Единственным представителем силовых структур области, не утратившим степени своего влияния в 2001 году, становится начальник УФСБ Владимир Булавин. В начале года его рассматривают как реальную кандидатуру на участие в выборах губернатора, в конце года эксперты агентства "Провинция" ставят Булавина на первое место в итоговом рейтинге влиятельности. В течение всего года его боятся. Тем временем сам генерал с удовольствием цитирует Сахарова и называет ФСБ демократической структурой.
- Владимир Иванович, вы не обижаетесь, когда вас называют "силовиком"?
- Такого понятия нет ни в одном профессиональном словаре. Я думаю, что это слово придумали журналисты, которым нужно было создать собирательный образ ведомств и учреждений, прежде всего федеральных, которые владеют силовыми подразделениями. Это прежде всего армия, ВВ, ФСБ, милиция и другие.
- Как вы считаете, ФСБ среди них - это элита?
- Элита - понятие несколько расплывчатое: все зависит от выбора критериев. У Сахарова было такое высказывание, что органы КГБ на переломе двух эпох оказались некоррумпированными благодаря своей элитарности. Поскольку минимальный стаж работы самого молодого руководителя в УФСБ 15 лет, то, продолжая эту мысль, можно говорить об элитарности.
- ФСБ - это самое закрытое из всех государственных ведомств. Так и должно быть?
- Да. Поскольку ФСБ - это единственное ведомство, которое осуществляет контрразведывательную деятельность, иначе говоря, противодействие спецслужбам и разведкам других государств. Так как против нашей страны действуют закрытыми методами, то, естественно, и противодействие осуществляется на соответствующем уровне. Если мы будем открыты, то ни о каком противодействии речи быть просто не может.
- Владимир Иванович, структура ФСБ сочетается с демократией?
- Здесь надо начать с того, что мы подразумеваем под демократией. Понятно, что демократия - власть народа, представительной его части. Говорят, что торжество закона и есть проявление демократии. Так вот, ФСБ тоже действует в рамках законов, которые установлены и утверждены демократическим путем. Я считаю, что сам вопрос о взаимоотношениях с демократией на сегодняшний день не совсем уместен. Если мы говорим, что Россия - демократическое государство, а ФСБ - часть его исполнительной власти, то я бы не стал лишний раз напрягать общественное мнение и говорить о каких-то взаимоотношениях. По-моему, ФСБ уже давно стала структурой демократического государства.
Интервью: Любовь Королева ("Дело", No 5 от 9 февраля 2001 г.)
Цитата в тему:
"С начала года сотрудники УФСБ по Нижегородской области изъяли из незаконного оборота около 77 килограммов взрывчатых веществ, 20 единиц огнестрельного оружия, 7 выстрелов к гранатометам РПГ, 2 осколочно-фугасных снаряда, 6 взрывпакетов, 11 сигнальных мин, около 12 тысяч патронов различного калибра, 33 взрывателя, 17 электродетонаторов, 6 метров огнепроводного шнура. Было изъято около 50 килограммов героина и самая крупная в России партия метадона - 1,5 килограмма. Директор ФСБ РФ Николай Патрушев, посетивший Нижний Новгород 4 декабря, высоко оценил деятельность нижегородских сотрудников госбезопасности".
ИА ИФ-Регион, 18 декабря 2001 г.
http://www.smi-nn.ru/?id=3143