Энергичная, подтянутая, напористая, Инна Ульянова заботилась о своем здоровье фанатично. Питалась мало и правильно, отказывалась от любых нагрузок и категорически не принимала мобильную связь. Каждый год ездила в санатории. Каждое утро тратила не менее двух часов на гимнастику, массаж лица, кремы, прическу. К семидесяти годам сохранила прекрасную фигуру, играя Бабу-ягу в инсценировке филатовского Федота-стрельца, смело и даже слишком раскованно танцевала танго, бросая вызов и возрасту, и ханжеству. Зал неистовствовал. В Ульяновой жила непреодолимая потребность нравиться. Она обожала кокетничать, прикидываться слабой, провоцировать на комплименты. Очень смешно рассказывала о том, как во дворе за ней ухаживает дряхлый генерал с трясущейся головой. Но, значит, я все еще вызываю желание! - заключала актриса и заливисто хохотала.
Оседлав счастливого конька - образ незабвенной Маргариты Павловны Хоботовой из Покровских Ворот, Ульянова заняла лидирующие позиции в этом амплуа. Роли предприимчивых теток, не признающих компромиссов, стали ее визитной карточкой. Сейчас я вряд ли смогу сыграть что-нибудь душещипательное, потому что никто же не поверит, - говорила она в последние годы. - Я человек ироничный. И в лирике я не очень интересна. Талант нельзя растягивать до гения, так же как дарование нельзя растягивать до таланта. Сколько раз из этого получался пшик. Поэтому надо следовать своей природе - в чем ты мастер, в чем ты интересен.
В юности Инна Ульянова дружила с Владимиром Ворошиловым, который однажды ей сказал: Я куплю тебе ковер, и ты будешь на нем репетировать. Потому что ты клоун. Но молодым комедийным актрисам сложно пробиться - может, поэтому слава пришла к Ульяновой довольно поздно. Она получила образование в Щуке, где училась с Олегом Стриженовым, Василием Лановым, Александром Ширвиндтом, Василием Ливановым (все будущие кинозвезды). Ее главным учителем стал человек-легенда Николай Акимов, пригласивший смешную юную москвичку в Ленинград, в свой Театр комедии. Он одевал нас сам, он рисовал и создавал все костюмы. Он все знал о женской красоте! - вспоминала Инна Ивановна. - И если у кого-то были красивые ножки - будьте уверены! - зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь - это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась. Конечно, по шпалам в тундру я не пойду, и тетка в бушлате и телогрейке, которой я потом оказалась у Любимова на Таганке, - не мое
В Ленинграде начинающую актрису знали все, а в Театре на Таганке Ульянова затерялась. С возвращением Юрия Любимова она заняла сторону оппозиции, ушла вслед за Губенко и Филатовым строить новый театр. Но силы были потрачены на споры и суды, на творчество их уже не хватило. Ульянова сыграла в Содружестве актеров Таганки всего лишь одну роль, а потом окунулась в антрепризы.
Ее партнер Виктор Борцов вспоминает: Когда мы снимались в Покровских Воротах, мы все были еще чужие. Лишь потом я понял, что когда-то давно видел ее в дипломном спектакле, где она великолепно играла с Левой Борисовым и Ширвиндтом. Как ни странно, выяснили мы все это совсем недавно, когда вместе снимались в комедии Астрахана Леди на день и, так как жили в Минске, могли много общаться. Инна Ивановна была в прекрасной форме, настолько энергичной, что после очень тяжелых съемок, когда я заваливался спать, шла в ресторан, по магазинам, прогуляться. Но в последние год-два она сильно похудела, стала уставать. Ее утомляли многочисленные поездки с антрепризами, и не всегда в таких поездках с артистами поступали по-человечески. Бывало, даже обижали, заставляли ходить по городу в качестве саморекламы. Инна Ивановна воспринимала это очень тяжело
Инна Ульянова всегда излучала жизнелюбие и неподдельную радость - на сцене, в телепередачах, в рекламе стирального порошка, в многочисленных интервью, на улице. Это было ее призванием. Она любила повторять фразу, с которой к актрисе обратилась обычная прохожая: Когда везде повышают цены, вы повышаете настроение.
Николай Губенко вспоминает: Она пришла в наш театр в 1964 году как некая величина, намного большая, чем все мы, начинающие новый театр любимовцы. Она пришла из Театра комедии Акимова, а Николай Павлович Акимов был и остается выдающимся художником и режиссером. И на протяжении всей своей творческой жизни Инна демонстрировала филигранную актерскую технику, блистательный юмор, неподражаемую иронию. И никакие посмертные слова ничего не значат перед тем, что значил сам человек в жизни.
19.06.2005
http://www.peoples.ru