08 февраля 2006
1349

Владислав Иноземцев. Что делать с Ираном?

По мере приближения специальной сессии МАГАТЭ, посвященной проблемам развития ядерной программы Ирана, вопрос о ее судьбах - а вместе с ними и о перспективах политики западных стран в отношении исламской республики - становится все более актуальным. США, настаивающие на немедленном введении против Ирана международных санкций, постепенно готовят обществен&-ность к принятию военного сценария разрешения конфликта (не случайно уже 57% американцев готовы поддержать вооруженное вторжение в Иран если он не прекратит ядерные разработки). Европейские страны занимают более уме&-ренные позиции, но тоже склоняются к передаче "иранского досье" в Совет Безопасности ООН. Россия и Китай пока надеются, что этого удастся избежать.

На наш взгляд, все предлагаемые сегодня подходы не свободны от двух важ&-ных недостатков. Во-первых, совершенно особое отношение к иранской ядер&-ной программе (в отличие, например, от программ, приведших в 1997 г. к появлению ядерного оружия у Индии и Пакистана) обусловлено причислением Ирана к так называемой "оси зла", подозрениями поддержки им междуна&-ро&-дного терроризма и экстремистской риторикой президента М.Ахмадинеджада. Во-вторых, основная полемика сегодня ведется в, скажем так, энергетической "плоскости", т.е. ее участники исходят из того, что Иран стремится к доступу к атомной энергии, а обретение им ядерного оружия выступает скорее потен&-циальным опасным последствием, чем его непосредственной задачей.

Первое обстоятельство не стоит абсолютизировать. Пресловутая "ось зла" - не более чем пропагандистский прием американской администрации, призван&-ный оправ&-дать ее внешнеполитические стратегии. Следует также помнить, что осо&-бую опасность представляют не столько демагоги, сколько те, кто в тиши вынашива&-ет свои агрессивные планы и нападает исподтишка. Международные же террористы - как показали недавние выборы в Палестине - могут вскоре стать легитимной властью во многих ближневосточных странах, особенно ес&-&-ли демократия будет насаждаться в этом регионе американскими методами. Поэтому отношение к иранской ядерной программе не должно сопровождать&-ся истериками; гораздо правильнее было бы задуматься о совершенствовании общих подходов к оценке основ политики ядерного (не)распространения.

Второе обстоятельство также нуждается в осмыслении. Вплоть до сегодняшнего момента в центре дискуссии находится проблема контроля над производ&-ством ядерного топлива для энергетических установок. Но это - обманчивая по&-вестка дня. Только Запад смирил&-ся с перспективой его переработки в России, как Иран потребовал новых уступок. И теперь М.Эль-Барадеи предлагает США самим поставить Ирану атомные реакторы в обмен на 8-летний морато&-рий на ядерные исследования, а В.Путин выступает за создание "такой глобальной инфраструктуры", которая позволила бы обеспечить "равный недис&-криминационный доступ всех заинтересованных стран к атомной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения". Однако мы рискнем предположить, что ни первое, ни второе предложение не имеют не&-посредственного отношения к тому, что сегодня происходит в Иране.

Нам представляется, что главным мотивом иранской ядерной программы выс&-тупает стрем&-ление Ирана обрести ядерное оружие. Более того; это желание в нынешних условиях не выглядит противоестественным. Во-первых, сегодня ни одна страна не может быть уверена в собственной безопас&-ности, когда Соеди&-ненные Штаты открыто объявляют ее врагом "цивилизованного мира". Во-вто&-рых, политика Запада в отношении ядерного (не)распространения была и остается слишком двуличной для того, чтобы относиться к ней серьезно. В этой связи единственным выходом из нынешнего положения является пересмотр всей политики великих держав в вопросах ядерного нераспространения.

В нынешних условиях усиливать "давление" на Иран бессмысленно. Даже без помощи России у страны хватит средств и возможностей для того, чтобы создать и ядерный реактор, и атомную бомбу. Не поможет Россия - найдутся со&-юзники в Китае; откажется Китай - можно будет поискать единомышленников в Пакистане, где ядерные технологии еще недавно продавались правительст&-венными чиновниками как горячие пирожки. Выход из Договора о нераспрос&-транении также не представляется проблемой: вышла же из него недавно Северная Корея - и ничего не случилось, об этом предпочли побыстрее забыть.

Остаются две опции: военное вмешательство и масштабная ревизия полити&-ки нераспространения. Первое технически более просто, но способно приве&-сти к малопредсказуемым политическим последствиям. Вторая невозможна без кон&-сенсуса "старых" ядерных держав (США, России, Великобритании, Франции и Китая) по отношению к ядерным претензиям развивающихся стран. Именно к поиску такого консенсуса и следовало бы приложить максимальные усилия.

Естественным инициатором выработки новой стратегии мог бы выступить Ев&-ропейский Союз. Следует учитывать как то, что на Ближнем Востоке к Европе относятся намного более пози&-тивно, чем к США, так и то, что ЕС представляет две из пяти главных ядерных держав, а также выступает основным экономическим донором стран "третьего мира". На наш взгляд, требование "равно&-го недис&-криминационного доступа" всех заинтересованных стран к атомной энергии выглядит разумным; основная задача состоит в обеспечении ее мир&-ного использования. Последнее можно достичь только в рамках единой политики без&-опасности, основанной на системе гарантий, предоставляемых всеми официальными членами "ядерного клуба" "околоядерным" государствам - в том числе и гарантий военной помощи для отражения возможной агрессии.

Прежняя политика в области нераспространения ядерного оружия продемон&-стрировала свою неэффективность. Заметим: это оружие уже появилось (или вот-вот появится) в регионах основных локальных конфликтов: оно уже есть у Индии и Пакистана; имеется у Израиля и обязательно появится у одной из мусульманских стран региона; размещено в Южной Корее и предположитель&-но уже есть у Северной. Все это - реакция на неспособность великих держав разрешить эти региональные конфликты на протяжении вот уже более полу&-века. А в последнее время - еще и на открыто агрессивный курс США в отно&-шении "оси зла". В таких условиях у западного мира есть два альтернативных варианта действий. С одной стороны, можно предложить ядерным и "околоядерным" государствам "третьего мира" гарантии безопасности, экономичес&-кую помощь в развитии ядерной энергетики и программу выкупа их ядерного оружия или установления над ним международного контроля (что не так уж и невероятно - достаточно вспомнить о прекращении ядерной программы ЮАР и о "ядерной демилитаризации" постсоветских Казахстана и Украины). С дру&-гой стороны, допустимо и полное бездействие; в этом случае обладание ядер&-ным оружием, скорее всего, уменьшит, а не увеличит, риск межгосударствен&-ных конфликтов (не случилось же "горячей" войны между США и СССР, и не обострился же конфликт Индии и Пакистана после 1997 г). Единственное, че&-го не следует допускать - это избирательного отношения к реальным или потенциальным обладателям ядерного оружия, которое формировалось бы в за&-висимости от тех или иных предпочтений нынешних обитателей Белого дома или хозяев Кремля, и требовало бы принятия судьбоносных решений в усло&-виях искусственного цейтнота и под влиянием пропагандистской истерии.



Reformatorisch Dagblad (Голландия)
8 февраля 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=577
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
39
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован