Эксклюзив
Аванесов Вадим Сергеевич
11 ноября 2014
7951

Вадим Аванесов: Применение тестовых форм в новых аттестационных технологиях

Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать, и твердо держится на костылях привычки.
А.И. Герцен

 

Аннотация

В статье ставится вопрос о необходимости преодоления консерватизма при применении тестовых форм в аттестационных технологиях. Предлагается вместо заданий с выбором одного правильного ответа использовать задания с выбором нескольких правильных ответов. Последние позволяют проверить почти все виды знаний, формируют дивергентное мышление, связанное с креативными способностями, и всё делают в автоматизированном режиме. Правильный выбор формы заданий зависит от вида проверяемых знаний.

Ключевые слова: задания в тестовой форме, новые аттестационные технологии, конвергентное и дивергентное мышление, виды знаний.
 

 

Определение основных понятий

Форма заданий определяется как способ связи, организации, упорядочения и существования содержания в общей композиции тестовых заданий.

Тестовая форма заданий представляет собой специфический способ связи содержания задания с наиболее подходящей для этого содержания формой. Специфика способа определяется особенностями основных форм: заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов, заданий открытой формы и заданий на установление правильной последовательности. Задания на установление соответствия используются сейчас мало из-за их громоздкости и возможности замены заданиями с выбором нескольких правильных ответов.

Аттестация кратко определяется как оценивание и принятие решений относительно реальных учебных и производственных (служебных) результатов.

Аттестационная технология – определяется как система научной организации аттестации выпускников школ, вузов и иных контингентов обучающихся на соответствие принятым обществом и государством образовательным стандартам.

 

 

Проблемная ситуация

С момента своего появления педагогические тесты считались средством итогового контроля знаний. За рубежом они использовались для быстрой и эффективной аттестации школьников и студентов. Сейчас для текущего контроля и самоконтроля используются не тесты, а отдельные задания в тестовой форме. О различиях тестов от заданий в тестовой форме автор этой статьи писал неоднократно.

В России долгое время существовал теоретический вакуум по этим вопросам. Поэтому многие педагоги задания в тестовой форме по привычке называют тестами. Эта ошибка имеет отрицательные последствия для практики. В полной мере такие последствия проявились в ЕГЭ.

 

 

Отношение к тестовым формам

В сфере мирового образования отношение к заданиям в тестовой форме меняется с отрицательного на положительное. Это происходит в связи с глобальной технологизацией образовательного процесса, появлением новых форм, необходимостью экономии расходов на обучение и контроль знаний. Правильный выбор формы заданий зависит от видов проверяемых знаний.

В России отношение к тестовым формам и вообще к тестам всё ещё настороженное, преимущественно спорное; больше отрицательное, чем положительное. К отрицательному мнению относительно заданий с выбором одного правильно ответа склоняется большинство учителей, усматривающих в таких заданиях угрозу интеллектуальному и моральному развитию личности учащихся.

Стала обычной практикой подготовка к тестовому контролю посредством запоминания номера правильного ответа к каждому задания теста. А также разных видов т.н. "учебного мошенничества". Очевидно, это невозможно признать образовательной деятельностью. Это деятельность, противоположная подлинному образованию и развитию. Но тестовая форма здесь не при чём.

Ранее отмечалось, что задания в тестовой форме выгодно отличаются от других форм обучения и контроля свойствами технологичности, эффективности, краткости, быстроты ответа, определимости меры трудности, лучшей понимаемости смысла заданий. Эти удивительно полезные свойства заданий в тестовой форме оказались, к сожалению, почти невостребованными в российском образовании. Не случайно, что большинство учебных заданий даётся учащимся в нетестовой форме. В зарубежном образовании доля заданий в тестовой форме существенно выше, что объясняется проводимой там образовательной политикой, педагогическими теориями, методиками, техникой и технологией.

 

 

Научная критика заданий с выбором одного правильного ответа

В числе первых авторов, указавших на непригодность заданий с выбором одного правильного ответа, из предлагаемых на выбор, был датский математик Георг Раш. Он является основателем направления в измерениях, получившего позже труднопереводимое на русский язык название Rasch Measurement

В процессе математического обоснования качества имевшихся тогда тестов для оценки способностей армейских новобранцев читать и понимать учебные тексты, Г. Раш указал на возможность угадывания правильного ответа, если применяются задания с выбором одного правильного ответа. А, следовательно, и на вероятную возможность привнесения ошибок в начальный этап процесса измерения. В то время как американская практика тестирования широко применяла задания с выбором одного правильного ответа, Г. Раш занял принципиальную позицию, не допускающую такие задания в практику педагогических и психологических измерений.

Фактически позиция Г. Раша склонялась к применению в педагогических измерениях только заданий открытой формы, где краткий ответ в каждом задании испытуемому надо было дописать в специально отведённом месте задания, что делалось на месте прочерка. Это была позиция математически обоснованная. Но она фактически противостояла всей мировой практике технологичного применения заданий с выбором одного правильного ответа в учебном и аттестационном процессе. Поэтому использовался обычный защитный механизм: предложения Г. Раша, идущие вразрез с общепринятой практикой, старались не принимать во внимание.

 

 

Спорность форм заданий ЕГЭ

С первого дня введения ЕГЭ автор этой статьи писал о нецелесообразности использования заданий с выбором одного правильного ответа. Тогда такое использование объяснялось необходимостью использования имеющейся технологии в Центре тестирования. И ничего не менялось. Нет нужных перемен и сейчас, что нередко объясняется спорностью позиции втора этой статьи.

Но спорность может быть хорошим индикатором возможной перспективности другого метода. Именно это случилось с заданиями с выбором нескольких правильных ответов. Они сейчас становятся самыми распространёнными в учебном процессе. Но предложения использовать их в России органы управления образованием по устоявшейся привычке во внимание не принимают. Они сами решают, что принять, а что - нет. Конец этому своеволию могла бы положить открытая научная конференция. Но мы такой конференции не видели уже более четверти века. Вместо открытости в Рособрнадзоре усиливается закрытость. Так легче скрывать негодные результаты. Какая тут может быть спорность?

 

 

Нетехнологичность заданий открытой формы

Задания открытой формы имеют один существенный недостаток - при использовании бланковой формы в массовом контроле они становятся нетехнологичными и затратными. Практика дорогостоящей регистрации, распознавания и расшифровки ответов с помощью сканера и соответствующих программ, породила миллионы ошибок и стала, кроме того, источником непроизводительного ручного труда.

Проблема заключается в том, чтобы иметь задания, не способствующие, с одной стороны, механическому угадыванию правильного ответа, и с другой стороны - задания, отвечающие требованиям технологичности и объективности выставления оценок.

Не случайно настоящие тестовые службы на Западе в массовых обследованиях используют только технологичные задания с выбором, используя далее автоматизированную считку результатов с бланков посредством оптических сканеров высокой производительности, от 5 до 50 тысяч бланков в час. Хороший пример успешного применения такой техники и технологии оценивания даёт и Единое Национальное тестирование в Казахстане. Там уже объявлено об отходе от идеи единого экзамена. Останется только Национальное тестирование. КИМов и ЕГЭ там, к счастью, нет. В России неизвестные общественности тайные лоббисты держатся за КИМы ЕГЭ зубами. Пока что всё решают они. Сколько этот тайный позор, для великой страны, может ещё продолжаться, науке неизвестно.

 

 

Аксиомы

Выбору форм оценки знаний при проведении ЕГЭ не смогла помешать критика автора и многих других. В руководящих органах такую критику чиновники характеризовали как исходящую, якобы, от маргиналов, а потому на неё не надо обращать внимание. В число таковых попали академики РАН и РАО, которые возражали против проведения бездарного, в научном отношении, единого государственного экзамена. Чиновниками отвергались и аксиомы педагогических измерений. Случилось то, о чём писал В.И. Ленин: - "Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то и они опровергались бы".

Именно из-за такой позиции государственный экзамен подошёл к провалу; он вынужденно перестал быть фактически единым. Для его спасения все т.н. КИМы ЕГЭ, кроме двух по русскому языку и математике, перенацелили теперь только на приём в ВУЗы. Они превратились из единых экзаменов в приёмные экзамены в вузы. Вследствие чего оказалась оголённой аттестация выпускников. Случившееся нарушение Закона об образовании, похоже, в стране, мало кого волнует.

 

 

Два процесса

В течение долгого времени складывались два отличающихся процесса - обучения и контроля знаний. И по сей день эти процессы не удаётся объединить должным образом. Причины тому - преобладание классно-урочной формы обучения, рассказов и других словесных методов обучения в школе, лекций в вузовском образовании, традиции многословного изложения содержания учебников в преподавании, устарелость содержания большинства учебных курсов, неадекватность множества используемых сейчас форм обучения и контроля знаний, а также вечно отстающие формы учёта, планирования и оплаты педагогического труда.

В наших недавних работах многократно была показана обучающая роль заданий в тестовой форме, особенно, когда они становятся органической частью новых электронных учебников. Например, таких как квантование учебных текстов и супертест. Эти технологии вытекают из идеи творческого соединения обучения с контролем и самоконтролем, а также из осознания потребности внедрения тестовых форм в учебный процесс. Нужны и новые методы, соединяющие тестирование с самостоятельным изучением курса.

 

 

Новации в форме

Уже упоминалось, что использовавшаяся ранее третья форма заданий на установление соответствия сейчас почти не применяется из-за её громоздкости, а также из-за возможности представления заданий данной формы в заданиях с выбором нескольких правильных ответов. При этом первый столбец задания третьей формы представляется как элементы фасета задания, а элементы второго столбца - как ответы.

Сейчас вместо заданий с выбором одного правильного ответа стали применяться задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Изменилась инструкция для испытуемых. Сейчас она звучит так: Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов.

Изменилась и оценка. Раньше за выбор одного правильного ответа испытуемый обычно получал один балл, сейчас за правильный выбор, в одном задании, всех правильных ответов испытуемый получает два бала, за одну допущенную ошибку - один балл, за две и большее число допущенных в задании ошибок - получает ноль баллов.

 

 

Примеры заданий с выбором нескольких правильных ответов

Улучшению практики тестирования помогает улучшение форм тестовых заданий. Вместо заданий с выбором одного правильного ответа из 3-5 ответов надо сейчас переходить (где это оправданно) к заданиям с выбором нескольких правильных ответов. Посмотрим на некоторые примеры:

1. БУКВА "О" ПИШЕТСЯ В CЛОВАХ

1) упл...тнить сроки
2) обн...жить пороки
3) р...птать на судьбу
3) прил...скать собаку
4) отк...заться от услуг
5) опр...вдать поступок
6) угр...жать расправой
7) в...пиющий произвол
8) раск...лить сковороду
9) усл...жнить обстановку

 

2. В СТИЛЕ БАРОККО ПОСТРОЕНЫ

1) Смольный собор         5) Здания Сената и Синода
2) Зимний дворец            6) Мраморный дворец
3) Казанский собор         7) Александринский театр
4) Кунсткамера                8) Книжная палата

 

3. IRREGULAR VERBS

1) start          6) read          11) wear
2) swim        7) think         12) print
3) speak        8) complete  13) obtain
4) look          9) begin        14) finish
5) run          10) jump        15) draw
 

4. THE GERUND IS USED AS {subject, attribute, predicative, direct object, adverbial modifier, prepositional object} IN THE SENTENCES

1) Deciding is acting
2) Avoid making mistakes
3) The rain poured down without ceasing
4) He succeeded in entering the university
5) A cuckoo began calling from a thorn tree
6) Swimming against the current was difficult
7) She felt a strange certainty of being watched
8) After talking to us for a moment he left to get his train
9) Our work is devoted to building democracy in our country

Кроме заданий с выбором нескольких правильных ответов сейчас используются два и три задания в одном. Например:

5. ЧТО ВЫ ЧИТАЕТЕ, МИЛОРД? - СПРОСИЛ (А)

1) Офелия                  5) Лаэрт
2) Полоний               6) Горацио
3) Клавдий                7) Гертруда
4) Гамлет                   8) Фортинбрас

 

 "СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА" - последовал ответ

1) Офелии       5) Лаэрта
2) Полония     6) Гамлета
3) Клавдия      7) Гертруды
4) Горацио      8) Фортинбраса

За правильный ответ в каждом из сдвоенных заданий испытуемый получает по одному баллу. Таким образом, за такие задания оценки могут варьироваться от нуля до двух. Это обстоятельство благотворно отражается на повышении точности измерения.
 

 

Оценка ответов

В таких заданиях испытуемые могут получить от нуля до 2-3 баллов, что повышает вариацию данных и, как следствие, точность измерения. Обоснованность выставляемых баллов доказывается методами множественного регрессионного анализа.

Преимущества заданий с выбором нескольких правильных ответов
В таких заданиях число прилагаемых ответов больше, чем в заданиях с выбором одного правильного ответа. Преимущество таких заданий - в практической невозможности угадать одно правильное сочетание всех правильных ответов, из множества возможных сочетаний. Что сводит вероятность угадывания всех правильных ответов очень близко к нулю. Испытуемые не знают точное число правильных ответов, что делает такие задания труднее.

Помимо радикального снижения вероятности угадывания, повышения трудности и технологичности, задания данного варианта позволяют проверить знания полнее, глубже и точнее.
 

 

Новые технологии - новые возможности

Автором этой статьи разработаны две упоминавшиеся новые образовательные технологии: квантование учебных текстов и супертест. В сочетании с тестовым мониторингом и рейтингом на основе тестовых результатов, эти методы дают возможность перейти к технологизации процесса аттестации выпускников, на основе компьютерного учёта результатов обучения.

Качественно проведённый мониторинг посредством супертеста несёт в себе возможность полностью отказаться от проведения экзаменационных сессий и сэкономить два учебных месяца в году, используя это время на образовательную деятельность. Здесь скрывается огромный резерв повышения качества образования. Хотелось бы обратить внимание органов управления образованием и ректоров российских вузов на эту неожиданную и колоссальную возможность увеличения времени обучения, новые возможности повышения качества образования, абсолютно не используемые сейчас в России.

Квантование учебных текстов дополняется проверкой усвоения знаний посредством заданий в тестовой форме. Эта технология успешного учения и самоконтроля внедряется в Казахстане. К настоящему времени там уже опубликованы сотни таких текстов.

Квантование учебных текстов означает их сокращение и разделение на небольшие части, что облегчает усвоение смыслов, содержащихся в каждом кванте учебной информации. Такие тексты и технологичные системы заданий составляют качественный педагогический контент - содержание новой системы образования.
 

 

Супертест

Можно выделить несколько отличий супертеста от теста.

Число заданий.

В супертесте намного больше заданий, чем в традиционном педагогическом тесте. Их может быть примерно тысяча, особенно для сравнительно больших учебных курсов. Для коротких учебных курсов число заданий существенно снижается.
В некоторых вузах, сотрудничающих с автором этой статьи, используется простая формула: общее число итоговых заданий определяется произведением числа выделенных учебным планов часов на 4 или 5. Например, если объём курса составляет двести часов, то число проверочных заданий по нему может достигнуть примерно тысячу. Это преимущественно задания с выбором нескольких правильных ответов. Сами задания требуют постоянного улучшения и периодической замены. Для повышения качества такой работы автор этой статьи по своей программе готовит кафедральных тестологов-методистов.

 

 

Содержание заданий супертеста

Небольшое число заданий традиционных тестов при изучении сравнительно больших курсов постоянно ставят вопросы валидности тестовых результатов: чем больше курс, тем труднее подобрать систему небольшого числа заданий (примерно до тридцати), способных качественно оценить уровень подготовленности испытуемых по всему курсу. Педагоги справедливо при этом указывают на неприемлемость редуцированной системы заданий для оценки знаний всех элементов изучаемого курса.
 

 

Два типа мышления

Сложность в применении форм тестовых заданий объясняется противоречием, реально существующим между теоретическим и практическим мышлением.
Практическое мышление в форме тестовых заданий практики видит привычное средство создания теста.

Теоретическое мышление находит отношение практиков к форме ограниченным. Потому что от качества формы зависит понимание содержания заданий, технологичность тестового процесса, точность и эффективность измерений. Малейшее нарушение требования формы часто делает задание непонятным. Например, при нечетких инструкциях испытуемые не знают, как им надо отвечать на задания. Нарушение требований формы является также одним из самых распространенных источников погрешностей педагогических измерений.

В используемых сейчас повсеместно заданиях с выбором одного правильного ответа есть, наряду с одним правильным, есть несколько неправильных, но правдоподобных ответов. Последние называют дистракторами (от англ. to distract - отвлекать); число дистракторов обычно колеблется от одного до 4-5. Соответственно, довольно высока вероятность угадывания правильного ответа.
 

 

Обучающий потенциал заданий в тестовой форме

Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий.

Невнимание к обучающим возможностям заданий в тестовой форме стало одной из причин методического отставания российского образования от положения дел с этим в ряде других стран. Причины - абсолютизация классно-урочной системы организации занятий, чрезмерная бюрократизация управления образованием, нехватка компьютерной техники, а также тестов и программ для организации автоматизированного самоконтроля - самой гуманной формы контроля знаний.
 

 

Конвергентное и дивергентное мышление

Предложения перейти в новых образовательных и аттестационных технологиях к использованию заданий с выбором нескольких правильных ответов автор данной статьи основывает на известной за рубежом теории конвергентного и дивергентного мышления.
Под конвергентным мышлением понимается интеллектуальная способность, и, видимо, ментальная привычка искать единственное решение. Применительно к форме тестовых заданий это как раз случай выбора одного правильного ответа из нескольких ответов, предлагаемых испытуемому на выбор.

Под дивергентным мышлением понимается способность к поиску нескольких правильных решений. Эту способность Д.П. Гилфорд считал основой креативности личности. Предлагаемая здесь форма с выбором нескольких правильных ответов хорошо подходит под идею функционирования и формирования дивергентного типа мышления. Очевидно, в реальной жизни и мыследеятельности необходимы способности как конвергентного, так и дивергентного мышления. Вот почему первая, по счёту форма заданий в нашей работе получила название "задания с выбором одного или нескольких правильных ответов".

 

 

Простое истолкование научной концепции

В популярной литературе концепция конвергентного и дивергентного мышления излагается просто и понятно. "Существует тип людей, который всегда убежден в существовании одного правильного пути. Задачи решают посредством уже накопленных знаний и с помощью цепочки логических рассуждений. Большая часть современного обучения в ВУЗах основана именно на конвергентном мышлении. Для творческих личностей такая система образования не позволяет раскрыть свой творческий потенциал.

 

 

Интересное решение

С целью сдвинуть мышление профессорско-преподавательского состава с привычного стереотипа использования заданий в тестовой форме только с одним правильным ответом, в Казахском Национальном медицинском университете было принято такое решение: не менее половины разрабатываемых преподавателями заданий в тестовой форме должно быть с выбором нескольких правильных ответов.

 

 

Виды знаний

Ещё одним аргументом в пользу увеличения числа заданий с выбором нескольких правильных ответов в новых образовательных и аттестационных технологиях стало исследование автора этой статьи по классификации видов знаний. В нём, с опорой на другие имеющиеся в мировой литературе классификации, было выделено 15 видов знаний.

При должном уровне педагогического мастерства, такие задания могут быть использованы для проверки не менее 14 видов знаний из 15 ранее упомянутых в трудах автора. Перечислим эти 14 видов:

1. Знание названий, имён.

2. Знание смысла названий и имён.

3. Фактуальные знания.

4. Знание определений.
5. Сравнительные, сопоставительные знания
6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов
7. Ассоциативные знания
8. Классификационные знания
9. Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований
10. Причинные знания, знания причинно-следственных отношений, знание оснований
11. Технологические знания
12. Вероятностные знания
13. Абстрактные знания
14. Методологические знания

Только процессуальные, алгоритмические и процедурные знания, образующие пятнадцатый вид знаний, не входят в перечень видов знаний, доступных для проверки заданиями с выбором нескольких правильных ответов. Эти виды знаний проверяются заданиями на установление правильной последовательности.

 

Вывод очевиден: надо скорее переходить от пришедших к нам из позапрошлого века заданий с выбором одного правильного ответа к заданиям с выбором нескольких правильных ответов.

 

 

Лексические различия

Во множестве ранее написанных работ автор этой статьи неоднократно призывал видеть различия между тестами и заданиями в тестовой форме, между заданиями с выбором одного ответа и с выбором нескольких правильных ответов. Но тщетно. Консервативные взгляды оказались сильнее научных аргументов. К тому же консерватизм поддерживался органами управления образованием, руководители которых поначалу все задания тоже называли тестами. В частности, распространялись такие антинаучные перлы, как "тесты ЕГЭ". Хотя настоящих тестов в ЕГЭ не было никогда. В части "А" использовались устаревшие задания в тестовой форме, с выбором одного правильного ответа. Такие задания стали источником быстро расширяющейся коррупции. По некоторым данным, с введением ЕГЭ школьная коррупция выросла в 20-25 раз, обогнав коррупцию вузовскую.

Избранные для ЕГЭ формы оказались нетехнологичными, что в наше время считается существенным, недопустимым недостатком. Недостатки имеют задания открытой формы и тексты, призванные проверить умение обосновать решения испытуемых. Такие умения надо проверять в школе, в текущем процессе обучения. Выносить их на итоговый контроль было ошибкой. Именно эти формы позволили взвинтить стоимость проведения ЕГЭ и контроля за его проведением
 

 

Расходы бюджета на некачественные формы и методы итоговой государственной аттестации

В зарубежной педагогике есть принцип единства обучения и контроля знаний. Его можно трактовать и так, что какие-то методы лучше применять в ходе учебного процесса, а какие-то - в итоговой аттестации. Это вопрос методической целесообразности, решаемой только на уровне отдельного педагога.
Но что будет, когда нетехнологические методы т.н. "парной педагогики" вдруг становятся методами массового государственного экзамена. Именно в таких случаях возникают иррациональные расходы, которые сильно интересуют бизнесменов. Нередко такого рода интерес имеет следствием брешь в образовательном и общегосударственном бюджете.

По признанию Дм. Ливанова, затраты бюджета на проведение ЕГЭ возросли в 2014 году на 660 млн. руб. В Экспертном докладе "Анатомия ЕГЭ", показано, что фактический бюджет ЕГЭ-2014 вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим годом, с 312 миллионов до 1,24 миллиарда рублей. С этим фактом соглашаются и в Рособрнадзоре.

 

 

Расходы на контроль за ЕГЭ оказались больше, чем на сам экзамен

На графике (см. приложение) представлена сравнительная стоимость расходов на производство т.н. КИМов ЕГЭ, продукции неизвестного и экспертно неподтверждённого качества.

Общий бюджет на организацию и проведение ЕГЭ в 2014 году на федеральном уровне составил 1 240 643 800 рублей.

Вид расходов 2013 год, руб.                     2014 год, руб.
Субсидия ФЦТ 247 524600                      246 181 600
Субсидия ФИПИ 59 489000                     59 540 200

Закупки Рособрнадзора 0                         879 500 000
Закупки Минобрнауки 5 000 000            55 422 000
Сумма расходов на ЕГЭ 312 013 600      1 240 643 800.
 

 

 

Расходы на проведение ЕГЭ растут, уровень знаний падает.

В 2013 году на проведение ЕГЭ было потрачено 500 млн. рублей, в 2014 году общий объем финансирования всех мероприятий по ЕГЭ составил около 1 240643 млн. рублей. В 2015 году на организацию только видеотрансляции из классов во время проведения Единого государственного экзамена затребовано 200 млн. бюджетных рублей.
 

Очевидно, нужна другая аттестационная политика - повышения качества, технологичности и экономии государственных средств. Этому может содействовать выбор технологичных форм и методов аттестации, не требующих огромных затрат. Иначе говоря, нужен иной путь, нужны новые аттестационные технологии. Экономичный пример работы тестовых служб Казахстана на российских чиновников не распространяется. Сколько может ещё продолжаться такое нерациональное и безответственное расходование бюджетных средств?

 

 

Мнение Президента страны

Президент В.В. Путин многократно призывал устранить существующие недостатки при проведении Единого Государственного экзамена. Среди основных недостатков - это необъективность и некачественность результатов, нетехнологичность используемых методов, дороговизна.

В 2014 году дело, казалось бы, начало трогаться с места. Но направление движения выбрано противоположное мировым тенденциям.

 

 

Что предлагается в реальности?

Удорожание услуг

О резком удорожании услуг ЕГЭ уже говорилось. Выбираются только дорогостоящие формы и методы: набор многих тысяч экспертов-предметников для ручной проверки сочинений, сканирование и распознавание миллионов бланков и текстов. Для сравнения: в Казахстане посредством оптосканов результаты всех испытуемых в Национальном тестировании проверяются в один день, без применения ручного труда.

Переход от старой формы - к более старой
Пришло сообщение, что в ЕГЭ 2015 года предполагается общая тенденция сокращения старых заданий с выбором одного правильного ответа. Как там написано, "идет совершенствование контрольно-измерительных материалов", которые проверяют знания детей на т.н. "продуктивном" уровне. Смысл этого уровня не поясняется. Но предполагаемый позитив перечёркивается стремлением использовать совсем старые методы аттестации.

Сочинение
В том же сообщении написано, что по русскому языку выпускники теперь будут писать сочинение. Для проверки традиционных сочинений в ЕГЭ 2015 года по всей стране опять наберут тысячи проверяющих.
Форма сочинения пришла к нам из древности. Она хорошая и нужная в текущем учебном процессе. Но сочинение - трудоёмкая, для проверки и оценки, форма. А потому является технологически неподходящей формой для аттестации.
Похожая история уже была с формой сочинения на императорском экзамене в Древнем Китае, около четырёх тысяч лет назад. Своеволие местных чиновников, пытавшихся любой ценой протолкнуть своих детей во власть, при написании сочинений было тогда таким же безграничным, как и сейчас. И стремление испытуемых обмануть государственных экзаменаторов любым способом было тоже не слабее, чем сейчас. В наши дни это толерантно называется учебным мошенничеством. Да и ставка была тогда неслабой - получаемая сразу после экзамена управленческая должность. Несмотря на жесткий контроль при проведении письменного экзамена, последний, по мере расширения масштабов мошенничества, всё-таки рухнул
В 1997 году в России были попытки разработки т. н. "структурированных" сочинений. Они были разработаны опытными преподавателями МГИМО по русскому языку и литературе. Там ставились краткие, структурные вопросы, на которые испытуемые должны были дать письменные ответы. Это были вопросы, требующие аналитических способностей, знаний русской литературы, языка и наличия творческого мышления. Вопросы не оставляли испытуемым никакой возможности пользоваться готовыми текстами (шпаргалками), написанными другими абитуриентами и в другие годы.
Оценки шкалировались по знанию языка и литературы. Жаль, что тот опыт не получил развития и признания.

 

 

Усиление полицейщины при проведении ЕГЭ
В упомянутом сообщении написано также, что "будут установлены устройства, не позволяющие школьнику пронести на экзамен мобильный телефон. В прошлом году некоторых учеников, из-за того, что у них были собой средства связи, удалили с экзамена". Эти строки можно понимать так, что в системе российского ЕГЭ усилится и без того высокий уровень проверок, включая проверки в туалетах, документально зафиксированные ранее Общественной Палатой.

При качественном тестовом контроле с помощью заданий с выбором нескольких правильных ответов никому не придёт в голову пользоваться телефонами и туалетами, потому что время контроля ограничено примерно 40 минутами. Для хронических тугодумов существуют другие подходящие методы.

 

Изменения в экзамене по математике

По математике обещают два новых уровня: базовый, если школьнику для поступления в ВУЗ этот предмет не нужен, и профильный. Это может означать, что первый уровень проверки, скорее всего, отнесут к аттестации, а второй будет использоваться для экзаменов при приёме в вузы. А если школьник или родители передумают к моменту проведения? Скорее всего, скажут нельзя. И для этого экзамена наберут тысячи проверяющих.
На смену старой и плохой форме заданий по выбору одного правильного ответа возможно придёт использование совсем нетехнологичных математических текстовых задач традиционного экзамена. Многие из таких задач плохо формулируются лексически, поэтому процент непонимания их смысла довольно высок.

 

 

Иностранные языки

Изменится и госэкзамен по иностранным языкам. Он будет проходить два дня. Сначала выпускник сдаёт письменный экзамен, а затем устный, который позволит проверить навык спонтанной, как было сказано, речи.
И снова по всей огромной стране наберут другие тысячи проверяющих, которые два дня должны оценивать то, чего они не могут сделать за меньшее время и за меньшие деньги. Впрочем, вопрос об уменьшении затрат никто не ставит.

 

 

Тенденция

В дорожном и прочем строительстве, а теперь в образовании, сложилась тенденция завышения стоимости работ по госбюджету, за счёт расширения количества ручных операций. Это выгодно исполнителям, но невыгодно стране, что отбрасывает её назад.  Изменить отмеченную тенденцию на противоположную можно. Для этого надо принять во внимание мнение оппонентов, наладить формы и методы общественного контроля. Иначе говоря, нужен диалог общества с бюрократической властью образовательного ведомства. Роль общественной организации контроля в сфере образования трудно переоценить.
Пока же предложения оппонентов о применении тестовых форм в новых аттестационных технологиях отвергаются на корню, без какого-либо обсуждения.

Д.И. Менделеев писал, что многие формы жизни стали новыми, а образовательные формы до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании. И хотя время на эффективное усовершенствование уже потеряно, некоторые шансы всё ещё остаются. Если призадуматься и изменить сложившееся отношение к формам и методам проведения итоговой государственной аттестации. 

Связанные публикации

2997
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован