Годы | Всего органов исполнительной власти | В том числе министерств | Прочие органы исполнительной власти |
1991 | 43 | - | - |
1992 | 69 | 22 | 47 |
1993 | 85 | - | - |
1994 | 73 | - | - |
1995 | 78 | - | - |
1996 | 66 | 24 | 42 |
1997, март | 66 | 21 | 45 |
1998, август | 61 | 22 | 39 |
1999 | 67 | 26 | 41 |
2000 | 58 | 24 | 34 |
2001 | 57 | 23 | 34 |
2002 | 57 | 23 | 34 |
2002 | 57 | 23 | 34 |
2003 | 57 | 23 | 34 |
2004, март | 60 | 25 | 35 |
В сентябре 2004 г., накануне очередной административной реформы, в структуре исполнительной власти насчитывалось 60 различных органов, в том числе 25 Федеральных министерства, 7 Государственных комитетов, 11 Федеральных служб, 7 Российских агентств, 2 Федеральные комиссии, 2 Федеральных надзора, 6 иных федеральных органов исполнительной власти.
Однако реорганизацию системы органов государственного управления лишь условно можно назвать административной реформой.
Во второй половине 90-х годов прошлого столетия была предпринята попытка реализации системного подхода, связанная с подготовкой первой концепции административной реформы.
В послании Президента России Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. "Порядок власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" говорилось о необходимости выработки оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества, разделении функций и полномочий этих органов, определении форм и методов взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями государственной власти и с гражданским обществом, о создании современного института государственной службы и ограничении численности государственного аппарата, введении антикоррупционных механизмов.
Административная реформа 2004 года: цели и результаты
Принципы подготовки реформы
Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления по трем основным параметрам:
- перестройка системы политических институтов и государственных учреждений;
- реорганизация государственной службы, аппарата управления;
- изменение характера отношения административной системы к обществу вообще и различным его социальным группам в частности.
Кроме того, под административной реформой следует понимать постановку задачи повышения эффективности государственного аппарата и модернизации институтов исполнительной власти в целях создания современной дееспособной системы государственного управления.
Реализация такой задачи подразумевает разработку системы конкретных мероприятий с четко определенными сроками реализации с фиксированным горизонтом планирования.
Впервые такая задача была поставлена в 1996 г. в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 1997 г. "Порядок во власти - порядок в стране".
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1998 г. "Общими силами - к подъему России" уже содержался целый подраздел, посвященный необходимости административной реформы.
Таким образом, было положено начало разработке непосредственно проекта Концепции административной реформы. В 1998 г. был подготовлен первый вариант проекта.
В концепции излагались и систематизировались основные недостатки существовавшей системы государственного управления, тормозившие осуществление широкого спектра социально-экономических преобразований, и намечались ключевые направления реформирования исполнительной власти.
Тогда впервые получила серьезное обоснование идея создания трехуровневой системы органов исполнительной власти с закреплением за каждым типом органов четко определенного круга полномочий.
В 2000 г. Центром стратегических разработок был подготовлен свой вариант Концепции государственного строительства, которая во многом использовала положения первого документа.
Подготовленные проекты Концепции административной реформы давали общее видение направлений и принципов оптимизации системы исполнительной власти. Однако дальнейшего продвижения административной реформы и практических шагов по реализации ее принципов в то время не последовало.
В период с декабря 2000 г. по май 2001 г. по просьбе Правительства Российской Федерации экспертами Всемирного банка в тесном сотрудничестве с российскими учеными и специалистами был проведен функциональный обзор (functional review) оценки эффективности деятельности государственных служб.
Функциональные обзоры в зависимости от их назначения можно условно разделить на три основных вида: организационные (институциональные), экономико-стратегические и смешанные.
Для России был выбран смешанный вариант. Так называемые смешанные обзоры предусматривают совершенствование управленческой деятельности по следующим направлениям:
- пересмотр некоторых государственных программ, отказ от определенных видов деятельности, выявление и устранение дублирующих функций в разных ведомствах;
- реструктуризация отдельных государственных органов, слияние близких по профилю министерств и ведомств.
Как правило, смешанные обзоры не рассчитаны на крупномасштабные перемены в государственном аппарате.
При выработке рекомендаций учитывались первоочередные задачи Правительства Российской Федерации, касающиеся реформирования государственной службы, сокращения расходов на ее содержание, повышения результативности управления бюджетом и его исполнения.
При проведении функционального анализа использовалась классификация функций государственных управленческих структур по пяти основным направлениям.
1. Стратегическое. Включает долгосрочное экономическое планирование, законопроектную и нормотворческую деятельность, анализ и оценку эффективности экономической политики, прогнозирование. Эти функции в силу своей специфики обычно считаются "неотъемлемо государственными". Они, как правило, осуществляются основными министерствами центрального правительства.
2. Координация, надзор и контроль. Координация отношений между различными органами управления, контроль деятельности подчиненных подразделений, содействие им в достижении поставленных целей. Эти функции также, как правило, считаются "неотъемлемо государственными" и принадлежат основным министерствам.
3. Услуги. Предоставление товаров или услуг государственным структурам, физическим и юридическим лицам. Часто осуществляется негосударственными организациями по контракту с центральным правительством или региональными властями. Если эта функция возложена на центральное правительство, она обычно перекладывается на низовые органы или агентства.
4. Финансово-организационное обеспечение. Управление финансовой деятельностью и персоналом, информационная поддержка, развитие инфраструктуры, подготовка кадров, проведение функционального анализа первого типа (т.е. проверка эффективности учреждений), проверка деятельности руководства. Эти функции все чаще передаются сторонним (негосударственным) организациям, кроме случаев, когда по соображениям безопасности или другим причинам они считаются "неотъемлемо государственными".
5. Регулирование. Лицензирование, сертификация, выдача разного рода разрешений и аккредитаций, инспектирование, проверка выполнения действующих требований и финансовый аудит. Эти функции также часто относятся к "неотъемлемо государственным".
Важнейшей задачей начального этапа функционального анализа является выделение необходимых функций государственного управления исходя из приоритетов государства.
Кроме того, необходимо оценить целесообразность выполнения каждой из функций в существующих объемах и исследовать возможность их сокращения.
В тех случаях, когда функции не признаются действительно необходимыми, происходит либо упразднение осуществляющих их служб, либо уменьшение государственных ассигнований на их выполнение.
На следующем этапе нужно ответить на вопрос: в каких условиях необходимые функции могут быть реализованы наиболее эффективно?
Для этого относительно каждой функции нужно определить, является ли она "неотъемлемо государственной", или ее можно на договорной основе передать в коммерческий сектор (либо оставить в его рамках).
Количество функций, являющихся "неотъемлемо государственными" и не подлежащих передаче в другие сектора, как правило, признается небольшим.
Неотъемлемые государственные функции, как правило, делятся на два вида.
Функции, относящиеся к управленческой практике, т.е. к дискреционному (основанному на личном принятии решений) применению государственных полномочий:
- уголовно-розыскная деятельность и иные судебные функции;
- управление государственными программами, требующими проведения экспертных оценок, такими, как развитие национальной обороны, управление Вооруженными силами;
- деятельность, осуществляемая воинскими подразделениями;
- внешние сношения;
- регулирование использования космического пространства, океанов, судоходных рек и иных природных ресурсов;
- руководство разведкой и контрразведкой;
- регулирование промышленности и торговли, в том числе производство продуктов питания и лекарств.
2. Функции, относящиеся к финансовым операциям и правам:
- сбор налогов и распределение доходов;
- контроль над счетами Казначейства и денежной массой;
- управление государственными трастовыми учреждениями.
В целом же те или иные управленческие функции бывают признаны "неотъемлемо государственными" под воздействием следующих факторов:
- нестабильность правительственного курса, когда требуется гибкая и оперативная корректировка политики;
- отсутствие рынка услуг, альтернативных государственным;
- абсолютная обязательность определенных услуг как, например, контроль за хранением и переработкой радиоактивных отходов;
- в случаях, когда требуется максимально исключить коммерческую заинтересованность при выполнении регулирующих функций;
- в условиях ограниченного бюджетного финансирования.
На заключительном этапе производится анализ внутренней структуры государственных учреждений и организаций, которые выделены для выполнения отобранных функций, и формулируются предложения по их возможной реструктуризации.
Результаты данного функционального анализа эффективности государственного управления использовались при подготовке административной реформы 2004 г.
Начало административной реформе в России положил Указ Президента РФ N 824 от 23 июля 2003 г. "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах", который определил административные преобразования структуры органов государственной власти с сокращением и перераспределением между ними различных функций.
Этот указ также ввел в российскую практику, широко использующуюся за рубежом модель "сервисного государства", впервые был упомянут термин "государственные услуги" и подчеркнута необходимость их развития.
Для реализации основных положений указа была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Необходимость проведения административной реформы в России в начале третьего тысячелетия была обусловлена нарастающим разрывом между потребностями современного российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране.
Накануне проведения административной реформы по оценкам специалистов Всемирного банка, показатель качества и эффективности государственного управления в России был почти в два раза ниже, чем в таких странах, как Исландия, Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Норвегия и Люксембург. По отдельным критериям, определяющим качество управления, разница с ведущими промышленно развитыми странами была еще больше (табл. 10. смотрите в приложении).
Среди наиболее острых проблем государственного управления в первую очередь можно было выделить следующие:
- избыточное количество административных функций, все в большей степени подменяющих создаваемые и активно развивающиеся способы рыночного регулирования экономических процессов, а также системы саморегулирования таких процессов;
- чрезмерное пересечение полномочий федеральных органов исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по одним и тем же предметам ведения;
- недостаточность государственных функций в тех сферах общественной жизни, где существует конституционная ответственность исполнительной власти, а логика современного развития страны не предполагает возникновения механизмов саморегулирования;
- дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня;
- сочетание в одном федеральном органе исполнительной власти разных видов функций, противоречащее логике экономического и социального развития и приводящее зачастую к узковедомственным решениям.
Как показывает мировой опыт, министерства создаются по функциональному предназначению. В России до начала административной реформы даже по названиям министерств было видно их искусственное разделение.
Например, наряду с Министерством транспорта существовало Министерство путей сообщения, кроме Министерства топлива и энергетики было Министерство атомной энергетики, наряду с Министерством обороны с 1999 г. функционировало Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям и т.п.
Одной из важнейших задач перед началом административной реформы было выявление избыточных административных функций, все в большей степени подменяющих создаваемые и активно развивающиеся способы рыночного регулирования экономических процессов, а также системы саморегулирования.
Впервые в России был составлен перечень всех функций федеральных органов исполнительной власти, были разработаны критерии их оценки на избыточность и необходимость.
В качестве таких критериев выступали: отсутствие при исполнении функции ограничений конституционных прав и свобод, соответствие функции органа власти целям и задачам государственной политики в сфере его ведения, наличие оснований исполнения функции в федеральных законах. Проводилась оценка уровня материально-технических и финансовых затрат государства на исполнение функций.
Всего в 2003-2004 гг. было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными 1468, дублирующими - 263, требующими изменения масштабов реализации - 868.
Был составлен счерпывающий перечень функций, которые могли бы быть переданы участникам рынка, в том числе саморегулируемым организациям (СРО), непосредственно рынку и на аутсорсинг.
Затем указанные функции были классифицированы на следующие три основных вида:
- правоустанавливающие функции (выработка основных направлений развития и нормативное регулирование);
- правоприменительные функции (контроль и надзор);
- функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом.
В целях устранения вышеупомянутых проблем функционирования исполнительной власти в Российской Федерации в качестве приоритетов административной реформы было определено решение следующих задач:
- завершение процесса разграничения полномочий между федеральной исполнительной властью и исполнительной властью субъектов Российской Федерации. Применение, где это возможно и целесообразно, механизма взаимного делегирования полномочий;
- отказ от некоторых функций государственного регулирования в определенных сферах экономической и общественной жизни (полное дерегулирование);
- передача части функций государственного регулирования саморегулируемым организациям в соответствующих профессиональных областях (частичное дерегулирование);
- определение и законодательное закрепление за исполнительной властью ныне отсутствующих функций и полномочий, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан;
- ликвидация дублирования функций и полномочий, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти;
- разделение правоустанавливающих и правоприменительных функций в системе федеральных органов исполнительной власти;
- дальнейшее совершенствование системы государственной службы в увязке с новыми принципами построения и функционирования исполнительной власти.
Процедура глобальной оптимизации функционала федеральной исполнительной власти была проведена один раз, хотя для предотвращения появления новых избыточных функций это необходимо делать на постоянной основе, поскольку бюрократия "склонна к размножению".
Правовой основой административной реформы в России стал Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314.
В указе была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти с полномочиями и регламентом работы (порядком принятия решений) каждого из этих органов, а также федерального правительства в целом.
Согласно указу было создано 14 министерств, в подчинении которых находилось 45 федеральных агентства, служб и надзоров и 2 федеральные службы, непосредственно подчиненные Правительству. Таким образом, общее число федеральных органов исполнительной власти вновь увеличилось до 71.
Структура федеральных органов исполнительной власти
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации
- Федеральная миграционная служба
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральная служба по оборонному заказу
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
- Федеральная служба исполнения наказаний
- Федеральная регистрационная служба
- Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Главное управление Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим министерствам
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
- Федеральная служба по труду и занятости
- Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
- Федеральное агентство по физической культуре и спорту
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
- Федеральное архивное агентство
- Федеральное агентство по культуре и кинематографии
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Министерство образования и науки Российской Федерации
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Федеральное агентство по науке и инновациям
- Федеральное агентство по образованию
Министерство природных ресурсов Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральное агентство водных ресурсов
- Федеральное агентство лесного хозяйства
- Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации
- Федеральное агентство по промышленности
- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Федеральное агентство по энергетике
Министерство региональной политики Российской Федерации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
- Федеральное агентство по рыболовству
- Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Министерство транспорта Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
- Федеральное агентство воздушного сообщения
- Федеральное дорожное агентство
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта
- Федеральное агентство морского и речного транспорта
- Федеральное агентство геодезии и картографии
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
- Федеральная служба по надзору в сфере связи
- Федеральное агентство по информационным технологиям
- Федеральное агентство по связи
Министерство финансов Российской Федерации
- Федеральная налоговая служба
- Федеральная служба страхового надзора
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
- Федеральная таможенная служба
- Федеральное агентство по государственным резервам
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
- Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
Федеральные службы и федеральные агентства,
руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба по тарифам
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- Федеральная служба государственной статистики
- Федеральная служба по финансовым рынкам
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- Федеральное агентство атомной энергии
- Федеральное космическое агентство
Данная структура органов исполнительной власти была образована исходя из принципа:
- Министерства являются правоустанавливающими органами;
- Агентства - правоприменительными и оказывающими государственные услуги;
- Службы и надзоры - контролирующие органы.
Устанавливалось, что министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, однако без уточнения, в чем конкретно координация и контроль будут состоять.
Субъектам Российской Федерации было предложено провести соответствующие преобразования на основе таких же принципов.
Административная реформа сопровождалась, реформой государственной службы, сокращением избыточных административных барьеров, реформированием бюджетного процесса.
Одна из целей реформы - сокращение центрального аппарата управления. В частности, количество заместителей Председателя Правительства сократилось до 1, количество заместителей министров было ограничено двумя.
После вступления в должность Президента Российской Федерации и назначения нового Правительства произошла определенная корректировка структуры органов исполнительной власти согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649.
В частности, число министерств было увеличено до 15, а общее количество федеральных органов исполнительной власти - до 76.
После трагических событий в Беслане в октябре 2004 г. было создано Министерство региональной политики. Таким образом, общее количество министерств возросло до 16, общее количество федеральных органов исполнительной власти - до 77.
В последующие годы процесс изменения структуры органов исполнительной власти был связан в основном с ликвидацией агентств и служб и передачей их функций в министерствам и созданием новых органов исполнительной власти.
В частности, в октябре 2005 г., федеральные власти ликвидировали Россельхоз, чьи функции были переданы в вышестоящий Минсельхоз. Всего было ликвидировано около десятка агентств, в том числе Роспром, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура, Росмедтехнологии и РосОЭЗ. При этом было создано Росрыболовство.
Следует отметить, что не все агентства ликвидировались с передачей функций в министерствам. Некоторые ведомства укреплялись за счет их слияния. Например, Роскартография и Роснедвижимость были ликвидированы с передачей функций вновь образованному Росреестру, получившему функции также упраздненной Росрегистрации.
Некоторые агентства были ликвидированы в связи с созданием профильных государственных корпораций. В частности, Росатом, имевший статус федерального агентства, был ликвидирован в связи с образованием на его базе одноименной государственной корпорации.
После отставки Правительства во главе с М.Е. Фрадковым 24 сентября 2007 г. и назначения на этот пост В.А. Зубкова принципиальных изменений в структуре исполнительной власти не произошло.
В Указе Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" предусматривались:
- перераспределение полномочий отдельных министерств и ведомств;
- создание нового органа - Госкомитета Российской Федерации по делам молодежи;
- увеличение общего числа заместителей Председателя Правительства - до 5.
После избрания Президентом Российской Федерации Д.А. Медведева и назначения на пост Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина Указом Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12 мая 2008 г. N 724 была утверждена новая структура органов исполнительной власти и скорректирована Указом от 30 мая 2008 г. N 863.
СТРУКТУРА
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
(в редакции Указа Президента РФ от 30.05.2008 N 863)
I. Федеральные министерства, федеральные службы
и федеральные агентства, руководство деятельностью которых
осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
службы и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Федеральная миграционная служба
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых
Государств
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых осуществляет Правительство
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральная служба по труду и занятости
Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
Федеральное архивное агентство
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по науке и инновациям
Федеральное агентство по образованию
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство регионального развития Российской Федерации
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
Федеральное агентство по информационным технологиям
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство связи
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство лесного хозяйства
Абзац исключен. - Указ Президента РФ от 30.05.2008 N 863
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
Федеральное агентство по делам молодежи
Федеральное агентство по туризму
Федеральное агентство по физической культуре и спорту
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная аэронавигационная служба
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба страхового надзора
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная регистрационная служба
Федеральное агентство геодезии и картографии
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
Министерство энергетики Российской Федерации
III. Федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство Российской Федерации
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральное космическое агентство
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
Федеральное агентство по рыболовству.
В последующие годы процесс изменения структуры органов исполнительной власти продолжался и был связан в основном с ликвидацией агентств и передачей их функций в министерства.
В частности, Указом Президента РФ от 6 марта 2010 г. были ликвидированы Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Россобразование), чьи функции были переданы Министерству образования РФ.
В целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Президент РФ 26 августа 2010 г. подписал указ об упразднении Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии) и передаче его функции Минкомсвязи.
Результаты административной реформы
Анализируя результаты последней административной реформы, которая началась в России в 2004 г., следует признать, что по тем или иным причинам предложения и рекомендации экспертов учитывались не всегда, а заявленные подходы и принципы в ряде случаев реализовывались недостаточно последовательно.
Так, прогрессивная идея создания трехуровневой системы федеральных органов исполнительной власти - министерство, служба, агентство, на практике оказалась реализованной с существенными отклонениями, не позволяющими исключить конфликт интересов и в полной мере реализовать принцип разделения полномочий.
Эффективность работы "трехуровневой" федеральной структуры зависит от качества межведомственного взаимодействия, поскольку в ней усиливается интенсивность межведомственных согласований.
В то же время культура и технологии межведомственного взаимодействия не могли быть модернизированы в короткий срок. Это привело к дезорганизации в период после формирования новых федеральных органов власти весной.
Предполагалось, что созданная "трехуровневая" модель позволит обеспечить специализацию деятельности, исключит конфликт интересов при исполнении в одном органе разных типов функций. Эти надежды "трехуровневая" организационная система не оправдала.
Именно с недостаточной последовательностью реализации таких основополагающих принципов административной реформы, как устранение совмещения функций, связаны потери в общественной эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Кроме того, при подготовке и проведении административной реформы в очередной раз были нарушены основные принципы управления.
Непродуманные тщательным образом преобразования в сфере государственного управления привели, как всегда, к достаточно продолжительному параличу исполнительной власти и нарушению управляемости экономикой.
В России при нынешней структуре исполнительной власти любая реорганизация резко снижает производительность труда. Чиновники начинают больше думать о своей дальнейшей судьбе, чем о деле, им порученном.
Нарушаются отработанный до автоматизма порядок документационного обеспечения управления, система отчетности и контроля, горизонтальные связи между различными ведомствами, продвижение чиновников по служебной лестнице и т.п.
При проведении реформы сохранялась порочная практика создания ведомств или иных управленческих структур не по функциональному предназначению, а под конкретного человека.
Созданные суперминистерства, такие, как Министерство промышленности и энергетики, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли, априори не могли эффективно управляться.
Кроме того, по законам менеджмента масштабы любой системы имеют свои естественные ограничения, за пределами которых профессиональное управление становится невозможно.
Очевидно, что попытки организации единого управления многофункциональными системами не только не эффективны, но и заведомо обречены на провал.
В результате вместо сокращения структур исполнительной власти и соответственно численности работников аппарата управления произошло их существенное увеличение.
В частности, согласно официальной статистике за период с 2004 по 2009 г. общее количество министерств, ведомств в федеральных органах управления Российской Федерации увеличилось с 60 до 87 (табл. 11), а численность работников органов государственной власти и местного самоуправления увеличилась с 1319 тыс. человек до 1674,8 тыс. человек.
Согласно данным Росстата, на конец I полугодия 2010г. численность гражданских госслужащих в федеральных органах власти РФ увеличилась до 604,6 тыс. человек. Из них больше всего - 480,4 тыс. человек были заняты в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, - 38,7 тыс. человек в центральных аппаратах органов всех ветвей власти, 85 тыс. человек - в органах судебной власти в регионах.
Президент России Д. Медведев в июне 2010 г. поручил правительству подготовить предложения о сокращении численности федеральных чиновников на 20%.
В июле 2010 г. Минфин РФ подготовил проект постановления правительства РФ, согласно которому к 1 апреля 2011 г. предполагается сократить 5% от общей численности федеральных государственных служащих, к 1 апреля 2012 г. - 10%, к 1 апреля 2013 года - 20%. В течении ближайших трех лет работа по оптимизации численности государственных служащих будет проведена во всех министерствах и ведомствах.
В проекте федерального закона "О федерального бюджета на 2011г. и на плановый период 2012 и 2013 годов" заложена программа сокращения более 100 тыс. федеральных государственных служащих. Законом определено, что до 1 января 2014 г. предельная численность работников федеральных органов исполнительной власти не подлежит увеличению.
По оценкам Минфина РФ сокращение количества чиновников позволит сэкономить в бюджете страны 43 млрд. руб. При этом Министерства и ведомства получат право направлять на материальное стимулирование оставшихся чиновников до 50% от фонда оплаты труда государственных служащих, которые подпадут под сокращение.
Таблица 11
Общее количество министерств и ведомств в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации после административной реформы 2004 г. (см. в приложении)
Разработчики административной реформы 2004 г. одним из своих достижений считали сокращение количества заместителей Председателя Правительства до 1 и заместителей министров до 2.
Однако эта нововведение продержалось недолго. Практически через год во всех министерствах количество заместителей министров увеличилось в два-три раза. Количество заместителей Председателя Правительства в 2005 г. возросло до 3, в 2007 г. - до 5, в 2008 г. - до 8, в 2010 г. - до 9 (табл. 12. смотрите в приложении).
Специалисты Всемирного банка также считают, что проведенная реформа не оказала существенного влияния на повышение эффективности государственного управления.
Концепция проведения административной реформы (и план ее мероприятий) была построена на основе программно-целевой модели управления.
Концепция устанавливала три задачи: повышение качества и доступности государственных услуг, исключение избыточного государственного регулирования и вмешательства в экономику, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Были установлены целевые показатели реализации концепции. Во-первых, это уровень удовлетворенности граждан, который предполагалось довести до 50% в 2008 г. и к 2010 г. - до 70%.
Во-вторых, уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Его величину к 2008 г. планировалось снизить до 5% в общей выручке предприятий и к 2010 г. - до 3%.
В-третьих, в целевые показатели были включены компоненты индекса GRICS, рассчитываемого Всемирным банком. К 2008 г. предполагалось достичь значения показателя эффективности государственного управления в 55 единиц и к 2010 г. - не ниже 70 единиц.
Однако показатель качества и эффективности государственного управления в России в 2006 г. составил 43,6%, что было значительно ниже запланированных показателей и аналогичного показателя ведущих европейских государств.
При этом в период проведения административной реформы по основным критериям, на базе которых рассчитывается указанный показатель, произошло больше негативных, чем позитивных, изменений.
В частности, снижение показателей отмечено по таким критериям, как эффективность деятельности правительства (компетентность бюрократии и качество государственных услуг), качество регулирования социально-экономических процессов, соблюдение прав граждан и их возможность влиять на деятельность чиновников, главенство закона в принятии решений, способность правительства сдерживать коррупцию.
Единственным критерием, по которому сохранилась положительная динамика, был уровень политической стабильности и отсутствие выступлений против власти.
Попытка установить целевые показатели в программе институциональных реформ была новой для российской практики, однако оказалась не вполне удачной, но не потому, что ни один из этих показателей до сих пор не достигнут, а из-за формального подхода и методической неготовности.
Для указанных показателей информационной и методической базы на момент одобрения концепции до сих пор не создано. В самой концепции связь между целевыми показателями и мероприятиями не была убедительно проработана. Таким образом, использование целевых показателей носило формально-инновационный характер.
Считалось, что единственным положительным результатом административной реформы была реформа государственных закупок. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) принятие нового закона и проведение торгов по более прозрачным правилам и возможность общественного контроля позволило государству за 4 года (с 2006 по 2010 гг.) сэкономить бюджету более 770 млрд. руб.
Однако как выяснилось только в 2010 г. из общей стоимости государственных закупок в размере 5 трлн. руб. на взятки ушло примерно 1 трлн. руб. О чем официально было объявлено контрольным управлением Президента РФ.
Проведенное обобщение практики, накопленной в развитых иностранных государствах, свидетельствует о том, что процесс совершенствования исполнительной власти должен носить продолжительный и постоянный характер, что предопределяется непрерывным развитием общественных отношений.
Очевидно, что такая практика вполне могла быть применима и к административной реформе в Российской Федерации.
Справочно: заслуживает внимания процесс реформирования структуры исполнительной власти в КНР, который начался в начале 80-х годов прошлого столетия и осуществлялся поэтапно.
В частности, количество министерств и ведомств изменялось следующим образом:
o в 1982 г. - с 100 до 61;
o в 1988 г. - с 72 до 68;
o в 1993 г. - с 86 до 59;
o в 1998 г. - с 40 до 29;
o в 2003 г. - с 29 до 28;
o в 2008 г. - с 28 до 29.
15 марта 2008 г. 1-я сессия Всекитайского собрания народных представителей (парламента КНР) 11-го созыва приняла постановление об утверждении проекта реформы структуры Государственного совета (правительства) КНР.
Объявленная реформа структуры Госсовета КНР - шестая за годы проведения в КНР политики реформ и открытости.
Нынешний этап структурных преобразований в той или иной степени изменяет сферу компетенции или подчинение 15 ведомств кабинета министров, полностью ликвидирует 4 и создает 5 новых "больших" министерств.
Государственный комитет по развитию и реформе (ГКРР) КНР концентрируется на общих проблемах макроэкономического регулирования и управления народным хозяйством.
При этом сужается сфера его ответственности за вопросы текущего управления экономикой, в частности, ГКРР лишается права на утверждение конкретных проектов.
Расширяются полномочия ГКРР по регулированию энергетической сферы. При ГКРР как органы ведомственного подчинения создаются Государственный комитет по энергетике (будет разрабатывать энергетическую стратегию, рассматривать крупные вопросы развития энергетики и обеспечения энергобезопасности страны) и Государственное управление по энергетике (рабочий орган ГКРР по управлению энергетическими отраслями, решению проблем повышения энергоэффективности народного хозяйства).
При этом канцелярия Госкомитета по энергетике будет находиться в Госуправлении по энергетике. Госуправлению по энергетике также передаются функции прежней канцелярии Рабочей группы Госсовета по энергетике и подразделений ядерной энергетики прежнего Госкомитета по оборонным науке, технике и промышленности КНР.
Рабочая группа Госсовета по энергетике упраздняется.
Министерство промышленности и информатизации (МПИ) КНР вбирает в себя функции отраслевого управления промышленностью, Госкомитета по оборонным науке, технике и промышленности КНР (кроме ядерной энергетики), полномочия Министерства информационной индустрии КНР, а также Канцелярии Госсовета по информатизации. При МПИ КНР создается Государственное управление по оборонным науке, технике и промышленности. МПИ КНР также переподчиняется Госуправление табачной монополии (ранее - при ГКРР КНР).
Прежние Госкомитет по оборонным науке, технике и промышленности КНР, Министерство информационной индустрии КНР и Канцелярия Госсовета по информатизации упраздняются.
Министерство транспорта КНР создается на базе Министерства коммуникаций КНР и Государственного управления гражданской авиации Китая. Кроме того, Минтрансу КНР передаются функции управления городскими пассажирскими перевозками (от прежнего Минстроительства КНР), а также переподчиняется Государственное почтовое управление (ранее - при прежнем Министерстве информационной индустрии КНР). Минтранс КНР будет регулировать сферы автомобильного, водного и авиационного транспорта страны. Министерство железных дорог продолжит функционировать в качестве отдельного министерства.
При Минтрансе КНР создается Государственное управление гражданской авиации.
Прежние Министерство коммуникаций КНР и Государственное управление гражданской авиации Китая упраздняются.
Министерство людских ресурсов и социального обеспечения (МЛРСО) КНР создается на базе объединения Министерства кадров КНР и Министерства труда и социального обеспечения КНР.
При МЛРСО КНР создается Государственное управление государственных служащих. МЛРСО КНР также подчиняется Госуправление по делам иностранных специалистов (ранее - при Минкадров КНР).
Прежние Министерство кадров КНР и Министерство труда и социального обеспечения КНР упраздняются.
На базе упраздняемой Государственной администрации по охране окружающей среды КНР создается Министерство охраны окружающей среды КНР.
Министерство строительства КНР преобразуется в Министерство жилищного, городского и сельского строительства КНР.
Минстерству здравоохранения КНР передается в качестве органа ведомственного подчинения Государственное управление по контролю продуктов питания и медикаментов.
Административные реформы в Китае наглядно свидетельствует о том, что процесс совершенствования исполнительной власти носит эволюционный характер, без резких кардинальных изменений структуры системы исполнительной власти.
Опыт российских реформ исполнительной власти последних десятилетий показывает, что исполнительные институты государства самостоятельно не "настраиваются". Для поддержания, не говоря уже о развитии, организационного капитала власти нужны постоянно действующие механизмы управления изменениями.
Это особенно важно для России, имеющей сложную, многозвенную систему исполнительной власти, для которой еще не найдено эффективной модели.
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Государственное управление эффективно, если оно обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы. Собственная методика оценки эффективности деятельность органов исполнительной власти была разработана в России и законодательно закреплена в 2007 г. в форме указа Президента РФ "Об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 28 июля 2007 г. N 825.
В указе был утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, включающий 43 критерия такой оценки.
Данные показатели характеризуют экономическое положение в субъекте РФ, уровень жизни населения, ситуацию в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, дорожном хозяйстве, развития малого бизнеса, сельского хозяйства, отношений населения и власти и т.д.
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Объем валового регионального продукта.
2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека.
3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом.
4. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных):
- учреждений здравоохранения;
- учреждений образования;
- учреждений социальной защиты населения;
- учреждений физической культуры и спорта;
- учреждений культуры и искусства
к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона.
5. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума.
6. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год.
7. Смертность населения:
- младенческая;
- от 1 года до 4 лет;
- от 5 до 9 лет;
- от 10 до 14 лет;
- от 15 до 19 лет;
- материнская;
- в трудоспособном возрасте - всего, в том числе по трем основным причинам;
-в результате дорожно-транспортных происшествий.
8. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего.
9. Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.
10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных).
11. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене.
12. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.
13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных).
14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе:
- переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);
- находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
16. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.
17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.
18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения.
19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, - всего, в том числе введенная в действие за год.
20. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации.
21. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту Российской Федерации, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной
долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности).
23. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство.
25. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.
28. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных).
29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений.
30. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.
32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе.
33. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции.
34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
35. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона.
36. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.
37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета
субвенций на исполнение делегируемых полномочий).
38. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной
медицинской помощи гражданам Российской Федерации, из них средства обязательного медицинского страхования.
39. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося:
- на общее образование;
- на начальное и среднее профессиональное образование.
40. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными)
организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы.
41. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений:
- применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;
- переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
- переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных:
- на нормативное подушевое финансирование;
- на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).
Высшие должностные лица субъектов РФ должны ежегодно до 1 мая представлять отчеты по данным показателям в Комиссию при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия.
Согласно действующему законодательству актами Президента РФ и (или) Правительства РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств федерального бюджета грантов субъектам РФ в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений указанных показателей.
Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ разрабатывается Комиссией при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия.
Основным недостатком разработанной методики оценки эффективности деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключается в том, что эти показатели не привязаны к стратегии развития и не предусмотрен механизм постоянного мониторинга реализации указанных показателей.
Кроме того, многие показатели напрямую не связаны с эффективностью управления, не ориентированы на модернизацию экономики на инновационной основе и на противодействие коррупции.
Электронное правительство - мировая практика
Во многих странах мира в основе административных реформ, внедрения практики публичного управления и противодействия коррупции лежит концепция создания и развития электронного правительства.
Под термином "e-government" - электронное государство или электронное правительство понимается - система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны, на основе современных информационных технологий, призванная существенно повысить эффективность государственного управления и снизить издержки социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Основной целью создания электронного правительства является предоставление информации и оказания определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и потребителями минимизировано.
Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие основные виды взаимодействия:
- между государством и гражданами (Government-to-Citizen);
- между государством и бизнесом (Government-to-Business);
- между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government);
- между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)
Следует подчеркнуть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
Создание электронного правительства предполагает построение системы общественного управления, реализующей решение масштабных задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
При этом акцент делается не только на технологической стороне вопроса, но и на изменении всей системы государственного управления, её внутреннюю структуру и взаимоотношения с бизнесом и с гражданами.
Внедрение современных технологий в сферу государственного управления свидетельствует об изменении позиции власти к новым потребностям общества, что, в свою очередь, изменяет к лучшему отношение общественности к государству.
В настоящее время в мировой практике не существует единой концепции или модели создания и развития электронного правительства. Можно выделить лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства и информационного общества.
Справочно: Организация объединенных наций регулярно публикует аналитический обзор о практике внедрения и использования электронного правительства в различных странах мира. На основе показателей развитости веб-услуг электронного правительства, телекоммуникационной инфраструктуры и степени готовности населения к подобному нововведению рассчитывается специальный индекс "E-government readiness" - Индекс готовности к использованию электронного правительства.
Последнее исследование было опубликовано в 2008 г. Среди 192 стран, охваченных обзором, в первую тройку стран, которые наиболее успешно применяют современную практику государственного управления, вошли Швеция, Дания и Норвегия. По мнению международных экспертов, в 2010 г. наиболее эффективно функционировало электронное правительство в Сингапуре и Эстонии.
Стратегия создания электронного правительства в США и 24 проекта по ее реализации были выполнены за 1,5 года. Экономический эффект от внедрения этой системы в США оценивается примерно в 1 млрд. долл.
Можно ожидать, что уже в ближайшем будущем во многих странах мира электронное правительство, система "одного окна" могут стать более доступной и эффективной. Это связано с бурным развитием социальных сетей. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
Применения современных технологий и обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти путем размещения информации в сетях общего пользования (Интернет) во многих странах мира становится составной частью организационно-методического ресурса административной реформы и важным инструментом противодействия коррупции.
Электронное правительство в России
Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства в период до 2010 г. была утверждена постановлением Правительства России 16 августа 2007 г., в качестве дополнения к Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
Справочно: идея разработки Федеральной целевой программ "Электронной России" возникла в начале 2000 года, когда Министерство экономического развития и торговли России работало над стратегическим долгосрочным планом развития страны до 2010 года.
После многочисленных согласований проекта с различными ведомствами и внесения соответствующих корректировок 28 января 2002 г. ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)" была одобрена правительством.
Предполагалось, что реализация мероприятий Программы позволит уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысит скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что, в свою очередь, положительно отразится на общем уровне доверия населения к государству.
В программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" были поставлены следующие задачи, многие и:
- совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий;
- обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов;
- создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
- совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;
- развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;
- содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
- разработка и создание системы электронной торговли;
- формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.
По прошествии четырех лет со дня принятия программы эксперты констатировали отсутствии практически значимых результатов в ее реализации. В 2002-2005 гг. в рамках ФЦП "Электронная Россия" было выполнено всего лишь 2,5% от общего объема запланированных проектов информатизации органов власти. Объем финансирования Программы из федерального бюджета в этот период не превышал 25% от предусмотренной суммы.
В целях корректировки объемов и сроков финансирования 15 августа 2006 г. выпущено первое Постановление N 502 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 гг.)".
В последующие годы в программу неоднократно вносились существенные изменения. В частности, 10 сентября 2009 г. было выпущено Постановление N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" и 9 июня 2010 г. было выпущено Постановление N 403 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 гг.)".
Выполняя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценило возможности продления сроков действия Программы на 2011-2012 гг. и предложило считать это нецелесообразным.
Предполагается, что будет разработана новая программа - долгосрочная государственная целевая программа "Информационное общество (2011-2020 гг.)".
В утвержденной концепции под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Согласно этой концепции электронное правительство в России планировалось создаваться в два этапа:
- 2008 г. - разработка и утверждение необходимых правовых и технических документов и регламентов;
- 2009-2010 гг. - практическое внедрение системы в министерствах и ведомствах.
По расчетам Мининформсвязи РФ, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации концепции в период 2007-2010 гг. могла составить примерно 74 млрд. рублей.
Однако указанные сроки не были выполнены, в результате в сентябре 2009 г. было выпущено очередное Постановление правительства РФ N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 гг.)".
В новой редакции Программы были определены мероприятия, цели и показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства.
Создание инфраструктуры электронного правительства планировалось строить на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной основе его функциональных элементов:
- информационных систем федеральных органов исполнительной власти;
- информационных систем субъектов Российской Федерации;
- информационных систем органов местного самоуправления;
- элементов инфраструктуры общественного доступа - центров доступа в общественных приемных;
- библиотеках и ФГУП "Почта России";
- ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания;
- сайтов государственных органов в сети Интернет;
- региональных многофункциональных центров оказания услуг.
Кроме оказания услуг для граждан и организаций и создания инфраструктуры электронного правительства предполагалось построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом реализации приоритетных национальных проектов.
Создание такой системы, получившей название Государственная автоматизированная система "Управление", направлено на решение вопросов совершенствования управления в России в рамках проведение административной реформы.
В новой редакции Программы "Электронная Россия" предусматривалась реализация мероприятий по следующим основным направлениям совершенствования системы государственного управления:
- формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;
- обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;
- обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;
- внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;
- создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента РФ, Правительства РФ, а также Федерального Собрания РФ;
- создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;
- повышение уровня квалификации, профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.
Оператором создания инфраструктуры электронного правительства в 2009 г. была утверждена компания "Ростелеком".
В рамках создания инфраструктуры электронного правительства в 2010 г. было подписано постановление Правительства РФ, определяющее срок запуска единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Главная функция этой системы налаживание обмена между ведомствами информацией, необходимой для оказания государственных услуг населению. Документ обязывает ведомства соблюдать сроки перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде. К системе должны будут подключиться не только федеральные, но и региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.
Следует подчеркнуть, что это не первая попытка создать такой сегмент для обмена электронными документами между ведомствами.
Справочно: ранее на базе ФГУП НИИ "Восход" уже создавался Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Для его запуска в декабре 2007 г. председателем правительства В.Зубковым было подписано аналогичное правительственное постановление N 931. В настоящее время центр выведен из эксплуатации. Общие затраты на создание центра составили порядка 600 млн. руб.
Можно констатировать, что в настоящее время в России созданы концептуальные основы электронного правительства, происходит массовое внедрение ИКТ в деятельность государственных и муниципальных органов власти.
Однако, в целом Россия значительно отстает от многих стран мира по внедрению в практику государственного управления электронного правительства.
Справочно: согласно аналитическому обзору Организации объединенных наций о готовности стран к внедрению и использованию "Электронного правительства" России среди 192 стран, охваченных обзором, по индексу "E-government readiness" - Индекс готовности к использованию "электронного правительства" в 2008 г. занимала 60 место. В предыдущем обзоре(2005 г.) России занимала более престижное 50 место. По отдельному показателю участие граждан в управлении государством Россия занимала 98 место вместе с Республикой Беларусь, Руандой и Узбекистаном.
По состоянию на коней 2010 г. система электронного правительства внедрена и наиболее успешно функционирует в Республике Татарстан и Свердловской области. Ведется работа по внедрению аналогичных систем еще в нескольких регионах России.
Анализ реализации концепции создания в России электронного правительства показал, что основной акцент делается на построении единой информационной инфраструктуры государственного управления, стандартизации программного обеспечения и информационного регулирования, при этом не реформируются сами взаимоотношений власти, бизнеса и населения.
Кроме того, практически не учитываются преобразования, проводимые в рамках административной реформы. В то же время при проведении административной реформы ощущается недостаток механизмов достижения заявленных целей и решения поставленных задач.
В этой связи, внедрение электронного правительства должно рассматриваться не только как механизм совершенствования государственного управления, но и как составная часть проведения административной реформы.
Методология электронного правительства, став содержательной частью административной реформы, могла бы способствовать созданию более компактной системы исполнительной власти, что позволило бы разработать и эффективно использовать механизмы защиты прав гражданина и законных интересов предпринимателей.
Для успешной реализации проекта электронного правительства необходим переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на удовлетворение нужд и потребностей граждан.
Эффективное использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий позволяет постепенно перейти от концепции электронного правительства (e-government) к концепции электронного управления (e-governance).
Практическое внедрение технологий электронного правительства потребует преобразования самих органов государственного управления, поскольку существующие в настоящее время в них технологии власти и управления не смогут реализовать новые функции. Кроме того, потребуется формирования нового мышления и стиля работы чиновников во всей государственной бюрократической машине сверху донизу.
Если в основе концепции электронного правительства лежат понятия открытости правительственной информации и предоставление публичных онлайновых услуг, то новое мышление и новый стиль управления должен базироваться на таких понятиях, как сотрудничество, взаимодействие, участие и координация.
* * *
Для эффективного функционирования государства, в том числе и в плане противодействия коррупции, необходимо четкое разграничение полномочий всех ветвей власти, а также современная отлаженная машина исполнительной власти, способная управлять экономикой в масштабах всей страны.
Как писал П.А. Столыпин, "никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти"?.
Одним из базовых условий развития России является формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики и противодействия коррупции.
Состояние системы исполнительной власти и ее отдельных институтов является значимым элементом "организационного капитала" страны, который стал важным фактором ее конкурентоспособности. Государственное управление эффективно, если оно обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы.
Опыт российских реформ исполнительной власти последних десятилетий показывает, что эти институты самостоятельно не "настраиваются". Для поддержания и развития "организационного капитала" власти нужны постоянно действующие механизмы управления изменениями. Это особенно важно для России, имеющей сложную, многозвенную систему исполнительной власти, для которой еще не найдено эффективной модели.
Современная структура исполнительной власти должна быть компактной, сугубо функциональной, относительно стабильной и построенной таким образом, чтобы не зависеть от изменения в расстановке политических сил и политических катаклизмов.
Одна из основных долгосрочных задач, которую должно решать Правительство, формирование институциональной основы модернизации и инновационного развития социально ориентированного рыночного хозяйства.
В основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция "интегрированного государственного управления", суть которой - рассмотрение потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий всех ветвей исполнительной власти.
Поэтому совершенствование структуры исполнительной власти должно базироваться на принципе "публичного управления", одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг непосредственно от Правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления.
Важным элементов системы публичного управления должно стать электронное правительство, которое в современных условиях становится неотъемлемой частью информационного общества и может стать важным инструментом противодействия коррупции.
Применение самых передовых методов сбора, обработки и анализа информации позволит использовать ее при принятии важных государственных решений.
Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом эффективного управления. Внедрение технологий электронного правительства позволит:
- повысить прозрачность подготовки и принятия решений, законодательных актов;
- сократить бюрократический аппарат и соответственно затраты на его содержание;
- значительно упростить все необходимые государственные процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что значительно сократит возможность коррупционных действий;
- повысить уровень эффективности государственного управления и соответственно международный имидж государства.
Кроме того, внедрение электронного правительства может внести определенный вклад в увеличение темпов роста экономики. По оценкам специалистов, повышение эффективности государственного управления может дать до 2% темпов прироста ВВП.
Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие:
-правительство - гражданам";
-правительство - бизнесу";
-правительство - чиновникам";
-правительство - Правительству".
Выстроив систему обратной связи с основными потребителями государственных услуг и переведя часть функций в сферу виртуальных коммуникаций, правительство сможет значительно повысить эффективность своей деятельности.
Для обеспечения прав потребителей государственных услуг должен быть разработан и принят специальный закон (условное название "Хартия гражданина"), основные положения которого ставили бы чиновника в зависимость от качества его работы и соответственно граждане перестали бы быть заложниками чиновничьего произвола.
Функции государственного аппарата должны быть приспособлены для решения стратегических задач. В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать стратегию и концепцию развития страны на длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.
В политике подбора и расстановки высокопоставленных кадров на государственном уровне целесообразно придерживаться управленческого принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального и экономического происхождения.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно из высказываний П.А. Столыпина, которое по прошествии многих десятилетий не утратило своей актуальности: "В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях"?**
Следует подчеркнуть, что хотя бюрократизация и означала конец классической эры индивидуализма, одновременно она создавала возможность для исключительных личностей достичь реализации своих идей, находясь во главе организации, если только процесс социального отбора позволял им занять такое положение.
С этой точки зрения никакая модернизация и никакое реформирование, в том числе и исполнительной власти, невозможны без эффективного лидерства, в том числе в высшем и среднем звеньях государственного управления.
Лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, обязаны обеспечить основу для подготовки четко сформулированных национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике.
Они должны обладать умением мыслить стратегически, четко определять основные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий, сосредоточив усилия на выполнении заданной функции.
Мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, создавать условия для поддержания конкурентной среды и др.
Необходимо обеспечить возможности для независимого лидерства в экономической и политической сферах, которое в конечном счете способно подчинить власть чиновников эффективному контролю.
Решить эту задачу может нацеленная на перспективу программа подготовки лидеров на всех уровнях государственной службы.
Кроме лидерства, важный аспект государственного управления - создание эффективно работающей команды (коллектива). Необходимо обратить особое внимание на методы, обеспечивающие сознательное и активное участие чиновника в реализации поставленных целей.
Опыт показывает, что государственный служащий добивается более высоких результатов при наличии веры в руководство и правильно выстроенной системы приоритетов в работе, признания заслуг и вознаграждения за успехи в работе (не обязательно в денежной форме). Чиновники высоко ценят доверие руководства, возможность пройти переподготовку, получить новые навыки или повысить квалификацию.
Эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки.
Государственным служащим необходимо обеспечить равенство возможностей и справедливость, чтобы стимулировать их к нестандартным решениям и освоению новых методов работы.
Широкое привлечение талантов, открытость новым идеям - значительный шаг вперед с точки зрения изменения корпоративной культуры государственного управления. Подобная культура воплощает в себе кодекс поведения, а также определенные мировоззренческие посылки, ограничивающие сферу возможных политических действий.
Наконец, для тех, кто придает наибольшее значение применению специальных знаний к решению государственных проблем, эффективность означает создание такой организационной структуры, в которой специалисты могут наилучшим образом использовать свои профессиональные качества.
При этом необходимо разработать "систему оценки компетентности", при помощи которой можно определять качества, необходимые высшим государственным служащим. Применение такой системы дает объективные основания для развития человеческих ресурсов, найма, продвижения, поощрения чиновников.
С помощью этой системы отбираются критерии для проведения аттестации всех сотрудников высших ступеней государственной службы. Это вариант гласности, может быть, не всегда приятный, но достаточно эффективный.
В конечном счете чиновничество должно стать поистине привилегированным аристократическим классом. Профессия чиновника должно стать не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой.
Необходимость усиления государственного регулирования и управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики стала очевидной после мирового финансового и экономического кризиса, который в очередной раз потряс глобальную экономику в 2008 г.
Любой кризис нужно рассматривать не как аномальное, а как вполне закономерное явление в динамике развития экономической системы.
Объективные противоречия, которые имманентны любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, биржевой или иной кризис.
Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего этапа развития, высвечивает неэффективность функционирования отдельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои в функционировании валютно-финансовой системы, изменение потребительского спроса.
Исходя из общих закономерностей функционирования больших систем автаркические тенденции в глобальной экономике, в условиях кризиса, отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое.
Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер для снятия назревших противоречий.
Глубокий экономический и финансовый кризис глобальной экономики - как ни парадоксально, фактор благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности.
В этой связи на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.
Поэтому для России необходимы смена экономической парадигмы, смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и создания устойчивой саморегулируюшейся экономики.
Необходимо выстроить стройную, гармоничную систему регулирования и управления социально-экономическими процессами, когда на микроэкономическом уровне устойчивость будут обеспечивать саморегулируемые организации и на макроэкономическом уровне - функциональные экономические системы.
Одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования и управления является экономическая политика государства, которая должна реализовываться через разработанную и официально утвержденную правительством стратегию и концепцию социально-экономического развития.
Совершенно очевидно, что для успешного проведения экономической политики государству также необходима "приборная панель", которая давала бы правильные ориентиры выбранному социально-экономическому курсу.
Поэтому автор предлагает разработать систему показателей для управления экономическими процессами, которую можно было бы назвать Система сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития.
Указанная система могла бы объединить три группы показателей - макроэкономические, социальные и экологические.
К таким показателям в первую очередь следует отнести:
основные макроэкономические показатели -
- темпы прироста ВВП;
- уровень инфляции;
- размер дефицита государственного бюджета;
- размер государственного долга;
- объем золотовалютных резервов;
- уровень монетизации экономики;
- пределы колебания курса национальной валюты;
основные социальные показатели -
- уровень безработицы;
- уровень бедности;
- степень неравенства в распределении денежных доходов различных слоев населения (индекс Джини);
- уровень восприятия коррупции;
основные экологические показатели
- уровень экологической устойчивости;
- уровень производства различных видов отходов;
- доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе;
- энергоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности;
- объем выбросов в атмосферу углекислого газа.
Важнейшим принципом экономической политики должно стать таргетирование основных макроэкономических, социальных и экологических показателей и создание функциональных экономических систем, обеспечивающих их поддержание в заданных оптимальных параметрах в режиме саморегуляции.
Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определении оптимальных значений указанных показателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих равновесие экономической системы.
В саморегулирующейся экономической системе постепенно могут изменяться и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом проектного и сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры государственного управления.
Таким образом, в условиях возрастания роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития мировой экономики теория саморегуляции может быть положена в основу разработки долгосрочной, научно обоснованной экономической концепции и стратегии российского государства.
Система сбалансированных показателей устойчивого развития должна быть включена в систему стратегического управления страной и субъектами Федерации. Только при этом условии эти показатели станут инструментами долгосрочного и текущего планирования развития экономики России.
Система сбалансированных показателей устойчивого развития позволит обеспечить контроль за достижением установленных индикаторов, увязать бюджетный процесс с планами и результатами развития отраслей и регионов России, оценивать эффективность экономической политики государства.
Новая модель саморегуляции рыночной экономики, основанная на системе сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития, может быть достаточно универсальной и использоваться как на страновом, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, политическая стабильность в России, преемственность социально-экономического курса, наличие природных, трудовых и финансовых ресурсов в очередной раз дает стране шанс провести реальные экономические преобразования, заложить фундамент возрождения и модернизации России, сократить масштабы коррупции.
Следует подчеркнуть, что структурная перестройка в условиях стабильной экономики является весьма длительным и болезненным процессом, в условиях кризиса кардинальные изменения - относительно быстрый и более естественный процесс.
Однако любые экономические преобразования не могут быть абстрактными и должны проводиться исключительно в интересах своего народа. Реформы не ради реформ, а во благо человека, это в полной мере относится и к борьбе с коррупцией.
В этой связи, хотел бы привести слова выдающегося русского ученого, к сожалению, малоизвестного, Юрия Крижанича (1617-1683), сказанные более 300 лет назад, которые не утратили свою актуальность и вполне могут быть обращены к нынешним руководителям страны: "Править так, что бы это было во благо тем, кем правят; осуществлять всякие преобразования так, чтобы жизнь становилась "непременно счастливее", а народ богаче; искать свой путь и верить в счастливую звезду России, которую Господь не оставит без своих милостей"***
Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и
разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН
________________________________________________________________________________
* Столыпин П.А. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). Саратов, 2002. С. 231.
** Столыпин П.А. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). С. 231.
*** Столыпин П.А. Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). С. 231.