Гость проекта "Суть дела" начальник управления Федеральной службы безопасности (УФСБ) РФ по Нижегородской области генерал-лейтенант Владимир Булавин
-- Владимир Иванович, какова ситуация в Нижегородской области с точки зрения работы ФСБ?
-- Ситуация остается стабильно сложной. Основополагающим фактором являются события в Чечне. Несмотря на то, что Нижний Новгород и область значительно удалены от тех событий, угроза терроризма, я об этом могу заявить вполне авторитетно, существует.
-- Страшные вещи вы произносите. То есть, нас в любую секунду, как это было в Москве, могут взорвать. Что делать?
-- Я думаю, ФСБ вместе с другими правоохранительными органами предприняты адекватные меры для того, чтобы актов терроризма на территории области не было. Жизнь подтвердила правильность принятых решений, и до сего времени мы, весь блок правоохранительных органов, с этой задачей успешно справляемся. Вместе с тем я считаю необходимым, чтобы эта тема не сходила с экранов телевизоров и газетных страниц. Дело в том, что человек ко всему привыкает.
-- Расслабляется...
-- Расслабляется, привыкает ко всему, в том числе, и к угрозе терроризма, несмотря на то, что это касается его самого, его семьи, детей, близких. Считаю, что с учетом всей сложности оперативной обстановки, должен поддерживаться определенный уровень бдительности. Я не ставлю своей задачей нагнетать обстановку, просто еще раз хотел бы привлечь внимание общественности и сказать, эта угроза существует, она реальна.
-- Создано Правительство Нижегородской области. Как вы оцениваете появление нового исполнительного органа?
-- Впервые о возможности создания правительства я услышал два года назад от Ивана Петровича Склярова. Ему как опытному хозяйственнику и руководителю понадобилось время для того, чтобы окончательно принять такое решение, и думаю, оно правильное и своевременное. Я поддерживаю все основные направления и, самое главное, концепцию построения правительства. Наверное, нам давно нужно было разделить блоки доходной и расходной частей, установить над ними более жесткий контроль, ввести в управление молодых, энергичных и вместе с тем опытных людей. И я думаю, не случайно выбор Ивана Петровича остановился на кандидатуре Сергея Обозова. Он его знал давно, со времен работы в администрации Нижнего Новгорода. И, мое мнение, у них тогда многое получалось. Остается только надеяться, что их новая связка на более высоком уровне принесет ощутимые плоды.
-- Четыре месяца назад в программе "Большие люди" я задал вам вопрос: с кем будет ФСБ на предстоящих выборах губернатора? Сегодня, когда времени до 15 июля осталось не так много времени, мне хотелось бы его повторить.
-- Отвечу вам также, как и несколько месяцев назад: ФСБ будет с законом и на стороне закона. И не только ФСБ, но и правоохранительные органы, и все те, кто имеет отношение к предстоящим выборам. Несомненно, эти выборы осложнят, выражаясь профессиональным языком, оперативную обстановку, но мы к ним готовы, и свою работу самым тесным образом координируем с коллегами, с областной избирательной комиссией, с избирательными комиссиями на местах. И у меня нет никаких оснований сомневаться в том, что предвыборная кампания и сами выборы пройдут надлежащим образом. Но сегодня я бы хотел сказать вот о чем: с недавнего времени в стране возникла серьезная угроза национальной безопасности, о которой неоднократно говорили президент Владимир Путин, бывший секретарь Совбеза, а ныне министр обороны Сергей Иванов, -- движение преступности во власть. И мне бы хотелось к этому привлечь внимание общественности. С сожалением приходится констатировать: различного рода жулики и мошенники, разжирев на государственных, бюджетных деньгах, и используя эти деньги, идут во власть. Эти "оборотни" посчитали, проведя не одну пятилетку в местах лишения свободы, что они способны управлять субъектом федерации...
-- Или столицей приволжского федерального округа...
-- Они говорят, что были "узниками совести", а на самом деле являются обычными уголовниками, они говорят, "я хочу стать губернатором, чтобы эффективно управлять областью", что в действительности означает "я хочу получить доступ к областному бюджету"... И мне не совсем понятно, почему в этой ситуации молчит наша интеллигенция -- я всегда считал, что ее голос является определенным индикатором состояния нравственности в обществе. Почему молчат люди труда, ветераны. Разве мы "заслужили", чтобы у нас первым и высшим должностным лицом был преступник?
-- Гарантом конституции...
-- Почему молчат правозащитики, которых у нас в области немало? Есть очень много независимых журналистов, профессионально подготовленных, трезво оценивающих жизнь и ситуацию. Почему не слышно их голоса? Мы вступили в такую фазу, когда здравомыслящая часть общества должна сказать "нет" приходу преступности во власть. Трудно представить, что в каком-то субъекте федерации, в какой-то области к власти пришел преступник, уголовник, мошенник. Пустят ли такого губернатора в Кремль, подаст ли ему руку президент страны? Как к этому отнесутся иностранные инвесторы, работающие на территории области.
-- Каким образом человек будет разговаривать с представителями силовых министерств, с которыми он уже имел дело...
-- Наконец, как оформить ему допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и к которым губернатор, несомненно, должен быть допущен, чтобы он мог выполнять свои функции...
-- Мы с вами затронули тему СМИ. Чем ближе к выборам, на страницах ряда газет появляется откровенно хамская информация, касающаяся и полпреда президента, и губернатора, и депутатов, словом, всех тех, кто участвует в политической жизни. Есть ли какой-нибудь механизм, который может противодействовать появлению такой грязи?
-- Вы, наверное, меня подталкиваете к тому, чтобы я сказал, давайте примем "моральный кодекс строительства капитализма"?
-- Может быть, в том числе...
-- На самом деле, необходимо определить границы журналистской этики. И в свое время в среде нижегородских журналистов была такая договоренность. Но, очевидно, политическая неустойчивость ее свела на нет, и теперь мы имеем то, что имеем.
-- В одной из программ мы обсуждали эту тему с Георгием Молокиным и пришли к выводу, что все наши призывы " ребята, остановитесь!" до 15 июля воздействия иметь не будут -- люди отрабатывают заказ. После выборов такие журналисты будут никому не нужны, и исчезнут - хоть какая-то польза для общества. Но придется потерпеть
-- Общество без морали опасно и обречено, для меня это ясно.
-- Слово "обречено". Статистика утверждает, что если 7% населения страны употребляют наркотики, нация обречена. Мы очень быстро к критической отметке приближаемся. И тема эта сейчас активно муссируется. Как представитель ФСБ, что вы можете сказать по поводу угрозы наркомании?
-- Проблема эта стоит очень остро, и сказать, что правоохранительные органы в целом, и управление ФСБ в частности, стопроцентно решают задачу, я не могу. Но в тоже время я бы предостерег вас, также, как и тех новоявленных борцов, которые появились накануне выборов, от манипулирования цифрами и статистикой - на самом деле все не так просто, как это преподносится с экранов телевизоров. Конечно, мы занимаемся проблемой наркобизнеса, и у нас есть несомненные успехи, например, только в этом году мы изъяли более 10 килограммов героина. Но, скажем, начальник отделения ФБР может потратить на закупку наркотиков 100 тысяч долларов и проследить цепочку...
-- А у нас?
-- У нас до этого очень далеко. Но даже западные спецслужбы, имея для работы все, что нужно, от денег до оборудования, ничего сейчас не могут сделать с этой проблемой, поскольку он зашла слишком далеко. На мой взгляд, мы находимся в самом начале пути, и если сделать так, чтобы программа борьбы стала общенациональной, эту угрозу можно победить, победить всем миром.
-- Сейчас говорят об усилении наказания -- смертная казнь за торговлю наркотиками. Ваша позиция?
-- На мой взгляд, усиление наказания снижения уровня наркотизации общества не даст. Нужно вести профилактическую борьбу с наркоманией. В США, например, на нее выделяется очень значительная доля средств. У нас были попытки организовать активную пропаганду, но все они носили, к сожалению, только эпизодический характер.
-- Опросы общественного мнения показывают, что многих людей страшат сегодняшние жизненные реалии: наркомания, коммунальные проблемы, преступность, рост цен. Что вы думаете по этому поводу?
-- Вопрос сложный. Мы приобрели много новых свобод, но произошло это за счет существенного снижения уровня главного -- свободы безопасно жить.
-- Это самое важное.
-- Но общество пошло по этому пути, и многие перемены шли под аплодисменты большинства. А теперь кто-то говорит "я не думал", кто-то - "я не предполагал"... Мы сами выбрали этот путь. У него, как и у всего, есть свои издержки, и над ними надо работать. Мы их преодолеем, это всего лишь вопрос времени.
http://www.autostop.nnov.ru/archive/1_15/bulavin.phtml