20 июля 2009
3772

Только звездам отдавала она свою нежность

Сегодня юбилей кинорежиссера Татьяны Лиозновой

О твердости ее характера и строгости на съемочной площадке ходит не меньше легенд, чем о Штирлице - анекдотов. 12 серий о "Семнадцати мгновениях весны" советская страна впервые переживала не весной, а душным летом 1973-го.

Из форточек на вымершие улицы неслись голоса Кобзона и Копеляна. Из образа удава Мюллера, несмотря на всю его буффонаду и одноглазое окружение, особенно отчетливо следовало, что войну в общем-то выиграли не у полудурков из сатирических боевых кино сборников или "у фюрера с хвостом" из полупристойных частушек. И что подвиг разведчика не весь умещается в славянский шкаф, а требует от героя молчать и думать, что особенно нелегко на крупном плане.

Теперь та инновационная "информация к размышлению" представляется прообразом гиперссылок нынешнего сетевого пространства. И ведь не скажешь, что Штирлиц занимает в разговорах о Татьяне Лиозновой неоправданно много места. Действительно, мгновений режиссуры в ее фильмографии оказалось существенно меньше 17 и просто немного. Кроме сериала-мифа ей довелось поставить всего восемь картин. Некоторые из них, определенно, вошли в первый ряд, и мало какой фильм тех лет сравнится с "Тремя тополями на Плющихе".

В прошлом году исполнилось полвека жизни Лиозновой в кино. Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, она начинала в Театре им. Вахтангова, а в режиссуре дебютировала в 1958 году фильмом "Память сердца". В 1961 году общественно-эротический символ Людмила Хитяева повела со всесоюзного экрана ярким глазом в "Евдокии", мелодраме массового поражения. В 1967 году затрепетали вечные "Три тополя на Плющихе" с дуэтом Татьяны Дорониной и Олега Ефремова, песней-жалейкой про "нежность", народной транскрипцией книжки Экзюпери и панорамой Москвы, какой ее не увидишь, пожалуй, в самых внимательных к июльским дождям и поливальным машинам фильмах шестидесятников.

После " Семнадцати мгновений весны " в 1981 году последовали "Мы, нижеподписавшиеся", захватывающая социально значимым конфликтом экранизация пьесы Александра Гельмана. Тогда же грянул "Карнавал" - фильм-бенефис Ирины Муравьевой, сыгравшей провинциалку Соломатину, не терявшуюся в огнях большого города, чей холод она преодолевала орехами за щекой и роликами на ногах.

Свою работу в кино Татьяна Михайловна завершила в 1986 году телевизионным фильмом "Конец света с последующим симпозиумом". Профессиональными наградами ее особенно не баловали, и без них она вошла в историю не только кино, но и страны. Призовой сюжет раскрутился в 1963 году, когда Кинофестиваль авиационных и астронавтических фильмов во французском городке Довилль дал свой первый приз картине Татьяны Лиозновой "Им покоряется небо". В 1976 году ее труды над образом советского разведчика увенчали Государственной премией РСФСР имени братьев

Васильевых. Только в 1984 году Лиозновой присвоили звание народной артистки СССР и в 1999-м наградили орденом за "За заслуги перед отечеством".

К юбилею режиссера телевизионный канал "Россия" показал документальный фильм с говорящим названием "Моя железная леди. Татьяна Лиознова". На том же канале готовится к осеннему сезону премьера 16-серийного фильма "Исаев" работы Сергея Урсуляка о молодых годах Максима Исаева - впоследствии Штирлица, к мягкой посадке которого на телеэкран был недавно покрашен и классический Штирлиц Татьяны Лиозновой.

Александр Гельман, драматург, автор сценария фильма "Мы, нижеподписавшиеся": "Она была уверена в себе, но никогда - самоуверенна"

Татьяна Михайловна, во-первых, профессионал высокого класса. Это прежде всего выразилось в том, что она замечательно подбирала актеров. На съемках фильма "Мы, нижеподписавшиеся" я наблюдал, как это было: она думала очень долго, серьезно, с какими-то колебаниями, но всегда выбор актеров был точным. И это одно из условий успеха ее фильмов, того, что они смотрятся десятилетиями. Она хотела быть уверенной в том, что актеры выполнят ту задачу, которую она им поставила. И она так хорошо это делала, что потом актеры получали награды правительства, порой забывавшего, что у картины есть режиссер, первый человек в постановке. Татьяна Михайловна даже немножко по этому поводу обижалась. Я помню, как за "Семнадцать мгновений" кто-то получал звания и ордена, но не она. Правительство вело себя как такой неграмотный зритель, который вообще не знает, что такое режиссер и что именно от режиссера все зависит. Она была уверена в себе, но никогда - самоуверенна.

Я помню, что когда она решила поставить мою пьесу, тот факт, что она уже шла во многих театрах страны, в двух московских театрах, ее совершенно не смутил. Из режиссеров она, несомненно, самая востребованная. Миллионы зрителей смотрят ее фильмы многие десятилетия. Я даже не знаю, кто еще кроме нее удостоился такого внимания. Конечно, жаль, что у Татьяны Михайловны сейчас есть проблемы со здоровьем, и она не может по-настоящему насладиться плодами популярности и уважения в эти дни, когда отмечается ее юбилей. Но надеюсь, что она поправит здоровье и проживет еще много лет. Дай бог ей всего самого хорошего!


www.gzt.ru

Вероника Хлебникова

20.07.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован