Эксклюзив
Липина Светлана Артуровна
06 мая 2015
5991

Светлана Липина: Хозяйственные системы Российской Арктики в годы Великой Отечественной войны как один из основных факторов обеспечения Победы.

Доклад на третьей научно-практической конференции Полярные чтения – 2015 Арктика в годы Великой Отечественной войны, 29 – 30 апреля 2015 г., Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол «Красин». Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин» продолжает цикл ежегодных Полярных чтений, которые в 2015 г. посвящены 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Третьи Полярные чтения проходили на ледоколе «Красин» - единственном сохранившемся и находящемся на плаву судне, которое принимало участие в полярных конвоях и морских сражениях Второй мировой войны. Полярные чтения состоялись накануне дня Великой Победы в рамках второго Фестиваля ледоколов на Неве с 01 мая по 03 мая 2015 гг.
Main untitled1

Говоря о значении северных территорий для развития страны и  необходимости истинного возрождения Северного морского пути, как единственного шанса России в борьбе за контроль за транспортной артерией, соединяющей самые быстро развивающиеся регионы планеты, сегодня  необходимо вспомнить героический подвиг советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. В общее дело  нашей победы над фашистскими захватчиками внесли весомый вклад трудящиеся северных и полярных территорий, так и не ставшие в условиях военного времени глубоким тылом. Работая, а зачастую, и воюя  в очень тяжелых условиях, не жалея сил, проявляя исключительную стойкость и упорство в выполнении поставленных задач, в освоении новых профессий военного времени, северяне смогли быстро преодолеть все сложности перестройки экономики СССР на военный лад, делая всё необходимое для достижения  Великой Победы.

Решающую роль в масштабном хозяйственном освоении северных районов и, особенно, арктической зоны страны сыграл Северный морской путь (СМП), который, как транспортная магистраль, обусловливал, прежде всего, промышленное освоение и успешное функционирование хозяйственных комплексов, прилегающих к его трассе районов арктического побережья. Здесь хозяйственные системы Севера выступали одним из основных факторов обеспечения национальной экономической безопасности, имеющие исключительно важное военно-стратегическое значение для России, для ее северных территорий. Поэтому следует отметить, что Северный морской путь (СМП) является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике. Эта трасса открыта и оборудована исключительно усилиями нашего государства.

Важно отметить, что уже к 1941 году в Советском Союзе имелся  значительный опыт хождения транспортных судов в Арктике, обустраивались основные опорные точки Северного морского пути,  такие как:  Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек и Провидения. Чрезвычайное значение в освоении советского Севера и Ледовитого океана имели здесь эти опорные пункты и научные станции: была создана сеть из 18 полярных станций, научные базы занимались сбором геофизических сведений для обслуживания морских и воздушных транспортных операций и исследовательских работ. И если в довоенное время они занимались снабжением арктических строек и полярных станций, то в годы войны опорные пункты выполняли задачи по обеспечению продовольствием и боеприпасами развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставкой грузов из США и Канады, обеспечением безопасного плавания по его трассам, обустройства портов и причалов, навигационного обслуживанию, что потребовало также и создание новых портовых комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов пос.  Харасавей, Хатанга, Печенга, Варандей.

Мы помним, что военные действия в годы Великой Отечественной войны распространились на значительные прибрежные территории, что стало суровым испытанием не только для моряков Северного флота, но и для жителей этого региона. В годы войны полярные морские коммуникации в юго-западной части Баренцева и в Карском море оказались уязвимыми для  действий немецких подводных лодок и надводных кораблей. Мы помним, что в те годы   полеты вражеской авиации охватили всю западную часть Северного морского пути до пролива Вилькицкого.

Не останавливались в годы войны ни исследовательские работы в Арктике, даже открывались новые зимовки, продолжались метеонаблюдения, которые обеспечивали страну климатическими прогнозами, круглосуточно обеспечивалось  наблюдение за небом, морем и сушей. Вражеское командование неоднократно посылало подводные лодки для атаки научных точек на Новой Земле, к побережью  Таймыра  и островам Карского моря. В этих тяжелых условиях войны советские научные сотрудники  зимовок и научных пунктов помогали осуществлять  перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море, систематические переходы речных судов из европейских портов в реки Сибири для снабжения продовольственными и промышленными товарами населения крайних северных районов Якутии и восточной части Советской  Арктики. Ежедневный подвиг этих людей внес ажнейший вклад в дело Великой Победы.

Только благодаря героизму и самоотверженности тружеников тыла,   Северный морской путь стал неотъемлемым звеном народного хозяйства, обеспечивающим жизнедеятельность целого ряда районов Крайнего Севера и Дальнего Востока:  осуществлялось снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости, с Севера доставлялись добываемые здесь природные богатства.  

Защитники Заполярья, воюя и работая исключительно в интересах фронта,  сумели отстоять основную часть Кольского полуострова, обеспечили свободу действий Северного флота в Баренцевом море, плавание кораблей по Северному морскому пути, возможность прохода морского пути для северных конвоев и функционирование Кировской железной дороги.

К началу войны  главная база советского флота - Полярный - оказалась последним рубежом на пути к Кольскому заливу и находилась в стадии строительства, до четверти работ по ее оборудованию оставались невыполненными. Строительство баз в Ваенге и Иоканьге еще только начиналось. С началом боевых действий резко возросли объёмы ремонтных работ. Полярнинские судоремонтники проделали колоссальную работу по поддержанию сил флота в боевой готовности, перешедшие на режим военного времени, ведь военное время потребовало огромных мобилизационных усилий со стороны тыла.

Поскольку Мурманская область в годы войны превратилась в прифронтовой район, значительная часть населения, крупных предприятий была эвакуирована. Оставшиеся в регионе  предприятия, где продолжали трудиться 43,2  тыс. человек осваивали выпуск продукции, необходимой для фронта. Рабочие и инженерно-технические работники Мурманской судоверфи, паровозного депо, Кандалакшского механического завода наладили выпуск минометов, автоматов, мин и гранат, фосфора для зажигательных и осветительных бомб, самовоспламеняющейся смеси, ремонтировали технику. На трех судоремонтных заводах г. Мурманска ремонтировались подводные лодки и надводные корабли, переоборудовались в сторожевые суда рыболовные траулеры для Северного Флота. Немалую помощь фронту оказывали предприятия местной промышленной и промысловой кооперации — изготавливали лыжи, ложи для автоматов и винтовок, повозки, шили и ремонтировали солдатские одежду и обувь. Оленеводческие совхозы и колхозы предоставили армии несколько тысяч оленей для оленетранспортных подразделений, осуществлявших транспортировку боеприпасов, снаряжения, продовольствия и раненых.

Мурманский порт в годы войны не прекращал работу, хотя по плотности бомбардировок Мурманск уступал лишь Сталинграду!   С января 1942 через Мурманск пошел поток грузов по ленд-лизу. Разгрузка союзных караванов велась в порту круглосуточно, несмотря на авианалеты противника. Весомый вклад в дело Победы внесли работники Кировской железной дороги, обеспечившие бесперебойную доставку прибывающих по ленд-лизу грузов в центральные районы страны. Заводы Мурманска, Кировска, Кандалакши, Мончегорска выпускали автоматы, минометы, гранаты, производились смеси  для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Бесперебойно работала промысловая кооперация, где производились для фронта печи-буржуйки, мыло, оленьи упряжки, походная утварь, шилось обмундирование, оленеводческие колхозы давали стране оленей, нарты, мясо, рыбу. Трудились на предприятиях женщины, подростки, пенсионеры, заменившие мужское население. Именно их трудовой подвиг, выполнение норм на 200 процентов, рабочие дни по 14 часов, бесконечная вера в Победу помогли нашим воинам в эти суровые годы выстоять и победить. В тяжелейших условиях с продовольствием в Мурманской области в годы войны, жители героически отправляли эшелоны с рыбой и рыбной продукцией в в блокадный Ленинград. Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. 

Неоценимую роль в поддержании хозяйственного комплекса северных территорий  сыграл Архангельский морской порт.  За годы войны через него прошло около 4 млн тонн грузов. Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами. Из города отправлялись важные для фронта грузы (лес, минометы, огнеметы, аэросани)...Кроме того, в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия.  И судоремонтники  обеспечивали бесперебойную работу флота Северного бассейна. Ремонт боевых кораблей и торговых судов призваны были обеспечить восемь судоремонтно-судостроительных заводов и верфей Архангельска, крупнейшим среди которых была "Красная Кузница". Совместно с предприятиями тыла Беломорской военной флотилии за годы войны ими были возвращены в строй 1012 кораблей, построено более 500 малых судов "комариного флота". Наряду с основной деятельностью, судоремонтники Архангельска выполняли специальные правительственные заказы: по производству бронированных аэросаней, корпусов мин, бомб, гранат, а с 1943 года - узлов сельскохозяйственных машин.

Хозяйственные системы Севера   Арктики  включали  в себя  города и поселки, где  непреклонная воля и мужество людей занимает особую страницу в истории  Великой  отечественной войны.

Воркута в годы войны развивалась быстрыми темпами: за эти годы было заложено 29 новых шахт, 12 из которых введены в эксплуатацию; в военную экономику страны внесено 7 миллионов тонн угля, именно воркутинским углём согревались жители блокадного Ленинграда; Воркутинская ТЭЦ 1 заработала в 1942 году, в 1944 году начал работу Воркутинский механический завод; ценой многих человеческих жизней шло строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали, уже 28 декабря 1941 года безмолвие тундры разбудил первый паровоз!

Норильск, являясь одним из северных городов мира, начал жить ещё в 1935 году, уже в 1937 был соединён железной дорогой с портом Дудинка. Никель Норильского комбината  (Никелевый фронт) в годы войны использовался как в производстве сверхпрочных бронированных сплавов для тяжелой техники, так и в сверхлегких конструкциях военной авиации, только в 1941 году здесь  было добыто 324 тысячи тонн угля, 81098 тонн руды. Именно на работу в Норильске были эвакуированы в 1941 году инженеры и рабочие из Мончегорска, с комбината "Североникель", которые и составили инженерную основу  Норильского комбината.  В 1942 году в тяжелейших для страны условиях достраивался первый металлургический завод – Большой металлургический завод (БМЗ), уже в апреле из ванн электролизного цеха выгрузили первые пластины чистого никеля. "Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд", – эти строки военного времени лучше всего говорят о том, как ценился труд Норильского комбината в годы войны. Норильск строился. Наращивал мощности. Героический  лозунг норильчан: «Залпы наших орудий, лавины наших танков начинаются здесь», как нельзя лучше подчеркивает их труд и подвиг. Первые тонны норильского никеля отправляли на материк на машиностроительные заводы Урала. 22 августа с конвейера сошёл первый боевой танк, броня которого была усилена норильским никелем.

Дудинка за годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. расширила морской порт, принимающий с Большой земли грузы для Норильского горно-металлургического комбината и отправляющий обратно цветные металлы, руду каменный уголь.  В годы войны порты Диксон, Дудинка, Нордвик, Косистый. Действовал Хатангский речной порт обеспечивали перевалку грузов в центральной Арктике , на трассе Севморпути работало 6-7 ледоколов, более 40 транспортных и около 10 гидрографических судов.

Во  время войны в порту Амдерма базировался полк арктической истребительной авиации, находилась крупная радиолокационная станция, а помимо этого действовали гидрометслужба, мерзлотная лаборатория, строительное управление. Именно в Ненецком автономном округе в годы войны были созданы уникальные в мировой практике оленно-транспортные батальоны,  «Заполярная кавалерия», только на Карельский фронт было мобилизовано свыше 1000 оленеводов и 6000 оленей, оленеводы, рыбаки и охотники вошли в состав оленно-транспортных батальонов 31-й отдельной лыжной бригады, оленьи упряжки использовались в рейдах по тылам противника, для подвозки продовольствия, боеприпасов, эвакуации раненых с поля боя[1]

Морские ворота Якутии – порт Тикси - форпост Северного морского пути, только в 1942 году переработал около 143 тысяч тонн грузов, почти в два раза увеличился оборот грузов в 1943 году, в ту навигацию порт посетило 68 морских, 35 самоходных и 117 несамоходных речных судов, судооборот только морских судов составил 134 единицы, в последующие два года  переработка груза достигла 270 тысяч тонн!  В годы войны Тикси был самым крупным по объему перевалки грузов портом на плече Диксон - бухта Провидения.[2]. В годы военных навигаций через порт Тикси шел груз, поставляемый по ленд-лизу из Америки, из него  на Северный фронт уходили военные и торговые караваны. Резкий скачок грузооборота, более чем на 110 тысяч тонн, произошел в 1943 году. В ту навигацию порт

Самым северным из форпостов является поселок Диксон, недаром его называют: Диксон - снежной Арктики столица.

Диксон становится базой многочисленных экспедиций — морских и воздушных, базой арктического флота. Все чаще Диксон стали называть столицей Арктики: ведь Северный морской путь уже бороздили десятки судов. О его важном стратегическом расположении свидетельствует попытка немцев захватить поселок во время войны и сделать базой контроля над северными территориями. Расположение Диксона уникально, поскольку позволяет контролировать побережье и акваторию Карского моря и устье реки Енисей.  Героическая оборона этого небольшого поселка сыграла немаловажную роль в достижении всеобщей победы.

Эвенкия, не имея заводов и фабрик, поставляла на фронт сырье, продукты питания, теплую одежду, выполняла несложные, но трудные заказы для фронта. В период Великой Отечественной войны главной задачей населения округа была добыча для страны «мягкого золота» - пушнины. Даже при сокращении числа занятых в охотничьем промысле его производительность в годы войны увеличилась в два раза[3].

Подчеркивая роль  промышленных и портовых городов  Севера Арктики в победе , нельзя не отметить, что Победа ковалась и в тылу, Долгие четыре года войны жители Крайнего Севера вместе со всей страной жили под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!».  Создавались фонды обороны, самоотверженно трудились эвенки, якуты, кето, ненцы и долганы, взрослые и дети, отдавая все силы для будущей Великой Победы.

Сейчас по истечении времени, мы  можем признать, что жизнями многих и многих заплатил Север за своевременно направленные на фронт грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за металл и лес, за алмазы, золото и целлюлозу, за  рыбу и дорогостоящую пушнину - все то, что он мог дать стране. И на фронте и в тылу ковалась Победа!

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован