Экономика современной России реально столкнулась с серьезными инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период экономической трансформации - от централизованно планируемой к рыночной экономике.
При переходе к рыночной экономике правительством использовалась ортодоксально-монетаристская программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ. Ее основными элементами были:
· либерализация цен на товары и услуги;
· беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;
· либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля;
· борьба с растущей инфляцией, путем ограничения роста денежной массы и ограничения предложения денег.
Эти меры представляют наиболее радикальный вариант перехода
к рыночной экономике и потому называются "шоковой терапией".
Социально-экономические последствия такой политики для российской экономики были разрушительными.
Непродуманные экономические реформы в форме "шоковой терапии" в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия, отсутствие реальной антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к возникновению супергиперинфляции, ее пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).
Супергиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5 тыс., 10 тыс. и 50 тыс. рублей.
В 1994 г. и 1995 г. сохранялась гиперинфляция, продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.
Фактически в этот период Россия переживала стагфляционный кризис - сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровне инфляции. В 90-е годы прошлого столетия промышленное производство в России сократилось более чем в два раза.
Резкое падение производства заметно сократило поступление налогов в государственный бюджет, что наряду с незначительными доходами от радикальной, но неэффективной приватизации, обеспечило на многие годы его хронический дефицит.
Достаточно длительный период высокой инфляции в России был обусловлен тем, что борьба с ней велась преимущественно монетаристскими методами.
Они оказались малоэффективными из-за господства инфляции издержек, которая была следствием быстрого роста цен на энергоносители и товары сырьевой группы, а также повышения транспортных тарифов.
При инфляции издержек первоначальный толчок росту цен дают не денежные факторы, а производственные и рыночные.
Вызванное ими повышение цен заставляет центральные банки увеличивать денежную массу. В странах с развитой и гибкой системой денежно-кредитного регулирования установление баланса между предложением денег и спросом на них происходит практически автоматически. При отсутствии такого баланса развивается инфляция или возникает острая нехватка платежных средств.
В России, в соответствии с монетаристскими принципами сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного обращения.
Такая политика привела к массовым неплатежам практически во всех отраслях экономики, способствовала развитию бартерной торговли, масштабной долларизации экономики, долгосрочным задержкам выплаты зарплаты и пенсий, что препятствовало росту экономики.
Поэтому меры монетаристского характера, сокращающие платежеспособный спрос оказались в России абсолютно неэффективными.
Иначе говоря, в России до первой половины 1998 г. снижение инфляции происходило в основном за счет сокращения производства, что сделало крайне непрочным и сам процесс замедления роста цен.
Лишь благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11%.
В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.
Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году подскочил до 84,4%.
В основных параметрах бюджета Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. В реальности уровень инфляции в России в 1999 г., по официальным данным, составил 36,5%.
В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%.
В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.
Таким образом, фактически в период с 1995 г. по 2005 г. в России сохранялась галопирующая инфляция, уровень которой колебался от 10 до 84%.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г., была поставлена задача добиться снижения уровня инфляции в 2006 г. до 7,0 - 8,5%, в 2007 г. до 6,0 - 7,5% и в 2008 г. - до 5,0 - 6,0%.
Однако достичь указанных показателей также не удалось. В 2006 г. уровень инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%.
При этом по многим продовольственным товарам рост потребительских цен был гораздо больше. В частности, цены на подсолнечное масло в 2007 г. повысились на 52,3%, на сливочное масло на 40,3%, на молоко и молочную продукцию на 30,4%, на хлеб и хлебобулочные изделия на 22,4%.
В 2008 г. продолжился рост цен. Уровень инфляции почти в два раза превысил прогнозные значения и составил 13,3%
Центральный банк Российской Федерации в конце 2008 г. в проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 гг. давал следующий прогноз роста цен в России в ближайшие годы. (см. Таблицу).
Источники: Центральный банк Российской Федерации. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.
Однако, на наш взгляд, данный прогноз не учитывал глубину мирового финансового кризиса и его последствий для экономики России.
В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения галопирующей инфляции, т.е. относительно высоких по сравнению с другими странами мира темпов роста цен, примерно 10% - 15% в годовом исчислении.
В России не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен, а денежно-кредитная политика правительства и Банка России нуждается в существенной корректировке.
Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН
14.07.2009
viperson.ru