17 мая 2003
11965

Владимир Андрианов: Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс может занимать несколько лет.

Историческая справка: В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР.
Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. No 328 "О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле".
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника.
Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

На первом этапе были созданы специальные рабочие группы, в рамках которых происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.
По состоянию на конец текущего года российской делегацией на переговорах о присоединении к ВТО проведено 21-но заседание рабочих групп, последние состоялось в октябре 2003 г.
На следующем этапе начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.
В настоящее время Россия находится в активной фазе переговорного процесса. В начале 2004 г. в состав рабочих групп по присоединению России к ВТО входило 67 стран членов, в том числе в переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам переговоров должны быть подписаны соответствующие протоколы об их завершении.
Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" усту#172;пок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в этой организации.
ВТО построена на принципах взаимности, в соответствии с которыми страна-соискатель идет на определенные уступки, т.е. платит "вступительный взнос" за присоединение, получая, в свою очередь, возможность полноправного доступа к системе международной торговли, регулируемой нормами и правилами ВТО, включая все льготы и преимущества .
Таким образом, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. ( Хотя Китай не смог добиться получения всех этих прав).
В случае противоправных действий со стороны како#172;го-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответс#172;твующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров о либерализации доступа на рынки и условия присо#172;единения должны быть оформлены следующими официальными документами:
Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из Режима наибольшего благоприятствования (РНБ);
Протокол о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на двустороннем и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО являются системные вопросы, т.е. приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Последним этапом является ратификация законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов.
В начале 1998 года российская делегация начала переговоры по доступу на рынки товаров, ключевыми элементами которых являются собственно тарифные переговоры и обсуждение проблематики сельского хозяйства.
Тарифные переговоры.
В 1998г. представлены первоначальные тарифные предложения Российской Федерации по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин.
Необходимо подчеркнуть, что в ходе тарифных переговоров обсуждается не снижение действующих ставок импортных пошлин как таковых, а определяется уровень их "связывания", т.к. фиксации определенных значений ставок, превышение которых после присоединения к ВТО не допускается без соответствующей компенсации другим сторонам.
В свою очередь, согласованный уровень связывания будет воздействовать на размеры применяемых импортных ставок, что будет определено по итогам тарифных переговоров со всеми заинтересованными странами.
Немедленное и существенное снижение ставок таможенных пошлин для России невозможно из-за трудной ситуации в экономике, идущей структурной перестройки, сложностей с бюджетом.
Ни одна из стран в подобной ситуации таможенных тарифов не снижала. В то же время "связывание" Россией в рамках ВТО части тарифов является важной тарифной уступкой со стороны России при вступлении в ВТО.
Связываться все тарифы будут по ставкам, уровень которых на момент присоединения к ВТО может быть и выше действующих ставок, с последующим поэтапным в течение 3-5 лет снижением их уровня.
Связывание не означает, что действующие текущие тарифы заменяются связанными. При необходимости можно повысить текущий тариф до уровня связанной его ставки без каких-либо ответных мер со стороны торговых партнеров. Уровень ставок связываемых тарифов и соответствующая им товарная номенклатура являются вопросом переговоров о взаимных тарифных уступках.

Справочно: Размеры пошлин определялись на научной базе, исходя из экономических критериев и с учетом мнения национальных компаний-производителей и импортеров. Такая методика расчета была разработана специалистами Центра торговой политики и права (ими же разработана аналогичная схема определения ограничений в торговле услугами).

В ходе переговоров по тарифам по состоянию на конец 2003 г. достигнуты договоренности примерно по 85 % товарной номенклатуры.
В частности, достигнуты предварительные договоренности по тарифным ставкам на следующие товары: рыба, фрукты, кофе, чай, сахар и изделия из него, какао, шоколад, мучные и кондитерские изделия, овощные консервы и соки, нефть, уголь, нефтепродукты, продукция органической и неорганической химии, удобрения, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них, древесина и первичные изделия из нее, волокна и ткани, одежда, цветные металлы и изделия из них (кроме алюминия), машины и оборудование, электроника и электротехнические изделия, научные приборы и инструменты.
По другим товарам, представляющим коммерческий интерес для партнеров и являющихся наиболее чувствительными для России, сохраняются принципиальные разногласия.
К таким товарам можно отнести: мясо (говядина и свинина), мясо птицы, молочные продукты, зерновые, готовые продукты из мяса и рыбы, изделия из черных металлов, изделия из алюминия, авиационная техника.
Многие специалисты полагают, что присоединение России к ВТО даст механизм защиты внутренних производителей. Но с этим расходится как накопленный опыт, так и основные принципы деятельности ВТО.
В частности, вторая попытка защиты российского алкогольного рынка в конце 90-х годов не удалась. Хотя предполагалось ввести временные ограничения на основе процедур, принятых в ВТО, - оценка ущерба, нанесенного внутренним производителям массированным импортом.

Справочно: В истории развития экономик отдельных стран мира имеется и другой опыт. В частности, правительство Японии послевоенный период активно защищало сталелитейную промышленность, но ее рентабельность от этого только снижалась.
Автомобильная же и электронная промышленность Японии развивались вопреки политике правительства, которое сочло эти отрасли малоперспективными.
Не менее характерен латиноамериканский опыт. В странах этого региона была популярна политика импорт замещения. Но выяснилось, что оборотной стороной этой политики стало сокращение экспортного потенциала. Приоритет внутреннего рынка при отсутствии достаточной конкуренции лишил промышленность спроса на внешнем рынке. А без этого высокого экономического роста не бывает.

Позиции для защиты своего рынка у России не достаточно благоприятные. Дело в том, что защищать рынок она начала не по классическому алгоритму. Обычно переговоры о либерализации импортной политики ведутся, когда импортные пошлины изначально достаточно высоки.
В России же импортный тариф появился только в 1993 году, и сверхвысоким он никогда не был. Средний уровень российских ввозных пошлин в 1997 году составлял 13-15%. Вступивший в силу в начале 2001 года таможенный тариф предусматривает унификацию пошлин по укрупненным товарным позициям и снижение средневзвешенной ставки примерно до 11%. В перспективе планируется дальнейшее сокращение импортных пошлин.
Когда Россия станет членом ВТО, она легализует свое право защищать внутренний рынок. Но тогда потребуется искусство убеждать в этом своих партнеров, что сделать достаточно сложно. Но, тем не менее, ВТО может подсказать, как и в этих условиях внутренний рынок можно защитить.
При присоединении к ВТО, у вступающей страны есть право "на последнее желание". Она может согласовать список товаров, импорт которых считает практически невозможным (так называемые сверхчувствительные товары, пошлины на которые могут быть достаточно высокими - т.н. пиковые значения).
Сложность в том, что этот список расширению не подлежит. Кроме того, есть группа чувствительных товаров (обычно сельскохозяйственная продукция), пошлины на которые можно установить в достаточно широком тарифном коридоре. По остальным товарам (на их приходится 80% мировой торговли) фиксируется вступительный размер импортных пошлин, а также график их снижения.
Двусторонние тарифные переговоры
Такие переговоры ведутся российской делегацией с февраля 1998 г. В ходе этих переговоров российская сторона приступила к углубленному обсуждению с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации. В конце 2003 г. примерно с 30 странами тарифные переговоры находились в завершающей стадии.
Наиболее активно проходят переговоры с делегацией КЕС. Помимо тарифных вопросов, обсуждается проблематика государственной поддержки аграрного сектора, ТРИПС (Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), а также ряд других вопросов - таможенные процедуры, региональные промышленные субсидии и др.
Проведено несколько раундов переговоров с США, на которых также были обсуждены вопросы промышленных субсидий, сельского хозяйства и ТРИПС. В то же время, позиция США остается неоправданно жесткой и содержит ряд требований по снижению таможенных тарифов, которые не являются юридически обязательными для вступающих стран (cекторальные инициативы).#61482;
Секторальные тарифные инициативы являются одним из наиболее сложных элементов тарифных переговоров, так как все ведущие игроки ВТО настаивают, чтобы Россия приняла на себя обязательства по данным договоренностям.
Необходимо подчеркнуть, что секторальные тарифные инициативы выдвинуты и приняты ограниченным числом стран и носят добровольный характер:
так называемый "нулевой вариант" - упразднение тарифов на строительное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, мебель, игрушки, бумагу и целлюлозу, фармацевтику, сталь, пиво;
гармонизация торговли химическими товарами (сокращение тарифов по этой группе до уровня 5,5-6,5%);
информационные технологии (упразднение тарифов на компьютерное оборудование, компоненты, программное и информационное обеспечение примерно по 400 позициям);
фармацевтических товары (упразднение тарифов по данной номенклатуре).
В настоящее время для России неприемлемы требования о немедленном подключении к этим инициативам, как предварительном условии присоединения к ВТО, поскольку они пока не обязательны для всех членов ВТО.
Отношение к данным вопросам будут определены после того, как будут готовы финальные предложения по изменению уровня связывания тарифных ставок.
Вместе с тем, как весьма важную и перспективную инициативу следует рассматривать отмену пошлин на "информационные технологии", а также ряд товаров из "нулевого варианта".
Переговоры по сельскому хозяйству
Существенной частью переговоров по доступу на рынки товаров являются переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо тарифного аспекта, они включают обсуждение политики России по поддержке аграрного сектора.
Здесь имеются значительные расхождения в позициях сторон относительно обязательств России по максимально разрешенному уровню государственной поддержки сельского хозяйства (наши партнеры исходят из его минимизации на основе фактических низких показателей за предыдущие три года).
Ряд стран-членов ВТО, прежде всего из так называемой Кернской группы (ведущие экспортеры сельхозпродукции), настаивают также на полной ликвидации экспортных субсидий на аграрную продукцию в России, хотя такая поддержка допускается нормами ВТО.
В России в настоящее время субсидирование сельскохозяйственного производства существенно ниже, чем во многих странах-производителях и экспортерах продукции сельского хозяйства. Экспортное субсидирование в России декларировано, но практически не реализуется из-за бюджетных проблем.
В результате российские производители сельскохозяйственной продукции находятся в неравных с иностранными конкурентами условиях, т.к. цены последних зачастую ниже себестоимости за счет государственной поддержки в этих странах.
Основные трудности для России бюджетные проблемы и отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.
Правительством России были одобрены изменения в первоначальные предложения России по мерам внутренней поддержки и экспортным субсидиям, которые в мае 2000 г. были представлены в Секретариат ВТО.
Этот документ был рассмотрен на многостороннем и двустороннем уровнях с заинтересованными странами ВТО. Скорректированная официальная позиция Российской Федерации, была представленная в Секретариат ВТО в марте 2001 г., основывалась на базисном периоде расчетов уровня государственной поддержки агропромышленного производства 1991-1993 гг. и по экспортным субсидиям - на периоде 1990-1992 гг.
Данная позиция предусматривала максимальную внутреннюю поддержку в размере 16,2 млрд.долларов и экспортные субсидии в сумме 726 млн.долларов.
Однако страны-члены ВТО подвергли резкой критике наши предложения, мотивируя это существенным разрывом между предложенными российской стороной объемами и соответствующими фактическими показателями.
В этой связи партнеры предлагают нам определить в качестве базы для расчетов более поздний период с начальным уровнем связывания государственной поддержки в размере 9 млрд. долл. и его последующим поэтапным сокращением на 20 процентов.
Такая позиция наших партнеров вызывает удивление, поскольку уровень государственной поддержки сельского хозяйства в России значительно ниже, по сравнению с промышленно развитыми странами.

Справочно: На субсидирование фермеров в странах ОЭСР в конце 90-х годов ежегодно расходовалось примерно 160-180 млрд. долл. В частности, эти дотации в Японии составляли - 46 млрд. долл., в США около 26 млрд. долл.
Наибольший уровень субсидирования сельскохозяйственного производства (сумма дотаций и компенсаций с учетом инфляции в цене реализации сельскохозяйственной продукции) среди промышленно развитых государств в конце 90 -х годов отмечался в Швейцарии (82%), Норвегии (75%), Японии (74%), Исландии (73%) и Австрии (44%). В тоже время аналогичный показатель для Новой Зеландии составлял лишь 3%, а в Австралии - 10%.
В России уровень государственного субсидирования составляет около 8-9%, при этом прослеживается тенденция к сокращению данного показателя, за счет уменьшения бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса.

Изначально серьезную озабоченность стран-членов ВТО вызвало введение Россией тарифных квот на мясо свинины и говядины, а также квот на мясо птицы. Однако в результате проведенной разъяснительной работы остроту проблемы в контексте вопроса о присоединении России к ВТО удалось в значительной мере снять и перевести ее в плоскость обычных торговых переговоров.
Очевидно, что по мерам государственной поддержки производства Россия должна отстаивать право на сохранение определенного уровня бюджетной поддержки, необходимый для динамичного и устойчивого развития отрасли и как минимум, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Представляется целесообразным по экспортным субсидиям - добиться равных условий со странами, которые субсидируют свой экспорт, и зарезервировать право иметь экспортные субсидии, исходя из возможностей госбюджета.
По сельскохозяйственным тарифам - необходимо обеспечить сопоставимый уровень таможенной защиты (особенно по наиболее чувствительным для отечественного производителя товарам) с тем ее уровнем, который имеется у развитых стран-членов ВТО.
Переговоры по доступу на рынки услуг
Переговоры по доступу на рынки услуг являются важной и неотъемлемой частью процесса присоединения России к ВТО. В ходе встреч с заинтересованными странами-членами ВТО идет обсуждение российских предложений по доступу на рынки услуг, включающие перечень обязательств Российской федерации по торговле услугами и список изъятий из Режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Согласно нормам Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) страны - члены ВТО должны предоставлять иностранным поставщикам услуг национальный режим работы на своих рынках. Но при этом допускаются изъятия в зависимости от того, насколько важен тот или иной сектор услуг для национальной экономики. Они отражаются в обязательствах по доступу на рынок, по сути являющихся своеобразными аналогами таможенных тарифов в торговле товарами.
Изъятия могут касаться, например, максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг; количества учреждаемых представительств иностранных компаний; объема предоставляемых иностранцами услуг; численности иностранного персонала; выбора организационной формы компании; общего количества иностранных поставщиков услуг в данном секторе.
Во всех секторах за исключением банковского и страхового Россия практически не применяет ограничений на деятельность иностранных поставщиков услуг, а режим работы для них нисколько не отличается от режима предусмотренного для отечественных компаний.
В некоторых случаях иностранцы находятся даже в лучших условиях, чем отечественные поставщики. Например, российские перевозчики, работающие с иностранными грузами, платят НДС, а иностранные - нет.
Поэтому Россия, скорее всего, будет применять ограничивающие меры только в потенциально конкурентных секторах - финансовом, юридическом, строительном и транспортном, для того чтобы защитить российские компании.
В условиях несовершенства законодательной базы регулирования торговли услугами в России фиксация в обязательствах текущего режима регулирования доступа на рынок услуг является для России неприемлемой.
Во многих областям сферы услуг, которые еще только формируются и нуждаются в поддержке и защите для своего становления, Россия не сможет принять никаких обязательств.
В отношении услуг двустороннее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС предусматривает отличный от ВТО режим торговли, но для того, чтобы его сохранить предстоит договариваться об этом с другими странами ВТО как об изъятиях из режима ВТО. Это является непростой проблемой.
После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России в области торговли услугами, российская сторона приступила к двухсторонним переговорам по доступу на российский рынок услуг.
Российская делегация прошла важную и необходимую фазу выяснения обоюдных позиций, выявления основных интересов наших торговых партнеров. К концу 2000 года возможность и целесообразность продолжения конструктивного диалога на основе первоначальных предложений оказалась исчерпана.
В феврале 2001 года российская сторона представила заинтересованным странам-членам ВТО новые редакции предложений по тарифам, сельскому хозяйству и услугам, и в марте начала новый тур переговоров по этим позиционным документам.
В конце 2003 г. в переговоры по доступу на рынок услуг были вовлечены 32 страны. Среди них наиболее активными участниками являются -США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Корея, Норвегия, Швейцария. С одной страной - Парагваем - переговоры завершены.
Россия готова принять обязательства по 105 секторам услуг из 155.
По 35 из них рынок открывается полностью. К таким секторам относятся, например, рекламные услуги, строительство, услуги ускоренной пересылки и другие.
В 50 секторах обязательства не принимаются, то есть сохраняется максимальная свобода маневра в области регулирования иностранного присутствия вплоть до полного закрытия рынка. К таким секторам относятся, в частности: большинство аудиовизуальных услуг; услуги в области здравоохранения; услуги железнодорожного транспорта и ряд других.
Наиболее остро на переговорах по услугам стоят вопросы доступа иностранных поставщиков на рынки телекоммуникационных и компьютерных услуг; финансовых услуг (страхование, банки, ценные бумаги); дистрибьюторских услуг и услуг в области энергетики.
В ходе последних раундов переговоров проявилась серьезная озабоченность наших партнеров в отношении списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования в части услуг в пользу государств-участников СНГ, ЕврАзЭС и Союзного государства. От нас требуют сузить список изъятий и конкретизировать в нем преференциальные меры, сектора услуг и способы поставки услуг в государства-участники указанных объединений.
Проведенные переговоры также показали, что существуют проблемы в отношении таких сфер регулирования на рынке услуг, как деятельность естественных монополий, доступ в закрытые административно-территориальные образования и приграничные территории, услуги в области культурного наследия и достояния, услуги общего пользования.
Переговоры по системным вопросам
Выполнение в полном объеме основных положений пакета Соглашений ВТО в достаточно сжатые сроки требует проведения масштабной законотворческой работы в сфере экономики и внешнеторгового регулирования.
Для приведения российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО необходимо внесение поправок к нескольким десяткам действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также подготовка пакета новых законопроектов.
Среди них кодексы - таможенный, арбитражно-процессуальный, уголовный и проект налогового, законы - "Об акцизах", "О таможенном тарифе", "О разделе продукции", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и др.
Еще около тысячи международных соглашений Российской Федерации требуют пересмотра, денонсации или изменения.
Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации в полном объеме выполнен ранее утвержденный План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО и все предусмотренные этим Планом законопроекты внесены в Государственную Думу, многие вопросы, как показывают переговоры, остаются неурегулированными и требуют принятия дополнительных мер по дальнейшему совершенствованию действующего и разрабатываемого законодательства, а также ведомственных нормативных правовых актов.
К таким вопросам, в частности, относятся :
устранение всех существующих ограничений в области валютного регулирования (поправки к законопроекту "О валютном регулировании и валютном контроле);
регулирование импорта и применение мер по лицензированию алкогольной, фармацевтической продукции, драгоценных металлов (за исключением золота и серебра) и драгоценных камней (законопроект "Об основах государственного регулирования внешней торговли" и законодательные акты в соответствующих областях);
приведение мер по защите внутреннего рынка в соответствие с требованиями ВТО (члены ВТО ожидают скорейшего принятия нового закона по защитным мерам, антидемпинговым и компенсационным пошлинам);
приведение режима в области технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер в соответствие с требованиями ВТО (вопросы реализации положений ФЗ "О техническом регулировании" по реформированию системы стандартизации и сертификации, принятие соответствующих подзаконных нормативных актов);
определение размера таможенных сборов в соответствии со стоимостью затрат, а не в процентах от таможенной стоимости (закрепление этого положения в законодательстве);
отказ от практики сокращения количества таможенных пунктов пропуска товаров (отмена соответствующих актов ГТК);
изменение законодательства о соглашениях о разделе продукции в целях исключения требований закупки оборудования через российские компании и "национальной составляющей";

Кроме того, продвижение на переговорах по системным вопросам упирается в позицию ЕС в отношении торговли энергетическими товарами. От России требуют принятия обязательств, которые не предусматриваются соглашениями ВТО. При этом ЕС акцентируется внимание на вопросе ценообразования на природный газ и электроэнергию.
Другим важным элементом требований Евросоюза является обеспечение неограниченного доступа к российской трубопроводной системе (включая транзит через территорию России и разрешение на строительство частных трубопроводов).
Помимо выше указанных трудностей в переговорном процессе возникают и другие проблемы, связанные с тем, что ряд стран-членов ВТО пытаются навязать России дополнительные обязательства по формуле "ВТО+", которые выходят за правовые рамки пакета Соглашений ВТО.
Соглашения необязательные для всех стран-членов ВТО. В системе ВТО имеется два многосторонних соглашения, которые подписаны ограниченным числом участников. Принятые по этим соглашениям обязательства не являются обязательными для всех стран ВТО, но на участии в которых России активно настаивают партнеры, в т.ч. ЕС и США:
по правительственным закупкам (предусматривает существенное открытие рынка государственных закупок для иностранных компаний)
по торговле гражданской авиатехникой (предусматривает отмену импортных таможенных пошлин на авиатехнику, сопутствующее оборудование, материалы и компоненты, а также ограничение государственной поддержки отрасли).
В целом по таким соглашениям - участие в них России не может быть предварительным условием принятия в ВТО. В частности, правительственные закупки - возможное в будущем участие в соглашении требует дальнейшего изучения с учетом ведущейся работы по совершенствованию российского законодательства.
Достаточно сложное экономическое положение в авиационной промышленности Россия не ставит задачу на данном этапе участия страны в соглашении по авиатехнике.
Требование так называемого положения "стэнд-стил" - не ухудшение существующих условий доступа на рынки товаров и услуг присоединяющейся страны с момента начала переговоров о присоединении.
Имеется ввиду не увеличение таможенных пошлин и других сборов, взимаемых при импорте, а также не ужесточение соответствующего законодательства. Такое требование не является юридической нормой ВТО (в практике переговоров оно имеет место, но не все страны следуют этому). Принятие такого обязательства может стать препятствием в проведении российских реформ.
России необходимо сохранить возможность корректировок тарифов в условиях динамичной трансформации экономики. Вместе с тем, необходимо заверить партнеров, что специально повышать тарифы в целях улучшения своей позиции на переговорах российская сторона не намерена.
Помимо этого, России предлагается взять обязательства в сфере приватизации, ценообразования и инвестиций, т.е. по тем областям, которые не входят непосредственно в сферу компетенции ВТО. Также со стороны ряда стран-членов предпринимаются попытки расширительной трактовки обязательств по некоторым соглашениям, которые Россия должна выполнять после присоединения.
Возможные последствия присоединения России к ВТО

В целом последствия присоединения при сохраняющихся тенденциях экономического развития будут определяться базовыми условиями членства, те есть правами и обязательствами России в ВТО.
На сегодняшний момент российскими учеными подготовлено порядка 10 коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них ориентированы на анализ экономических последствий, другие затрагивают и социальные аспекты.
Наиболее глубокий и универсальный характер носит исследование "Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России во Всемирную торговую организацию", проведенное в 2002г. научным коллективом, включающим представителей Государственного университета - Высшей школы экономики. Государственного университета управления и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
На основании проведенного количественного анализа возможного изменения тарифных пошлин делается вывод, что эти изменения не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом.
Прирост выпуска промышленной продукции в период до 2010 года при всех вариантах развития событий составляет чрезвычайно близкие величины, которые находятся в пределах статистической погрешности.
Наиболее высокие темпы прироста выпуска промышленной продукции будут иметь место (в случае неприсоединения и присоединения с повышением и последующим снижением тарифных ставок) в следующих отраслях: лесная и деревообрабатывающая промышленность (на 81% и 82%), промышленность строительных материалов (на 64% и 63%), пищевая (без мукомольно-крупяной) промышленность (на 50% и на 54%, машиностроение и металлообработка (на 64% и 63%), полиграфическая промышленность (на 50% и 51%).
Низкие темпы прироста прогнозируются в медицинской (на 19% и 17%), угольной (на 19% и 20%), газовой (на 28% и 27%), мукомольно-крупяной и микробиологической (на 30% и 31%), микробиологической (на 36% и 38%), легкой (на 40% и 39%) отраслях промышленности.
С точки зрения соотношения импорта и объема внутреннего производства в наиболее неблагоприятной ситуации окажется медицинская промышленность, где импорт при всех сценариях будет превышать объем производства на 30%, для пищевой промышленности доля импорта составит 20% объема производства.
Второй основной вид воздействия - трансформация условий доступа на рынок услуг. Отрасли услуг испытывают явный недостаток собственных ресурсов для активного расширения. Конкурентное давление со стороны иностранных поставщиков услуг оживит внутреннюю конкурентную среду и заставит отечественных производителей услуг расширять их набор, совершенствовать качество, снижать цены, более полно учитывать запросы клиентуры.
Это принесет непосредственные выгоды потребителям, даст дополнительный импульс развитию отраслей, будет способствовать устранению многочисленных искажений рыночных отношений, улучшению инвестиционного климата, общей модернизации экономики. Таким образом, предварительная оценка возможного воздействия членства России в ВТО в экономической сфере показала, что изменение условий ведения внешнеэкономической деятельности, обусловленное членством России в ВТО, не приведет к значительным изменениям в экономике страны.
Имеющийся опыт России, связанный с уже пережитыми кризисными годами, а также опыт других стран, свидетельствуют о том, что не следует также ожидать серьезных изменений негативного характера в области занятости населения и условий рынка труда.
Напротив, более вероятен рост потребления, увеличение мобильности населения и повышение квалификации рабочей силы. Так, прогнозируется увеличения числа занятых в промышленности на 1,5 млн. в период до 2010 г. Таким образом, к 2010 г. количество занятых будет равняться 13.169.000 (в случае неприсоединения) и 13.176.000 (в случае присоединения по сценарию повышения и последующего понижения тарифных пошлин).
Учитывая результаты проведенных исследований и прогнозы Минэкономразвития России, в ближайшей перспективе основной задачей должна стать разработка рекомендаций и мер по минимизации возможных негативных последствий.
При этом следует обратить внимание на выработку рекомендаций для различных регионов, с учетом специфики их промышленной ориентации. Важным моментом представляется предложение мер по адаптации к новым условиям внешнеэкономической деятельности в области сельского хозяйства.
Присоединение России к ВТО и проблемы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Проблемы соотношения процессов присоединения России к ВТО и развития интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), а также отдельно - в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), Единого экономического пространства (ЕЭП) связаны, прежде всего, с различными условиями присоединения государств-участников СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП к системе многосторонних соглашений ВТО.
Данный аспект создает дополнительные препятствия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Кроме того, ряд обязательств, принятых Россией в рамках взаимодействия с государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС, и ЕЭП необходимо привести в соответствие с требованиями ВТО.
Россия намерена сохранить действующий торговый режим - без каких-либо ограничений со странами СНГ и партнерами по таможенному союзу.
Он-то и попадет в российский перечень изъятий из общих принципов генерального соглашения о тарифах и торговле. Основанием для этого являются соглашения между Россией и странами СНГ "О свободной торговле" и "О таможенном союзе".
С точки зрения присоединения к ВТО основным вопросом является необходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли и Таможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Имеется в виду беспошлинная торговля внутри зон свободной торговли и единый внешний тариф для стран участниц Таможенного союза.
Так, в частности, нормами ВТО предусматривается, что если страна-член ВТО образует таможенный союз, то вступать в ВТО должен такой союз или одна из стран от его имени. В связи с соглашениями об образовании Таможенного союза пяти стран СНГ, ЕС, как и другие партнеры, начинают все более настойчиво ставить такого рода вопросы.
В 2001 г. Таможенный союз государств СНГ трансформировался в международную организацию Евро-азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Одна из стран участниц - Киргизия стала членом ВТО. Другие страны участники договорились о координации их позиций по вступлению в ВТО.
В конце 2003 г. в рамках работы Группы высокого уровня по формированию ЕЭП был проведен сравнительный анализ позиций стран "четвертки" на переговорах по присоединению к ВТО, который будет использовандля согласования переговорной позиции при координации процесса присоединения к ВТО.
Проблема состоит в том, что, если участники ЕврАзЭС, СНГ, ЕЭП вступят в ВТО на значительно различающихся условиях, то это может существенно осложнить процесс формирования Таможенного союза между ними.
Вопрос соответствия положениям ВТО по зонам свободной торговли и таможенным союзам должен рассматриваться после вступления в ВТО, а не на стадии переговоров о присоединении. Представители ЕС неоднократно выступали в поддержку такого подхода в ходе переговоров о присоединении к ВТО других стран, в частности, государств Балтии.
В рамках зоны свободной торговли СНГ беспошлинный режим уже действует. Существуют некоторые различия во взимании НДС в СНГ по сравнению с третьими странами, но этот вопрос должен рассматриваться отдельно.
В торговле услугами для изъятий из РНБ наличие соглашений о свободе торговли не обязательно. Стране-кандидату достаточно просто аргументировано заявить о желании предоставить лучшие, нежели всем остальным, условия доступа на рынок поставщикам услуг из той или иной страны.
Льготный режим работы на российском рынке услуг скорее всего получат поставщики банковских и страховых услуг из стран ЕС. Это закреплено заключенным три года назад соглашением "О сотрудничестве и партнерстве" между Россией и Европейским Союзом.
Распространять его на кого-либо еще российская сторона считает экономически нецелесообразным. ВТО вполне удовлетворится таким объяснением, если оно будет подтверждено расчетами.

#61482; #61482; #61482;
Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.
Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что:
условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.
позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут к безусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другие члены ВТО.
Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации. Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам, так и об урегулировании, имеющихся проблем в доступе российских товаров и услуг на рынки членов ВТО.
После начала нового раунда ("раунд тысячелетия") многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, процесс присоединения России будет происходить параллельно с этими переговорами.
Правительство Российской Федерации предпринимает конкретные меры по интенсификации переговоров о присоединении России к ВТО. В то же время это не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО на любых условиях.
Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынок услуг, обязательства в области сельского хозяйства, системные вопросы и др.) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
В настоящее время российская делегация предпринимает усилия по активизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорению общих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдения национальных экономических интересов и баланса взаимных требований и уступок.
В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказать положительное воздействие на ход экономических реформ, будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.


Статья опубликована на английском языке в сборнике Института Дальнего Востока, Российской академии наук, в 2003 г.


viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован