10 февраля 2008
11284

Владимир Андрианов: Институционализм: возникновение и эволюция

Институционализм (от латинского institutum - установление, устройство, учреждение).

По мнению ученых, слово "институт" используется в социальных науках со времен известного итальянского ученого-философа Джамбаттисты Вико (1668 - 1744 гг.), который вошел в историю как автор теории циклического развития общества.

Считается, что термин "институционализм" ввел в научный оборот английский ученый У. Гамильтон.

Концепция институционализма как одного из направлений экономической теории, возникла в начале ХХ века.

Институциональная теория появилась и развивалась как оппозиционное учение сначала к политической экономии, а потом к "экономикс". Институционалисты пытались выдвинуть альтернативную этим учениям концепцию под лозунгом "против формализма".

Представители этого направления стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и реальную жизнь во всем ее многообразии.

Хотя институционализм сформировался на американской почве, эта теория вобрала в себя многие идеи немецкой исторической школы, английских фабианцев, французской социологической школы, марксизма.

Основоположником институциональной теории по праву считается американский экономист Торстейн Веблен.

Историко-биографичекая справка. Торстейн Бунде Веблен (1857-1929 гг.) - американский экономист и социолог, публицист и футуролог.

Т. Веблен окончил Карлтонский колледж. Недолго обучался в Университете Гопкинса. Затем поступил в Йельский университет, где в 1884 г. написал докторскую диссертацию "Этические основания учения о воздаянии".

Позднее преподавал в Корнельском университете (1890-1892 гг.), в Чикагском университете (1892-1906 гг.), Стенфордском университете (1906-1909 гг.) и университете штата Миссури (1910-1917 гг.)

Основные работы: "Почему экономика не является эволюционной дисциплиной?" (1898 г.), "Теория праздного класса: экономическое исследование об институтах" (1899 г.), "Теория делового предприятия" (1904 г.), "Место науки в современной цивилизации" (1919 г.).

Кроме того, значительный вклад в развитие институционализма внесли американские экономисты Джон Коммонс (1862 -1945 гг.), Уэсли Митчел (1874-1948 гг.), Джон Бейтс Кларк (1847 -1938 гг.), Джордж Ходжсон, Джон Гелбрейт, Р. Тони, Дуглас Сесил Норт и др.

Основным положением институциональной экономики является признание решающего влияния формальных (законов) и неформальных (обычаев) институтов на развитие экономической системы.

Следует отметить, что до сих пор устоявшегося, общепринятого определения "институт" не существует.

Так, Т. Веблен под "институтами понимал привычки и стереотипы мышления, разделяемые большинством членов общества". *

Это определение перекликается с определением У. Гамильтона, который под институтами понимал "распространенный способ мышления или действия, запечатленный в привычках социальных групп и в обычаях народа". * *

Профессор английского университета Хертфордшир Джордж Ходжсон, определял "институты", как системы установленных и укоренившихся социальных правил, которые структурируют социальные взаимодействия.

Правила в этом контексте понимаются как циркулирующие в обществе и устоявшиеся нормативные предписания или имманентные нормативные склонности. Язык, деньги, системы мер и весов, правила поведения за столом, фирмы (другие организации) и т.д. - все это, следовательно, институты".* **

Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и удовлетворения простейших потребностей.

В процессе удовлетворения этих потребностей возникают определенные модели поведения, которые приобретают самоподдерживающий характер и по принципу обратной связи формируют стереотипы мышления и соответственно поведения. Формирования ценностных ориентиров началось с формализации концепции дискретного блага.

Историческая справка: Еще в древние времена известный философ Платон говорил, что государство возникло по причине необходимости удовлетворять естественные человеческие потребности и что для наилучшего удовлетворения таковых потребностей необходимо разделение социальных структур, разделение труда между людьми, определяющими политическую организацию общества.

Впервые на две основы товарных отношений - труд и потребности указал Аристотель. При этом он полагал, что благо бывает душевное, телесное и стороннее. Тем самым на многие столетия вперед Аристотель определил направление дискуссий относительно природы потребностей человека и связанных с ними материальных и духовных благ.

Среди российских ученых одним из первых о важности удовлетворения человеческих потребностей говорил М.В.Ломоносов. Так, богатство страны он видел в изобилии "нужных вещей". Целью экономической политики считал "удовольствие подданных", удовлетворение материальных потребностей населения.

Представители социального направления в экономической науке в начале прошлого столетия считали основной целью хозяйственной деятельности стремление к удовлетворению потребностей.

