Доклад Липиной С.А. на V Международной конференции «Логистика в Арктике», город Мурманск, Россия, 08.04.2015.
Сегодня северные регионы России реально обнаруживают собой те глобальные геополитические ресурсы, которые являются действительным инструментом решения многих геостратегических и геоэкономических проблем России.
В современной геополитической ситуации, прибрежные северные территории и их богатства - для Российской Федерации включают в себя ее экономический базис и идею единого экономического пространства. Этого требует новый смысл международной безопасности, поскольку стабильность межгосударственных отношений не достигнута, а региональная конфликтогенность в Арктике не снижена.
В последнее время все больше российских ученых пытаются найти для России новые приоритеты и обосновать новые пути развития. А тема Арктики последние десятилетия вообще не сходит со страниц научных изданий и публикаций в СМИ. Здесь многие видят спасение России в устойчивом развитии северных территорий, именно в Полярно-Североширотном регионе России.
Поэтому возникает закономерный вопрос - какой компонент северных ресурсов станет очередной доминантой, и какие принципы устойчивого развития прибрежных зон могут изменить структуру и динамику северного потенциала?
Ведь приморские территории это не только сосредоточение всех отраслей морехозяйственной деятельности, которые рассматриваются для прибрежной зоны в целом. Это территория сложной структурной организации с сочетанием объективной диспропорции в территориально-отраслевом и производственно-ресурсном потенциале. Для каждого региона здесь свои внутренние, межрегиональные, мирохозяйственные и глобальные факторы развития. Это и природные ресурсы и сама территория Севера России, которые всегда были предметом хозяйственного и геополитического интереса приполярных государств, а также мирохозяйственного и геостратегического интереса стран мирового сообщества.
Исходя из позиций концепции геостратегического развития приморских территорий необходимо признать, что для устойчивого социально-экономического развития и использования ресурсов прибрежных территорий, которые в Арктическом региональном направлении включают часть суши (Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская область, Ненецкий автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ, часть Сибирского Федерального округа (Таймырский (Долгано-Ненецкий ) автономный округ) и северные районы Дальневосточного Федерального округа (Республику Саха-Якутия и Чукотский автономный округ) и часть моря - это акватория Баренцева, Белого и других арктических морей по трассе Северного морского пути, необходимо решение двух основных задач. Это переосмысление инновационного вектора экономической политики России в этих находящихся в сильном и непосредственном хозяйственном взаимодействии приморских территориях, и реализация геоэкологической задачи: закрепления населения за счёт формирования развитой экономики и комфортной среды обитания. То есть необходим поиск баланса между освоением ресурсов Арктики и сохранением уникальных особенностей этой единственной в мире экосистемы.
Северные приарктические регионы – это масштабная территория, занимающая почти 20% Российской Федерации. Сегодня запасы Севера обеспечивают около 11% национального дохода России и почти четверть всего объема общероссийского экспорта.
Таким образом, прибрежные территории являются тем местом, где, с одной стороны, ярко проявляются территориальная геополитическая и экономическая стратегическая значимость и потенциал России, а с другой – можно отметить, это территория, где обнаруживаются наиболее сильные противоречия социально-экономического развития, остро ощущаются проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Совершенствование территориальной структуры экономики Северных прибрежных территорий, укрепление их конкурентных позиций находится в тесной взаимосвязи с инновационным сценарием развития. А инновации предполагают наиболее полное использование конкурентных преимуществ региона, его природно-ресурсный и транзитный потенциала, а также модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры.
Согласно Стратегии РФ « Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [1] приоритетными направлениями развития и обеспечения национальной безопасности являются:
комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;
развитие науки и технологий;
создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение экологической безопасности;
международное сотрудничество в Арктике.
Достижение устойчивого и сбалансированного развития этой сложной территории зависит от формирования так называемой «правильной» экономики, где комплексная региональная экономическая система, предполагает наличие таких отраслей и видов деятельности, которые не только обслуживают и удовлетворяют потребности базовых отраслей и населения, но и на инновационном уровне поддерживают функционирование систем и объектов производственной, рыночной и социальной инфраструктуры. В этом контексте, ввиду крайней степени износа существующей северной инфраструктуры, по отдельным направлениям госпрограммы [2] предусмотрена модернизация ряда отраслей хозяйственного комплекса, прилегающих к трассе Севморпути, прежде всего, транспортной системы, системы управления коммуникацией и оборонной инфраструктуры.
Начало XXI века, который войдет в историю как «век океана», ознаменовалось повышенным интересом мирового сообщества к освоению морского пространства не столько в геополитическом, сколько в геоэкономическом аспекте. Для российской Арктики последние 15 лет двадцать первого века стали действительно особенно знаковыми. Модернизация, предложенная в государственной программе развития Российского Севера, становится инновационным путем преодоления неоднородности экономического пространства северных прибрежных территорий через геоустойчивость и мега проектирование. В основе главного стратегического направления выступает концепция триединства : «зеленая» инновационная экономика, энергоээфективность и устойчивое развитие. Это позволит осуществить реализацию всех программ[3] по нивелированию социально-экономических различий регионов и сосредоточить федеральную помощь на развитых регионах, которые должны превратиться в «локомотивы роста». Именно эти регионы имеют все перспективы для запуска процесса инновационного развития, который требует создания всего комплекса производств по переработке природных и морских ресурсов, внедрения ряда инновационных технологий по всей цепочке формирования добавленной стоимости.
Под природными ресурсами подразумеваются в первую очередь углеводороды шельфа и прилегающей суши - как одно из фундаментальных условий устойчивого развития Арктической зоны.
Однако, при наращивании добычи ресурсов Севера и, прежде всего, минеральных и топливно-энергетических, прежние экономические и социальные методы уже не годятся. Более приемлемо компромиссное решение, где наряду с главной целью развития хозяйства Севера (удовлетворение потребностей страны и экспорта в ресурсах), самостоятельное значение должны получать такие инновационно важные приоритеты, как обеспечение экологической безопасности на практическом уровне, сохранение арктических экосистем, использование территорий Севера для туризма, организация в них заповедников и др. Развитие рыбохозяйственного комплекса будет способствовать обеспечению приоритетного доступа малочисленных народов к водным биоресурсам и реализации их законных прав на сохранение самобытного образа жизни.
Хотя отечественный опыт развития экономики северных прибрежных территорий нельзя назвать богатым в смысле экономической эффективности, он является многолетним и традиционным. А существующая там производственная и транспортно-коммуникационная инфраструктура требует восстановления и дальнейшего развития на новой технологической основе, где имеющие альтернативную возможность реализации легкая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, включая береговую рыбопереработку могут иметь самостоятельные направления деятельности. . При этом, «северная» специфика процесса освоения открывает возможности совмещения целей реализации потенциала минерально-сырьевого комплекса с курсом на модернизацию социальной «зеленой» экономики, где развитие информационных технологий в целях преодоления серьезного отставания телекоммуникационных и интернет-технологий в Арктике для обеспечения предоставления государственных стандартов общего образования, телемедицины, государственных и муниципальных услуг в рамках электронного правительства, строительство линий связи и спутников в Арктике в целях обеспечения выхода телекоммуникационной сети на магистральные сети связи Российской Федерации.
При этом важно осознавать, что наряду с модернизацией традиционных промыслов и сельского хозяйства, перспективно создание новых промышленных производств: медико - биологической промышленности, пушного, мехового и кожевенного производств.
Решение этих задач требует глубокой экономической трансформации социально - экономической среды для преодоления кризисных явлений, обеспечения ее стабильного функционирования в условиях инновационного развития передовых отраслей экономики и, в конечном итоге, обеспечения перехода от индустриальной схемы освоения Севера к модели устойчивого развития. Принципиальной основой преобразований должны стать ряд мегапроектов, которые бы ускорили решение комплекса проблем освоения прибрежных территорий при активной мобилизации российского научно-технического потенциала.
Сейчас в освоении ресурсов Европейской Арктики наступил качественно новый этап - разработка месторождений углеводородов на континентальном шельфе, что приобретает международный приоритет в системе национальных интересов России. В связи с этим следует иметь в виду, что поступательное развитие мировой энергетики сопровождается структурной перестройкой топливно-энергетического баланса, изменением роли и значения отдельных энергоносителей.
Планы и проекты модернизации энергетической инфраструктуры должны обеспечивать сбалансированное пространственное развитие. Эта задача актуализирует анализ свойств различных сегментов пространственной структуры национального энергетического хозяйства с тем, чтобы рационально концентрировать усилия и ресурсы на «слабых» объектах и связях. Например, возможность создания энергетических коридоров между соседствующими энергоизбыточнымии энергодефицитнымирегионами.
Природный и производственный потенциал Европейского Севера позволяет отнести его к индустриально развитым регионам страны, определяется в мировом масштабе богатейшими, а в ряде случаев уникальными запасами минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, перспективной нефтегазоносностью обширной зоны шельфа, развитой транспортной сухопутной и морской транспортной сетью с крупным незамерзающим морским портом, выгодным, с точки зрения внешнеэкономических связей, географическим положением. Именно поэтому, планируемое освоение углеводородных шельфовых месторождений на акватории Баренцева и других арктических морей, внося элементы диверсификации, будет способствовать закреплению сложившейся системы и структуры хозяйственной деятельности. Экономические процессы и стратегические приоритеты развития Российской Арктики связаны с инновационными и технологическими разработками в энергетической отрасли.
Однако, без государственной активной и системной поддержки, внедрение ряда инновационных технологий в освоение нефтегазовых шельфовых месторождений, которые осваиваются крупнейшими отечественными, а в ряде случаев и при участии мировых кампаний, будет затруднено. Ведь, их «болевой» точкой выступают повышенные риски и издержки, в том числе обусловленные объективными условиями добычи и транспортировки сырья. Поэтому государству необходимо в этих регионах стать генеральным координатором повышения минерально-сырьевой безопасности и выработки механизмов регулирования процессов освоения прибрежных природных ресурсов.
Наряду с этим, освоение природоресурсной базы прибрежных территорий будет являться подготовленной базой для нефтедобычи, где транспортная обеспеченность - единственный и экономически реалистичный путь к природным кладовым российского Северо-Востока Сибири и Дальнего Востока. Рассматривая Северный морской путь (СМП) как совокупность судоходных трасс и всех элементов морской арктической транспортной системы, включая береговую инфраструктуру и объединяя в единую транспортную сеть все крупнейшие речные артерии Сибири подчеркиваем, что Севморпуть сегодня играет роль более геополитическую, чем экономическую. Недаром Северный морской путь называют «БАМ по воде». Это транспортно-промышленная магистраль является и производственной, и социальной, и оборонной инфраструктурой прибрежных территорий всей Российской Арктики. Она есть и защита приоритета российского флота, и укрепление безопасности России в Арктике, укрепление военно-политического и финансово-экономических позиций страны. Мировые события дают основания полагать, что ключевым вызовом инновационного развития Северного морского пути должна быть разработка комплексной арктической геоинформационной системы, где главной составляющей становится модернизация навигационной, в том числе и военно-пограничной инфраструктуры.
Одновременно, являясь связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, Северный морской путь представляет единственное действенное средство для оживления экономики арктической зоны и увеличения объемов каботажных и региональных перевозок при северном завозе грузов для жизнеобеспечения населения. Именно поэтому, осуществление масштабных судовых грузовых операций и во внутренних водах, является направленным «северным» вектором государственной политики инновационного развития, где производственный потенциал в наиболее перспективных центрах формирует очаги социально-экономической эффективности. Подчеркивая, что морской транспорт в северных широтах Арктической и Субарктической зон является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально - производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей и жизнеобеспечения проживающих в зоне людей, не стоит забывать об эффективном использовании Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора. Модернизация и реконструкция всей системы Северного морского пути, как главной широтной транспортной магистрали, связывающей северные районы России и способной осуществлять эффективные межконтинентальные и международные транспортные связи между Европой, Азией и Америкой, должно стать приоритетным объектом государственной транспортной политики на Севере России.
В целях восстановления экологического равновесия стратегическим направлением экологической политики региона является формирование правовых и экономических отношений, стимулирующих поиск и внедрение экологически чистых «зеленых» технологий производства. В этой ситуации задачами экологического блока являются разработка и реализация: законодательных и правовых актов по охране природной среды и хозяйственных интересов коренных народов Севера от негативного воздействия промышленности; высокоэффективных экологических мер и рычагов, стимулирующих развитие экологически чистых технологий и применение высокоэкологических способов организации и ведения производства, где информационные банки экологических чистых «зеленых» технологий являлись бы базой по использованию их в системе безопасного обращения с отходами в производстве, охране водных объектов, ликвидации накопленного экологического ущерба.
Баланс между реструктуризацией экономики с колоссальными инфраструктурными затратами недропользователей на сохранение природной среды прибрежных территорий и использованием возобновляемых природных ресурсов обеспечит взаимодополняемость типов хозяйственной деятельности, где рекреационные ресурсы (включая бальнеологические), на базе которых можно создать новую отрасль - индустрию туризма, имеют потенциал стать экспортно- ориентированными и лидирующими в ряде регионов .
Для обеспечения устойчивого развития прибрежных регионов Арктики в долгосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно решение следующих задач: реструктуризация экономики региона, усиление использования возобновляемых природных ресурсов путем создания расширенной системы охраняемых территорий, создание благоприятных условий жизни и трудовой деятельности коренного населения региона, отвечающих специфическим условиям проживания человека в экстремальных условиях Севера за счет возрождения и совершенствования традиционных форм хозяйственной деятельности на базе эффективного использования недревесных полезностей тундры и лесотундры(лекарственные растения, ягоды, пушнина и др.)
Таким образом, учитывая сложность процессов, происходящих в северной Арктической зоне, где хозяйственные комплексы, сформировались на базе природоэксплуатирующих отраслей сырьевой специализации, устойчивое экономическое развитие этой зоны подразумевает решение двух первоочередных задач: совершенствование пространственной структуры экономики региона с развитием региональных производственно-экономических кластеров и комплексная модернизация экспортной транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспорт стратегических товаров, прежде всего энергоносителей.
В следствие изложенного, Инновационным вектором развития прибрежных территорий Российской Арктики будет являться: комплексное освоение минерально-сырьевой базы с одновременным формированием крупномасштабного инфраструктурного проекта - международного евро-азиатского транспортного коридора – Севморпути.
И только объединение усилий, ресурсов федеральных, региональных органов исполнительной власти и хозяйствующих в Арктической зоне субъектов решат задачи инфраструктурного обустройства прибрежных территорий, повысят эффективность работы, оживят экономическую деятельность всего арктического региона страны.
[1] Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" 5 мая 2014 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544266/#1000
[2] Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. N 366 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" 5 мая 2014 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544266/#1000
[3] С этой целью разработан целый ряд программных правительственных документов: Основы государственной политики в Арктике, Стратегия развития морской деятельности, Концепция развития рыбного хозяйства, Энергетическая стратегия и др. Кроме того, каждый субъект федерации имеет долгосрочную Стратегию социально-экономического развития.