01 октября 2003
2576

Тезисы выступления Руководителя АТЦ СНГ Б. А. Мыльникова на международной научно-практической конференции `Россия и Центральная Азия - вопросы сотрудничества и безопасности`

Уважаемые участники конференции!

Анализ опыта деятельности органов Содружества Независимых Государств подтверждает целесообразность создания Содружества как оптимальной формы развития многостороннего сотрудничества в интересах всех стран, которые оно объединяет. Углубление партнерства в рамках СНГ идет в русле общемировых тенденций и отвечает национальным интересам государств - участников.

Центральная Азия в настоящее время представляет собой сформировавшийся в новых геополитических условиях регион, общность которого базируется на исторических корнях, экономическом сотрудничестве, духовной близости народов. Государства, входящие в него, наряду с национальными задачами и целями развития, имеют общие интересы и проблемы в сфере укрепления суверенитета, обеспечения региональной стабильности и безопасности. Особую актуальность они приобрели в сфере борьбы с международным терроризмом и политическим экстремизмом.

В этой связи, уважаемые участники конференции, хотелось бы обратить Ваше внимание на консолидацию усилий государств СНГ в борьбе с международным терроризмом.

Всплеск активности международного терроризма на рубеже третьего тысячелетия не явился новостью для руководителей правоохранительных органов и спецслужб государств - участников Содружества. Спецслужбами России и ее партнеров давно уже делались прогнозы развития ситуации на данном направлении и предлагались организационные, оперативные и иные мероприятия, направленные на предотвращение возможных террористических актов.

Однако приходится, к сожалению, констатировать, что процессы глобализации и интеграции в части взаимодействия различных террористических организаций порой опережают дипломатические и профессиональные усилия государств, борющихся с этим транснациональным злом.

Началом практической консолидации усилий государств Содружества в борьбе с международным терроризмом стало утверждение Советом Глав Государств 21 июня 2000 года Программы государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года и создание в соответствии с ней Антитеррористического центра государств - участников СНГ (АТЦ СНГ).

18 сентября с.г. в г. Ялте Главами государств утверждена новая Программа государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на 2003 - 2004 год. В соответствии с Программой, планируется разработать и принять Концепцию государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, которая должна стать основным организационно-политическим документом, формирующим антитеррористическую политику каждого государства СНГ и всего Содружества.

Антитеррористический Центр - это своего рода межгосударственный межведомственный "штаб" по обработке и координации оперативной информации, получаемой из компетентных органов и органов исполнительной власти государств-участников СНГ.

Практические результаты деятельности АТЦ СНГ позволяют сформировать и реализовать по существу единые подходы в обеспечении безопасности государств Содружества и должным образом реагировать на возникающие угрозы террористического характера, организовывать информационное взаимодействие Центра с национальными органами безопасности и спецслужбами, а также совместное проведение антитеррористических мероприятий.

В то же время, работа АТЦ СНГ по координации усилий государств Содружества в сфере борьбы с терроризмом, как одна из важнейших форм сотрудничества, способствует формированию гибкой межгосударственной системы безопасности, адекватной складывающейся военно-политической ситуации на их территории.

Мы постоянно анализируем поступающую информацию в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом и предлагаем наиболее оптимальные варианты для принятия решений по организации эффективного противодействия угрозам, возникающим со стороны международных террористических организаций.

С учетом складывающейся оперативной обстановки и выявленными тенденциями направленности действий лидеров "террористического интернационала" первоочередное внимание Центра было уделено положению в центральноазиатском регионе (ЦАР).

С учетом мнений руководства государств ЦАР, по предложению АТЦ СНГ, в августе 2001 года в г. Бишкеке Кыргызской Республики создано и функционирует отделение АТЦ по ЦАР, которое укомплектовано сотрудниками спецслужб Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана. Зарезервирована также должность представителя Узбекистана.

Сотрудниками отделения установлены рабочие контакты и организовано взаимодействие с национальными компетентными органами государств, осуществляющими борьбу с терроризмом в регионе, а также с Постоянной оперативной группой Штаба Коллективных сил быстрого развертывания (ПОГ Штаба КСБР). Намечен перечень основных направлений организации взаимодействия между АТЦ СНГ и вновь создаваемой Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) в г. Ташкенте.

В целях повышения эффективности противодействия угрозам международного терроризма и иным проявлениям экстремизма в центральноазиатском регионе, при непосредственном участии АТЦ СНГ, проводились командно - штабные учения (КШУ):

* в апреле 2001 г. "Юг - Антитеррор - 2001" (г. Ош, Кыргызской Республики);
* в апреле 2002 г. "Юг - Антитеррор - 2002" (на территориях Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана).

Основными целями этих учений являлось повышение готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур государств - участников СНГ к быстрому и адекватному реагированию на угрозы террористического характера, а также практическая отработка алгоритмов взаимодействия участников совместных антитеррористических мероприятий.

В учениях принимали участие заместители руководителей органов безопасности и специальных служб, руководители подразделений по борьбе с терроризмом, руководство КСБР по ЦАР, представители министерств внутренних дел, обороны, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, что позволило создать выверенный механизм координации и повысить общую готовность антитеррористических структур стран Содружества.

Такие учения, несомненно, имеют не только огромную практическую пользу, но и вызывают большой международный политический резонанс и фактически способствовали предотвращению широкомасштабных террористических акций на Юге Содружества.

Военно-политическая обстановка, складывающаяся в центральноазиатском регионе, является определяющим фактором, оказывающим влияние на процесс становления всей системы международных и региональных структур безопасности. С точки зрения геополитических устремлений ведущих государств НАТО, ЦАР является уникальным плацдармом, владение которым позволяет одновременно оказаться в глубоком тылу у тюрко-славянского сообщества, исламского мира, китайской и индийской этнических буддистских цивилизаций, и иметь возможность расширения сферы своего влияния по всему периметру Евразийского континента.

Развитые капиталистические страны привлекают и экономические возможности центральноазиатского региона, т. к. он является крупнейшим производителем хлопка и поставщиком урановой руды, располагает одной третьей частью производимых мировых запасов золота, богат нефтью, природным газом и другими полезными ископаемыми, а также энергетическими и людскими ресурсами.

По мнению западных экспертов, ЦАР перестает быть сферой влияния России, и это, в значительной степени, обуславливается тенденциями в политике как США и их партнеров по НАТО, так и Китая в отношении России и стран Центральной Азии.

Однако, преследуя свои геостратегические цели, ведущие страны Востока и Запада не могут не учитывать, что центральноазиатский регион всегда был и остается сферой жизненно важных интересов не только России, но и исламского мира, у которого здесь сложилась прочные позиции, основанные на вековых традициях. Россия волей судеб оказалась в эпицентре глобальных перемен в международных отношениях, а изменения на постсоветском пространстве стали одной из тех пружин, которые привели в движение процесс формирования многополярного мироустройства.

Политический курс Российской Федерации в отношении центральноазиатских стран должен предусматривать переход на дифференцированную модель интеграции, которая в наибольшей мере отвечает современным задачам обеспечения национальной безопасности по сохранению и укреплению интеграционных связей в финансово-экономической и военно-политической областях.

Наблюдающийся крен некоторых государств Центральной Азии в сторону усиления военного и политического партнерства с США, Китаем и некоторыми другими странами не может не настораживать Россию и требует от российских структур адекватного реагирования, в первую очередь, в военно-политической и экономической областях.

В этой связи, активное участие России в деятельности различных региональных структур должно являться одним из приоритетов внешнеполитической деятельности.

В настоящее время в Центральной Азии формируется многоформатная эшелонированная система региональной безопасности, призванная гарантировать военно-политическую, социально-экономическую стабильность региона, которая продолжает сталкиваться с определенными трудностями.

Так, создаваемая Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Антитеррористический центр государств - участников Содружества Независимых Государств обеспечивают региональный уровень системы безопасности Центральной Азии, а военно-политическое присутствие НАТО и США обеспечивает ее глобальную составляющую. Функционирование региональной системы безопасности является для стран региона существенным достижением на пути обеспечения национальной безопасности, особенно если учесть тот факт, что в ходе антитеррористической компании были подавлены основные очаги терроризма в Афганистане, ставшие в последние годы главным дестабилизирующим фактором обстановки в Центральной Азии.

В то же время необходимо отметить, что ситуация в Афганистане будет по-прежнему оказывать существенное влияние на военно-политическую обстановку в государствах ЦАР, а ее ухудшение - угрожать им новой эскалацией напряженности.

В частности, об этом свидетельствует наблюдаемая устойчивая тенденция расширения влияния религиозно-экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир", существующая даже в условиях реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и пресечению ее деятельности, предпринимаемых компетентными органами государств региона.

Оценивая перспективы внутриафганского урегулирования следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры по стабилизации обстановки в Афганистане, общая ситуация в стране остается напряженной.

Переход террористических формирований к методам партизанской борьбы ставит под сомнение достижение стабильности в Афганистане, и в целях наведения элементарного порядка в стране и восстановления ее экономики, необходимо расширить зону действий международных сил безопасности за пределы Кабула и активнее поддерживать существующее законное правительство.

В то же время нельзя не отметить стремление США под предлогом проведения антитеррористической операции реализовать свои геостратегические планы и утвердить контроль над центральноазиатским регионом, в том числе с использованием вооруженных сил других государств Североатлантического альянса.

Конкретным результатом проводимого США политического курса стал тот факт, что блок НАТО полностью взял под свое управление международные стабилизационные силы в Афганистане, и фактически впервые с момента своего создания осуществляет руководство военной операцией, проводимой вне традиционной зоны его ответственности.

Готовность же США под лозунгом поддержания безопасности на всем Евразийском пространстве расширить сотрудничество со странами СНГ, в частности с государствами Центральной Азии, дает им возможность сделать постоянным американское военное присутствие на территории региона.

Дальнейший процесс формирования системы безопасности в ЦАР может быть существенно осложнен взаимопротиворечащими устремлениями России, США, Китая доминировать в Центральной Азии. Однако с учетом нынешнего характера угроз безопасности не только данного региона, но и всего мирового сообщества трудно предположить, что эти страны вступят в новое противостояние, так как на сегодняшний день их объединяет борьба с международным терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Борьба с этими явлениями, вероятнее всего, окажется доминирующим фактором в российско-американо-китайских отношениях, в том числе и в центральноазиатском регионе.

Продолжающиеся силовые акции антитеррористической коалиции в Афганистане неизбежно приведут к изменению расстановки сил в арабо-мусульманском мире. В частности, деятельность ряда исламских движений и групп будет приобретать все более радикальный характер, ожидается дальнейшее усиление антиамериканских настроений в Центральной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке. Как следствие, это может спровоцировать новую волну терактов против объектов и граждан США.

Министерство внутренней безопасности США фактически прогнозирует повторение событий 11 сентября 2001 года и призывает авиаперевозчиков, полицию и службы спасения находиться "в состоянии повышенной готовности к возможным терактам против объектов на территории США". В качестве исполнителя терактов указывается "Аль-Каида", а также подчеркивается связь между террористическими актами на Ближнем Востоке, в Ираке и Южной Азии и возможными ударами по американской территории.

Одновременно американская администрация распространила предупреждение об угрозе терактов против американцев и американских объектов в Саудовской Аравии и Джибути, а также рекомендовала своим гражданам воздержаться от посещения стран Африканского Рога.

Расширение круга деятельности исламистских экстремистских организаций, включая теракты против американских объектов в различных арабских странах, в первую очередь, касается Ирака, где с легкостью могут быть найдены группировки, жаждущие поучаствовать в нападениях на оккупационные силы.

Пользуясь несогласованной миграционной политикой в государствах Содружества, могут также начать возвращаться на территорию центральноазиатских стран СНГ их граждане, участвовавшие в качестве наемников в боевых действиях в различных "горячих точках", что вероятно подстегнет подпольные экстремистские организации к более агрессивным действиям.

Существует также вероятность эскалации ряда "вялотекущих" региональных конфликтов и их переноса из ЦАР на территорию России, что объясняется наличием оставшихся от СССР социально-экономических и родственных связей, существованием высокоорганизованных этнических диаспор, в том числе интегрированных в "теневую экономику", а также существенными миграционными потоками части населения региона в Россию.

С учетом изложенного можно сделать выводы:

* в центральноазиатском регионе под влиянием сил Международной антитеррористической коалиции происходит формирование новой системы региональной безопасности. Данная система будет включать в себя структуры, противостоящие деятельности международных террористических организаций, радикальных религиозных и этнических группировок, транснациональной организованной преступности, незаконному обороту оружия и наркотиков. При этом одним из компонентов данной системы может стать и вероятное военное присутствие сил Североатлантического альянса;
* наличие натовских и американских военных баз в странах региона и быстро развивающиеся военно-технические отношения с указанными государствами делает возможным вариантом развития военно-политической обстановки реализацию "третьего этапа" расширения НАТО с участием не только европейских, но и центральноазиатских государств - участников СНГ;
* активная трансформация Европейского союза из экономической структуры в военно-политическую, в том числе с появлением надгосударственных элементов, может привести к появлению самостоятельной, отличной от позиции США, "европейской" составляющей геополитического "пасьянса" в центральноазиатском регионе;
* в случае, если дислокация войск НАТО и США в странах ЦАР сохранится надолго, регион может столкнуться с новыми вызовами безопасности и, в этом случае, Центральная Азия может стать ареной межрегионального и глобального соперничества с участием США, России, Китая, а в перспективе - возможно и единой Европы;
* исходя из складывающейся ситуации в центральноазиатском регионе необходима организация эффективного взаимодействия региональных антитеррористических структур - в частности РАТС ШОС, ОДКБ и АТЦ СНГ, а также продолжение работы по дальнейшему укреплению взаимодействия органов безопасности и специальных служб государств Содружества и их правоохранительных ведомств, как при проведении согласованных межгосударственных и межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций в сфере противодействия международному терроризму, так и при расследовании преступлений террористического характера. Важными элементами сотрудничества остаются также вопросы информационного взаимодействия, а также розыска, задержания и передачи правоохранительным органам соответствующих государств-участников СНГ лиц, находящихся в международном розыске.

В заключение хотелось бы отметить, что укрепление и развитие Содружества Независимых Государств отвечает жизненным интересам Российской Федерации. При этом главной целью политики России в отношении СНГ является создание интегрированного экономического и политического объединения государств, занимающего достойное место в мировом сообществе, с сохранением за собой политического лидерства.

Ключевым понятием при выработке общего понимания целей и задач Содружества на перспективу для Российской Федерации является прагматизм, а главной целью СНГ представляется реализация совпадающих интересов государств - участников путем развития их многостороннего взаимовыгодного сотрудничества. При этом межгосударственное взаимодействие должно являться не самоцелью, а инструментом совместного решения конкретных проблем, критерием результативности которого служит практическая польза, получаемая участниками.

Благодарю за внимание.

www.atcsng.ru

01.10.2003

Борис Мыльников
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован