20 июля 2009
3406

Татьяна Лиознова: `Этому времени нужны мои фильмы!`

Сегодня "маме Штирлица" исполняется 85 лет

Знаменитый режиссер Татьяна Лиознова сегодня отмечает очередной юбилей... Лиознова - великая без сомнений, без кавычек и без дураков. Много писали, что у нее большие проблемы со здоровьем, а денег на лечение нет. Но она не жалуется - никогда и никуда. Прочитав это интервью, вы поймете, что живет она совсем не прошлым. Вы молодец, Татьяна Михайловна! Дай вам Бог здоровья и - поздравляем!

- Татьяна Михайловна, как вы себя чувствуете в роли юбиляра?

- Ничего хорошего в старости нет. Особенно для людей моего поколения. И дело не только в нездоровье или материальных проблемах, которые испытывает большинство пенсионеров. Дело - в моральном самочувствии. Как бы ни радовали заботами и подарками ветеранов, они хорошо понимают, что живут в другой, а может быть, даже и чужой стране. Это чувство есть, я уверена, у абсолютного большинства людей моего возраста - и не только. Одно удивительно: что и этому времени нужны мои фильмы.

- Как случилось, что вы не скопили денег хотя бы на лечение?

- А кого в нашей стране постигла иная участь? Разве что подпольных миллионеров? И потом - я не жалуюсь на свои материальные проблемы. И не люблю, когда бедственному положению тех же кинозвезд посвящаются целые полосы в газетах или телепередачи. В этом больше лицемерия и желания заработать на чужой беде, чем настоящего сочувствия. Я не одинока, у меня есть близкие, мне помогают друзья.

- Знаю, что среди них - Кобзон, Табаков...

- Иосиф - великий человек. Он помнит добро и помогает многим, с кем когда-то связала его судьба. Причем делает это без просьб и излишней огласки. Примеров такого рода много не бывает. То же могу сказать и про Олега Табакова, который, кстати, повел себя удивительно после моего интервью вашей газете несколько лет назад. Тогда я переживала действительно тяжелый период своей жизни: после сложнейшей операции мне надо было снова научиться ходить. И я обратилась к Дикулю. На ноги меня поставили (на это ушло несколько месяцев), но стоило это очень немалых денег. И Олег Павлович перевел деньги чуть ли не самым первым - прямо на счет клиники. И при этом я узнала об этом только от врачей.

Или вот недавно: мой друг Слава Шмыров договорился, чтобы к моему юбилею телевизионщики отремонтировали квартиру. Мое участие было запланировано в самом конце - когда мы с Кобзоном являлись на "сцену радости". А радости действительно было много: вокруг оказалось столько интересной, любознательной молодежи, с которой я вот так напрямую общалась, только когда преподавала режиссуру у студентов.

- Вам нравилось преподавать?

- Очень! Ведь это был путь моего учителя Сергея Герасимова, который сначала учил своих студентов в стенах института, а потом приглашал поучаствовать в реальных съемках. У меня ведь тоже почти весь курс вкалывал на "Карнавале". Мастерскую мы набирали со Львом Кулиджановым, который, к сожалению, после нашего первого выпуска не захотел больше преподавать во ВГИКе. Мы с ним даже поссорились из-за этого. Особенно после того, как он принял приглашение Тамары Макаровой вернуться. Хотя отказать Тамаре Федоровне он, конечно, не мог: ведь как мастер он должен был заменить скончавшегося Сергея Аполлинариевича. А профессора, кстати сказать, мне дали не во ВГИКе, а в институте культуры, который находится в Мытищах. Там я какое-то время работала в 90-е.

* * *

- У вас много по жизни скопилось обид на коллег? На Тамару Макарову и Сергея Герасимова, например, которые хотели отчислить вас с первого курса ВГИКа?

- Ну разве это обида? Сначала хотели отчислить, а потом дали возможность с Инной Макаровой поставить испанский танец. И благодаря этому танцу Александр Фадеев, автор "Молодой гвардии", убедил Герасимова взять Инну на роль Любки Шевцовой. Так танец в фильм и вошел - во время концерта молодогвардейцев для фашистов (есть там такой хитрый эпизод, когда другие ребята биржу труда поджигают).

Были обиды и пообиднее. Вот я окончила ВГИК в 1949 году и почти десять лет работала на Киностудии имени Горького вторым режиссером. Самостоятельной работы не было, ведь фильмов снималось тогда очень мало. Но это не все: меня вызвали в дирекцию и сказали, что я уволена. Дескать, слишком много на студии молодежи. Вслух, правда, не говорилось, а ведь было понятно, что в стране идет борьба с космополитами, и людей "не той" национальности со студии просто выгоняют.

Мы с моей школьной подругой стали прирабатывать шитьем халатов, а потом меня неожиданно восстановили. Оказывается, студийные комсомольцы дошли до министра. И он меня вернул. Правда, работа появилась, только когда не стало Сталина. Пришли новые времена, и молодежь оказалась востребованной.

А пока суд да дело, приходилось даже писать пьесы для театра. Одну из них поставили в Центральном детском. В спектакле играли знаменитая Лидия Князева, начинающий Ролан Быков. А недавно мне попалась на глаза старая театральная программка, и я в ней обнаружила еще две известные фамилия - Гребенникова и Добронравова. Пройдет 15 лет, и они напишут вместе с Александрой Пахмутовой песню "Нежность", а я ее возьму в фильм "Три тополя на Плющихе".

- "Три тополя...", "Евдокия", "Карнавал" - это абсолютно женские истории. И вдруг появляются "Семнадцать мгновений весны", где главный герой - мужчина, герой, секс-символ времени, как бы сказали сегодня...

- Меня очень беспокоила бесполость Штирлица. Ведь всю картину он только размышляет. Даже за оружие берется только один раз, когда убивает провокатора Клауса. Если не считать, конечно, сцены с Холтофом, которому достается бутылкой по голове... И я стала думать, как очеловечить образ Исаева. Возникла идея создать женское окружение - Габби, фрау Заурих, жена, приехавшая инкогнито из Москвы, - но такое, чтобы никто из них к Штирлицу не мог приблизиться слишком близко. Ведь положительный герой, особенно наш разведчик, - это еще и недосягаемая моральная чистота. И это зрители, особенно женская их часть, всегда очень ценят.

Когда впервые показывала на студии сцену встречи Штирлица с женой, в зале было много ветеранов разведки. В темноте увидела замелькавшие белые платки. Поняла, что поверили, хотя в действительности такой сцены, может быть, и не было и быть не могло. Во всяком случае, у Семенова ее точно нет. Правда, надо отдать должное Юлиану: через неделю в одном еженедельнике я прочла его рассказ, который так и назывался - "Встреча Штирлица с женой", а посвящался он Вячеславу Тихонову...

- Сейчас, особенно после раскраски "Семнадцати мгновений весны", про персонажей этого фильма появилось много новых анекдотов. Не обидно?

- Анекдотов про Штирлица и раньше много было. Только я никогда ими не интересовалась. Даже не сразу поняла, что это целое направление, если так можно сказать, в народном фольклоре. Но ведь если это фольклор - что же тут обидного? Разве композитор будет огорчаться, что его песня вошла в народ и считается народной? Это же счастье, что Штирлица помнят и знают даже те, кто, может быть, и фильм уже позабыл или вообще его не видел.

* * *

- Кстати, а как вам эта самая раскраска?

- Сначала я была против этой работы. Но потом изменила свое решение. Особенно после знакомства с Александром Любимовым, инициатором проекта, и его командой. Я снова себя ощутила в настоящей мужской компании. В течение года раз в два месяца ребята приезжали ко мне с материалом, советовались. Тяжелее всего давалось лицо Штирлица. Выбивались из общего цветового решения (а оно, как мы договорились, должно было стать неброским, матовым) алые эсэсовские повязки. Все эти моменты подробно обсуждались. Я будто бы вернулась на съемочную площадку, с которой ушла больше 20 лет назад.

А потом не забывайте: изображение в фильме никогда не "чистилось", начиная с первого показа в 1973 году. Фильм все эти годы безбожно эксплуатировался. Права на него то и дело оспаривались - то студией, то телевидением. На нем все зарабатывали, кроме авторов. И никто никогда не ставил задачи отреставрировать негатив, убрать "намыленность" с картинки. Теперь это сделано.

Вообще, показ обновленной картины намечался на осень. Но Первый канал, на 9 Мая решил выпустить фильм "В бой идут одни "старики", тоже раскрашенный. Это и помешало полноценной премьере. Многое, особенно в части звука, я бы сделала иначе. И сокращениями я тоже не очень довольна. Хотя многие зрители этого наверное даже не заметили.

А вообще, я против слова "раскраска". Пусть фильм живет не только для тех, кто видел его тридцать лет назад. Будет ли среди новых зрителей молодежь - покажет время. Одного показа для этого явно недостаточно.

Не могу не рассказать в связи с этим про один телефонный звонок: звонил мой старый знакомый, который сказал, что каких-то двадцать лет назад его, как и многих, поразила фраза в фильме про "золото партии" (она была актуальна из-за гонений на КПСС), а при недавнем просмотре - сцена со старым генералом в исполнении великого актера Николая Гриценко в поезде на германо-швейцарской границе. Помните: генерал предвещает Штирлицу, что после распада нацистской Германии в стране воцарит "диктатуру мелких лавочников"?..

- Песни в фильме первым должен был исполнять Вадим Мулерман. Но он оказался под запретом, и вам пришлось им пожертвовать?

- Пробовали мы многих. Может быть, и Мулермана. Но остановились на Магомаеве, перед которым я всегда преклонялась. Мы даже успели его записать - перед его отъездом на стажировку в Милан. Но все равно у меня не было чувства, что песни звучат "изнутри" фильма, соответствуют сдержанной и глубокой манере игры Тихонова. И тогда возник Иосиф, которому я сказала: "Забудьте, что вы Кобзон". И он "забыл". И получилось то, что получилось.

- Какие сейчас у вас отношения с Вячеславом Тихоновым и Леонидом Броневым?

- Со Славой еще не так давно мы виделись на благотворительных мероприятиях. Теперь перезваниваемся. Я даже пригласила его на свой домашний юбилей. Надеюсь, приедет, хотя живет он за городом и ведет уединенный образ жизни, больше общается с внуками. А с Броневым виделись год назад в больнице. Он лежал в соседнем отделении и пришел меня навестить.

Меня часто спрашивают: кто еще был кандидатом на роли Штирлица и Мюллера. Скажу честно: не помню и не хочу помнить.

- Понимаю, что Татьяна Доронина очень сложный человек. Но сложилось ли у вас на съемках фильма "Три тополя на Плющихе" хотя бы подобие дружеских отношений? А может, с актерами вообще нельзя дружить?

- Я дружила с актерами во время работы, но работа кончалась, и возникала дистанция. Мои компании вообще в основном были мужскими и совсем не актерскими. Могу сказать, что в последние годы часто общались с Кларой Лучко, с которой вместе учились у Герасимова. А Доронина - человек очень сильный и очень цельный. Когда она пришла ко мне на пробы, я понятия не имела о ее театральном успехе в Ленинграде. Просто сказала: "Спойте песню "Нежность" так, как ее спела бы простая крестьянская женщина. Даю вам два дня". А Таня ответила: "Отчего же два дня? Я сразу спою". И спела. И сразу отпали все претендентки. Одного от нее не смогла добиться: чтобы она во время исполнения ойкала. Поэтому "ойканье" в фильме мое.

- Есть еще Ирина Муравьева, которой вы подарили бенефис под названием "Карнавал"...

- С Ирой мы сделали две картины: кроме "Карнавала" еще и "Мы, нижеподписавшиеся". Там совсем другая роль - не музыкальная. Я очень ценила ее легкость, способность к импровизации. И мы даже хотели сделать третью картину - тоже по сценарию Анны Родионовой, автора "Карнавала", и тоже с музыкой. Но что-то этому помешало.

* * *

- А много ли замыслов, которые не осуществились?

- Полно! После фильма "Им покоряется небо" возник замысел фильма о советском ледоколе, который, когда началась война, стоял в Новороссийске. Вырваться оттуда было практически невозможно, потому что Черное море соединялось со Средиземным морем проливом, который контролировался врагом. Наши моряки сумели ценой потерь прорваться, обойти Африку и через Индийский океан вернуться во Владивосток. Мало кто про этот подвиг и сегодня знает!

Что только нашим морякам не приходилось делать - даже вкалывать в разных странах в качестве рабочей силы, чтобы заработать на уголь. Иначе бы как ледокол двигался к цели! Он и потом, после прибытия во Владивосток, не был списан - несмотря на все пробоины. После ремонта сопровождал транспортные суда союзников по Северному морскому пути.

Эту историю мне рассказали мои друзья - полярные летчики Валентин Аккуратов, который был главным штурманом полярной авиации, и Василий Колошенко, и ныне здравствующий Герой Советского Союза. Мы прямо-таки грезили этим фильмом. Думали, как будет двигаться по реальному маршруту ледокол, как его можно будет снимать с вертолетов. Куда-то ходили, чего-то требовали. Но денег на этот фильм у государства так и не нашлось.

- А что собирались снимать, когда началась перестройка?

- Один из моих замыслов - экранизация книги Вишневской "Галина". Это мог быть фильм о сильной женщине и ее времени. Мы несколько раз встречались, готовились к съемкам. Но одно меня остановило: Галина Вишневская отказалась петь заново свои старые партии. Потом мне очень нравился кабаре-дуэт "Академия", когда Саша и Лолита еще были вместе. С ними многие интересные вещи можно было бы сделать, но...

- Тогда вы поняли, что больше никогда не будете снимать кино?

- Просто начались серьезные изменения в стране. И я поняла, что мои новые герои никому не нужны. Было над чем поразмышлять, сидя у себя дома.

- Вы не раз говорили, что настолько любили свою маму, что не могли разделить ее ни с кем. Это так?

- Моя мама - Ида Израилевна - была малообразованной женщиной. Но ее мнение много что значило - и не только для меня. Она приходила на сдачу каждой моей картины. И потом даже директор студии Григорий Иванович Бритиков, человек, благодаря которому Киностудия имени М.Горького стала после войны той студией, где создали свои первые фильмы Кулиджанов, Ростоцкий, Хуциев, Шукшин, меня серьезно спрашивал: "Ну что сказала мама? Много было замечаний?"

А когда ее не стало - ко мне приехали Кобзон, Роберт Рождественский, с которым я тоже очень дружила, Стелла Ивановна Жданова, не последний человек на телевидении... После маминой смерти я впервые воспользовалась тем, что я - автор "Семнадцати мгновений...". И обратилась в Моссовет, чтобы мне дали другую квартиру.

МЕЖДУ ТЕМ

Фестиваль "Московская премьера", одним из соучредителей которого является "МК", в этом году решено посвятить Татьяне Михайловне Лиозновой. Чествование легендарного режиссера состоится в рамках открытия фестиваля 27 августа, в День российского кино, а в преддверии этого события, 19 августа, в Библиотеке киноискусства имени С.М.Эйзенштейна откроется ретроспектива "Кинорежиссер Татьяна Лиознова. На фоне учителей и учеников". Помимо просмотров в кинозале библиотеки состоятся творческие встречи, в том числе со многими популярными актерами - Юрием Яковлевым, Инной Макаровой, Людмилой Хитяевой, Вячеславом Шалевичем, Светланой Светличной и другими. Читатели "МК" смогут попасть на эти мероприятия, как всегда, бесплатно.


mk.ru

20.07.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован