В Мосгордуме рассматриваются проекты законов об увеличении транспортного налога и об утилизации брошенных автомобилей. Свое мнение высказывает заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству депутат Валерий Скобинов.
Действующий ныне закон "О транспортном налоге" был принят Мосгордумой в октябре 2002 года. Он устанавливал налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя (если речь идет о самолете) или валовой вместимости транспортного средства. Размеры ставок не пересматривались с 1 января 2003 года.
- Какие изменения предлагает новый закон и почему?
- Разработчики закона (то есть правительство Москвы) предлагают увеличить сумму налога на все, что ездит, плавает и летает. По некоторым категориям транспортных средств налог может возрасти в несколько раз. Вызвано это тем, что нужны дополнительные средства на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры города. Ожидается, что со вступлением в силу нового закона налоговые сборы вырастут в два раза. Кроме того, есть необходимость подравнять ставки транспортного налога с нашими ближайшими соседями. Имеется в виду Московская область, где этот налог по ряду позиций выше, чем в Москве. Возникает соблазн зарегистрировать транспорт в одном месте, а эксплуатировать - в другом.
- Каково мнение депутатов городской Думы о законе?
- Обсуждение проходило остро и непросто. С рядом положений проекта закона депутаты не согласились. Хотя в целом мы одобрили предложения московского правительства. Транспортный налог нужно повышать - на снегоходы, на катера и яхты, на гидроциклы, на самолеты и дорогие автомобили с мощными двигателями (этих последних в Москве уже больше, чем в любой другой столице мира). Другими словами, на роскошь. Но мы не можем согласиться с тем, что новый закон предусматривает взимание налога с транспортных средств мощностью до 70 л.с. Под эту категорию попадают такие "народные" автомобили, как "Ока", "Таврия", ряд моделей "Жигулей". Сегодня, согласно действующему законодательству, подобные автомобили вообще не облагаются налогом.
- О каких суммах идет речь?
- Налог на автомобиль с мощностью двигателя до 70л.с. - 5 рублей в год с каждой лошадиной силы, от 70 до 100 л.с. -10 рублей, от 100 до 150 л. с. - 20 рублей, от 150 до 200 л. с. - 30 рублей, от 200 до 250 л. с. -50 рублей, а для автомобилей, мощность которых превышает 250 л. с. ,-100 рублей.
- 350 рублей в год вроде бы не очень большие деньги...
- То же самое говорили нам представители городского правительства. Но если бы перед человеком стояла всего одна задача - заплатить транспортный налог и других проблем у него не было, то, наверное, таким чисто арифметическим действием (70 умножить на 5) можно было бы оправдать включение "народных" автомобилей в налогообложение. Но когда одновременно растут все прочие цены - на продукты, на бензин, за коммунальное обслуживание, и тут еще надо выкладывать 350 рублей за машину, бюджет многих семей начинает трещать по швам, а иногда и лопается. Для этих людей автомобиль - не роскошь и не средство передвижения, а средство выживания. На своей "железной лошадке" они могут поехать на дачу, чтобы покопаться на грядках. Потом привезти урожай домой и благодаря этому сводить концы с концами. Таких семей немало. Мы не можем так с ними поступить.
Депутаты спорили и по увеличению налога на автомобили с двигателем мощностью до 150 л. с. Какие машины входят в эту категорию? "Волги", ряд автомобилей ВАЗа, Ижевского автозавода, недорогие зарубежные марки, например, корейские, некоторые японские. Это машины, которые может себе позволить семья с уровнем достатка даже ниже среднего, учитывая, что сегодня можно купить машину в кредит. Надо понять этого человека - у него появилась возможность купить хорошую машину. Может быть, первый и последний раз в жизни. Я предложил оставить ставку налога для этих машин на прежнем уровне, то есть 10 рублей. Были предложения не повышать ставку налога на автомобиль, взятый в кредит, до тех пор, пока кредит не будет выплачен.
- В действующем законе предусматриваются определенные льготы, а в новом?
- Да, по нынешнему закону от уплаты транспортного налога освобождаются Герои Советского Союза и Герои России, кавалеры трех орденов Славы, ветераны войны и инвалиды I и II групп. И владельцы маломощных (до 70 л. с.) автомобилей. Проект нового закона предлагает оставить льготы для первой категории граждан и исключить последнюю - "маломощных" автовладельцев. Именно с этим мы и не согласны. Обсуждали это положение на заседании комиссии по городскому хозяйству и тоже не согласились.
- Что же будет?
- Мы внесли соответствующую поправку, чтобы машины до 70 л. с. не облагались налогом, и будем за нее бороться. В силу закон должен будет вступить с 1 января 2006 года.
- Так совпало, что Мосгордума одновременно рассматривает проект еще одного закона, касающегося автотранспорта, только теперь уже отслужившего свой век...
- Да, на комиссии по городскому хозяйству рассматривался проект закона "Об утилизации транспортных средств". Очень актуальная для больших городов тема. Москва в год тратит свыше 30 млн. рублей бюджетных средств на вывоз и утилизацию БРТС - брошенных разукомплектованных транспортных средств. Наконец федеральные законодатели озаботились этой проблемой и предлагают такую схему. С 1 января 2010 года каждый новый выпускаемый в России либо ввезенный в страну автомобиль будет получать полис на утилизацию. Его стоимость включат в стоимость автомобиля. Продавая машину, владелец передаст этот полис вместе с остальными документами новому владельцу.
- Значит, машины подорожают?
- Подорожают, но незначительно. И в основном это подорожание ляжет на последнего владельца. А фирма, которая возьмет на себя задачи утилизации, после завершения процесса подаст заявку в страховую компанию, которая и возместит затраты. Это справедливо. Почему городской бюджет должен расходоваться на утилизацию автомобилей, у которых есть хозяин?
- Как это происходит сейчас?
- Специальная комиссия из представителей местной власти (районной управы) и автоинспекции проверяет свою территорию и выявляет брошенные машины. По ряду признаков: внешний вид, отсутствие номерных знаков, комплектность (то есть разобрана машина или еще нет)... Дальше составляется акт, который подписывают участковый, ДЕЗ, управа, Госавтоинспекция. После этого окружная служба эвакуации отвозит БРТС на стоянку, где он еще несколько месяцев ждет, не объявится ли хозяин. И только после этого машина идет на утилизацию. А городу выставляется счет.
По новой системе владелец подает заявку на утилизацию автомобиля, специальная служба ее осуществляет, а страховая компания возмещает затраты владельца. Все достаточно продуманно. Но есть некоторые положения, с которыми нельзя согласиться. Например, положение о том, что транспортное средство, передаваемое на утилизацию, должно быть полностью укомплектовано. Услышав про это, мы просто руками развели. Почему человек должен задаром отдавать запчасти, которые он может продать или использовать в другом месте, в другой машине, наконец? А если, пока машина стояла, ей разбили лобовое стекло, неужели он должен перед утилизацией купить новое?
- Как разработчики проекта это объясняют?
- Они говорят: мол, право продавать запчасти и таким образом получать дополнительную прибыль должны иметь компании, занимающиеся утилизацией. Но ведь все расходы уже заложены в страховом полисе, за который автовладелец заплатил. Кроме того, если он снял какие-то запчасти, значит, компании не придется тратиться на их утилизацию. Вот вам и прибыль.
Еще одно положение вызывает у нас сомнения. Разработчики проекта предлагают возложить расходы за утилизацию БРТС, чьих хозяев установить не удалось на органы местного самоуправления. С какой стати они должны за это платить? Лучше потратить эти деньги на своих жителей. Для этого и существуют страховые компании. Пусть нанимают детектива, разыскивают хозяина и по суду взыскивают с него свои расходы.
Для нас очень важно, чтобы вновь принимаемые законы не обижали москвичей. Вот над этими вопросами мы сейчас и работаем.
Беседовала Галина Тумаркина
Московская правда, 31 мая 2005 г.