Переход к цифровому ТВ, по мнению экспертов, приведет к его монетизации. ВГТРК считает иначе
Петр Саруханов - "Новая"
Комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева приняла концепцию развития телерадиовещания в России. В составе комиссии - руководители министерств и ведомств, а также советник президента Лесин, начальник пресс-службы правительства Молчанов и пресс-секретарь президента Громов, замглавы президентской же администрации Сурков, представители ФСБ и Минобороны (Пресков и Панков), глава Российской телерадиовещательной сети (РТРС) Скляр, НАТ - Сагалаев и телеменеджеры - Эрнст, Добродеев и Сенкевич.
Концепция предполагает переход на цифровое вещание до 2015 года. Второй шаг - разработка Федеральной целевой программы (ответственное ведомство пока не определено, на это претендуют Мининформсвязи, РТРС и Россвязьохранкультура). Цена вопроса - до 14 млрд долл.
И хотя концепция, как считают наши источники, была "значительно либерализирована" в пользу вещателей (связисты первыми написали ФЦП и взяли все бюджетные вливания на себя), первые все же значительно потеряли - пара принципиальных для них вопросов решена в пользу связистов. В положении о лицензировании вещателей, например, так и не значится пункт с названием телевизионной частоты (это значит, что их будут определять связисты). Также в пользу связистов решен вопрос госрегулирования: государство ограничится созданием нормативно-правовой базы, а сети создадут операторы связи (по аналогии с рынком мобильной телефонии). Концепции РТРС и Россвязьохранкультуры предполагали его участие еще и в создании и эксплуатации цифровых сетей.
Главный вопрос концепции для граждан - формирование пакета "социально значимой совокупности информации, обязательного к трансляции на территории РФ". "Остальным" каналам предложены "рыночные условия", что некоторые эксперты (см. комментарии) считают угрозой появления платы для зрителя и слушателя этих самых "остальных" социально незначимых. Определено, что "обязательны" для распространения три государственные радиостанции: "Радио России", "Юность", "Маяк" (плюс одна региональная в каждом субъекте РФ). Что касается ТВ, то в пакете - один региональный и 5-6 федеральных каналов ("информационный канал, освещающий события, происходящие в нашей стране и за рубежом", "информационно-развлекательные каналы", "канал, освещающий события культурной жизни общества", детский и спортивный каналы). Они хоть и не названы, но четко угадываются - в частности, целый блок каналов ВГТРК. То есть именно эти государственные каналы и получат дополнительную государственную поддержку.
Мнение экспертов
Андрей Рихтер, директор Института проблем информационного права:
- Почти во всем, что делает правительство в последнее время, можно усмотреть монетизацию. Ни одна из целей, ради которых концепцию начали писать, не решена. То, что они создают соцпакет и каким способом, означает, что у нас будет ограничено бесплатное ТВ. Ведь социальный пакет означает, что он бесплатен для населения. Все государственные радиоканалы будут бесплатными, но какие именно телеканалы? Не определились. Почему 5-6? Непонятно. Почему, например, в соцпакет выбран спортивный канал, а не образовательный? И так далее.
На государство возлагается величайшее бремя разработки правил цифровизации - "нормативная база", ее надо "подкорректировать". Гениальное выражение! А где закон о теле- и радиовещании? Эта сфера по-прежнему что ли будет регулироваться постановлениями правительства? Этого нет нигде в мире и не должно быть! Почему впервые с 1994 года официально разрешается монополизация ТВ?
А все деньги на разработку сетей цифрового ТВ должны вложить частные компании. Но при этом они в соцпакете не участвуют. Не оговорено элементарное - как люди получат цифровые декодеры. Будут ли обязаны их покупать? Государство же получает все блага от развития сетей. Но не прописано, как государство сделает доступным и безболезненным переход на "цифру" для граждан.
Ограниченного ресурса не будет, потому что будет цифровое ТВ. Но если нет ограниченного ресурса, то зачем нужно лицензирование? Лицензирование ведь механизм, придуманный именно из-за ограниченности частотного ресурса! Или все же ради госконтроля и сбора денег за выдачу лицензии?
Владимир Энтин, один из создателей закона о СМИ, автор закона "Об авторском праве и смежных правах":
- Эта концепция мне кажется весьма сырым документом. Во-первых, предпринята попытка сузить конституционные обязательства по доступу граждан к массовой информации. Положения о каналах бесплатного доступа по духу напоминают ситуацию c монетизацией льгот. Вы имеете право только на один бесплатный информационный канал. Остальные (например, Euronews) выводятся в платный сегмент. Потерялись социальные функции ТВ, дистанционное образование и познавательная функция - за кадром. Государство финансирует пакет каналов бесплатного доступа. А откуда будут браться средства на остальное, включая замену изношенной на 80% сети вещания?
