24 июня 2008
4362

Валерий Грайфер: Большие проблемы малых нефтяных компаний обусловлены бюрократическим ражем

"Мы проанализировали: на 1 рубль дохода на тонну нефти 80 копеек мы отдаем в бюджет", - делился проблемами при посещении установки по подготовке нефти ООО "ТНГК-Развитие" его гендиректор Раис Ханнанов. Эта МНК - одна из 17, расположенных на территории Нурлатского района, и ее объекты стали очередным пунктом посещения участников выездного заседания двух профильных комитетов -Совета Федерации и Госдумы, посвященного проблемам малых и средних нефтедобывающих компаний (отчет о первом дне опубликован в предыдущем номере "ВиД").

Что такое 20 процентов для "нефтянки"? Только поддержание производства, но никак не его расширение. Та же "ТНГК-Развитие" в прошлом году пробурила 8 скважин, в этом рассчитывает лишь на 7, умудряясь пока наращивать добычу: c 230 тысяч тонн в 2006 году до наметок на 255 тысяч - в этом. Это при том, что у компании нет таких проблем, какие терзают малые нефтяные компании в российских регионах: она сотрудничает с компанией "Татнефть" в плане доподготовки и сдачи нефти в систему "Транснефти" на договорных отношениях.

Но эти показатели - предел роста, несмотря на то, что у "ТНГК-Развитие" сейчас 101 скважина со средним дебитом 8,5 тонны в сутки и существующих запасов при корректном подходе к добыче хватит еще примерно на 40 лет.

"Ни в одной отрасли народного хозяйства нет такой высокой бюджетной эффективности! Даже у золотодобычи - самое большое отчисление - 30%, а здесь - 80!" - возмутился председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.

На примере этой малой компании выяснилось, что на 121 человека, в ней работающего, в прошлом году в бюджеты разного уровня было выплачено 920 млн. рублей.

"А какая средняя зарплата у вас по прошлому году?" - переспросил гендиректора Орлов.

Оказалось, 25 тысяч рублей.

"Получается, что один ваш работник, не заработав и 300 тысяч рублей в год для себя, отдал 5 миллионов государству?" - подсчитал навскидку сенатор. Нефтяник кивнул.

Генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций "АссоНефть" Елена Корзун, выступая затем на пленарной части совместного заседания, отметила, что опыт Татарстана в области взаимоотношений вертикально-интегрированного холдинга и самых маленьких производителей наполняет ее чувством гармонии. Чувство гордости вызывают у Елены и малые нефтяные компании в принципе. "Это суперэффективные собственники, - заявила она, сообщив, что при 4% добычи нефти страны "малыши" в 4-5 раз превышают среднеотраслевые показатели по разведочному, эксплуатационному бурению, вводу новых скважин, использованию инновационных методов и др. "Малый нефтяной бизнес - это и есть тот самый инновационный кластер, технопарк в большом смысле этого слова, - заявила Корзун, - потому что каждый работающий в этих компаниях - Кулибин". Руководитель "АссоНефти" привела в пример татарстанскую нефтяную компанию "Алойл", которая впервые в мире применила технологию для утилизации попутного нефтяного газа, и ее пример сегодня изучается "Газпром нефтью" и "Роснефтью".

Говоря о проблемах, Елена Корзун особо остановилась на бюрократических препонах, обозначив явление чиновничьего произвола термином "парабизнес". Дело касается дублирующих функций "Ростехнадзора", "Росприроднадзора", налоговых органов, прокуратур, которые непрерывно проверяют компании, причем по одному и тому же поводу. Причина - в недоработанном законодательстве, нестыковках между основными документами, регулирующими деятельность нефтяников. Предположив, что если так будет продолжаться, то скоро мелкие нефтедобытчики переместятся с промыслов в суды, Елена Корзун предложила разработать и принять наконец федеральный закон о нефти и газе, который существует в любой нефтедобывающей стране.

Тему поддержали и представители независимых нефтяных компаний. Так, гендиректор ОАО "РИТЭК", работающего в том числе и на территории республики, Валерий Грайфер назвал формирующуюся сегодня систему по организации льгот и стимулов для нефтяной промышленности "очень ограниченной и малоэффективной". Он предложил уделять конкретное внимание компаниям в зависимости от ресурсной базы: высоковязкой нефти в Татарстане и Башкортостане, Богдановской свите в Сибири и т.д. Отдельно выступавший прошелся и по "мытарствам", связанным с оформлением документов на строительство скважин. "Всегда было так: пробурил нефтяник скважину, присоединил ее к коммуникациям, сделал обваловку - работай! Сегодня же, если ты пробурил скважину, брать не моги, пока проект не обрисуешь по месторождению. А зачастую, чтобы понять, как бурить вторую скважину в "кусте", нужно выяснить, как первая работает и сколько она дает"! В качестве примера Валерий Грайфер сообщил, что по его компании (она является средней, работает на 32 месторождениях) на сегодняшний день около 7 млрд. рублей заморожены по незавершенному строительству только из-за этой экспертизы. Обращаясь к присутствующему на заседании главе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Пуликовскому, руководитель ОАО "РИТЭК" воскликнул: "Константин Юрьевич, помогите, пожалуйста! Сегодня наша жизнь превратилась в ад!"

Между прочим, шаблонный подход к строительству сдерживает работу не только малых, но и крупных компаний. Так, генеральный директор ОАО "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов также возмутился в ходе выступления: "Экспертиза - это хождение по мукам! Приравняли законодательство к строительству жилья! Это невозможное и ненужно для строительства скважины!"

То же прозвучало и в докладе гендиректора ЗАО "Нефтеконсорциум" Фаниса Валеева: дополнительная экспертиза является вневедомственной и не только не имеющей никакого отношения к проектам бурения скважин, но и не влияющей на качество проекта и надежность нефтяных объектов. "В результате за год расходы МНК только на проектирование скважин возросли до 1,25 млрд. рублей, - сообщил Фанис Валеев, - это в два раза больше годового бюджета на геологоразведочные работы всех нефтедобывающих компаний республики вместе с "Татнефтью"".

Красной нитью проходили проблемы непомерно высокой налоговой нагрузки, вопросов с правами доступа на земельные участки и дифференциацией выполнения требований по утилизации попутного нефтяного газа. А главное, на что был сделан упор руководителем "малышей", - опасение по поводу введения банка качества или закона о магистральном нефтепроводе. "Независимые компании, в основном, добывают тяжелую сернистую нефть. И ввод банка качества приведет только к перераспределению доходов и ничего не даст государству. Тогда малые компании вообще можно будет закрыть" - резюмировал он.

Выступавшие сенаторы и депутаты разделили тревоги нефтяников. Итогом стал многостраничный документ рекомендаций. На их основании сформируются предложения по изменениям в соответствующем законодательстве - об этом сообщила председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова, подводя черту под мероприятием.

А на следующий день, 21 июня, в парламенте республики Наталья Комарова и Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин подписали соглашение о сотрудничестве в развитии законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии. Документ будет действовать до 31 декабря 2011 года. В соответствии с ним стороны обязуются информировать друг друга о законопроектах в областях природных ресурсов, природопользования и экологии, которые находятся в рассмотрении.


http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-23740.htm

115(2816) от 24.06.2008

Эмилия ХАБИБУЛЛИНА, "ВиД"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован