Цветков Валерий Анатольевич - член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, зам. директора Института проблем рынка РАН.
Политические отношения двух стран находятся в глубоком всестороннем кризисе. Разрастаются конфликты вокруг собственности российских компаний на Украине. И все же теснейшее российско-украинское экономическое взаимодействие остается реальностью. Это не случайное стечение обстоятельств, а прямое наследие общей истории, точнее - органичное и закономерное ее продолжение. Многоуровневые кооперационные связи, взаимопереплетение и взаимодополняемость экономик, общность научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования - все это и сегодня предопределяет наличие мощной стратегической составляющей российско-украинского партнерства.
1. Политическая составляющая российско-украинских отношений.
На протяжении 90-х годов российско-украинские отношения отличались высокой конфликтностью, а в новом тысячелетии они приобрели кризисную остроту. Негативные тенденции не смогли преодолеть или даже существенно смягчить ни вступивший в 1999 году в силу Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, ни прошедшие на Украине очередные президентские выборы, в ходе которых обычно российский фактор играет большую роль (и, как следствие, происходит некоторое внешнее сглаживание противоречий). Наоборот, в ходе последних выборов именно благодаря российскому фактору противоречия обострились. В середине первого десятилетия ХХI века двусторонние отношения оказались в глубоком, а главное, всестороннем кризисе. <...>
Обратимся к истории. 1 декабря 1991 г. избранный на пост президента Украины Л.М.Кравчук, заявил о категорическом отказе Киева дать свое согласие на какой бы то ни было союзный договор - не только политический, но и экономический.
В мае 1992 г. Киев отказался подписать Договор о коллективной безопасности государств СНГ и вообще участвовать в каком-либо военном союзе Содружества.
В 1993 г. украинское руководство не пошло дальше ассоциированного членства и не подписало соглашения об образовании Межгосударственного экономического комитета - первого наднационального органа СНГ. Не подписала Украина Устав СНГ, тем самым в техническом смысле отказавшись от членства в Содружестве.
Новые противоречия возникли и в российско-украинских отношениях, когда Киев в 1997 г. выступил в числе инициаторов и активных участников объединения ГУАМ, собравшего в себе наиболее "проблемные" с точки зрения российской дипломатии государства и преследующего цели строительства новых транспортных коридоров в СНГ, в той или иной степени альтернативных по отношению к российским.
С приходом к власти "оранжевой" коалиции Украиной был взят курс на евроинтеграцию. Соответственно, налаживание и поддержание внешнеторговых отношений с Россией на этом фоне стало не столь принципиальным. Затормозился и процесс вхождения Украины в Единое экономическое пространство.
Присоединение к ВТО в 2008 г. стало для Украины главным образом политическим шагом: принципиально было не только вступить в ВТО, а стать членом организации раньше, чем это сделает Россия. Таким образом, теоретически Украина получает ряд мощных рычагов давления на Россию.
На настоящий момент Украина в целом поддерживает идею создания зоны свободной торговли с Россией, но в более высоком уровне интеграции Украина не заинтересована. В частности категорически неприемлемым считается создание наднациональных органов и тем более гипотетический переход к валютному союзу - согласно Конституции Украина не может допустить утраты таможенного и бюджетного суверенитета. В качестве примера можно привести отказ Украины от участия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) в качестве полноправного члена. Одновременно Украина выражает готовность идти на абсолютно аналогичные уступки в том, что касается гипотетического вхождения страны в ЕС.
Не способствуют налаживанию отношениям и "газовые конфликты" между Россией и Украиной (1993 г., 2005-2006 гг., 2007-2008 гг., 2008-2009 гг.), возникшие по вине украинской стороны, в связи с ее нежеланием выполнять взятые на себя обязательства по оплате приобретенного газа или как страны-транзитера.
Новым примером ухудшения российско-украинских отношений стало подписание в Брюсселе Декларации по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) представителями Украины, Европейской комиссии и трех международных банков в обход России и с нарушением всех рамок приличия. Подобный сговор потребителей и транзитеров разрушает действующую схему поставок газа, и Россия оказывается за бортом международных договоренностей. <...>
2. Основные показатели российско-украинского экономического сотрудничества.
Россия является одним из ведущих инвесторов Украины. Российские компании проникли практически во все отрасли украинской экономики. Связь и химическая промышленность, товары широкого потребления и пищевая промышленность, энергетика и автомобилестроение, банковский бизнес. Но, по большому счету, монопольным положением соседи могут похвастаться разве что в мобильной связи, нефтепереработке и производстве алюминия/глинозема, где доля российского бизнеса превышает 80%. Сегодня наиболее широко на Украине представлены: НК "Лукойл", Консорциум "Альфа-групп", компания "Базовый элемент" и АФК "Система".
Консорциум "Альфа-Групп":
· 67% акций нефтеперерабатывающего завода "ЛиНОС" (Лисичанский НПЗ);
· 76% акций Киевинвестбанка (переименованного в "Альфа-банк Украина");
· "Днепрэнерго" и 10% акций "Центрэнерго";
· контрольный пакет акций компании "Сторм" (которой принадлежит 40,1% "Киевстара");
· СМИ "Новый канал" и "Наше радио".
НК "ЛукОйл":
· Одесский нефтеперерабатывающий завод (который является одним из самых крупных предприятий этой отрасли на Украине) и сеть АЗС (около 200);
· контрольный пакет акций нефтехимического предприятия "Лукор" (г. Калуш, Ивано-Франковской обл.);
· телеканал СТБ.
Компания "РусАл":
· Николаевский глиноземный комбинат (который сейчас по объемам производства занимает второе место в мире);
· Днепровский металлургический комбинат.
Группа "Альянс":
· компании "Крымнефтепродукт" и "Херсоннефтепродукт";
· сеть АЗС (около 180);
· Стахановский вагоностроительный завод.
Минземимущества Республики Татарстан (28,8%) и ОАО "Татнефть" (8,6%):
· владеют пакетами акций компании "Укртатнафта" (которой принадлежит крупнейший на Украине Кременчугский нефтеперерабатывающий завод) (с учетом акционеров близких к правительству Республики Татарстан, порой представленных оффшорными компаниями, под контролем находиться около 56% акций НПЗ).
"АвтоВАЗ-инвест":
· 68% акций Запорожского алюминиевого комбината;
Группа "МАИР":
· контрольные пакеты шести предприятий по сбору и переработке черных металлов (Черкасского, Херсонского, Харьковского, Винницкого, Житомирского).
АФК "Система" (ОАО МТС):
· UMC ("Украинская Мобильная Связь", крупнейший оператор сотовой связи Украины).
Российской Федерации принадлежит 223 объекта по всей Украине, в том числе 150 объектов в Крыму. Из них 61 здравница. Цена российской собственности на Украине оценивается приблизительно в 10 млрд. долларов.
Присутствие российского капитала на Украине постоянно растет. По сообщению Госкомстата Украины, накопленные российские инвестиции в экономику страны на 1 января 2009 года составили 1,8 млрд. долл. США или 5,6% от общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За 2008 год инвестиции из России возросли почти на 400 млн. долл. США (рис. 1).
21.05.2009
www.perspektivy.info