В ближайшие месяцы на Нижневартовской ГРЭС начнется строительство нового энергоблока. Это заметное событие не только в масштабах города, но и всего Ханты-Мансийского округа. Несмотря на то, что Югра уже вышла на первое место в стране по производству электроэнергии - 68,5 млрд. кВт в год, - без модернизации существующих электростанций и без строительства новых округ очень скоро столкнется с проблемой энергодефицита. О комплексе мер по обеспечению энергобезопасности в Нижневартовске и в Югре, об интересе к проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный", а также о перспективах развития всей региональной энергосистемы корреспондент "УралПолит.Ru" беседует с генеральным директором ОГК-1 Владимиром Хлебниковым .
Владимир Викторович, начну с вопроса, который наверняка задали себе многие жители Ханты-Мансийского округа, узнав о январском ЧП на Сургутской ГРЭС. Итак, поясните, что сделали энергетики, чтобы не допустить аварий на электростанциях и обезопасить города Югры?
Я уточню: не только энергетики, но и власти ХМАО, ЯНАО, Тюменской области сделали все максимально возможное. Объединение усилий позволило нам избежать тяжелых последствий энергодефицита. От остановки энергоблока в 800 МВт на Сургутской ГРЭС-2 жители региона не пострадали. Однако временный вывод из строя одного энергоблока ввел территорию в режим энергодефицита. Чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность населенных пунктов, производственных комплексов и месторождений, все станции Уральского региона около 10 дней работали с полной отдачей и что немаловажно - единой командой. Несколько электростанций-филиалов ОГК-1, включая Нижневартовскую ГРЭС, приняли дополнительную нагрузку, чтобы обеспечить надежность энергоснабжения в регионе.
ЧП на Сургутской ГРЭС и последующие усилия энергетиков по стабилизации ситуации - показатель того, что из избыточного по электроэнергии региона Ханты-Мансийский округ превращается в дефицитную территорию. Известно, что к 2020 году в Югре прогнозируется увеличение энергопотребления более чем в два раза по сравнению с нынешней ситуацией. Это произойдет как за счет нефтегазодобывающей отрасли, так и за счет потребления крупных городов, а также по причине начала промышленного освоения Приполярного Урала. Выход очевиден: наращивание генерирующих мощностей. ОГК-1 - разработало инвестиционный проект и, вероятно, уже скоро приступит к строительству нового энергоблока Нижневартовской ГРЭС.
В какой стадии находится реализация этих планов увеличения энергомощностей в Югре?
Несмотря на то, что в ОГК-1 входит шесть электростанций и только одна из них, - Нижневартовская, - находится на территории Югры, мы уделяем особое внимание модернизации именно этой ГРЭС. Стратегия ОГК-1 - находить и использовать конкурентные преимущества каждой электростанции. На Нижневартовской ГРЭС - это близость источников топлива и высокая потребность в электроэнергии, учитывая высокую концентрацию в регионе предприятий нефтегазодобывающей промышленности. Пока на долю станции приходится около 15% всех мощностей Тюменской энергосистемы, но ситуация скоро изменится. На новом энергоблоке, строительство которого на Нижневартовской ГРЭС планируется начать в 2008 и закончить в 2010 году, будет установлено современное парогазовое оборудование, КПД которого на аналогичных действующих блоках достигает 57%. Для сравнения: на обычных паросиловых агрегатах этот показатель не превышает 40%. Объект включен в Генеральную схему развития объектов энергетики до 2030 года. Планируется, что для реализации этого инвестиционного проекта нефтяная компания ТНК-ВР и ОГК-1 создадут совместную компанию. Проведены все корпоративные процедуры как стороны ОГК, так и со стороны ТНК-ВР, необходимые для организации такого совместного предприятия. ОГК-1 в качестве вклада в ее уставный капитал внесет 100% акций ЗАО "Нижневартовская ГРЭС", владеющей двумя энергоблоками суммарной мощностью 1600 МВт, а ТНК-ВР - финансовые средства в размере $ 320 млн. ОГК-1 будет принадлежать 75% минус одна акция, в СП, ТНК-ВР - 25% плюс одна акция. Во сколько нам обойдется строительство 3 энергоблока Нижневартовской ГРЭС, мы узнаем в конце лета, после заключения договора с подрядчиком.
Владимир Викторович, есть один нюанс в реализации этого инвестпроекта, которые требует пояснения. Я имею в виду регистрацию совместного предприятия на Кипре, в оффшорной зоне....
Понимаю, в чем причина сомнений. С начала 90-х слово "оффшор" приобрело явный негативный оттенок. В основном из-за схем ухода от налогов, которые были в ходу во времена "дикого капитализма". В случае с Нижневартовской ГРЭС и с ТНК-ВР схема с оффшором введена совсем по другой причине. И, вероятно, надо объяснить почему... Но сначала хочу заверить: все активы СП зарегистрированы на территории Нижневартовского района. Центр прибыли, где будут платиться все налоги, останется здесь - в Югре. А вот договорная конструкция контрактов будет вестись по английскому праву, действующему на Кипре. Это основополагающий принцип, который объединил интересы нефтяников и энергетиков и подстраховал банки, которые выдадут кредиты на 15 лет для реализации этого инвестиционного проекта.
В чем же состоит примененная нами конструкция, потребовавшая оффшора и британского права? Дело в том, что ОГК-1 обязуется в течение ближайших 15 лет покупать у нефтяников по 1 млрд. кубов газа в год по цене 100 долларов за кубометр. Иначе говоря, если даже Нижневартовской ГРЭС по какой-либо причине не сможет использовать столько попутного очищенного нефтяного газа, то все равно энергетики заплатят минимум за миллиард кубов по 100 долларов за кубометр. Но и ТНК-ВР берет на себя соответствующие обязательства: если газ не будет поставлен на ГРЭС, нефтяники заплатят неустойку, плюс компенсируют упущенную выгоду. Система должна действовать в течение 15 лет. И это при том, что в России пока еще нет опыта в ведении таких дел. Мало того, в нашей стране не было судебных решений по подобным делам. Британскому же праву не одна сотня лет. Все прецеденты, все нюансы подобных дел там давно решены, прописаны и пройдены на практике, причем многократно. ТНК-ВР, имея опыт работы с англичанами, убедились в этом на собственном опыте. Мы, проведя экспертизу нашей законодательной базы, также убедились в том, что в России нигде (ни в гражданском кодексе, ни в законе об АО) нет даже намеков на решения возможных при таком принципе сотрудничества споров. К тому же в этом инвестпроекте есть и третья сторона - иностранные банки. Именно они будут обеспечивать дополнительное финансирование, выдавать нам кредиты на 15 лет. К сожалению, ни один из российских банков не подписался под новой для страны конструкцией взаимодействия хозяйствующих субъектов. Зарубежные банки должны иметь возможность рассчитать, убедиться в том, что денег, которые мы будем ежегодно получать, хватит не только на покрытие процентов по кредиту, но и на получение нами прибылей. Поскольку применяемая нефтяниками и энергетиками система взаимодействия не только новая для России, но и достаточно сложная, поскольку регистрация СП на Кипре - это не прихоть учредителей, то государство выдало разрешение Совету директоров РАО ЕЭС на внедрение системы, одной из частей которой и является оффшор. Впрочем, я надеюсь, что наши парламентарии исправят пробел в законодательстве, и в дальнейшем мы будем работать исключительно в российском правовом поле.
Вернемся к проблеме обеспечения энергобезопасности региона. Строительство одного, пусть и самого совершенного энергоблока не решит проблему подступающего энергодефицита....
Вы правы. Как только будут структурированы наши взаимоотношения с ТНК-ВР, и начнется строительство третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС, мы сразу же приступим к реализации еще одного совместного проекта. Я говорю о перспективе возведения четвертого энергоблока Нижневартовской ГРЭС.
Югра - территория реализации крупнейшего даже в масштабах всей страны промышленного проекта. Речь об "Урале Промышленном - Урале Полярном". Чтобы проект был реализован, необходимо ввести значительное количество энергомощностей. Понятно, что это задача комплексная и реализуемая только при совместной работе генерирующих компаний и властей.
Что делается ОГК-1 в рамках этого проекта и как вообще вы, как специалист просчитываете перспективы "Урала Промышленного - Урала Полярного"?
Во всем этом главная наша задача - это, конечно, быть конкурентными при поставках электроэнергии (мощности) на рынок. Есть один нюанс. Энергосистема Приполярного и Полярного Урала будет частью объединенной энергосистемы Большого Урала. Это означает, что любые проблемы окружной энергетики немедленно скажутся на темпах реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный". Дефицит электроэнергии, сетевых мощностей на юге УрФО, на Среднем Урале - где угодно - создадут проблемы для экономики всего округа, в том числе северных территорий. И при разработке планов по развитию энергетики округа необходимо принять все меры для того, чтобы энергетика Юга не стала тормозом для развития энергетики Севера.
Мы, - энергетики, - заинтересованы в проекте не меньше, чем транспортники, которые будут перевозить сырье с севера на юг, или металлурги. Во-первых, горнодобывающим и промышленным предприятиям, железной дороге понадобятся дополнительные объемы электроэнергии. Это означает, что, параллельно с ростом в этих секторах экономики, начнется рост и в нашей отрасли. Во-вторых, энергетики получат энергетический уголь с новых месторождений северного Урала, запасы которых оцениваются в 26 млрд тонн. Параллельно открывается возможность развития электрогенерации за счет низконапорного газа.
И, в-третьих - энергокомпании получат инвестиции для развития генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. По предварительным подсчетам, в энергетику проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" необходимо вложить около 48 млрд рублей, в том числе 27 млрд. руб. на сетевое хозяйство и еще 21 млрд. рублей - в тепловые электростанции. Для развития энергетической инфраструктуры северных территорий понадобятся новые ЛЭП, идущие как в широтном, так и в меридиональном направлениях. Потребуется электрификация железной дороги, которую планируется построить по восточному склону Урала.
Если говорить об ОГК-1, то мы в ближайшие пять лет инвестируем на Урале более 60 млрд руб. и введем в строй более 3 тыс. МВт генерирующих мощностей на пяти из шести наших ГРЭС.
"УралПолит.Ru
26 Февраля 2008