В следующем году оборонный заказ в России будет увеличен на 20%. Но для нормального развития отечественного ВПК этого не хватит
Впервые за всю российскую историю Правительство России приоткрыло завесу над бюджетными расходами на оборонный заказ. Публичными стали далеко не все цифры, но и они позволили заключить, что в 2004 г. на закупку вооружений будет выделено на 20% больше средств, чем в 2003 г. Однако этой суммы явно недостаточно не только для развития отечественной оборонной промышленности, но и для поддержания на текущем уровне ее технологического и научного потенциала. Если в ближайшем будущем финансирование закупок военной техники не увеличится еще больше, то российский ВПК не спасут ни новый трехлетний военный бюджет, ни система определения поставщиков оружия с помощью тендеров.
С учетом финансирования из внебюджетных источников сумма, которую правительство решило потратить на "оборонку" в следующем году, составила чуть более 340 млрд руб., т.е. около 14% всей расходной части бюджета. На эти деньги планируется закупить 14 современных танков Т-90, чего не было с начала 90-х гг. (пока их модификации поставляются только на экспорт в азиатские страны), модернизированные бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, истребители МиГ-31, системы высокоточного авиационного вооружения и вертолеты Ми-28. Кроме того, продолжится финансирование совместного российско-украинского проекта по созданию грузового самолета АН-70 и строительство новейших атомных подводных лодок. Всего приоритетными названы 28 направлений.
Вместе с тем достоянием общественности стала лишь малая доля сведений о гособоронзаказе. Информация о закупках нового вооружения не дает представления о том, на что пойдут основные суммы и насколько эффективно они будут использованы. "Несмотря на то что часть бюджетных расходов на оборонный заказ была рассекречена, данных, ставших публичными, крайне мало, и их трудно соотнести", - сказал RBC daily заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Это приводит и к ошибкам в их интерпретации. "Многие поспешили заявить, что Минобороны впервые после распада СССР закупит 14 танков Т-90. На самом деле оборонное ведомство в 92-93 гг. уже размещало заказ на поставку около сотни таких танков", - напомнил он.
Помимо начала закупок современного вооружения для российской армии, ВПК ждет еще одно новшество. Минэкономразвития намерилось расширить систему тендеров на поставки военной техники. До настоящего времени торги проводились только по номенклатуре тыла, а с производителями боевой техники Минобороны заключало прямые контракты. Теперь право произвести для российской армии танки и самолеты предприятия будут получать, соревнуясь друг с другом на конкурсах. Причем право участия в них будет предоставлено только самим производителям, а не продавцам оружия и посредникам, что, как ожидается, должно обеспечить выгодные условия как для оборонного ведомства, так и для производителей. Проводить конкурсы будет Минобороны. Ранее сообщалось, что система торгов позволит сократить расходы на покупку техники примерно на 15%.
Сами производители военной техники и аналитики рынка вооружений отнеслись к нововведению по-разному. По выражению вице-президента Лиги содействия оборонным предприятиям Владимира Рубанова, целесообразно проводить торги по "коврикам для трапов самолетов, но не по самим самолетам". "На конкурс нельзя выносить контракты на поставки крупной техники. Напротив, необходима система государственной поддержки оборонных комплексов. Многие предприятия и выпускаемая ими продукция являются уникальными. О какой конкуренции и о каких тендерах в таком случае может идти речь? - сказал он RBC daily. - Другое дело - поставки запчастей, мелкого оборудования, программного обеспечения. Такая продукция, как правило, не капиталоемкая, и здесь возможна конкуренция, в том числе со стороны иностранных производителей". В целом же, по его мнению, нельзя переводить отношения государства и оборонной промышленности исключительно на рыночную основу. Впрочем, существует и другая точка зрения. "Тендеры - самое правильное решение. Подобие конкурсов существовало даже во времена СССР. Однако тогда, особенно в 60-е - 70-е гг., армия могла закупить оружие как выигравшего, так и проигравшего предприятия. Сейчас же конкуренция просто необходима, иначе возможно повторение ситуации, когда не Министерство обороны заказывает необходимую технику, а предприятия ВПК поставляют то, что им проще произвести", - считает Александр Храмчихин.
Еще одной важной особенностью следующего года станет то, что проект оборонного заказа отныне будет формироваться не на один год, вместе с федеральным бюджетом, а на 3 года. Это позволит более рационально распределить ограниченные средства, а также осуществлять долгосрочные проекты. "Так называемый трехлетний бюджет для финансирования оборонного заказа - это насущная необходимость. На нем настаивали сами оборонные предприятия. Двух-трехлетний военный бюджет позволит находить финансирование под долгосрочные проекты, организовать технологические циклы на это время и разместить подрядные заказы", - говорит Владимир Рубанов. По словам Александра Храмчихина, срок оборонного бюджета может быть еще больше увеличен. "Срок в 3 года для финансового плана оборонной промышленности ненормально мал. Подавляющее число образцов военной техники имеют более длительный технологический цикл производства. Но для начала и это неплохо", - говорит г-н Храмчихин.
Отметив положительную сторону трехлетнего финансового плана, эксперты сошлись во мнении, что один он не спасет отечественный ВПК и главное, что сейчас нужно, - это дальнейшее увеличение объемов закупок вооружений. По их мнению, даже увеличение оборонного заказа на 20% - это чрезвычайно мало. "Происходит размазывание денег по гигантскому количеству образцов военной техники. Поэтому денег становится недостаточно ни для кого. Нужно выбрать приоритеты, это трудная, но необходимая задача", - считает Александр Храмчихин. "Средств, выделяемых в настоящее время на оборонный заказ, недостаточно не только для развития отрасли, но и для ее воспроизводства, для поддержания мощностей на одном уровне. Степень износа основных средств предприятий ВПК превышает 90%. Если два года назад можно было говорить, что российская оборонная промышленность потеряла около 300 технологий, то теперь эта цифра достигла 480. Оборонный заказ, за исключением экспортных контрактов, по большей части направляется на НИОКР, производственный процесс финансируется слабо и фрагментарно", - рассказал Владимир Рубанов. В итоге, резюмируют опрошенные RBC daily специалисты, сумма в 340 млрд руб. не только не поможет отечественному ВПК встать на ноги в 2004 г., но и не остановит его дальнейшего разрушения.
Дмитрий Коптюбенко
25.12.2003
www.rbcdaily.ru