16 января 2008
4335

Виктор Мережко о новом фильме и старых русских проблемах: `Горечь сладкого самообмана`

Виктор Мережко (автор сценариев к таким фильмам, как "Родня", "Полеты во сне и наяву", режиссер телесериала "Сонька Золотая Ручка") закончил работу над вестерном с рабочим названием "Юг".


Российская газета: Вы считаетесь одним из приверженцев мелодрам - и вдруг снимаете вестерн.

Виктор Мережко: Мало того, что вестерн, он еще и снят в клиповой манере. Хотелось доказать самому себе, что я могу снимать не только длинные романтические сцены и крупные актерские планы, но и такое ритмичное кино.

РГ: Вы принципиально работаете сегодня только для ТВ?

Мережко: Сегодня это единственная гарантия, что фильм попадет к зрителю. Вот я снял "Красную комнату" - и где она? А нигде: у продюсера нет денег на копии, на рекламу. Зачем же тогда писать для большого экрана? Мою "Соньку Золотую Ручку" посмотрело полстраны. А снял бы я ее в широком формате: разве получил бы я столько зрителей? На ТВ есть индустрия. Когда таковой станет наше "большое" кино, я не знаю. Пока телевидение, как Молох, переваривает различные идеи и пожирает молодых сценаристов, режиссеров, "подсаживает" их на неплохие заработки, наш кинематограф раздираем бесконечными интригами, клановой борьбой.

РГ: А что случилось со сценарным цехом? Редкий режиссер не жалуется на отсутствие приличных сценариев.

Мережко: Безусловно, они есть. Есть сценарии, есть режиссеры. Но между ними практически нет связи. Раньше в Госкино существовала редактура, на киностудиях собирали "портфели". Туда мог прийти молодой режиссер, и ему показывали с десяток сценариев, он мог выбирать. Сейчас все разобщены - в этом главная проблема нашего кино. Я не знаю молодых сценаристов. Где они? Где их искать режиссерам? Все решают продюсеры, а они не самые большие знатоки сценарного мастерства. Они знают, как считать деньги, но не знают, какая история пойдет у зрителей, а какая - нет. Поэтому наши картины одна за другой проваливаются в прокате.

РГ: Известно, что вы с продюсером Леонидом Маркиным затеяли свою кинокомпанию "М".

Мережко: Да, мы как раз и хотим подтягивать молодых сценаристов. Мы бы им предлагали сюжеты, темы, или пусть они приносят свои, и у нас был бы свой сценарный портфель.

РГ: Не боитесь, что вас обвинят в "рабовладении"?

Мережко: Все руководители кинокомпаний - рабовладельцы. Я хорошо знаю и уважаю Юрия Беленького, который снимает бесконечные ситкомы. Вот у него самое настоящее рабовладельчество: сценаристы вкалывают, пишут без выходных по несколько серий в один день. Он собирает написанное, рисует схемы на доске, объясняет, где зритель будет засыпать, а где - ржать.

РГ: В таких условиях сценарист должен "похоронить" в себе личность.

Мережко: Конечно. Чтобы стать личностью, нужно выскочить из этого рабства. Или не попадать в него вообще. И быть готовым к очень тяжелой борьбе с клановостью.

РГ: Но прорываются же!

Мережко: Прорываются. К примеру, Дмитрий Соболев, автор "Острова", прорвался. Я был председателем Госкомиссии, сценарий был замечен, но, честно говоря, я не думал, что у него есть шанс быть реализованным. Я ошибся.

РГ: Сценарий мне показался глубже, чем фильм Павла Лунгина.

Мережко: Я тоже не отношу себя к поклонникам этого фильма: сценарий намного богаче, сюжетнее, в нем меньше кликушества. Павел Лунгин - поймите меня правильно - не христианин. И дело не в национальности. Он живет в Париже, недалеко от Елисейских полей; сюда же приезжает так, как я приезжал бы в Монголию. Здесь он зарабатывает деньги. Понимаете, он нашел для своего фильма не актера, а Мамонова - человека, который таким юродивым и является. Лунгин по сути эксплуатировал данность личности. Поэтому картина получилась кликушеской. Мне кажется, ее успех в том, что впервые в практике нашего нынешнего кино была обнажена сущность (или псевдосущность) истово религиозного человека. Такое "препарирование" юродивого. Если бы Тарковский снял своего "Рублева" сегодня и его показали бы с такой же бешеной рекламой, какая была у "Острова", уверяю вас, он бы имел успех гораздо больший, чем фильм Лунгина. Он гораздо откровеннее в показе этой обнаженности души приближенных к Богу людей. Нашему человеку ведь свойственны странная любовь к юродивым и нелюбовь к состоявшимся, успешным людям.

РГ: Вы - вполне успешны и вы ощущаете на себе эту нелюбовь?

Мережко: Недавно я попал на телевизионное ток-шоу. Среди гостей был молодой человек, некогда член сборной по футболу Петербурга, а теперь - священник. Он закрылся от мира, уйдя в церковь. Так же и я закрылся от мира, правда, в церковь не ушел и отшельником не стал. Постоянно участвую в каких-нибудь ток-шоу, напоминая о себе. Но потом - обратно, за письменный стол или за режиссерский пульт. Только работа и семья - больше меня ничего не интересует. Вот говорят, Никита Михалков уйдет с поста председателя Союза кинематографистов России. Мне предлагают: "Может, ты?" Да не дай бог! Все эти официальные посты - это склоки, вранье, выяснение отношений. Я же хочу писать сценарии, снимать кино, любить своих детей и общаться с теми женщинами, которым я даю радость и удовольствие и которые мне дарят то же самое. Я вдруг особенно остро осознал, что жизнь ограниченна.

РГ: Долго же вы шли к этому пониманию.

Мережко: Есть такое понятие: "сладкий самообман". Я всю жизнь играл обаятельного, широкого, контактного и веселого господина. И часто на многое закрывал глаза. Знал, что сидящий передо мной человек врет, что он меня обязательно обманет, но так не хотелось признаваться самому себе в том, что ты лишь питаешь пустые иллюзии.

РГ: Какие иллюзии мы не должны питать в отношении вас?

Мережко: Ну, скажем, так: я вряд ли смог бы наравне общаться с историками, с филологами - они слишком умны для меня. Конечно, я читал литературу, которую полагается знать культурному человеку. Но это не значит, что я по-настоящему образован. Я тут Бунина решил перечитать. И поймал себя на мысли: "Господи, сколько ж я лет - 20? 30? - не читал этого! Я забыл, как пишет Бунин!" Когда приятель мне сказал, что наконец прочитал "Войну и мир" целиком, я удивился: "Ты не сошел с ума?". А он мне: "Ты не представляешь, как это сюжетно интересно".

РГ: Кто из наших классиков вам наиболее близок?

Мережко: О-бо-жаю Лескова. Думаю, что он - по сюжетосложению, по стилистике - самый близкий мне писатель.

РГ: Вспомнилось, как о Лескове отозвалась его невестка: пишет все о божественном, а сам хуже черта.

Мережко: Я о нем много знаю. Еще в советское время купил его роман "Некуда" о том, что интеллигенция, будоражащая народ, ведет Россию по тупиковому пути, что, кроме беды, интеллигенция народу ничего не несет. За это его прокляли и не пускали в приличные дома. Он шел по Невскому - в шубе, благоухая одеколоном (он принимал каждое утро одеколонные ванны), постукивая тростью с тяжелым набалдашником, - и презираемый всеми. Но ему было все равно: он - Лесков!

РГ: Я так понимаю, что и по-человечески он вам близок?

Мережко: В какой-то степени да. Я, к примеру, никому ничего не должен: не люблю брать деньги взаймы. И не хочу, чтобы кто-то за меня ходатайствовал. Когда мне было плохо, никому не жаловался. Потому что это не дает ни-че-го. Только повод сказать: "Гляньте-ка, Мережко плохо". У нас не любят успешных - а я всегда был успешным, состоявшимся - людей. То ли дело, когда талантливый человек спился, когда он валяется заблеванный и грязный под забором. Вот Миша Кононов. Был счастливым человеком. У него была классная жена Наташа. А он влюбился под конец жизни в девочку, которая его обманула. Он был очаровательный, смешной, все время строящий из себя юродивого. А сейчас из его жизни устраивают спектакль. Ведь все знали, что Кононов нищ, что торгует петрушкой. И та же деревенская бабка, которая раньше судачила: "Да вот, опять артист пьяный пришел продавать", теперь причитает: "Ах, продавал, жалко было, плакала, глядя на него".

РГ: Что ж, за него ответственность нести? Не ребенок чай.

Мережко: Я говорю о нашем ханжестве...

РГ: Ханжество - не только наша национальная черта.

Мережко: Да, ханжество есть во всем мире. Но наше - чрезвычайно эмоционально, страстно. Россия ведь непостижима как в своей великой одухотворенности, так и в великом падении. У нас самая удивительная нация. Евреи, русские, татары, удмурты, мордва - кто угодно. И национальные черты абсолютно разных народов в конце концов переплавляются в общее свойство характера - бесконечное швыряние слева направо и справа налево, от невероятной ярости до невероятной сентиментальности. Вот это умение предавать и умение каяться отчаянно, а потом опять предавать - так поразительно! И я как сценарист говорю: из-за этой стихийности национального характера наше кино не должно испытывать сюжетного голода. Американцы задыхаются от бессюжетности, придумывают всяких пришельцев, монстров и прочую чепуху. У нас же может произойти что угодно с кем угодно - и стать сюжетом для кино.

Елена Боброва
"Российская газета"
16 января 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован