03 июля 2008
4085

Тамара Дмитриева: Культура должна стать пятым национальным проектом

До избрания в Законодательное собрание Ульяновской области председатель Ульяновского отделения Союза журналистов России Тамара Дмитриева возглавляла информационный департамент ОАО "УАЗ". Как она говорит, пришла в представительную власть из бизнеса. Сейчас, на новой работе (Тамара Александровна является заместителем спикера по социальному блоку) ей эти знания очень пригодились. И наш разговор мы построили как раз вокруг этой самой важной темы - взаимодействия бизнеса, власти и общества. Только такое частно-государственно-общественное партнерство и может способствовать более быстрому развитию региона, которое, как нам кажется, не может происходить вне культурного контекста.

- Должны быть выстроены цепочки и определены правила игры, то есть законы, по которым они будут функционировать, - говорит моя собеседница. - Когда в этой цепочке у нас будет наведен порядок, все структуры будут заинтересованы в развитии культуры - станут вкладывать и знания, и опыт и законы грамотные принимать...

- И деньги вкладывать...

- Конечно. Тогда мы поднимем регион.

- Пока в этик цепочках есть разрывы.

- Да, разрывы есть. Надо их ликвидировать. Но как?

- Садиться за стол переговоров. Больше никак. По указке сверху ничего не сработает. Да, нужно договариваться. Но кто-то должен сделать первый шаг. И это может быть власть, избранная народом. Мы были с делегацией в Елабуге. Там проводился пятый форум творческой интеллигенции Приволжского федерального округа. Крохотный городок - от силы 60 тысяч жителей, но как там комфортно жить: красивый, ухоженный, с какой любовью сохраняются старинные здания. Нам очень понравился мэр Елабуги - он очень интересный человек и многое делает для города и горожан. У них тезис о частно-государственном партнерстве работает не на словах, а на деле. Допустим, какой-то бизнесмен выкупает старое здание. С ним заключают договор, где прописывают, что он имеет право делать - ремонтировать, реставрировать, а чего - нет. И не дай Бог новому хозяину особняка внести в него какие-то, не прописанные в договоре конструктивные изменения, которые нарушат все очарование старины, - из здания его выгоняют. Когда несколько лет назад эта система только начинала отстраиваться, у нее было много противников, особенно в бизнес-кругах. Но. сейчас все поняли: это работает на общее благо. Благодаря тому что они сохраняют свою старину, бережно относятся к объектам культуры, посещаемость музеев только за последний год выросла в семь с половиной раз! К ним туристы едут и едут... Но, главнее, развитие культуры явилось стимулом для прихода новых инвесторов с мировыми именами, которые также вкладывают деньги и в культуру, и в инфраструктуру. Так что эти процессы взаимосвязаны и вытягивают друг друга. Раньше у нас всегда экономика была главной, ведь правда?

- Нас всех учили этим простым истинам: есть базис, то есть экономика, который первичен, и есть надстройка, то есть культура и общественные отношения, являющиеся вторичными звеньями цепи. Но пример Епабуги, можно сказать, опровергает этот тезис: культура все-таки стоит во главе угла всех преобразований. Она - и начало, и конечная цель всех преобразований, поскольку именно она апеллирует к душе человека. Так должно быть.

- Безусловно. И я думаю, сейчас эта система постепенно выстраивается и у нас. Появляется понимание. Бизнес должен быть социально-ответственным. Я считаю, что в истории нашей страны был такой неправильный шаг: когда всю социальную сферу предприятия сбросили государству.

- Но он был вынужденным. Так государство пыталось помочь бизнесу встать на ноги.

- Да, конечно, но сегодня ситуация изменилась. Но многие бизнесмены до сих пор считают, что их главная задача - извлекать прибыль, платить налоги, а уже с этих поступлений государство должно осуществлять социальную политику. Надо, чтобы на балансе наших предприятии оставались оздоровительные детские лагеря, поликлиники, некоторые культурные объекты. Разве это плохо?

- Кто против? Общество - за. Сам бизнес не приветствует... Дворец культуры имени Чкалова сбросили с заводского баланса, он захирел. Объект культуры-то уничтожили, а новый не построили. Кто этим будет заниматься, кто за это ответит?

- Если объект передается в муниципальную собственность, с властей и надо спрашивать, я считаю.

- Никто не спросил.

- Это неправильно. Нужно спрашивать.

- Что касается Елабуги и других регионов, то во многих из них сильно развит именно въездной туризм. У нас в области тоже принята программа по развитию туризма, но пока поток гостей к нам сильно не увеличился. Не все сразу делается. Медленно, но верно, и здесь ситуация меняется. Что мне понравилось в других регионах. И это можно было бы перенять и нам. Вот в Оренбурге (там я участвовала в заседании комитета Госдумы Российской Федерации по культуре) открыли национальные деревни - украинскую, башкирскую, русскую и казахскую. Это настолько красиво! Вот украинская хата, здесь встретят, все покажут - обычаи, традиции, песню споют, как ребенка в люльке качают. Огромное количество людей туда едет. И это не слишком затратный проект, но он привлекает людей. Сколько в нашей области национальностей живет. Можно ведь что-то сделать.

- Я знаю, что власти собирались это делать, но пока все встало - нет энтузиастов и инвесторов, готовых вкладывать в это деньги.

- А взять парк Дружбы народов в Ульяновске Он не в лучшем состоянии. Разве нельзя на его базе реализовать хороший проект?

- А давайте поручим его обиходить муниципальным районам и городам области. Пусть каждый отвечает за свой участок и обихаживает его. Если уж не хотят с нами дружить бывшие союзные республики, давайте сами между собой подружимся и посоревнуемся - кто интереснее сделает свою площадку...

- Это неплохая идея. Почему нет? Мы ездили в Оренбург вместе с моим коллегой по депкорпусу, народным артистом России Борисом Александровым. Он говорит: "Тамара, давай завернем какой-нибудь проект - что-то построим недалеко от города. Какое-то экологическое поселение с озером, домом, культурной площадкой - пусть люди приезжают, отдыхают, купаются, рыбачат". Да те же национальные деревни - чувашские, мордовские, татарские, русские и другие. И это поднимет нашу область на какой-то другой уровень, и если заговорят о нас, как о культурных людях, к нам и отношение со стороны инвесторов будет совсем другое.

- Здесь есть и другая проблема: мне кажется, необходима новая формация менеджеров, которые отвечали бы за каждый конкретный проект, - молодых, инициативных, креативных, у которых глаза горят, которым что-то хочется сделать. Но нет их, таких менеджеров. И речь не только о культуре и искусстве.

- Я тоже считаю, что нужно отдавать бразды правления молодым. Не бояться этого. Их найти можно. Они есть. Вот я вышла из бизнеса - УАЗа. В 2000 году, когда "Северсталь" пришла, многие думали, что все распродадут и уедут. Завод выстоял. 17 тысяч человек работает. Пришли менеджеры новой формации - им по 23 года было! Они перевернули все. И вот такие же менеджеры-с новым мышлением, с новыми идеями - должны приходить и в муниципальные образования и становиться даже главами. А госслужащими они сумеют быть - научиться этому можно.

- Мы говорили о том, что, пока есть разрывы в цепочке - не выстроена система взаимоотношений между государством, местной властью, бизнесом, и я бы добавила сюда еще общественность, пока соблюдаются интересы только одной какой-то группы, система работать на общество не будет.

- Да, порванные цепочки... Надо менять менталитет, сознание людей. Ведь все в этом мире зависит лично от каждого человека. Хотя, я думаю, мы уже близки к этому. Взять хотя бы развитие меценатства и благотворительности. Богатые люди должны быть заинтересованы в том, чтобы вкладывать деньги в культуру и искусство. На своем восьмом заседании 26 июня мы приняли в первом чтении Закон "О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ульяновской области". Мы считаем, что обязательно должен быть определен статус "Благотворитель года", "Меценат года", заслуги этих людей должны быть оценены обществом.

- Каким образом? Собрали всех вместе, выдали грамоты, призы, выгравировали на мраморе их имена? А может, лучше государству простимулировать спонсоров с помощью налоговых преференций?

- Мы изучали опыт других регионов. Например, Мордовии. Они предоставляют благотворителям и меценатам льготы по налогам на имущество и прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет. Но мы пока это позволить себе не можем и поэтому пошли другим путем. Так же делают и самарцы. И уже давно. Раз в год они проводят конкурс - "Благотворитель года", "Меценат года". И это уже стало там доброй традицией. Этих людей отмечают...

- Конкурс? Кто больше вложил средств?

- Может быть, не кто больше... Это слишком утрированно. Но это тоже со счетов не сбросишь. Без денег ничего сделать невозможно. Отремонтировал театр, отреставрировал памятник или музей - почему об этих людях не должны знать? Должны. А давайте вспомним прошлые века. Да благодаря меценатству и благотворительности существовали театры, художественные галереи. И это воспитывалось годами. Но был определенный период в истории нашей страны, который все махом перечеркнул. И мы забыли, что это такое - меценатство, благотворительность. Мне вот, например, нисколько не стыдно, что мы этот закон приняли. Некоторые говорят, он пустоват немножко. Может быть, но между тем такие законы в очень многих субъектах Федерации есть. Общественное признание - это очень важная вещь. Нужно сделать памятную доску, выгравировать золотым тиснением имена тех, кто помог культуре. Пусть люди знают. Я недавно впервые посетила Дивеевский монастырь. Там при въезде установлена мраморная доска, и на ней выбиты фамилии благотворителей. Прочитаешь и запомнишь.

- Говоря о менеджерах, о спонсорстве, о туризме, мы с вами постоянно приходим к одному и тому же постулату - только культура делает народ нацией, без культуры невозможно развитие общества, развитие экономики. Но как живет сама культура, деятели культуры. Зарплаты в этой отрасли - самые низкие. Как нести культуру в массы при таком раскладе?

Да, зарплаты в культуре - нищенские. В Оренбурге депутаты Госдумы приводили данные о том, что средняя зарплата библиотекаря составляет чуть менее 4 000 рублей. Культура не может и не должна зарабатывать сама на себя и финансироваться по остаточному принципу. К счастью, в нашей области такое понимание уже есть. Сейчас закладывается бюджет будущего года, и в него нужно заложить достаточное финансирование. Принимаются и новые законы. Например, о библиотечном деле. Не везде такой принят. Мы его постоянно совершенствуем. У нас есть целевая программа "Развитие библиотечного дела на 2008-2010 годы". Есть очень хороший закон - "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Ульяновской области". Такой тоже не во всех субъектах есть. А мы приняли. И члены комитета по культуре Госдумы говорили, что опыт многих регионов - и в том числе Ульяновской области - можно перенять.

- Законы могут быть хорошими или не очень, но не все они работают...

- Увы. Все зависит от людей. В первую очередь, речь должна идти о воспитании высококультурных людей. Каждый из нас должен показывать пример... Новый министр культуры Российской Федерации Авдеев говорил очень верно: "В России культура должна быть составляющей счастья".

- Красиво сказано, но сколько еще нужно сделать для того, чтобы все так и было.

- В Оренбурге члены профильного Комитета Госдумы РФ говорили нам о том, что сейчас они инициируют принятие закона "О культуре". Чтобы сделать культуру пятым национальным проектом. Об этом даже и Путин говорил. Я - за этот закон. Это нужно делать срочно.

Светлана Ямина

Народная газета, 3 июля 2008 г.

http://www.zsuo.region73.ru/info/?Rub=001000&id=925
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован