15 октября 2004
3761

Владимир Булавин: `И щит отечества защиты просит`.

Одним из важнейших вопросов, которые обсуждались на только что состоявшемся Всероссийском совещании руководителей органов ФСБ России, была проблема контрразведывательного обеспечения объектов оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Корреспондент "Парламентской газеты" встретился с начальником Управления ФСБ России по Нижегородской области генерал-лейтенантом Владимиром Булавиным, который выступал на совещании с докладом по этой проблеме.
- Владимир Иванович, в связи с чем у вас такая необычная должность - председатель совета начальников органов ФСБ России в Приволжском федеральном округе - начальник Управления ФСБ России по Нижегородской области? Ведь окружной структуры в органах службы безопасности нет?

- Конечно, официально окружной структуры нет. Но созданы советы начальников управлений безопасности округа, поскольку оперативные проблемы, которые приходится решать сотрудникам наших пятнадцати УФСБ округа, очень похожи. К тому же преступность не знает административных границ, поэтому координация деятельности территориальных органов ФСБ необходима как воздух. Судите сами, в Приволжском федеральном округе расположена едва ли не пятая часть предприятий и организаций оборонного комплекса России. Среди выпускаемой продукции военного назначения - ядерное оружие, крылатые ракеты, стратегические бомбардировщики, твердотопливные ракетные двигатели, вертолеты, боевые корабли и подводные лодки, зенитно-ракетные комплексы, продукция аэрокосмического комплекса, взрывчатые вещества и многое другое. Все это требует надежного контрразведывательного обеспечения. На наших ежеквартальных встречах присутствуют полномочный представитель Президента страны в округе Сергей Кириенко, руководители центрального аппарата. Дважды в работе совета участвовал директор ФСБ Николай Патрушев. Уже это свидетельствует о важности решаемых вопросов и проблем.

- С точки зрения контрразведки, какие угрозы - внешние или внутренние - представляют наибольшую опасность для объектов оборонного комплекса региона и области?

- Однозначного ответа нет. Серьезным дестабилизирующим фактором внутреннего порядка стало правительственное решение об обязательном акционировании большинства оборонных предприятий государственного сектора экономики до 2003 года. В условиях несовершенства законодательной базы в ходе их акционирования появилась возможность банкротства и перехода предприятий оборонки в руки как иностранных, так и недобросовестных российских собственников. Более того, отмечаются попытки преступных сообществ, пытающихся приобретать блокирующие пакеты акций оборонных и промышленных предприятий с целью установления над ними своего контроля. Все это создает реальную угрозу утечки сведений, составляющих государственную тайну, нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности страны.
Естественно, в силу специфики нашей работы органы госбезопасности обращают внимание и на внешние угрозы. Объекты военно-промышленного комплекса всегда были и остаются главным интересом зарубежных спецслужб. Их силы и средства направлены на выявление перспективных разработок российского оружия, сбор сведений о потенциальных возможностях наших оборонных объектов, информацию о состоянии и перспективах военно-технического сотрудничества России с ближним и дальним зарубежьем. Скажу больше. Используя кризисное состояние оборонного комплекса и ослабление в 90-е годы контрразведывательного режима, зарубежные разведсообщества развернули широкомасштабную по охвату и беспрецедентную по своей наглости разведывательную деятельность.

- Создается впечатление, что в нашем оборонно-промышленном комплексе уже не осталось секретов - они все сворованы или куплены, причем за копейки, а образцы новейшего вооружения мы сами навязываем иностранным армиям, чтобы хоть как-то удержать на плаву отечественный ОПК.

- Смею вас уверить, что это не так. Потенциал научных открытий огромен. У нас новейших секретных разработок и образцов современной боевой техники столько, что хватит на многие годы вперед. Об этом хорошо известно иностранным спецслужбам, иначе они бы не присылали к нам ежегодно по три с лишним десятка кадровых разведчиков по каналу научного и технического сотрудничества. Не так давно мы завершили разработку одного из таких "деятелей". Кадровый разведчик иранских спецслужб "завербовал" нашего "секретоносителя", встречался даже с ним у него на квартире, где и получал "информацию о новейших авиационных разработках". Массу сил и времени потратил на добычу "секретных" документов военного характера другой иностранный "коммерсант в штатском".
Но едва ли не с первого дня их деятельность проходила под нашим контролем. В результате иранца захватили в Москве с поличным и выдворили за пределы России. Вынужден был покинуть страну и другой разведчик. Вот так, агрессивно и напористо, по отношению к нам действуют спецслужбы и организации США, Китая, Великобритании, Франции, Германии, Южной Кореи, Ирана, Ирака и других стран. Только за два последних года управлениями, входящими в совет, вскрыто и пресечено около двадцати разведывательно-подрывных акций, выявлено 60 кадровых сотрудников иностранных спецслужб. Управлениями по Удмуртской Республике, по Нижегородской, Кировской, Саратовской и другим областям округа пресечена разведывательная деятельность пятнадцати иностранных граждан. Однако, используя возросший уровень разведдоступности объектов оборонно-промышленного комплекса, зарубежные спецслужбы теперь пытаются не только добывать секретную информацию, но и негативно влиять на развитие экономической ситуации в России в целом и на развитие оборонного комплекса - в частности.

- Но раньше они себе такого не позволяли...

- Влиять на развитие ситуации всегда было сверхзадачей любой разведки. Сотрудники нашего управления получили данные о том, что США стремятся поставить под контроль международных организаций ядерное оружие России, начиная от добычи руды до разработки и утилизации ядерных зарядов. Входящими в Приволжский окружной совет органами безопасности выявлено стремление американских фирм приобрести блокирующие пакеты акций особорежимных объединений "Ижевский радиозавод" в Удмуртии, пензенской "Эры". Другой пример. По данным саратовских контрразведчиков, концерны Франции и Германии в целях монополизации рынка аккумуляторов пытаются приобрести через подконтрольные им российские фирмы аналогичные российские предприятия. А между тем эти заводы являются поставщиками бортовых источников тока для ракетно-космических сил страны и нашего атомного флота, стратегической авиации. Контрразведчики Самары предотвратили существенный экономический ущерб, который пытались нанести инвестиционные компании Германии, Ирландии и Панамы путем втягивания одного из предприятий оборонного комплекса в реализацию явно сомнительных инвестиционных проектов. Практически все управления ФСБ, входящие в Приволжский федеральный округ, пресекали многократные попытки контрабанды вооружения и военной техники, незаконного экспорта технологий и ядерных материалов.

- Но не станет ли контрразведка новым "железным занавесом" на пути взаимовыгодного военно-технического и промышленного сотрудничества объектов российского ОПК с другими государствами? Ведь при нашем безденежье оборонке очень сложно выжить без иностранных инвестиций и средств от продажи оружия за границу.

- Согласен. Сегодня чрезвычайно важна роль военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. На это, кстати, ориентировано до 60 процентов производства оборонного комплекса округа. Но каждый отдельный случай должен быть выверен с учетом интересов государственной безопасности нашей страны. Иначе ущерб России от таких контактов может многократно превысить его сиюминутный "экономический эффект". Ведь, согласитесь, контрразведку не может не настораживать такой факт: за последние десять лет около полутора тысяч(!) секретоносителей только из ядерного центра Арзамас-16 (ныне город Саров) многократно приглашались в США, а сам центр ежегодно посещают несколько сотен(!) иностранцев, среди которых определенная часть обоснованно подозревается в принадлежности или причастности к спецслужбам. В процессе контрразведывательного обеспечения этих делегаций выявлены факты скрытого фотографирования отдельных площадок и установок центра, использования технических средств разведки, изучения и вербовочных подходов к нашим специалистам-ядерщикам и даже несанкционированное получение информации зарубежными "учеными".

- 2003-2010 годы в России уже называют периодом техногенных катастроф, которые произойдут в промышленности в связи с износом оборудования. Наибольшую опасность они представляют для объектов ОПК, где сосредоточены взрывчатые, в том числе и ядерные, вещества, опасные химические соединения. Насколько реальны эти прогнозы для Нижегородской области?

- Мы детальнейшим образом изучили ситуацию и выделили на территории области шесть объектов, на которых техногенные аварии могли бы иметь катастрофические последствия. Положение дел там контролируется постоянно, и смею вас заверить, что угрожающей ситуации нет. Более того, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы ее никогда и не было. Но то, что техника стареет, а замены нет, - отрицать не приходится. И объекты оборонно-промышленного комплекса в этом плане не исключение.

- Владимир Иванович, новым элементом в работе органов ФСБ стало взаимодействие этой государственной структуры с частным бизнесом. Как и по каким направлениям развивается такое сотрудничество?

- Бизнесмены, и очень крупные, к нам обращаются весьма часто по самому широкому кругу вопросов. Иногда мы им помогаем и довольно эффективно. В самом деле, почему бы не предостеречь наших предпринимателей от контактов с международными проходимцами, липовыми фирмами, недобросовестными конкурентами? А вот во внутренних разборках бизнес-элиты мы участия не принимаем, хотя, если борьба за сферы влияния приобретает криминальный оттенок, мы вмешиваемся. Решая возникающие в частном бизнесе проблемы, мы исходим из интересов государства. Взять хотя бы проблему лжеэкспорта, буквально захлестнувшего страну.

- А что это такое?

- Схема этой коммерческой деятельности достаточно проста. Из России через границу идет какой-нибудь пустяковый товар с огромной, многократно завышенной стоимостью. В конечном итоге наш делец-экспортер получает возврат НДС, а это - 29 процентов стоимости липовой продукции. Иными словами, коммерсант получает большие деньги просто из ничего. С привлечением службы внешней разведки мы провели огромную работу по проверке подозрительных коммерческих фирм и сделок, а также их зарубежных партнеров. Результаты оказались потрясающими. Только по нашей Нижегородской области этот криминальный доход мог бы составить 708 миллионов рублей за год.

- И последний вопрос. Как вы оцениваете антитеррористическую операцию по уничтожению боевиков в Театральном центре Москвы?

- Это была беспрецедентная по своим масштабам операция. Конечно, сейчас, по прошествии времени, можно давать самые разные комментарии, но было сделано главное - спасена основная часть заложников, уничтожены бандиты и не допущено приведение в действие 150 килограммов взрывчатки. Представьте, что могло бы произойти, если бы сработало хотя бы одно взрывное устройство. Всем нам необходимо помнить, что на протяжении последних лет в Чечне идут военные действия, которые могут проявиться в любой момент, в любой точке страны. Поэтому настоятельно требуется повышение общего уровня бдительности. Каждый должен думать о своих родных и близких. А спецслужбы и силовые структуры, опираясь на поддержку людей, должны предупреждать подобные эксцессы. Таковы реалии сегодняшней жизни.


"Парламентская газета" 13.11.2002http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован