19 апреля с.г. под эгидой ФГУП "Рособоронэкспорт" была организована и проведена научно-практическая конференция на тему "Проблемы обеспечения экономической безопасности военно-технического сотрудничества (ВТС) Российской Федерации с иностранными государствами", сообщили в пресс-службе ФГУП "Рособоронэкспорт".
Основными задачами конференции являлись анализ ситуации вокруг экономической безопасности военно-технического сотрудничества России и выработка практических предложений по совершенствованию правовых, организационных, экономических и других аспектов безопасности ВТС, привлечение внимания органов государственной власти, экономических и финансовых структур, субъектов и участников ВТС, сотрудников Предприятия к этой проблеме, организация более тесного взаимодействия между ними.
В работе конференции приняли участие представители ФС ВТС, руководители крупных предприятий оборонно-промышленного комплекса, банковских, финансовых и страховых институтов, обслуживающих российский экспорт продукции военного и двойного назначения (ПВН) и отечественную "оборонку".
Открывая конференцию, генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Викторович Чемезов обратил особое внимание на актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности военно-технического сотрудничества, подчеркнув, что ВТС является "одним из важнейших факторов не только поддержки и развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, но и повышения обороноспособности страны, обеспечения ее экономической безопасности". С.В. Чемезов отметил, что "Рособоронэкспорт" готов принять самое активное участие в решении проблем по обеспечению экономической безопасности ВТС России с тем, чтобы "существенно повысить эффективность экономической составляющей военно-технического сотрудничества".
С основным докладом выступил заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий Петрович Исайкин. Он остановился на современных тенденциях мирового рынка вооружений, внешних и внутренних угрозах, которые определяют главные проблемы обеспечения экономической безопасности ВТС России.
Обозначив среди основных тенденций в развитии мирового рынка вооружений повышение потребностей в новейшем вооружении, возрастание спроса на проведение модернизации оружия, рост вторичного рынка вооружений и запасных частей, А.П. Исайкин обратил внимание присутствующих на существующие внешние угрозы экономической безопасности ВТС России, в частности:
1. Ужесточение конкуренции со стороны западных государств-экспортеров на традиционных зарубежных рынках российской ПВН.
2. Использование нашими конкурентами рычагов политического и финансово-экономического давления на потенциальных импортеров российской ПВН, особенно на государства, которые являются должниками Международного валютного фонда и Всемирного банка.
3. Обострение конкуренции со стороны государств СНГ и стран Восточной Европы, использующих демпинговую ценовую политику при реализации ПВН советского (российского) производства.
Среди основных внутренних угроз докладчик выделил недобросовестную конкуренцию между российскими экспортерами и производителями ПВН; неудовлетворительное финансово-экономическое положение части предприятий ОПК; высокую текучку квалифицированных кадров и малый приток молодых специалистов на предприятия ОПК; уменьшение базы разработки перспективных образцов ПВН, утеря ряда ключевых технологий и снижение качества ПВН; несовершенство нормативной правовой базы, прежде всего, в областях, смежных с ВТС.
В качестве первоочередных шагов по решению проблем обеспечения экономической безопасности ВТС были определены следующие меры:
1. Разработка и принятие Стратегии и Концепции экономической безопасности ВТС России.
2. Разработка и принятие Кодекса профессиональной этики субъектов и участников ВТС России.
3. Разработка механизма присоединения Российской Федерации к международным договорам, Конвенциям и Кодексам, заключенным в рамках Всемирной торговой организации и Европейского Союза, с учетом обеспечения экономической безопасности военно-технического сотрудничества.
4. Разработка Единой стратегии защиты результатов интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества.
5. Совершенствование взаимодействия федеральных и иных органов власти, субъектов и участников ВТС по обеспечению экономической безопасности ВТС России.
6. Участие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, субъектов и участников ВТС в создаваемой секции экономической и информационной безопасности Научно-технического совета при ФГУП "Рособоронэкспорт".
7. Развитие и совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области ВТС, в том числе по вопросам обеспечения экономической безопасности ВТС России.
С содокладом на тему "Актуальные вопросы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" выступил начальник Департамента защиты информации и режима Предприятия Валерий Иванович Варламов. Он подчеркнул, что недобросовестная конкуренция подрывает основы национальной безопасности России, наносит непоправимый экономический ущерб государству. В конечном итоге дискредитирует деловую репутацию субъектов и участников ВТС, ведет к вытеснению России с традиционных рынков продукции военного назначения, к появлению непреодолимых барьеров на пути расширения географии поставок отечественной ПВН.
Недобросовестная конкуренция с целью приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности присутствует, по словам В.И. Варламова, как в действиях отдельных корпораций и предприятий военно-промышленного комплекса иностранных государств, конкурирующих с российскими субъектами ВТС, так и среди российских компаний, работающих на одних и тех же мировых рынках ПВН. При этом недобросовестная конкуренция приобретает самые разнообразные формы: дискредитация российского производства; экспорт или иное введение в оборот ПВН с незаконным использованием патентов, товарных знаков, торговой марки, результатов интеллектуальной деятельности; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или служебную тайну; осуществление деятельности в области ВТС без соответствующей лицензии; поставки вооружения и военной техники советского и российского производства по демпинговым ценам.
С целью предупреждения и пресечения нарушений законодательства в области ВТС, недобросовестной конкуренции от субъектов и участников ВТС всех уровней потребуется самое тесное взаимодействие, согласованное использование эффективных рыночных механизмов и современных технологий.
ТС ВПК, (25.04.2005)