Так, немецкий экономист Рудольф Штольцман в начале прошлого века отмечал, что конечной целью товарного производства является служение высшему нравственному идеалу, который он усматривал в обеспечении "достойного существования" всем членам общества.

Наиболее подробно характеристика основных видов потребностей человека представлены в известной теории активизации мотивации американского экономиста А. Маслоу и его последователя М.Шелера.

Иерархия потребностей человека представлена в виде пяти уровней, каждый из которых становится главным, ведущим лишь после удовлетворения предыдущего. Блага разделялись на четыре вида - приятное, полезное, благородное и святое. При этом деление благ на четыре уровня соотносилось с четырьмя идеальными типами поведения.

На наш взгляд, повседневная жизнь любого человека представляет собой непрерывный процесс удовлетворения разнообразных потребностей. Все потребности человека в самом общем виде можно разделить на три основные категорий:

· прежде всего - это основные физиологические потребности (пища, выделения, гигиена, сон, половые потребности, физическая безопасность, жилище, одежда, и др.).

· далее - это потребности социальные (образование, работа, семья, общение и др.)

· и наконец, наиболее высокий уровень потребностей человека связан с его самореализацией как личности (карьера, положение в обществе, творчество, созидание, общественная деятельность, политическая деятельность, благотворительная деятельность и др.).

Очевидно, что все потребности человека взаимосвязаны и находятся в иерархической зависимости. Как правило, не удовлетворив первичные потребности, сложно реализовывать потребности более высокого порядка.

Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее,
И коль собаки ты последней голоднее,
Иль секса долго не имеешь,
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,
О принципах морали позабудешь,
В грехи тягчайшие готов впадать,
Лишь только плоти потакать.

Стремление к удовлетворению различных категорий своих потребностей - основной мотив поведения человека, движитель развития мировой цивилизации. Других мотивов в поведении человека не было и нет.

История человечества и прогресс мировой цивилизации отражают стремление человека создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения всех категорий потребностей. Именно на этой основе возникла и стала динамично развиваться рыночная экономика.

В свою очередь, развитие рыночной экономики на определенном этапе привело к тому, что сам рынок стал формировать новые разновидности потребностей.

Исходя из приведенных выше рассуждений, можно дать определение экономики как спонтанной и целенаправленной процесс деятельности людей по созданию наиболее благоприятных условий для удовлетворения своих потребностей.

Благоприятные условия подразумевают не только комфортный быт и материальные блага, но и создание соответствующих институциональных основ общества, т.е. той социокультурной ткани, в которой указанные потребности можно удовлетворять.

Социально-психологические исследования показывают, что человек осмысливает свои потребности через способ их удовлетворения за счет формирования мотивационно-смысловых комплексов.

Управление формированием мотивационно-смысловыми комплексами позволяет человеку или социальной группе людей сравнительно безболезненно адаптироваться к изменениям в том или ином социуме.

Потребности человека можно рассматривать как источник энергии социума, а способ удовлетворения потребностей - как энергетические стоки. Когда источники и стоки находятся в равновесии, социум динамически стабилен. Рассогласование источников и стоков приводит к дестабилизации.

Постепенно наиболее прочные и социально целесообразные институты фиксировались в традициях, неформальных нормах поведения, а затем и в "писаном" праве. На этой основе, в свою очередь, возникают социальные и общественные организации.

Римское право возникло на основе обычаев Древнего мира и уже в наше время преобразовалось в континентальное право. Общее право постоянно питается обычаями. Законы продолжают рождаться из обычаев делового оборота, которые сами изменяются с развитием общества и рынка.

Имеет место и обратный процесс. Законы активно влияют на обычаи, особенно в экономической сфере. Однако такое влияние новых законов требует либо уже назревшей в обществе потребности в них, либо целенаправленной идеологической работы по их внедрению в общественное сознание.

Историческая справка. В ранних пьесах (60-е годы XIX века) великого российского драматурга Н.А. Островского - "Свои люди, сочтемся", "Бедность не порок", купцы нещадно обманывали друг друга, абсолютно не стесняясь своего поведения.

Однако всего через двадцать лет нравы радикально изменились. В частности, в пьесах "Бешеные деньги" и "Бесприданница" показано, что купеческое сословие крепче кандалов вяжет "честное слово купеческое". Правила рынка уже незыблемы и свято соблюдаемы.

Одна из причин столь радикального изменения менталитета и деловой этики связана с принятием в 60-х годах XIX века "Свода гражданских законов Российской империи". Эти Законы определяли основные правила функционирования нарождавшейся рыночной экономики. Они были приняты русскими деловыми людьми. На базе этих законов начала быстро развиваться новая деловая этика.

Институты не столько ограничивают, сколько направляют, облегчают и поощряют человеческую деятельность. Хотя институты могут устареть, приобретая "архаичный" и "церемониальный" характер, но в целом они создают ту социокультурную ткань, без которой деятельность человека и функционирование общества невозможны.

Институты формируют связи между людьми, стирают различия в индивидуальном поведении и, что самое главное, делают поведение индивида понятным и предсказуемым для других.

В настоящее время одним из ведущих специалистов в области институциональной экономики является американский ученый, профессор Вашингтонского университета Дуглас Сесил Норт.

Историко-биографическая справка. Дуглас Сесил Норт - американский экономист, родился в 1920 г.

Лауреат Нобелевской премии (1993 г.) за работы в области новой экономической истории.

Основные научные труды: "Институциональные изменения и рост американской экономики" (1971 г.), "Структура и изменения в экономической истории" (1981 г.), "Институты, институциональные изменения и экономические явления" (1990 г.).

Дуглас Норт полагал, что "институты представляют собой структуры, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя таким образом стимулы и ограничения, очерчивающие границы выбора, а они, в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течение того или иного периода времени".*

Институты невозможно увидеть, почувствовать, пощупать или измерить. Они задают структуру побудительных мотивов стимулов человеческого взаимодействия.

Институты включают в как формальные правила, так и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), а также определенные правила принуждения к выполнению тех и других.

Принуждение осуществляется:

· через внутреннее ограничение деятельности;

· через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм;

· через общественные санкции или государственное насилие.

Таким образом, институты характеризуются следующим набором основных параметров:

· целью существования;

· областью приложения;

· функциональным наполнением;

· периодом времени до изменения;
·
· степенью отторжения или принятия вводимой нормы;

· устойчивостью к мутации (мера устойчивости института к его преобразованию в какую- либо другую форму).

Изменение одного из данных параметров функционирующего института применительно к экономической системе в целом может повлечь за собой серьезные макроэкономические последствия.

Таким образом, наличие институтов является важнейшим фактором функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе. Институты способствуют решению проблемы кооперации между людьми, уменьшая неопределенность путем создания устойчивой структуры взаимодействия между ними.

В своих работах Д. Норт проводил существенные различия между институтами и организациями.

Организации создаются для достижения определенных целей. В процессе движения к цели они выступают главными агентами институциональных изменений. Организации также структурируют взаимоотношения между людьми.

В понятие "организация" входят органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства и др.), экономические субъекты и структуры (фирмы, компании, ассоциации товаропроизводителей и др.), общественные организации (политические партии, фонды, профсоюзы, неправительственные организации и др.), научные учреждения (университеты, институты, колледжи и др.).

Если институты - правила игры, то человек и организации или структуры, которые он создает, являются игроками. Они представляют собой группы индивидуумов, вовлеченных в целевую деятельность.

Ограничения, накладываемые институциональной структурой (вместе с другими ограничениями), определяют круг возможностей и соответственно типы организаций, которые могут быть созданы на их основе.

Совокупность правил поведения в обществе можно назвать "институциональной оболочкой" общества, которая определяет пути и результаты его развития

Важное понятие в теории институционализма, которое ввел в научный оборот профессор Калифорнийского университета Дж. Серл. - это "статусные функции".

Дж. Серл исходит из того, что люди обладают способностью приписывать функции объектам, которые сами по себе таких функций не имеют, а обретают их только благодаря коллективному приписыванию некоего статуса.

Таким образом, предмет или индивид выполняет функцию в результате принятия обществом такого условия, согласно которому он обладает требуемым статусом, то есть, наделяется статусной функцией.

Яркими примерами статусных функций могут служить деньги, частная собственность, должности в политическом руководстве.

Статусные функции - это фактически фундамент, на котором основывается общество.

Наличие статусных функций и статусных знаков создает новые возможности поскольку они учреждают особый тип полномочий, например, права, обязанности, доверенности, требования удостоверения и др.

По мере развития мировой цивилизации экономика эволюционизирует. Эволюционизируют и институты. Анализ этой эволюции позволяет более точно определить закономерности и перспективы развития экономических систем.


viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован