Программа создания общегородской системы утилизации автотранспорта, выбывшего из эксплуатации, была утверждена еще в 1998 году. Ежегодно в столице выбывает из эксплуатации около 120 тысяч машин, но до сих пор только четвертая их часть утилизируется. Для того чтобы исправить положение, Департаментом транспорта и связи города Москвы был разработан проект закона, который обязывает автовладельцев не только утилизировать свои машины, но и страховать утилизацию. Об этом рассказал заместитель председателя комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству депутат Валерий СКОБИНОВ.
- Валерий Петрович, на заседании комиссии по городскому хозяйству обсуждался проект закона об утилизации транспорта. Что послужило причиной для разработки такого документа?
- Действительно, на заседании комиссии был рассмотрен проект федерального закона "Об утилизации транспортных средств". Причиной для разработки такого документа послужила ситуация, которая складывается в крупных городах с брошенным разукомплектованным автотранспортом. Ситуация достаточно сложная, потому что сегодня есть проблемы с утилизацией транспорта. Одна из них заключается в том, что сейчас утилизация машин осуществляется за счет средств города.
Москва ежегодно тратит на это порядка 30 млн. рублей бюджетных средств. Пока еще не создана система утилизации машин, не проводится работа с бесхозяйным транспортом. Органы исполнительной власти столицы решили, что неправильно платить за утилизацию из городского бюджета. У бюджета еще очень много разных направлений для расходования средств, которые были бы гораздо оправданнее. Надо наводить порядок в этой сфере: создать систему, определить условия работы и установить ответственность - кто за что отвечает. Вот тогда получится достаточно цивилизованная отрасль, а сегодня - это уже отрасль, потому что ежегодно только в одной Москве требуют утилизации десятки тысяч автомобилей. Вот это и послужило поводом для разработки подобного документа.
- Нормы законопроекта обязывают каждого владельца сдавать свою машину на утилизацию. Возможно ли это в реальности?
- Сам документ еще достаточно сырой и требует очень серьезной проработки. В проекте закона есть определенные противоречия. Так, одной нормой законопроекта прописано обязательное заключение договора на утилизацию, и в то же время, согласно другой норме документа, утилизация носит добровольный характер. Получается, что автовладелец должен написать заявление в службу, которая занимается эвакуацией транспорта с городских территорий, а если он не напишет такое заявление, значит, его машину никто без его согласия не заберет. Здесь авторы должны увязать положения документа друг с другом. А если автолюбитель вообще не хочет утилизировать свою машину, а если ему все равно, что тогда делать? В результате транспортное средство ржавеет, из него вытекают жидкости, которые признаны вредными для окружающей среды. Мало того, что портится эстетический вид и дворовой территории, и города в целом, наносится и экологический вред. Авторы законопроекта прописали схему: владелец - транспортное средство - страховая компания - переработчик, а вот механизм ее действия требует доработки.
- Может ли случиться так, что, получив автомашину на утилизацию, переработчик, вместо того чтобы ее уничтожить, будет пользоваться ею или, перебив номера, продаст ее?
- Что касается различных злоупотреблений. Например, компания, которая занимается эвакуацией, эвакуировав транспортное средство, перевешивает на нем номера и использует его для каких-то, может быть, не совсем благих целей. Теоретически это возможно. У нас много различных вариантов злоупотреблений. Но я думаю, что это должен волновать нас, законодателей. Есть органы правопорядка: милиция, УБЭП, РУБОП, прокуратура. Я думаю, если какие-то проблемы будут возникать, им будет по силам все это исправить. Мне кажется, что система контроля будет налажена достаточно эффективно. Эту систему еще предстоит определить, но это прерогатива правительства России и субъектов Российской Федерации.
- Документом предусмотрено, что при сдаче машины на утилизацию владелец обязан будет соблюдать принцип комплектности. При обсуждении законопроекта на комиссии именно эта норма вызвала больше всего возражений.
- Понятно, что на утилизацию будут сдаваться старые машины, и скорей всего разукомплектованные. Не все автолюбители имеют гаражи, у многих машины стоят во дворе, поэтому автовладельцы нередко обнаруживают, что с машины снят, например, задний фонарь. А проектом закона предписывается владельцу сдать транспортное средство в комплекте. Получается, чтобы сдать машину в утиль, автолюбитель должен купить недостающие запчасти и укомплектовать машину. Это абсурд. На таких условиях система работать не будет. Другая ситуация: автовладелец купил за три месяца до принятия решения об утилизации новый аккумулятор. Этот аккумулятор ему нужен, и он не собирается сдавать его вместе с машиной в утилизацию, а лучше оставит в запас и положит в гараже (у многих наших людей в гаражах запчастей на три автомобиля хватит). А с него требуют принести этот аккумулятор на утилизацию. Конечно, аккумулятор является запчастью в конструкции автомобиля, который должен быть утилизирован по всем правилам с применением особых мер предосторожности, потому что это кислота и свинец, то есть это то, что может принести серьезный экологический ущерб нашей природе. Но это уже другая сторона вопроса.
А что делать, если человек на старый автомобиль купил новый двигатель, а через три месяца принял решение об утилизации. Он что, должен новый двигатель оставить в машине и подарить кому-то? Автомобиль - это собственность автовладельца, и надо дать ему возможность определяться с этой собственностью самому.
- В разработанном проекте закона предусматривается обязательное страхование утилизации машин. А как это страхование будет осуществляться?
- Сейчас рассматривается вопрос, что с 1 января 2010 года все производители и импортеры транспортных средств должны будут при изготовлении либо при ввозе автотранспорта на территорию Российской Федерации заплатить страховочный взнос на утилизацию. Это позволит сделать систему возмездной, при которой затраты на утилизацию закладываются на стадии производства автомобиля.
Конечно, цена автомобиля при этом не намного, но возрастет. Но что делать? Должна быть ответственность всех сторон, и все должны в этом процессе участвовать. Покупателю транспортного средства будет вручаться страховое свидетельство на этот автомобиль, которое при перепродаже машины передается новому владельцу.
- Если машина брошена во дворе, то есть бесхозная, то кто в этом случае будет оплачивать ее утилизацию?
- Законопроектом предусмотрено, что оплачиваться утилизация бесхозных машин будет за счет городского бюджета, то есть органы власти должны будут компенсировать переработчикам расходы, связанные с утилизацией таких автомобилей.
Получается, что в самой выгодной ситуации находятся страховые компании. На мой взгляд, проект федерального закона сквозит лоббизмом. Мне кажется, что страховые компании должны заниматься розыском хозяев брошенных автомобилей: у них для этого существует служба безопасности. После того как владелец транспортного средства будет найден, ему надо вменить иск с включенными в него затратами, которые понесла страховая компания на его розыски.
- Как отнеслись депутаты к этой законодательной инициативе?
- Что касается отношения, то оно двоякое. С одной стороны, есть проблема утилизации автотранспорта, и достаточно серьезная, и ее надо решать. Проблема, может быть, не первоочередная по степени значимости в городе, но она с каждым годом становится все ощутимее. При этом надо создавать такие условия для утилизации машин, которые были бы удобны для всех. А некоторые нормы проекта, например, о комплектности делают его удобным только для переработчиков и страховщиков.
Я понимаю, что очень многое еще в процессе работы над документом отредактируется и все шероховатости уберутся. Депутаты Московской городской Думы будут подавать свои поправки и участвовать в улучшении этого документа. Но хочу еще раз сказать, что есть такое ощущение, что опять у нас все делается в интересах страховых компаний, как и с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Вот это непонятно, и это тревожит.
Беседу вела Людмила Столетнева
Московское Собрание, 29 июня 2005 г.