Во-вторых, предпринята попытка установить правила игры таким образом, как будто Гражданского кодекса вообще не существует! В ГК права вещателей, авторов, создателей аудио- и визуальных произведений уже четко оговорены и соотнесены с международными стандартами. По концепции, помимо нынешнего лицензионного порядка, вводится регистрация договоров в органах госвласти. Выходит тройной фильтр! Явно излишний контроль.
Вопросы вызывает и то, что после 31 декабря 2007 года должен быть установлен порядок ограничения приема и рассмотрения заявок на аналоговое вещание. То есть заявительный порядок отменяется, а новый не вводится.
Наряду с авторами и другими создателями контента в проекте упоминается и вещатель. Но это игроки разной весовой категории! Вещатель аккумулирует права и авторов, и исполнителей, и производителей фонограмм. Ставить их на одну доску в концепции просто юридически неверно: доступ к массовой информации обеспечивают СМИ, а не вышеназванные. Настораживают указания на возможные корректировки закона о СМИ. Действующий закон о СМИ уже 15 лет предполагает создание закона о теле- и радиовещании, но до сих пор его нет. Его и нужно создавать.
Неслучайный звонок
Алексей Малинин, заместитель генерального директора Всероссийской государственной телерадиокомпании ответил на наши вопросы
- Вы не расцениваете эту концепцию как монетизацию телевидения?
- Ни в коем случае! Недопущение монетизации ТВ - основная ее задача.
- Тем не менее бесплатно зрители получат всего 5-6 общефедеральных телеканалов и 3 радиостанции плюс региональные.
- Это - обязательный пакет, но в концепции есть и указание: то, что людям было доступно бесплатно, должно быть доступным и при цифровизации.
- А как быть с пунктом о том, что "остальные (по сравнению с обязательным. - Н.Р.) каналы свободного и условного доступа распространяются на рыночных условиях"? За деньги?
- И ВГТРК, и Первый, и НТВ и сегодня распространяются на рыночных условиях - платим за распространение. И остальные каналы также будут платить за распространение, получая деньги с рекламного рынка. Для населения некодированные каналы будут в свободном доступе.
- Но "потребитель" - это все же зритель, правда?
- Конечно.
- В пункте 3 концепции я вижу: "Финансирование создания и распространения теле-радиоканалов Вещателями осуществляется за счет размещения рекламных материалов и/или госдотаций (каналы свободного доступа) или взимания платы с Потребителей (каналы условного доступа)".
- Под каналами условного доступа понимаются кодированные каналы, которые будут работать на рынке платного ТВ. Они и сегодня есть (НТВ+). Зритель вправе принимать их (и платить) или не принимать (и не платить). А некодированные каналы так и останутся - каналами свободного доступа. Рен ТВ, СТС и другим для сохранения аудитории нет смысла переходить в платный для потребителя режим.
- Не окажется ли, что Рен ТВ, СТС, ТНТ или ТВЦ окажутся каналами условного доступа?
- Это во многом их решение.
- Сами должны решить?
- Они должны решить, на каком рынке работают - на рынке рекламы или на рынке платного ТВ.
- Но тогда угроза монетизации сохраняется! Если решат, что работают на рынке платного ТВ, то потребителю придется платить.
- На сегодня уже свыше сотни российских каналов работает на рынке платного ТВ...
- Монетизация - это лишение льгот для тех, кто уже видит, например, 14 каналов - за счет тех, кто получал 2-3, а станет 5-6.
- Не так это! Каналы, которые работают на рынке рекламы, заинтересованы в расширении зон покрытия. От этого зависят их доли, рейтинги. При цифровизации их затраты на распространение сократятся: на аналоговом канале можно будет передавать 5-6 цифровых. И за счет этого они смогут расширить зону вещания.
- Концепция - победа ВГТРК: несколько ее каналов очевидно попадают в социальный пакет. Не названы, но угадываются "Спорт", "Культура", "Бибигон". Правильно?
- Думаю, это было бы справедливо. ВГТРК - реально государственная компания, но решение - за ведомствами.
- А "информационный канал, освещающий основные события в нашей стране и за рубежом", - это "Вести-24"?
- Скажу (не потому, что патриот ВГТРК, а - профессионал), что "Вести-24" - самый профессиональный информканал в России. Будет достойный конкурент - дай-то бог!
- А "Россия" где угадывается? Под видом "информационно-развлекательного" канала?
- Наверное, на эту роль могут претендовать четыре канала - еще Первый, НТВ и Рен ТВ. Определить это должны соответствующие органы.
Поймите, любое ТВ - платное. За эфирное ТВ человек платит тем, что голосует за тот или иной канал, а ТВ зарабатывает подпиской или рекламой. Третий вид заработка - общественное ТВ, когда потребитель платит налог. Но монетизация цифровизации - в желании не вещателя, а производителя бытовой техники. Он заработает на производстве нового оборудования.
Наталия Ростова
обозреватель "Новой"
12.11.2007
http://www.novayagazeta.ru/data/2007/86/20.html