Эксклюзив
Брестовицкая Надежда Михайловна
19 февраля 2016
3301

«В начале было Слово»: проблема христианской цивилизации в глобальном мире

«1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».[1]

Первая в истории встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим Папой Римским Франциском сопоставима по значимости с Первым Нике́йским собором, созванным в июне 325 г., который продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.[2]

Грохот военных баталий, превративших планету в «горячую точку» и инициировавших «внеплановое» великое переселение народов, приковав внимание международной общественности к проблеме осязаемости опасности самоуничтожения  человечества[3], несколько притушил звучание встречи глав Римско-католической и Русской православной церквей, которая состоялась в Гаване.

Актуальность встречи обусловлена тем, что сегодня христианство превратилось в самую гонимую религию, определив главную тему встречи, хотя постановка проблемы была ограничена гонениями на Ближнем Востоке и в Африке.  Однако, обсуждение угрозы христианским ценностям и их защиты, проблемы унии, однополых браков, абортов, эвтаназии и конфликта на Украине, подтверждают остроту кризиса ценностей веры  в самой Европе.[4]

 

В чем проблема?

В глобальном кризисе человеческой цивилизации, способной сегодня уничтожить не только назвавшего себя разумным, но всю планету.  

Проблема консолидирующей ценностной матрицы: история

« 2. Оно было в начале у Бога»[5]

Проблема ценностей, определяющих настоящее и будущее общества, актуализируется в переломные периоды истории.

Значимость встречи Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви обусловлена тем, что религия возникла как древнейший институт власти. Власти, ответственной за сохранение, накопление и передачу знания о социальном опыте поколений, на основе которого складывались нормы общежития, составившие фонд морально-этических норм человечества, определивших содержание обычного права древнейших цивилизаций и Божьего Закона в христианской традиции.

Социально-политические кризисы во все эпохи истории человечества непременно сопровождаются повышением религиозной активности,[6] ростом количества верующих, апелляцией к вечному Божьему Закону, авторитету высшей власти и справедливости, обусловленной обострением проблемы социальной несправедливости, отлучением морального и законного, обострением ощущения незащищенности земной властью.

 

Древняя Греция

Политическую традицию Древней Греции определили процессы изменения концепции власти, превратившейся из института, ответственного за сохранение мира, в институт, заинтересованный ради сохранения социального статуса и престижа новой воинствующей элиты в сохранении перманентной угрозы миру[7].

Античная культура, возникшая на руинах крито-минойской  цивилизация, решила проблему единой ценностной матрицы в условиях состоявшегося социального расслоения неравенства созданием божественного Олимпа, собравшего в единую семью греческого пантеона богов коренных и пришедших в Элладу народов.

Культивирование ценностей справедливости амбиций и права сильного, освященных авторитетом бессмертных в версии Гомера, обусловившее лишение власти и обычая нравственного иммунитета, определили упадок и гибель Древней Греции[8].

 

Древний Рим:

 миф о братоубийстве у истоков цивилизации

Понимание базовых ценностей империи в условиях массового верующего сознания предполагает обращение к мифологии, представленной совокупностью повествований о легендарном происхождении Вечного города, а также Римского пантеона, имеющего много аналогов греческих богов и богинь.  Образы бессмертных подтверждают наследную связь культур, идеалов и ценностей, представленных в качестве достойных подражания.

Семейная история сыновей бога войны Марса и весталки Реи Сильвии - Ромула и Рема, сброшенных дядей матери в Тибр и вскормленных волчицей, указывает на характер истоков культуры, основы которой восходят к мифу о братоубийстве, подтверждая временные глубины кризиса морали и института семьи в европейской традиции.

 

Проблема целенаправленной деморализации общества

Боги и герои древнеримского эпоса, созданные для обоснования право сильного на власть, представили земным и смертным  богатейший арсенал образцов поведения и мировосприятия, тлетворный характер которых засвидетельствован судьбами целой плеяды римских императоров.

Особая роль в системе манипуляции общественным сознанием в процессе массовой деморализации общества Древнего Рима принадлежит Колизею - самому большого амфитеатру античного мира, рассчитанному более чем 50 тыс. человек, построенному на месте пруда у Золотого дома Нерона в  80 году н. э.

 Знаменитая достопримечательность современной столицы Италии долгое время была для горожан и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, в качестве  каковых представлялись жестокие и кровавые бои гладиаторов и звериные травли. На арене Колизея дикими животными травили не вооруженных людей и первых христиан. В память этих мучеников здесь установлен крест.

 «Чудесное превращение» язычника в христианского императора

Императору, вошедшему в историю как Константин Великий, европейская цивилизация обязана превращением в 313 г. христианства из гонимой веры «униженных и оскорбленных» в официальную государственную религию Римской империи.

Феномену «чудесного превращения» последователя синкретического солярного культа Митры-Аполлона в первого христианского императора[9] посвящено достаточно интересных работ специалистов, начиная Евсевия Памфила.

Однако обращение к истории и культуре Римской цивилизации позволяет сделать вывод, что принятие христианства в качестве официальной религии обусловлено не чудом, а исключительно земными проблемами сохранения власти и империи.

Византия эпохи Константина напоминает колоссальный Колизей имперского масштаба, в котором зрители, столетиями получавшие наглядные уроки жестокости и беспощадности,  в условиях затянувшегося социально-политического кризиса могли легко превратиться в главных героев и выйти за пределы театрального действа, обрушившись на саму власть.

 

Константин - император-христианин

   Реальное «житие» святого равноапостольного императора, а не созданное фантазиями почитателей[10], достойное Юпитера и бессмертных героев римской мифологии, предельно четко указывает на ценности, определившие характер и деяния Константина, на которых воспитывали элита Древней Греции и Рима[11].

Очевидно, на отношение будущего императора к христианству могли повлиять Елена – мать Константина, которая была христианкой, а также отец,  отличавшийся терпимостью к христианам. Однако сомнительно, что родителям принадлежит понимание необходимости отказа от политеизма, превратившегося в неиссякаемый источник обоснования социальных конфликтов, и воистину гениальное открытие возможностей превращения христианства из гонимой в официальную религию в целях сохранения единой власти.

Известно особое внимание, которое уделялось монархом христианству, по инициативе которого был созван Первый Нике́йский собор с целью преодоления разномнения епископов, чреватое лишением паствы единомыслия на основе единой веры. Однако наиболее показательным для понимания характера отношения императора к христианству является факт крещения Константина, которое состоялось лишь за несколько дней до смерти 22 мая 337 году н. э. Следующим, не менее значимым фактом представляется принятие крещения от Евсевия Памфила.

 

«Подвиг» епископа Кесарийского

Превращение христианства в официальную религию для императора носило исключительно вынужденный характер в условиях кризиса традиционных ценностей и постоянно растущего числа верующих в единого Бога. Закон христианского Бога, содержание которого определялся фондом морально-этических норм, а также особое место категории милосердия, были глубоко чужды Константину, который продолжал поклоняться культу Аполлона и после изменения статуса веры Христа.

Христианская мораль оказалась совершенно бесценной для подчинения власти большинства населения. Тем не менее, сам воинственный император оставался верен ценностям богов римского пантеона и героев римской мифологии.

Принять христианство от Евсевия Памфила на смертном одре он смог отнюдь не по причине просветления или немощности и утраты веры в богов предков в результате жестокого недуга. Этот, безусловно, серьезный для верующего шаг стол возможен потому, что к тому времени  отец церковной историографии  завершил основную работу по «адаптации» веры нуждам монархической власти. Евсевий, достойно разделивший тяготы гонений с единоверцами, создал прецедент начала использования глубоко демократичной и гуманистической религиозной традиции, каковым является христианство, в целях обоснования Властью и Законом единого Бога единовластия земного и справедливости социального неравенства.

Власть христианского Бога в версии благодарного Константину епископа мог признать император, отнюдь не случайно принявший крещение от автора христианской доктрины, адаптированной под нужды монархии, четко определившей пределы компетенций Церкви и государства.

Модель Вселенской церкви, представленной в церковной истории епископа кесарийского, определила основы средневековой социальной теории христианского мира. Однако только после смерти Константина Евсевий решился признать императора равным Всевышнему  законотво́рцем[12].

 

Христианство: проблема возрождения

Исключительное право на выбор (букв. – ересь) толкования Слова, признанное за священнослужителями, - величайшее благо, предотвратившее возможность интеллектуального застоя и деградации христианских мыслителей, каждый из которых, искренне веря или не менее искренне заблуждаясь, использовал право на интерпретацию текстов Писания для обоснования собственного понимания смысла и назначения христовой веры.

 

Проблема власти

Гуманистам эпохи Ренессанса человечество обязано великой эпохой Возрождения человека и христовой веры, давшей европейской цивилизации шанс, обреченный земной властью на провал.

Показательным в контексте не сбывшихся надежд эпохи на возрождение морального Закона и отказа от христианского варианта обоснования социального неравенства созданного Творцом «по образу и духу своему», представляется пример принца Уэльского, наделённого незаурядным умом, утонченного ценителя музыки, красавца и силача, которого гуманисты прочили на роль идеального правителя.

 Кровавый след, оставленный в истории Генрихом VIII Тюдором, признанным папой «Защитником веры» - лучшее подтверждения несовпадения ценностей земной власти и христианского Бога. Особенно значимыми для судьбы христианских ценностей Старого и Нового Света является  церковная реформа, в результате  которой король объявил себя главой церкви, а также провальный проект Великой библии, стоивший жизни преданному Кромвелю.

Однако доверенным подготовить перевод Писания на английский язык не удалось совершить подвиг достойный епископа Кесарийского, не только скрывшего антагонизм ценностей веры Христа и единовластия, но подчинившего Слово Закона Божьего интересам царской власти.  Безуспешные попытки скрыть глубинный демократический смысл и представить перевод в достойной монархии интерпретации завершились в 1530г. запретом на переведенный текст Нового Завета в Англии, послужившим переломным этапом в судьбе христианских ценностей в европейской культуре.

 

Выводы

«9.Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир»(?)[13]

Краткий исторический экскурс к истокам и эволюции христианства подтверждает чрезвычайную значимость встречи Предстоятелей Русской Православной Церкви патриарха Кирилла и Римско-Католической Церкви папы Франциска, показавшим собственным примером, что главными для разделенного человечества является не особости и различия – расовые, национальные, религиозные и т.д., а общность, консолидирующие ценности, каковыми являются моральные ценности.

Моральная основа веры Христа, принявшего мученическую смерть ради спасения человечества, является истинной причиной неприятия воинствующей элитой Старого и Нового Света, определившей отмеченный Президентом РФ Путиным В.В. выбор многими евроатлантическими странами «пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации».[14]

Памятуя эффектное сравнение Путина В.В. с «атомный бомбы»,[15]использованное применительно к политическим реалиям прошлого Отечества, подхваченное авторами,[16] следует признать, что история не сохранила ни имени, ни даты, ни конкретного события, определившего судьбоносный для человечества выбор  пути целенаправленного отказа от морали, заложив «атомную бомбу», готовую сегодня разорвать планету.

Переломить губительную тенденцию возможно только совместными усилиями духовной и светской власти, ответственной за соответствие закона государства моральному закону,[17] возведенному христианством в ранг Божьего Закона – непременной основы истинной симфонии Церкви и государства.

 [1] Библия. От Иоанна, глава 1. Синодальный и другие...иjesuschrist.ru›Библия 2 Оно было в начале у Бога. ... 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

[2] мотивы встречи Папы Римского и патриарха Кирилла profi-forex.org›novosti-mira/entry1008282818.html В настоящее время еще рано говорить, что был послан сигнал о преодолении многовекового раскола между церквями – например, сразу же было заявлено – папа Франциск и патриарх Кирилл вместе молиться не будут. Но их встреча, без всякого...

[3]Надежда Брестовицкая Война или мир?: глобальная проблема политики без«умной силы».: http://viperson.ru/people/brestovitskaya-nadezhda-mihaylovna/publications

[4] ..подписанием декларации - Обсуждали гонения христиан... позавчера fair.ru›…vstrecha-patriarha-kirilla-papy-rimskogo…

[5] Библия. От Иоанна, глава 1. Синодальный и другие... jesuschrist.ru›Библия

[6] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы, Саранск. 2005.

[7] Брестовицкая Надежда Михайловна О происхождении семьи, власти и закона: проблема истоков европейских ценностей: http://viperson.ru/articles/o-proishozhdenii-semi-vlasti-i-zakona-problema-istokov-evropeyskih-tsennostey

[8] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы, Саранск. 2005.

[9] Константин Великий — первый христианский император history-persons.ru›2012/03…velikij…imperator/  В качестве небесного покровителя императора бог христиан сменил Непобедимое Солнце и Аполлона. ... Именно орел стал «птицей удачи» для первого христианского императора ... Изначально он исповедовал культ Митры и Солнца Непобедимого, о...

[10]Евсевия памфила слово василевсу... ruistor.ru›istochniki_viz_001.html  ...сочинения Евсевия, так и его же "Жития Константина", "Похвалы Константину", примыкающих по смыслу к "Церковной истории". ... 1; PG 20. Col. 45-906. Переводы: Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Православный Свято-Тихоновский...

[11] Константин Великий. Защитник христианства?  gatesofzion.narod.ru›doc/475_14_KonstantinVelikiy…  "Константин Великий приказал убить своего старшего сына, а также удушить свою жену (она задохнулась от жара в бане)." (Сторожевая Башня, 08.10.2001 г., стр. 14).

[12] Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы, Саранск. 2005.

[13] Библия. От Иоанна, глава 1. Синодальный и другие... jesuschrist.ru›Библия

[14] Выступление на заседании международного дискуссионного...  kremlin.ru›events/president/news/19243  Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации.

[15] Создание СССР или за что Путин Ленина критиковал...  putin-today.ru›archives/20015 Фото: kremlin. 30 декабря 1922 года в Москве был созван Первый съезд Советов, который провозгласил создание ... науке и образованию высказался Владимир Путин, обвинив Ленина в закладке «атомной бомбы» в основание СССР при его создании.

[16] Гусев Александр Анатольевич: Под избирательную систему России заложена даже не атомная, а водородная бомба или как могли договориться парламентские партии о разделе одномандатных округов?: viperson.ru›articles…ne…vodorodnaya…odnomandatnyh…

[17] Надежда Брестовицкая: Угрозы России: о проблемах современного права и бесправия: http://viperson.ru/articles/nadezhda-brestovitskaya-ugrozy-rossii-o-problemah-sovremennogo-prava-i-bespraviya

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован