Эксклюзив
Липина Светлана Артуровна
16 апреля 2015
4549

Светлана Липина: Инновационный вектор развития прибрежных территорий Российской Арктики

Тема конференции - повышение конкурентоспособности Северного морского пути, особенности построения транспортно-логистической инфраструктуры в Арктике и технологии предотвращения чрезвычайных ситуаций и спасательных операций в этом стратегически важном регионе. Участниками конференции стали более 120 руководителей и специалистов компаний нефтегазового сектора и транспортно-логистического комплекса, представители научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений России и многих арктических и приарктических государств – Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, Великобритании и США. Организатором конференции выступило НО «Ассоциация подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф» при поддержке Правительства Мурманской области. Соорганизаторами конференции являлись Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области.

Доклад Липиной С.А. на V Международной конференции «Логистика в Арктике», город Мурманск, Россия, 08.04.2015.

Сегодня северные регионы России реально обнаруживают собой те глобальные геополитические ресурсы, которые являются действительным инструментом решения многих геостратегических и геоэкономических проблем России.

В  современной геополитической ситуации, прибрежные северные территории и  их богатства  -  для  Российской Федерации включают в себя ее экономический базис и идею единого экономического пространства. Этого  требует новый смысл международной безопасности, поскольку стабильность межгосударственных отношений не достигнута, а региональная конфликтогенность в  Арктике  не снижена.

В последнее время все больше российских ученых пытаются найти для России новые приоритеты и обосновать новые пути развития. А тема Арктики последние десятилетия вообще не сходит со страниц научных изданий и публикаций в СМИ.  Здесь многие видят спасение России в устойчивом развитии северных территорий, именно в Полярно-Североширотном регионе России.

Поэтому возникает закономерный вопрос - какой компонент северных ресурсов станет очередной доминантой, и какие принципы  устойчивого развития прибрежных зон  могут изменить структуру и динамику северного потенциала?

Ведь приморские территории это не только сосредоточение всех отраслей морехозяйственной деятельности, которые рассматриваются для прибрежной зоны в целом. Это территория сложной структурной организации  с сочетанием  объективной диспропорции в  территориально-отраслевом и производственно-ресурсном потенциале.  Для каждого региона здесь свои  внутренние, межрегиональные, мирохозяйственные и глобальные факторы развития. Это и природные ресурсы и сама территория  Севера России, которые всегда были предметом хозяйственного и геополитического интереса приполярных государств, а также мирохозяйственного и геостратегического интереса стран мирового сообщества.

Исходя из позиций концепции геостратегического развития приморских территорий необходимо признать, что для устойчивого социально-экономического развития и использования ресурсов прибрежных территорий, которые  в Арктическом региональном  направлении включают часть суши (Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская   область, Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ, часть Сибирского Федерального округа (Таймырский (Долгано-Ненецкий ) автономный округ) и северные  районы Дальневосточного Федерального округа (Республику Саха-Якутия и Чукотский автономный округ) и часть моря -  это акватория  Баренцева, Белого и других арктических морей по трассе Северного морского пути,  необходимо решение  двух основных задач. Это  переосмысление  инновационного вектора экономической политики России в  этих находящихся  в сильном и непосредственном  хозяйственном взаимодействии приморских территориях,  и  реализация геоэкологической  задачи: закрепления населения за счёт формирования развитой экономики и комфортной среды обитания. То есть необходим поиск баланса между освоением ресурсов Арктики и сохранением уникальных особенностей этой единственной в мире экосистемы.

Северные приарктические регионы – это масштабная территория, занимающая почти 20% Российской Федерации. Сегодня запасы Севера обеспечивают около 11% национального дохода России и почти четверть всего объема общероссийского экспорта.

Таким образом, прибрежные территории являются тем местом, где, с одной стороны, ярко проявляются территориальная геополитическая и экономическая стратегическая значимость и потенциал России, а с другой – можно отметить, это территория, где обнаруживаются наиболее сильные противоречия социально-экономического развития, остро ощущаются проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Совершенствование территориальной структуры экономики Северных прибрежных территорий, укрепление их конкурентных позиций находится в тесной взаимосвязи с инновационным сценарием развития. А инновации предполагают наиболее полное использование конкурентных преимуществ региона, его природно-ресурсный и транзитный потенциала, а также модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры.

Согласно Стратегии  РФ « Социально-экономическое развитие  Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [1]  приоритетными направлениями развития  и обеспечения национальной безопасности являются:

комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;
развитие науки и технологий;
создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение экологической безопасности;
международное сотрудничество в Арктике.

Достижение устойчивого и сбалансированного развития этой сложной территории зависит от  формирования так называемой «правильной» экономики, где комплексная региональная экономическая  система,  предполагает наличие таких отраслей и видов деятельности, которые  не только обслуживают и удовлетворяют  потребности базовых отраслей и населения, но и на инновационном уровне  поддерживают функционирование систем и объектов производственной, рыночной и социальной инфраструктуры.  В этом контексте,  ввиду крайней  степени износа существующей северной инфраструктуры,  по отдельным направлениям госпрограммы [2] предусмотрена модернизация ряда отраслей хозяйственного комплекса,  прилегающих к трассе Севморпути, прежде всего, транспортной системы, системы управления коммуникацией  и оборонной инфраструктуры.

Начало XXI века, который войдет в историю как «век океана», ознаменовалось повышенным интересом мирового сообщества к освоению морского пространства не столько в геополитическом, сколько в геоэкономическом аспекте. Для российской Арктики  последние  15 лет двадцать первого века   стали действительно  особенно знаковыми. Модернизация, предложенная в государственной программе развития  Российского Севера,  становится  инновационным  путем  преодоления неоднородности  экономического пространства северных прибрежных территорий через геоустойчивость и мега проектирование.  В основе  главного стратегического  направления выступает концепция  триединства : «зеленая»  инновационная экономика, энергоээфективность и устойчивое развитие. Это позволит осуществить реализацию всех программ[3] по нивелированию социально-экономических различий регионов и сосредоточить федеральную помощь  на развитых регионах, которые должны превратиться в «локомотивы роста».  Именно эти  регионы имеют все перспективы для  запуска процесса инновационного развития, который требует создания всего комплекса производств по переработке природных и морских  ресурсов, внедрения ряда инновационных технологий по всей цепочке формирования добавленной стоимости.

Под природными ресурсами подразумеваются в первую очередь углеводороды шельфа и прилегающей суши -  как одно из  фундаментальных условий  устойчивого развития  Арктической зоны. 

Однако, при наращивании добычи ресурсов Севера и, прежде всего, минеральных и топливно-энергетических, прежние экономические  и социальные  методы уже не годятся. Более приемлемо компромиссное решение, где наряду с главной целью развития хозяйства Севера (удовлетворение потребностей страны и экспорта в ресурсах), самостоятельное значение должны получать такие инновационно важные приоритеты, как обеспечение экологической  безопасности на практическом уровне,  сохранение арктических экосистем, использование территорий Севера для туризма, организация в них заповедников и др. Развитие рыбохозяйственного комплекса будет способствовать обеспечению приоритетного доступа малочисленных народов к водным биоресурсам и реализации их законных прав на сохранение самобытного образа жизни.

Хотя отечественный опыт развития экономики северных прибрежных территорий нельзя назвать богатым в смысле экономической эффективности, он является многолетним и традиционным. А  существующая там производственная и транспортно-коммуникационная инфраструктура требует восстановления и дальнейшего развития на новой технологической основе, где имеющие альтернативную возможность реализации легкая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, включая береговую рыбопереработку могут  иметь самостоятельные направления деятельности.  . При этом, «северная» специфика процесса освоения открывает возможности совмещения целей реализации потенциала минерально-сырьевого комплекса с курсом на модернизацию социальной  «зеленой» экономики,  где развитие информационных технологий в целях преодоления серьезного отставания телекоммуникационных и интернет-технологий в Арктике для обеспечения предоставления государственных стандартов общего образования, телемедицины, государственных и муниципальных услуг в рамках электронного правительства, строительство линий связи и спутников в Арктике в целях обеспечения выхода телекоммуникационной сети на магистральные сети связи Российской Федерации.

При этом важно осознавать, что наряду с модернизацией традиционных промыслов и сельского хозяйства, перспективно создание новых промышленных производств: медико - биологической промышленности, пушного, мехового и кожевенного производств.

Решение этих задач  требует глубокой экономической трансформации социально - экономической среды для преодоления кризисных явлений, обеспечения ее стабильного функционирования в условиях инновационного развития передовых отраслей экономики и, в конечном итоге, обеспечения перехода от индустриальной схемы освоения Севера к модели устойчивого развития. Принципиальной основой преобразований   должны  стать ряд мегапроектов, которые бы ускорили  решение  комплекса проблем  освоения  прибрежных территорий  при активной мобилизации российского научно-технического потенциала.

 Сейчас в освоении ресурсов Европейской Арктики наступил качественно новый этап - разработка месторождений углеводородов на континентальном шельфе, что приобретает международный приоритет в системе национальных интересов России. В связи с этим следует иметь в виду, что поступательное развитие мировой энергетики сопровождается структурной перестройкой топливно-энергетического баланса, изменением роли и значения отдельных энергоносителей.

Планы и проекты модернизации энергетической инфраструктуры должны обеспечивать сбалансированное пространственное развитие. Эта задача актуализирует анализ свойств различных сегментов пространственной структуры национального энергетического хозяйства с тем, чтобы рационально концентрировать усилия и ресурсы на «слабых» объектах и связях. Например, возможность создания  энергетических коридоров между соседствующими энергоизбыточнымии энергодефицитнымирегионами.

 

Природный и производственный потенциал Европейского Севера позволяет отнести его к индустриально развитым регионам страны, определяется в мировом  масштабе богатейшими, а в ряде случаев уникальными запасами минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, перспективной нефтегазоносностью обширной зоны шельфа, развитой транспортной сухопутной и морской транспортной сетью с крупным незамерзающим морским портом, выгодным, с точки зрения внешнеэкономических связей, географическим положением. Именно поэтому,  планируемое освоение углеводородных шельфовых месторождений на акватории Баренцева и других арктических морей, внося элементы диверсификации, будет способствовать  закреплению сложившейся системы и структуры хозяйственной деятельности. Экономические процессы и стратегические приоритеты развития Российской Арктики связаны с инновационными и технологическими разработками в энергетической отрасли.

 Однако, без государственной активной и системной поддержки,  внедрение ряда инновационных технологий в освоение нефтегазовых шельфовых месторождений, которые осваиваются крупнейшими отечественными, а в ряде случаев и при участии мировых кампаний,  будет затруднено. Ведь, их «болевой» точкой выступают повышенные  риски и издержки, в том числе обусловленные объективными условиями добычи и транспортировки сырья. Поэтому государству необходимо  в этих регионах стать генеральным  координатором  повышения минерально-сырьевой безопасности и выработки механизмов регулирования процессов освоения прибрежных  природных ресурсов.

Наряду с этим, освоение природоресурсной базы прибрежных территорий будет являться подготовленной  базой для  нефтедобычи, где транспортная обеспеченность  -  единственный и экономически реалистичный путь к природным кладовым российского Северо-Востока Сибири и Дальнего Востока.  Рассматривая Северный  морской путь (СМП) как совокупность судоходных трасс и всех элементов морской арктической транспортной системы, включая береговую инфраструктуру и объединяя в единую транспортную сеть все крупнейшие речные артерии Сибири подчеркиваем, что Севморпуть  сегодня играет роль  более геополитическую, чем экономическую.  Недаром Северный морской  путь называют «БАМ  по воде». Это  транспортно-промышленная магистраль является и производственной, и социальной, и оборонной инфраструктурой прибрежных  территорий  всей Российской Арктики.  Она есть  и защита приоритета российского флота, и укрепление безопасности России в Арктике, укрепление военно-политического и финансово-экономических позиций  страны. Мировые события дают основания полагать, что ключевым  вызовом   инновационного развития   Северного морского пути должна быть  разработка комплексной арктической геоинформационной системы, где главной  составляющей  становится  модернизация   навигационной, в том числе и военно-пограничной  инфраструктуры.

Одновременно, являясь связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, Северный морской путь представляет  единственное действенное средство для оживления экономики арктической зоны  и увеличения  объемов каботажных  и региональных перевозок при северном завозе грузов для жизнеобеспечения населения.  Именно поэтому, осуществление масштабных судовых грузовых операций и во внутренних водах,  является  направленным «северным» вектором государственной политики инновационного развития, где производственный потенциал в наиболее перспективных центрах  формирует очаги социально-экономической  эффективности. Подчеркивая, что морской транспорт в северных широтах Арктической и Субарктической зон является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально - производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей и жизнеобеспечения проживающих в зоне людей, не стоит забывать об эффективном использовании Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора. Модернизация и реконструкция всей системы Северного морского пути,  как главной широтной транспортной магистрали, связывающей северные районы России и способной осуществлять эффективные межконтинентальные и международные транспортные связи между Европой, Азией и Америкой, должно стать приоритетным объектом государственной транспортной политики на Севере России.

В целях восстановления экологического равновесия стратегическим направлением экологической политики региона является формирование правовых и экономических отношений, стимулирующих поиск и внедрение экологически чистых «зеленых» технологий производства. В этой ситуации задачами экологического блока являются разработка и реализация: законодательных и правовых актов по охране природной среды и хозяйственных интересов коренных народов Севера от негативного воздействия промышленности; высокоэффективных экологических мер и рычагов, стимулирующих развитие экологически чистых технологий и  применение высокоэкологических способов организации и ведения производства, где  информационные банки  экологических чистых «зеленых» технологий  являлись бы базой по использованию   их в системе  безопасного обращения с отходами в производстве, охране водных  объектов, ликвидации накопленного экологического ущерба.

Баланс между  реструктуризацией экономики  с колоссальными инфраструктурными  затратами недропользователей на сохранение природной  среды  прибрежных территорий  и использованием возобновляемых природных ресурсов  обеспечит взаимодополняемость типов хозяйственной деятельности,  где рекреационные ресурсы  (включая бальнеологические), на базе которых можно создать новую отрасль - индустрию туризма, имеют потенциал стать экспортно- ориентированными  и лидирующими  в ряде  регионов .

Для обеспечения устойчивого развития  прибрежных регионов  Арктики в долгосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно решение следующих задач: реструктуризация экономики региона, усиление использования возобновляемых природных ресурсов путем создания расширенной системы охраняемых территорий, создание благоприятных условий жизни и трудовой деятельности коренного  населения региона, отвечающих специфическим условиям проживания человека в экстремальных условиях Севера за счет возрождения и совершенствования традиционных форм хозяйственной деятельности на базе эффективного использования недревесных полезностей тундры и лесотундры(лекарственные растения, ягоды, пушнина и др.)

Таким образом, учитывая сложность процессов, происходящих в  северной Арктической зоне, где хозяйственные комплексы, сформировались  на базе природоэксплуатирующих отраслей сырьевой специализации, устойчивое экономическое развитие этой зоны подразумевает решение двух первоочередных задач: совершенствование пространственной  структуры экономики региона  с развитием  региональных производственно-экономических кластеров и комплексная модернизация экспортной транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспорт стратегических товаров, прежде всего энергоносителей.

 В следствие изложенного, Инновационным вектором развития прибрежных территорий Российской Арктики будет являться: комплексное освоение минерально-сырьевой базы с одновременным формированием крупномасштабного инфраструктурного проекта - международного евро-азиатского транспортного коридора – Севморпути.

И только  объединение усилий,  ресурсов федеральных, региональных органов исполнительной власти и хозяйствующих в Арктической зоне субъектов решат задачи инфраструктурного обустройства прибрежных территорий, повысят эффективность работы,  оживят  экономическую деятельность всего арктического региона страны.

 

[1] Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" 5 мая 2014  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544266/#1000

[2] Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" 5 мая 2014  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544266/#1000

[3] С этой целью разработан целый ряд программных правительственных документов: Основы государственной политики в Арктике, Стратегия развития морской деятельности, Концепция развития рыбного хозяйства, Энергетическая стратегия и др. Кроме того, каждый  субъект федерации имеет долгосрочную Стратегию   социально-экономического развития.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован