Кризис науки
На протяжении почти всей истории России в ней происходят реформы образования. Но что же в них главное? Реформа образования и науки, как это не парадоксально звучит, должна быть консервативной.
Образование и науку я здесь не разделяю. Почему-то, образование начали рассматривать как одну из форм оказания услуг. Если согласиться с таким подходом, то это сразу наносит удар по фундаментальной науке. А ведь достижения в ней могут стать значимыми через двадцать-тридцать лет.
Если сегодня мы разрушим школу, то ее не будет никогда. Модернизация нужна, безусловно. Но проводить ее нужно очень осторожно, не бросаясь в Болонское соглашение, как многие это пытаются делать. Большинство ректоров крупнейших вузов мира против этого - недавно я переводил статью "Бульдозером по университетам" из "Зюддойче цайтунг". Логика такая - нужно модернизировать, но давайте смотреть для чего это нужно?
Немцы, например, сейчас отказались выпускать пиво по европейским законам. И поэтому в России, кстати, говоря, очень мало хорошего немецкого пива. Они сохранили свое качество - в соответствии с первой статей конституции любой германской земли, и отказались от большой прибыли. Нужно ли нам интегрироваться путем принятия среднего уровня, что нам часто предлагают? Или интегрироваться, но оставлять все самое сильное.
Краткий вывод такой - реформа может и должна иметь право на существование, но, во-первых, надо посоветоваться с теми людьми, которые этим занимаются, чего, как правило, не делается, а, во-вторых, проводить ее нужно осторожно и консервативно. Особенно в университетах. Университеты связывают культуру - старую классическую и современную. Если мы эту связку разрубим, то получим невежд.
НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
30 мая, 2005