (надеюсь, не зеленых знаков, а обеспеченных золотовалютно) Больше половины мирового национального богатства составляет человеческий капитал - 365 трлн долл., на воспроизводимый и природный капитал приходилось соответственно 95 и 90 трлн долл. Человеческий капитал практически во всех странах мира превышал половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства. По данным этого исследования в расчете на душу населения Россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства - 400 тыс. долл. США, что в 4 с лишним раза выше общемирового показателя.

Да, Россия богата человеческим и природно-ресурсным потенциалом. Но не надо переоценивать значение таких расчетов. Ведь увеличение доходов лежит в области использования элементов богатства в производстве ВВП. Необходимо создание адекватной экономической системы по использованию этих богатств.

А что приходится наблюдать в реальной жизни?

Как отмечают ученые Дальнего Востока, потенциал производства Дальнего Востока используется в настоящее время против 90 года на 15 процентов, в т.ч. Приморского края на 18 процентов. Состояние сельского хозяйства ужасно, капитальное строительство сократилось в 100 раз, машиностроение дает не более пяти процентов от 90-го года. В таких условиях невозможно остановить вымирание населения региона.

Сибирь. Забайкальский край - один из старейших горнорудных районов страны. Именно здесь была начата разработка свинцово-цинковых месторождений, из которых было получено первое в России золото и серебро. Последствия вхождения в рынок в 90-е годы значительно снизили экономическую рентабельность добычи руд в области, что привело практически к прекращению функционирования всех крупных горно-обогатительных предприятий. Вместе с тем Забайкальский край обладает уникальными и крупными месторождениями меди (Удоканское, Быстринское, Лугоканское, Култуминское), молибдена (Бугдаинское), золота (Тасеевское), полиметаллов с золотом и серебром (Ново-Широкинское); железа, ванадия, меди, никеля и платины (Чинейское), крупными запасами и прогнозными ресурсами меди, свинца и цинка, молибдена, золота, плавикового шпата. Являясь одним из шести самых высокодотационных субъектов Сибирского ФО, Забайкальский край обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом (ПНБН), наивысшим среди дотационных собратьев, и превосходящим минерально-сырьевой потенциал ряда успешных (низкодотационных) субъектов Сибири. В недрах заключено 90% разведанных запасов урана России, 42% плавикового шпата, 31% циркония, 21% меди, 28% молибдена, 18% титана, 13% серебра, 12% свинца, а также существенные запасы золота, вольфрама, олова, лития, цинка, угля и железных руд. В России титан и цирконий относятся к одним из самых дефицитных видов твердых полезных ископаемых, хотя по сравнению с США их потребление во много раз меньше. Потребности России в титановом и циркониевом сырье удовлетворяются почти полностью за счет импорта. В ближайшие годы ожидается резкое увеличение спроса на титановые сплавы, т.к. доля титана в производстве новых видов самолетов вырастет с 5% до 20%. По разведанным запасам титана Россия занимает первое место в мире (пятая часть). Но в России сегодня не разрабатывается ни одно собственное месторождение титана!

Социально-экономическая ситуация 2009 года в ряде регионов обусловлена еще и спецификой развития промышленности, специализирующейся на производстве продукции промышленного назначения. Снижение объемов производства сопровождается массовыми увольнениями. И самое главное подлежат увольнению высококвалифицированные кадры - рабочие и специалисты, что не только привело к потере массы высококвалифицированных кадров, но и закрытию специализированных учреждений, в том числе и начального профессионально образования.

Так если индекс человеческого развития в Уральском Федеральном округе в 1991 году занимал 13 место, то уже в 2001 - 40 место, а в настоящее время 2007 год - 67.

Особо удручающая ситуация в сельской местности. Здесь вообще невозможно найти работу, численность занятых работников в сельскохозяйственном производстве сократилась в 2-2,5 раза, в детских учреждениях в 11 раз, в строительстве в 7 раз. Традиционным видом деятельности сельских жителей является занятие сельских и лесным хозяйством, рыболовство, охота и неформальный сектор экономики - до 28,2 % всего населения, который играет в настоящее время важную роль в обеспечении хоть какого-то материального благополучия. Для многих сельских жителей основным источником существования являются социальные и пенсионные выплаты. Соотношение размеров пенсий пособий и минимального размера оплаты труда никак не соотносится с прожиточным минимумом. Люди занимаются собирательством (травы, ягоды, грибы, орехи в сезон) и рады, если за сезон семья из 5-7 человек зарабатывает 3- 5 тыс рублей, чтобы хватило детям на школьную одежду.

Я сейчас говорю о территориях, где обеспеченность разнообразными полезными ископаемыми известна всему миру (Дальний Восток, Приморье, Северо-запад, Сибирь), где власти даже не могут решить проблему занятости, не говоря уже о повышении уровня жизни населения. Вспомним хотя бы факты из недалекого прошлого, когда для того, чтобы обеспечить развитие территории Дальнего Востока выплачивались государством перемещенным лицам: подъемные - на каждого члена семьи, зарплата была в 1,5 - 2 раза больше, чем в среднем по стране, плюс каждые полгода, а в северных районах 3 месяца шли процентные надбавки за удаленность и тяжелые условия, кроме того человек был обеспечен квартирой и работой, в соответствии со своей квалификацией. К тому же пенсионный возраст был занижен, так как засчитывался в стаж 1 год за 3.

Напрашивается вопрос, то, что сегодня происходит, в том числе и на Дальнем Востоке, это политика? Когда стремительно растет безработица, снижается уровень средней зарплаты и т.д. Зачем в таких ужасающих условиях продолжать вкапывать миллиарды на мост и инфраструктуру острова "Русский" Почему вдруг надо строить на маленьких островах, если Россия самая большая страна в мире, если под жилье на нашей территории используется только 1% всей территории? Может лучше все-таки развить сам город Владивосток.

Сегодня в сотнях небольших (и крупных) городов кризис остановил работу градообразующих предприятий, большая часть которых относится к минерально-сырьевому сектору. Неужели мы так и не научимся вести хозяйство страны по принципам ведения в таких странах, как: Норвегия, ближневосточные арабские страны (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт), Канада, Великобритания, Америка (отдельно взятый её штат - Аляска), Катар, Бруней и многие другие. Это нефтедобывающие страны. Ведь здесь экономика развивалась на основе Минерально-сырьевых ресурсов.
Я понимаю, что сегодня от меня ждут доклада по Северокавказскому региону. И я не случайно начала с проблем всей страны, особенно с проблем развития природно-ресурсного и человеческого потенциала.

Вопрос о приоритетных направлениях развития республик Северного Кавказа и их специализации в общероссийском рынке по снижению социальной напряженности за счет создания условий для стабильного социально-экономического развития не раз поднимался и ставился во многих документах стратегического планирования и Федеральных Целевых программах развития этих территорий. Но во всех программах учитывались лишь природно-климатические условия этой территории. А ведь накопление нерешенных социально-экономических и политических проблем в настоящее время приближается к критическому уровню. Дальнейшее их игнорирование (так же, как и попытка "загнать вглубь" силовыми методами) уже в краткосрочной перспективе способно привести к резкому росту акций протеста и гражданского неповиновения, к неуправляемому развитию событий, логическим завершением которого станут открытые социально-групповые, межэтнические и конфессиональные конфликты, которые будут сопровождаться острой борьбой за власть между различными финансово-политическими группами интересов.

Например: Хочется подчеркнуть, что социально-экономический и политический климат в республике Ингушетия остается практически неизменным, на протяжении последних 10 лет:

Острые социально-экономические проблемы Ингушетии:

-    жизнь за счет дотаций из федерального бюджета и межсемейных трансфертов ингушской диаспоры других регионов России без устойчивого развития собственных источников дохода;

-    ускоренное разрастание органов госуправления и занятости в них; Легальный рынок труда республики живет на деньги из распределения федерального бюджета, и почти каждый пятый легально занятый руководит.

-    тотальная безработица молодежи, Республика Ингушетия имеет самую молодую возрастную структуру среди регионов России, средний возраст населения, по данным переписи, едва превышает 22 года (в России - 37 лет, в соседних республиках - от 25 до 34 лет). Доля детей моложе 16 лет составляет почти 37% населения (в среднем по стране - 18%), по численности этой возрастной группы (171 тыс. человек) республика опережает Томскую, Ивановскую, Смоленскую, Курганскую области, хотя все население каждой из этих областей в 2 с лишним раза больше. По данным обследований рынка труда в Ингушетии уровень безработицы молодежи в возрасте 15-24 лет составляет 93% экономически активного населения этого возраста, в то время как в России в целом - 17%. Фактически молодое поколение жителей республики не социализируется в сфере трудовой деятельности.

Работу по специальности через службы занятости подавляющее большинство безработных найти не может, в том числе и выпускники вузов, для которых в республике практически нет новых мест приложения труда - на одну вакансию приходится 200-300 безработных.

Все это чревато социальным взрывом и формированием негативных моделей адаптации; а криминализация экономики; неэффективность и непрозрачность социальных расходов бюджета требуют кардинального изменения политики и федерального центра, и властей республики.

Ингушские силовики утверждают, что радикальный исламизм и вооружённое подполье в Ингушетии - из Чечни. Боевики как бы перебазировались с места разгромленных баз, чтобы терроризировать соседнюю республику. Это, как говорят и сами местные жители, красивая сказка для тех, кто не знает Кавказ. Незаметно перебазироваться целому подполью из одной республики в другую невозможно. Эти территории не тайга и не тундра, здесь плотность населения, в особенности в Сунженском районе, составляет до 500-600 человек на квадратный километр. Это не районы Якутии, где на один километр плотность 0,03 человека.

Данные социального атласа регионов: Из общего числа безработных в Республике Ингушетия более 60% составляет сельская молодежь от 16 до 29 лет. Разрыв в заработной плате между городом и сельской местностью, явно видимая неэффективность, убыточность агропроизводства, тяжелый, нерентабельный труд, необеспеченность объектами социальной инфраструктуры ведут к неравенству сельского и городского быта, разрушению сельского уклада жизни, потере земельного фонда и утечке трудовых ресурсов. Без достаточной социальной и экономической мотивации молодежь игнорирует рабочие места в сельском хозяйстве в силу непрестижности и низкой оплаты труда.

По данным портала "социальный атлас российских регионов", на начало 2007 г. численность экономически активного населения в Ингушетии составила 193 тыс. человек, или 70% от числа лиц в трудоспособном возрасте, что существенно ниже среднего по стране. При этом в экономике республики занято лишь 36 тыс. человек, или 17% населения в трудоспособном возрасте (в России - 74,0%!). При этом 100 тыс. человек (52%) являются безработными по методологии МОТ, а еще почти 60 тыс. человек "потерялись", что вновь подтверждает проблемы учета населения. Очевидно, что 80% населения в трудоспособном возрасте не может быть незанятым или занятым в домашнем хозяйстве.

Изменения занятости свидетельствуют о нарастающем кризисе: при общем сокращении официальной занятости на 50%, численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась в 5,5 раз, в промышленности - в 2 раза, тогда как в госуправлении выросла в 5 раз. В Ингушетии же работа в силовых структурах (милиция, охранные ведомства) относится к наиболее распространенным видам занятости, по оценочным данным, только в милиции занято около 6 тыс. человек, и эта работа позволяет получать немалые теневые доходы.

Еще одним подтверждением преобладающей занятости населения Ингушетии в неформальной экономике служит удивительно низкая легальная занятость в сфере торговли (менее 1%), хотя только Центральный рынок в Назрани ежедневно дает работу нескольким тысячам человек. В Назрани и других городах и крупных селах практически вся торговля представлена небольшими магазинами при частных домах, а такого рода самозанятость, судя по всему, вообще не учитывается. Источником доходов является и занятость в криминальной экономике (торговле наркотиками, оружием, нелегальном производстве нефтепродуктов). Существующая система внутрикланового перераспределения доходов позволяет части населения вообще не работать. Особенно это распространено среди молодежи, и безделье, при достаточных дохода,х представляет большую проблему в официально бедном и слаборазвитом регионе.

В Дагестане, как отмечают местные ученые, стабильности нет. Там каждый день происходят нападения и убийства. Там, как говорят сами местные жители, месть сотрудникам правоохранительных органов возведена в некую стратегическую линию разрозненной, но оппозиции. Некому остановить междоусобицу. Но в Дагестане нет никакого сепаратизма. - Какие бы проблемы не выясняли дагестанцы между собой, это внутренние проблемы. ХОЧУ ОТМЕТИТЬ: ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ, А НЕ Я. Существует некое чувство самосохранения: никому не придет в голову говорить о независимом Дагестане.

КБР. Ранее в одном из своих интервью президент Кабардино-Балкарии отмечал, что "реализация масштабного проекта по превращению Приэльбрусья во всероссийский центр горного туризма и альпинизма уже началась". Это было заявлено в связи с открытием в Приэльбрусье первой очереди канатной дороги.

Чрезмерная антропогенная нагрузка на Приэльбрусье может оказаться губительной для уникальной природы этих мест, - считают экологи. Ранее уже возникали проблемы по факту строительства автомобильной дороги "Долина Нарзанов - Джылы-Су (через урочище Харбаз)" летом 2006 на участке заповедной зоны национального парка "Приэльбрусье". Дорожными строителями было допущено незаконное отклонение от согласованной трассы дороги и участок дороги длиной 1,5 км был проложен через заповедное урочище. Причем при строительстве применялись взрывные работы и тяжелые бульдозеры, т.к. дорогу прокладывали по крутому скалистому склону ущелья, густо поросшему березняком. Дорожные работы велись без проекта, не была проведена государственная экологическая экспертиза, отсутствовали даже согласования с Росприроднадзором.

В КБР БЫЛ Тырныаузский горно-металлургический комбинат ведущий в вольфрамо-молибденовой промышленности РФ. В середине 90-х гг. КБР производила 50% вольфрамового и 25% молибденового сырья страны. Закрытие этого предприятия объяснялось низкой базой 1997 г., когда практически остановилось вольфрамо-молибденовое производство.

Общий потенциал безработицы, включая лиц, работающих в режиме неполной занятости и активно ищущих работу, в 2005 году оценивался учеными-экспертами в 89,4 тыс. чел. (29,5% экономически активного населения), Наиболее острой остается проблема женской безработицы. Женщины составляют 79% от зарегистрированных безработных начиная с 1995 г. Безработица - это еще и проблема молодежи. Каждый второй безработный находится в возрасте 16-29 лет. По степени напряженности на рынке труда особо выделяются Черекский и Эльбрусский районы (места традиционного проживания балкарского населения). Здесь безработными, не де-юре, а фактически является до 90% трудоспособного населения. Мы понимаем, что далеко не все безработные зарегистрированы, что в первую очередь характерно для сельской местности. Ведь по правилам регистрации ВАС НЕ ПРИЗНАЮТ БЕЗРАБОТНЫМ, ЕСЛИ ВЫ:

-    Квалифицированный рабочий, инженер, учитель, КТО в течение многих месяцев не может найти сколько-нибудь подходящую для них работу. Из-за сильной нужды, которую испытывают семьи, работаете от случая к случаю, когда в них есть потребность, на разгрузке железнодорожных вагонов и т.п.

-     То есть имеете работу и заработок. Поэтому, исходя из вышеприведенной фразы, не будете зарегистрированы органом службы занятости в качестве безработных, хотя работа носит случайный характер, а заработки мизерны.

-     Владелец садового или приусадебного участка выращивает на нем овощи, т.е. имеет в результате своей работы доход в натуральной форме. Исходя из буквы Порядка, этот гражданин также не может быть признан безработным.

-     И Т.Д. (1)


А В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СЕЛЬСКИМИ ЖИТЕЛЯМИ.

Размеры официальной безработицы все меньше отражают реальную картину, сложившуюся на республиканском рынке труда. Службы занятости не только не в состоянии учесть всех нуждающихся, но и трудоустроить зарегистрированных безработных граждан и выплатить им пособия по безработице.

В то время как Научный потенциал Кабардино-Балкарской Республики представлен 11 научными учреждениями и их структурными подразделениями, 3 государственными вузами. В этих учреждениях научной деятельностью занимаются - 2350 человек, в том числе академиков - 1, докторов наук - 370, кандидатов наук - 1010.

Неоднократно ученые-исследователи проблем Северокавказского региона указывали в своих работах, что "выделение трансфертов из специального фонда федерального бюджета для выравнивания уровней доходов в регионах по существу является главным инструментом региональной политики. Эта система постоянно критикуется и специалистами в области финансов, и территориальными администрациями. Суть претензий к трансфертам заключается в том, что по своему реальному воздействию они скорее привели к росту территориальных диспропорций, чем к бюджетному выравниванию: число дотационных регионов в России выросло, а регионов-доноров уменьшилось.

Да, сегодня состояние экономики и региональных бюджетов у Республик Северного Кавказа сложное и без поступлений финансовых ресурсов из центра они в настоящее время не в состоянии функционировать и поддерживать на минимально необходимом уровне существующую систему жизнеобеспечения. Тем не менее, рассматривать поступления средств Федерального бюджета в качестве основы долговременного развития Северного Кавказа невозможно, особенно в условиях глубокого мирового финансового кризиса и сложной социально-экономической ситуации в стране.

Возможным видится поиск внутренних резервов республик, основанных на природно-ресурсном и человеческом потенциале территорий. Долгосрочное социально-экономическое развитие республик должно учитывать этноэкономические особенности хозяйственного комплекса республик, с ориентацией на развитие малого и среднего бизнеса при доведении производственного процесса до замыкающего звена, выпускающего готовый конечный продукт.

На настоящий период важно учитывать возможность экономик Северокавказских республик функционировать в режиме расширенного воспроизводства, способность обеспечения устойчивого экономического роста при максимальном обеспечении приемлемых условий. При этом в ходе трансформации и развития объективно необходимо решить следующие основные проблемы:

-    укрепить рыночные отношения и сформировать дееспособную рыночную инфраструктуру;

-    для обеспечения самодостаточности республик следует провести модернизацию и реструктуризацию всего хозяйства, направленную на создание устройчивой экономической базы;

-    реализовать все формы государственной поддержки для выравнивания уровней социально-экономического развития сельских и горных территорий.

То есть реализовать способность экономик республик, с одной стороны, противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов, а с другой - не создавать угроз для Российской Федерации в целом и северокавказского региона в частности.

В ходе многочисленных дискуссий о причинах сложного социально-экономического положения в республиках Северного Кавказа возникла необходимость формирования важнейших курсов региональной экономической политики всех республик, направленных на достижение стратегических приоритетов развития республик Северного Кавказа - обеспечение занятости и повышения уровня и качества жизни населения. Именно достижение этих стратегических приоритетов позволит снять социально-экономическую и этно-конфессиональную напряженность в республиках (2).

Для ликвидации проблем, связанных с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения, для обеспечения комплексного социально-экономического развития здесь необходимо формирование отраслей реального сектора экономики, основанных на имеющихся значительных энергетических, топливных, минеральных и природных ресурсах, и, самое главное, человеческом потенциале этого региона. Для проведения в жизнь рыночных преобразований, направленных на приближение к социально ориентированной экономике оптимально сочетающей рыночные и государственные регуляторы необходим тщательный учет специфики каждого республиканского хозяйственного комплекса. Поэтому для глубокого преобразования производственной специализации и отраслевой структуры следует задействовать внутренние возможности каждой республики на основе природно-ресурсного, производственного, этнодемографического, трудового, экономико-географического потенциала.

При выборе направлений развития хозяйственного потенциала республик Северного Кавказа, предлагается исходить из того, что республики должны обладать определенной степенью свободы выбора своей стратегии развития в национальной этноэкономической системе и их интересы могут носить вполне самостоятельный характер.

Благодарю за внимание.


________________________________________________________________________________
1. Собраны факты с сайтов юридических консультаций по проблемам безработных

2. На протяжении ряда лет автор (Липина С.А.) доказывает необходимость достижения именно этих стратегических приоритетов в средне и долгосрочном развитии республик.


28.09.2009,
www.viperson.ru

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован