Говорят, в России - европейская рождаемость и африканская смертность. И с этим надо что-то делать. Однако пути решения, предлагаемые правительством, все больше смахивают на предвыборную кампанию...
Окончательно закон о выплате материнского капитала будет принят, скорее всего, в конце ноября, а пока обсуждается механизм оплаты. Впрочем, обсуждается - громко сказано.
Из проекта закона понятно, что обещанные 250 тысяч будут класть на счет одного из родителей второго и третьего (по счету) ребенка, появившегося в 2007 году (непременно в полной семье). Этими деньгами можно будет воспользоваться только через три года. Их разрешат тратить на улучшение жилищных условий, на образование ребенка или в качестве добавки к пенсии матери или отца. О тратах на прочие, в частности медицинские расходы, даже в случае экстренной необходимости, - и речи быть не может, поскольку Михаил Зурабов считает, что педиатрия в стране и так на должном уровне...
Резвятся как хотят
Вопрос о целесообразности законопроекта в последнее время поднимается все чаще. Есть, например, мнение, что некие госструктуры наварятся на материнском капитале. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, комментируя в "Известиях" законопроект о материнском капитале, так прямо и заявил: "Кладут деньги на счет и три года эти деньги крутят. Они уходят из федерального бюджета, и уполномоченные финансовые структуры с этими деньгами резвятся как хотят".
В расходной части федерального бюджета уже предусмотрено 130 миллиардов рублей на выплату материнского капитала. Сколько будет выдано - неизвестно. Что будут эти деньги делать три года - тоже. В принципе, вообще вопрос об управлении этими деньгами - табу, он почему-то не обсуждается.
Еще об одном "белом пятне" законопроекта заговорили руководители строительных компаний. По их мнению, материнские капиталы никоим образом не решат жилищной проблемы. Ведь любая информация о выбросе в обращение денежных ресурсов отражается на ценах недвижимости. Впрочем, и без этого 250 тысяч рублей явно недостаточно для решения проблемы с жильем, в том числе с использованием ипотеки или иных схем кредитования по достижении ребенком трехлетнего возраста.
Эксперты в области демографии в один голос заявляют, что демографической катастрофе в России эти выплаты не помогут. Скорее - наоборот: все деньги уйдут на Кавказ и Восток, где традиционно в семьях рожают помногу (и - слава богу, если бы не одно "но": если бы не было проблем с рождаемостью на севере и западе России). Так что, как ни крути, ни материнский капитал, ни иммиграция не помогут России сохранить этнический баланс и стимулировать рождаемость.
Есть проблема
Демографическая проблема не уникальная и не "чисто наша". С ней столкнулись очень многие страны. И может, Россия не должна быть исключением из общей картины? А с другой стороны: кому жить на огромных просторах?
Как в одном из интервью сказал столичный демограф Анатолий Вишневский, "если расположить все страны Европы по уровню рождаемости, то этот список явно распадется на две части. Самая низкая рождаемость окажется в тех странах, где государство в той или иной форме пыталось повлиять на поведение семьи. Причем и запретом, и поддержкой - результат тот же".
Для демографии важна, как ни странно, идеология. Дети для семьи или дети для государства? В Германии при Гитлере существовала идея - каждая женщина должна дать государству солдата. Аборты жестоко преследовались. В Италии и в Испании на семью давила католическая церковь, запрещала разводы, контрацепцию. В этих странах сейчас самая низкая рождаемость. Там, где люди рожают детей для себя, ситуация получше. Это Франция, Великобритания, скандинавские страны, США.
Государство должно избегать любых мер с целью навязать семье какие-то решения. Семья не должна быть иждивенкой государства. Жизнь должна быть устроена так, чтобы семья могла зарабатывать и не нуждаться в подачках. Сейчас наша демографическая реформа больше похожа на простую раздачу денег, впрочем, не только демографическая реформа...
Конечно, можно рассчитывать, что на пару лет рождаемость повысится. Есть женщины, которые собирались рожать ребенка - первого ли, второго ли, - но не спешили с этим. Обещанные 250 тысяч, возможно, ускорят принятие решения. А может, и нет... На 250 тысяч, которые еще и тратить нельзя, ребенка не поднимешь.
Нет доверия
А что же сами мамы? Недавно на сайте "KM.ru" опубликовали данные опроса женщин, которые собираются в новом году родить. большинство (90 процентов) опрашиваемых ответили, что самой действенной помощью будет существенное поднятие ежемесячно выплачиваемых так называемых детских. А разовые выплаты не внушают доверия, особенно если диктуют условия: как и когда ими можно будет воспользоваться.
Но кто бы спрашивал их мнение? Тем более в стране, в которой практически все реформы оборачиваются банальной раздачей слонов, причем небескорыстно. Ведь после того, как президент заявил о грядущем законопроекте, его рейтинг сразу подскочил до невиданных высот. А там, глядишь, и третий срок подвернется...
Нелли МОИСЕЕНКО
Норильск, газета "Заполярная правда" (# 174 от 17.11.2006)
gazetazp.ru